Осадки начались еще в пятницу, когда проходила квалификация женской формульной серии W-Series, в которой выступает Ирина Сидоркова. Однако именно этот этап Ира в итоге пропустила из-за ложноположительного теста на ковид: уже следующий был отрицательным, но к соревнованиям ее все равно не допустили. Первые капли дождя попали на трассу, когда гонщицы были на сликах, и в итоге именно в коварной О’Руж произошел массовый завал, в котором поучаствовали сразу шесть пилотесс. Некоторые были доставлены на обследование в госпиталь, однако обошлось без серьезных травм и повреждений.
А вот пилоты Формулы 1 обе сессии свободной практики провели на сухом асфальте, и вся полученная командами информация была из разряда «на всякий случай», так как погодный радар жестко настроили на дождь.
Проблемы впервые возникли в субботу, когда квалификация сначала была отложена из-за сильного дождя, но уже через четверть часа осадки прекратились и был дан сигнал к началу первого сегмента. Вся квалификационная сессия проходила в постоянно меняющихся погодных условиях. Причем дождь начинался не всегда по времени, предсказанному радаром, поэтому усилия команд угадать с комплектом резины часто оказывались бесполезными.
Williams Racing с самого начала рискнули выпустить своих пилотов на промежуточных комплектах, и это дало им большое преимущество: и Рассел, и Латифи поначалу занимали верхние строчки в рейтинге. Затем и остальной пелотон переобулся на зеленые ободки, и статус кво был понемногу восстановлен.
По похожей же схеме прошел и второй сегмент, однако он преподнес несколько сюрпризов. Обе Ferrari не смогли показать конкурентного времени и выбыли из борьбы, не смог собрать хороший круг и Алонсо. Почти полторы секунды уступил своему партнеру Лэнс Стролл, показав 15-й результат. А вот Джордж Расселл вновь сумел пройти в третий сегмент, хотя показал лишь девятое время.
И кто бы мог подумать, что именно Рассел станет героем третьего сегмента квалификации, который в воскресенье окажет такое влияние на весь результат гонки!
Как говорят сами гонщики, именно дождь показывает, на что на самом деле способен пилот, ведь по мокрой трассе на первое место выходят навыки, а мощность, скорость и производительность автомобилей перестают играть решающую роль. До последнего круга Макса Ферстаппена именно Расселл занимал первую строчку в квалификации, и это был совершенно невозможный результат, ведь оба Mercedes, еще один Red Bull и весь остальной пелотон уступили гонщику на одной из самых отстающих машин. Да и Ферстаппен сумел отыграть всего 0,3 секунды. Трибуны ревели, в боксах Williams царило сумасшествие.
К сожалению, один из пилотов — Ландо Норрис — на втором круге попал в серьезную аварию, разбив McLaren в Радийоне, чуть повыше Красной воды. Что характерно, за несколько минут до этого Себастьян Феттель, выезжая на свой первый круг, сказал своему инженеру по радио, что воды слишком много и гонку нужно останавливать. Однако авария Норриса не стала поводом для красных флагов, пилоты продолжили сражение.
Примерно такими словами сопровождал свой ответ на вопрос о подписании контракта на 2022 год Тото Вольфф в субботу вечером после квалификации. Руководитель Mercedes признался, что контракт со вторым пилотом на следующий сезон уже подписан, но пока по различным соображениям он не может разглашать имя. Вся формулировка его ответов не помогала внести ясность. При этом он сообщил, что результат Джорджа в квалификации в Спа никак не мог повлиять на решение, ведь команда следила за его постоянным прогрессом и могла по заслугам оценить как выступление за Mercedes в Бахрейне, так и первые очки за Williams, набранные в Венгрии. Значит ли это, что вторым пилотом в Mercedes станет Расселл — или, наоборот, что команда решила сохранить Боттаса, пока неизвестно.
А вот Red Bull перед началом уикенда объявили о подписании Серхио Переса. Контракт с ним был продлен еще до летней паузы, однако опубликовали информацию только в Бельгии.
Продлен контракт и с Фернандо Алонсо — и в этом тоже нет ничего удивительного. Опыт испанца станет важнейшим при работе с новым автомобилем.
Два круга под автомобилем безопасности и зачет в половину очков — вот итог прошедшего Гран-при Бельгии. Однако сказать, что зачет произошел по итогам квалификации, тоже невозможно, ведь помимо штрафов за венгерские провинности Валттери Боттаса и Лэнса Стролла, переместившихся каждый на пять строчек вниз, были и еще происшествия, повлиявшие на итоговую расстановку сил. Ландо Норрис, показавший условно десятое время в третьем сегменте, был оштрафован еще на пять позиций за замену коробки передач. Стартовать с питлейна был вынужден Кими Райкконен — после замены заднего антикрыла в режиме закрытого парка. Ну а позади Кими также с питлейна стартовал в итоге Серхио Перес, который вылетел в барьеры безопасности во время формировочного круга и повредил свой автомобиль.
Пока гонка то стартовала за автомобилем безопасности, то вновь останавливалась, механики Red Bull сумели восстановить машину мексиканца, и ему в итоге позволили стартовать в гонке.
Старт Гран-при Бельгии по расписанию был назначен на 15:00, но директор гонки Майкл Маси в самом начале дважды отложил старт — сначала на 10 минут, потом еще на 15 из-за сильного дождя и условий плохой видимости. Несмотря на то, что часы были запущены, Race Control объявили, что процедура старта отложена, и все машины вернулись на питлейн.
Согласно действующему регламенту, от времени запланированного старта гонка Формулы 1 должна уложиться в отведенные три часа, в противном случае, если она так и не начнется, то не будет считаться состоявшейся.
Однако над трассой продолжал лить сильный дождь, и никаких улучшений не прогнозировалось. В связи с этим Майкл Маси объявил, что остановил часы за час до «времени Ч» и берет дополнительную паузу, чтобы дождаться улучшений погоды и в этом случае все же начать гонку.
Это было очень странное решение. Для того, чтобы пилотам получить половинные очки, им было достаточно проехать хотя бы два круга полностью — и даже два круга позади автомобиля безопасности считаются. А вот чтобы начислить полные очки, нужно провести хотя бы 75% дистанции, что в условиях Спа сделать в течение часа, да еще и по дождю, абсолютно нереально.
Гонка возобновилась в 18:17 по местному времени, однако все действие свелось к двум кругам за красным Mercedes Бернда Майландера, после чего машины вновь вернулись на питлейн, а еще через некоторое количество времени было объявлено, что дальнейшего возобновления Гран-при не будет.
Таким образом, места распределились в том же порядке, в котором все автомобили во второй раз стартовали за машиной безопасности, а победителем в Спа стал Макс Ферстаппен.
Джордж Расселл в своей 50-й гонке в Формуле 1 заработал свой первый подиум, и состоявшийся формат ему в этом однозначно помог: даже под дождем он вряд ли смог долго сопротивляться пилотам позади себя на более быстрых машинах.
Лучший круг в гонке показал Никита Мазепин — еще один из ряда вон выходящий результат, который будет зафиксирован в истории наряду с подиумом Расселла за команду Williams.
По результатам ГП Бельгии лидером чемпионата продолжает оставаться Льюис Хэмилтон, чье преимущество над Максом Ферстаппеном после Венгрии сократилось до трех очков. Расселл поднялся на 15-е место в личном зачете, опередив своего сокомандника. В Кубке конструкторов McLaren вновь вернулись на третью строчку.
18 лет тому назад в Бразилии гонка прошла в условиях, очень близких тому, что мы видели в это воскресенье в Спа. Но очевидно, что в тот раз организаторы включили логику и разум, и у нас хотя бы состоялась гонка — одна из наиболее запоминающихся за последние 20 лет.
Да, старт тогда был отложен, и машины собрались позади автомобиля безопасности, но после восьми медленных кругов гонка все же началась. За время заезда произошла масса инцидентов, мы часто видели желтые флаги, а в итоге все закончилось красными — после того, как Марк Вебер попал в серьезную аварию, а Фернандо Алонсо проехал по обломкам его автомобиля.
Однако та гонка проходила в точности в соответствии с регламентом, а красный флаг подняли только после того, как машины прошли 75% дистанции. Именно четкое следование регламенту позволило в тот день Джанкарло Физикелле и команде Джордан выиграть гонку.
В тот день в Интерлагосе все, кто собрался на трассе, получили то, за чем они пришли — гонку, и это было здорово. И я уверен, что в воскресенье в Спа все тоже хотели, чтобы прошла настоящая гонка. Но получилось наоборот. Формула 1 была скомпрометирована, а все участники событий — смущены происходившим.
Если бы в этот момент я находился на питволе, я бы тоже не знал, что делать. Но одно дело я, и совсем другое — FIA, которая продемонстрировала, насколько она неопытна в подобных меняющихся условиях.
Когда шоу руководил покойный Чарли Уайтинг, он в своих поступках твердо придерживался регламента. Он был жестким, но честным, и мы все точно понимали, что и когда нам ждать.
Команды и те парни на питволе, что руководят машинами в гонке, были не меньше зрителей расстроены тем, что им приходилось постоянно задавать FIA одни и те же вопросы относительно старта. Но они получают зарплату, а зрители платят — и немало — за подобные развлечения из собственного кармана. И это неподобающий фарс — провести день под дождем на трассе и не посмотреть гонку.
Никто больше меня не ратует за безопасность гонок, и я прекрасно понимаю любое решение, которое сокращает ненужный риск. Но если нам и впредь руководствоваться такими решениями как в этот раз, то просто нужно отменить все дождевые гонки. Навсегда.
Мы и раньше бывали свидетелями, когда в гонках бывал длительный период автомобиля безопасности — например, в Фудзи-2007 или в Корее-2010. Можно вспоминать и дальше — когда в 1976 году Гран-при Японии был отложен из-за дождя, но все же состоялся.
После того, что произошло в это воскресенье в Спа, нужно очень тщательно заново пересмотреть все правила. Похоже, Майкл Маси не понимал, что Серхио Перес имел полное право стартовать в гонке, потому что так сказано в регламенте. А если он считает, что гонщик, попавший в аварию или сломавшийся на формировочном круге, не может стартовать в гонке, то тогда этот пункт нужно внести в правила.
Точно так же нужно четко определить, что должно происходить в условиях, подобных вчерашним. Ведь изначально есть правило, по которому гонка Формулы 1 должна уложиться в три часа, но затем FIA нашли способ отменить это правило, используя Международный спортивный кодекс.
Похоже, что основное внимание в это раз уделялось техническому завершению заезда. Под этим я подразумеваю, что у нас было два круга под автомобилем безопасности, после чего были начислены половинные очки. И каким бы молодцом ни был Макс Ферстаппен, когда он выиграл дождевую квалификацию, вряд ли это можно назвать победой в гонке.
Вся эта ситуация была больше похожа на попытку соблюсти все пункты контрактов с промоутером гонки и телевизионным вещанием. Потому что если бы они всерьез хотели попробовать провести Гран-при, то хотя бы постарались проехать за машиной безопасности чуть больше кругов.
У меня даже есть предложение, как это можно было бы организовать. После круга или двух за сейфити-каром, нужно было бы убрать его с трассы, но вывесить желтые флаги. Тогда лидер бы стал задавать темп, но обгоны были бы запрещены, и все пилоты смогли бы понять, что происходит на трассе и в то же время разогнать с траектории большую часть воды.
Вся эта непонятная ситуация в рейс-контроле отразилась и на болельщиках, которые вообще не понимали, что происходит. Сначала пелотон прошел несколько формировочных кругов за машиной безопасности, но гонка так и не началась. И в то же время часы, отсчитывающие три часа, были запущены. Попробуйте объяснить это зрителям!
При этом я должен также сказать, что откладывать гонку на понедельник также не имеет смысла. Потому что, например, маршалы, которые работают в выходные на трассе, в будние дни имеют другую, постоянную работу. Так что большинство из них в будни просто недоступно.
Я искренне сочувствую FIA и Майклу Маси из-за ситуации, в которой они оказались. Спа — очень быстрый трек, а видимость в этих условиях была просто отвратительной, так что в этом водном спрее даже сложно разглядеть другие машины. Найти выход в такой ситуации крайне сложно, но возможно, и после того как гонка началась, ответственность за происходящее ложится уже на плечи пилотов. Гонки и раньше проводились в подобных условиях, и в итоге как-то справлялись.
Единственная ситуация, в которой гонку надо останавливать — это когда воды столько, что машину постоянно срывает в аквапланирование. Но если речь идет о видимости, то надо придумать, как сокращать водяной шлейф, не прибегая к техническому регламенту. Со следующего года правила меняются, так что это отличный повод внести в новый свод те актуальные позиции, которые помогут избежать подобных ситуаций.
Я уже говорил, что решения в таких случаях должен принимать не рейс-контроль — слово должно оставаться за опытными, грамотными пилотами, например, чемпионами мира. Если Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель, Фернандо Алонсо и Кими Райкконен скажут, что все в порядке и можно ехать, то я не вижу никаких препятствий так и сделать.
Формула 1 должна извлечь уроки из происшедшего. Нужно полностью прояснить все правила и регулировки, сделать их прозрачными и понятными, и убедиться, что с ними знакомы в том числе и в самом рейс-контроле. А еще лучше бы сделать так, чтобы зрители и болельщики, собравшиеся посмотреть Гран-при, тоже о них знали — и понимали, что же происходит на трассе.
Пилот | Команда | Время | Скорость | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 3:27,071 | 119,611 |
2 | Д. Расселл | Williams | +1,995 | 118,469 |
3 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +2,601 | 118,127 |
4 | Д. Риккардо | McLaren | +4,496 | 117,069 |
5 | С. Феттель | Aston Martin | +7,479 | 115,441 |
6 | П. Гасли | AlphaTauri | +10,177 | 114,007 |
7 | Э. Окон | Alpine | +11,579 | 113,276 |
8 | Ш. Леклер | Ferrari | +12,608 | 112,746 |
9 | Н. Латифи | Williams | +15,484 | 111,289 |
10 | К. Сайнс | Ferrari | +16,166 | 110,949 |
11 | Ф. Алонсо | Alpine | +20,590 | 108,793 |
12 | В. Боттас | Mercedes | +22,414 | 107,928 |
13 | А. Джовинацци | Alfa Romeo | +24,163 | 107,112 |
14 | Л. Норрис | McLaren | +27,109 | 105,764 |
15 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +28,329 | 105,216 |
16 | М. Шумахер | Haas | +29,507 | 104,692 |
17 | Н. Мазепин | Haas | +31,993 | 103,604 |
18 | К. Райкконен | Alfa Romeo | +36,054 | 101,873 |
19 | С. Перес | Red Bull | +38,205 | 100,980 |
20 | Л. Стролл | Aston Martin | +44,108 | 98,606 |