Во время прошедшего уикенда на автодроме Энцо и Дино Феррари в Имоле автомобиль безопасности выезжал на трассу по итогам всех формульных серий более десяти раз и проехал по треку в общей сложности около 25 кругов. Это даже больше, чем продолжительность спринт-гонки, длина которой составляет 21 круг. Причиной столь частому появлению стала дождливая погода, мокрая трасса и низкая температура покрытия. Больше всего выходов автомобиля безопасности было зафиксировано в Формуле 3: за две гонки Бернд Майландер выезжал на трассу пять раз, а последняя авария Основной гонки произошла на трассе уже после того как был объявлен рестарт, но до ухода машины безопасности на питлейн.
После Гран-при Австралии (две недели тому назад) Макс Ферстаппен недовольно высказался в адрес автомобиля безопасности, роль которого исполнял Aston Martin Vantage, назвав его черепахой. Сутью его претензий стала невысокая скорость автомобиля, позади которого машины Формулы 1 ехали слишком медленно, а их шины, наоборот, остывали слишком быстро.
FIA не преминула ответить гонщику Red Bull, объяснив, что задачи машины безопасности заключаются прежде всего в том, чтобы обеспечить безопасность не только гонщиков, но и маршалов и официальных лиц, которые в этот период могут работать на трассе.
Aston Martin появился в Формуле 1 впервые в 2021 году. И вот уже второй сезон функции машины безопасности во время гонок Формулы 1, 2 и 3 выполняют автомобили сразу двух брендов: Mercedes и Aston Martin, и их характеристики довольно существенно между собой различаются. Разница в мощности у них почти 200 л.с. Мы решили выяснить, какие автомобили играли роль safety car в прошлом и всегда ли они были достаточно мощными, чтобы обеспечить формулам достаточный темп? Ну а заодно и вообще рассказать историю машин безопасности и их появления в Формуле 1.
Название «pace car» переводится дословно как «машина темпа», т. е. автомобиль, который задает темп движения всему пелотону. Его день рождения приходится на 30 мая 1911 года, когда состоялась первая в истории гонка Indy 500, и старт ей давал специальный пейс-кар, чья задача была вывести пелотон на первый, прогревочный круг, чтобы затем дать старт с хода.
История сохранила не только марку автомобиля — им стал Stoddard-Dayton, но и имя первого водителя пейс-кара.
Карл Грэм Фишер увлекался автомобилями и автогонками и считался гением промоушена. Его биография включает в себя большой список занятий, от велоспорта и производства головных фар для автомобилей на основе ацетилена до открытия первого в истории автодилерства и выступления в гонках. В 1911 году он также удостоился чести первым сесть за руль пейс-кара в Индианаполисе, а позже строил дороги и асфальтированные треки по всей Флориде. До сих пор его имя входит в список 50-ти самых влиятельных людей Флориды по версии СМИ, хотя сам Фишер умер в 1939 году.
Что же касается самого Stoddard-Dayton, то от него не требовалось каких-то уникальных гоночных характеристик. Этот автомобиль принадлежал к классу luxury cars тех лет и был скорее символом, чем настоящим «трек-тулом». Вслед за ним эту роль исполняли и другие дорогие и роскошные бренды и модели: для них это был прежде всего вопрос рекламы и престижа.
Место за рулем пейс-кара расценивалось примерно так же. На него приглашали звезд и политиков, и это продлилось вплоть до 1971 года — ровно как в той поговорке про жареного петуха. В том году Dodge Challenger управлял владелец автосалона, предоставившего автомобиль, и в силу разных причин на питлейне он попал в аварию. Никто не погиб, но пострадавших было довольно много, и с тех пор к управлению пейс-каром допускались только профессиональные гонщики. Интересно, что победитель Indy 500 получает в подарок либо реплику пейс-кара, либо его сам, что бывает реже.
Что касается safety car, то его история началась на 60 лет позже и на другом континенте. Первым автомобилем безопасности в Формуле 1 стал Porsche, а использовали его на ГП Канады 1973 года. Очевидно, что этот шаг стал следствием определенных размышлений организаторов гонки, но процедура никак не была проработана, и это привело к дальнейшим многочисленным ошибкам при подсчете результатов.
Porsche 914 вышел на трассу на 32-м круге гонки после того, как под сильнейшим дождем произошла серьезная авария. Задачей сейфити-кара было прежде всего предотвратить дальнейшую борьбу между гонщиками в опасных для гонки условиях. Однако бывший канадский автогонщик Эппи Витцес, который сел за руль желтого Porsche, не сориентировался в ситуации на трассе и выехал в середине пелотона, сделав лидера круговым. Неразбериха при подсчете итогов гонки вызвала огромное недовольство у всех, и в целом правильную идею официального автомобиля безопасности похоронили еще на 20 лет.
Это не значит, что в этом промежутке safety car не использовался в Гран-при, но его появление не было регулярным и официальным, а в некоторых случаях и вовсе носило характер скорее престижа, нежели необходимости. Это касается и одного из самых статусных автомобилей — Lamborghini Countach, который был приоритетом исключительно Гран-при Монако и выезжал на трек в 1980–83 годах.
А вот в 1993 году появление safety car стало происходить уже на регулярной основе — и в качестве именно автомобиля, который обеспечивал безопасность.
28 марта 1993 года Гран-при Бразилии на трассе «Интерлагос» начался с сильнейшей аварии Майкла Андретти и Герхарда Бергера, но не это стало причиной выезда автомобиля безопасности. Ближе к середине гонки пошел сильнейший дождь, что привело к нескольким разворотам, а также авариям. После столкновения Укио Катаямы и Агури Сузуки стартово-финишная прямая была засыпана обломками машин. Это и вызвало необходимость выпустить на трассу Fiat Tempra. В этот раз все уже прошло благополучно - ведь за рулем Fiat Tempra сидел сам... Чарли Уайтинг! К тому же процедуру обкатали во время двух Гран-при прошлого года: Франции и Великобритании.
Еще одно изобретение Формулы 1 — виртуальная машина безопасности. Это особый режим, во время которого все гонщики обязаны снизить скорость до указанных лимитов (в Формуле 1 это снижение на 40%).
Система virtual safety car была реализована в 2015 году после аварии Жюля Бьянки на трассе Сузука в 2014 году. Интересно, что первые испытания этой системы состоялись менее чем через месяц после этого трагического инцидента. В отличие от реального автомобиля безопасности, виртуальный сразу же обеспечивает нужный скоростной режим и позволяет приостановить сражение на трассе намного быстрее. Очень часто режим VSC используется перед тем, как на трассу будет выпущена реальная машина безопасности.
В режиме гонки VSC впервые был использован на Гран-при Монако 2015 года, когда Макс Ферстаппен на высокой скорости вылетел в барьеры безопасности. Позже он был заменен на полноценный safety car.
Вплоть до 1996 года функции автомобиля безопасности исполняли различные бренды автомобилей. Среди них были и Opel Vectra (как, например, на том самом злосчастном и трагическом Гран-при Сан-Марино 1994 года), и Honda Prelude, и Porsche 911 GT2, и Lamborghini Diablo, и даже Renault Clio! Вот уж бы хотелось посмотреть на Макса Ферстаппена, вынужденного уткнуться в эту крохотную малолитражку!
Кстати, именно Renault Clio стал последним автомобилем другого бренда, прежде чем в 1996 FIA заключила контракт с Mercedes, и с тех пор именно немецкие машины с трехлучевой звездой занимают в Формуле 1 эту должность. Вот список моделей Mercedes, которые работали на чемпионате мира в качестве официального автомобиля безопасности:
Однако в 2021 году гегемония Mercedes в качестве Safety car была приостановлена: теперь компанию немецкому производителю составил английский бренд Aston Martin. Последние два сезона эти два производителя делили между собой Гран-при фактически поровну. Впрочем, для концерна Daimler, обладающего пакетом акций Aston Martin и поставляющего английскому производителю немецкие моторы, это было просто хорошим рекламным ходом.
В 2021 году Mercedes AMG GT-R дополнил Aston Martin Vantage. Однако в 2022-м, в отличие от Aston Martin, Mercedes обновили обе модели, выходящие на трек в качестве автомобиля безопасности и медицинской машины. Теперь это 730-сильный Mercedes GT Black Series и 640-сильный Mercedes-AMG GT 63 S 4Matic+.
Фактически по своим характеристикам обе эти машины повторяют свои заводские версии, а из изменений они получили только дополнительные настройки подвески и некоторые доработки по аэродинамике. Есть у них и многочисленное дополнительное оборудование — от мониторов с трансляцией и устройств для связи с дирекцией гонок до различных световых и звуковых сигналов. Медицинская машина несет на своем борту и несколько приспособлений для реанимации — чтобы оказать первую помощь до прибытия скорой.
Что же касается Mercedes GT Black Series, это тот самый автомобиль, который в трековой версии имеет каркас безопасности и гоночные ковши вместо обычных сидений. Он установил новый рекорд Нюрбургринга для серийных автомобилей, проехав круг за 6 минут 43,616 секунды под управлением гонщика Маро Энгеля осенью 2020 года.
Автомобилем безопасности в Формуле 1 вот уже более двух десятков лет управляет один и тот же человек: Бернд Майландер.
Майландер — в прошлом профессиональный гонщик, который в свое время выиграл знаменитую гонку «24 часа Нюрбургринга», а также выступал в DTM на автомобиле Mercedes и даже стал победителем одного из этапов чемпионата. За всю свою карьеру водителя автомобиля безопасности он пропустил всего два Гран-при — ГП Канады 2001 года, когда он перед этим получил травму (его замещал Марсель Фасслер), и на Гран-при США в 2002 году (за руль сел Дэмиан Фолкнер).
Почти все это время вместе с ним в качестве водителя медицинского автомобиля на трассе работал Алан ван дер Мерве. Интересно, что в этом году он был отстранен от работы из-за того, что отказался вакцинироваться против COVID.
За всю историю Формулы 1 девять Гран-при заканчивалось под автомобилем безопасности: ГП Канады–1999, ГП Австралии–2009, ГП Италии–2009, ГП Монако–2010, ГП Бразилии–2012, ГП Канады–2014, ГП Китая–2015, ГП Бахрейна–2019 и ГП Бахрейна–2020. Еще одна гонка, сразу ставшая скандально известной — ГП Бельгии–2021 — полностью прошла под автомобилем безопасности и состояла из двух прогревочных и двух гоночных кругов, но закончилась под красными флагами, поэтому формально причислить ее к предыдущему списку нельзя.
Правила поведения на трассе под автомобилем безопасности менялись за историю Формулы 1 много раз. Были периоды, когда гонщики не имели права заезжать на питлейн, пока сейфити-кар был на трассе, затем это правило отменялось. В другие годы круговые не могли обгонять safety car, затем снова могли. Имелись также расхождения в разные периоды по тому, должен ли автомобиль безопасности дожидаться, когда весь пелотон соберется позади него, или нет.
Последние изменения в процедуре работы машины безопасности были сделаны уже в этом году, после прошлогоднего скандала на Гран-при Абу-Даби. Теперь она может возвращаться на питлейн через круг после того, как конец режима SC был объявлен — не дожидаясь, когда все соберутся позади.
Машина безопасности сейчас является неотъемлемой частью любых автогонок, будь то формульные соревнования или кузовные, чемпионаты мира или национальные кубки. В российских чемпионатах также используются автомобили безопасности. Есть у нас и свои водители этих машин, выходящие на старты год за годом. Документы, регламентирующие порядок действий safety car, меняются регулярно. Однако сейчас уже сложно представить, какой бы хаос творился на трассах, не будь этих автомобилей, которые всегда возглавляют пелотон, но никогда не побеждают в гонках.