Анастасия Нифонтова и Екатерина Жаданова — один из редких примеров полностью женских экипажей, выступающих в ралли-рейдах и имеющих все шансы не просто побороться, а и победить мужчин. Девушки выступают в категории Т3 на мотовездеходе Maverick, и после двух этапов чемпионата России по ралли-рейдам лидировали не только в своей категории, но и в абсолюте.
Лидерами же они уезжали на старт третьего этапа чемпионата России «Золото Кагана», который совпадал и с международным ралли «Шелковый путь», первые три дня маршрута которого шли в зачет «Золота Кагана». Однако в самом начале пути на Анастасию и Екатерину начали сыпаться технические проблемы. Уже на втором этапе их выносливый и терпеливый Maverick накрыла волна поломок.
«Где-то на 80-м километре пути удача показала нам свой гладкий обширный зад», — написала в своих соцсетях Анастасия. — «Сначала разлетелась вилка кардана, и мы потратили около 40 минут, чтобы отсоединить его от переднего редуктора, подвязать и поехать дальше на заднем приводе, а потом километров через десять умер задний левый ШРУС, и мы остались в мягком песке с приводом на одно колесо. Ехать так дальше было невозможно, мы приняли решение снимать привод с переднего колеса и переставлять назад. Разбор машины в песке на жаре — не самое быстрое мероприятие, да еще и тут удача добавила “на десерт”, и как мы ни старались без съемника вынуть привод из редуктора, не смогли. В процессе еще и разобрали ШРУС этого самого привода и тут уже в ход пошла “болгарка”! На самом деле герой дня сегодня — мой штурман Катя. Все основные работы с железом были в ее руках! В итоге провозились с железками несколько часов, и когда поняли, что уже не укладываемся в норматив, кое-как все собрали и на одном колесе поехали в сторону асфальта. Доехали до финиша, отметились, но не хватило каких-то 13 минут, чтобы уложиться в норму времени».
В итоге экипаж получил 16 часов штрафного времени, и на этом для девушек борьба за призы закончилась, а впереди поджидали и другие проблемы…
Третий этап женский экипаж прошел на отлично, проиграв лидеру зачета Т3 всего шесть минут — и это притом, что Анастасия решила не перегружать мотор в жару и давала ему иногда остыть, а вот на четвертый день вновь возникла поломка на кардане.
«Сегодня на 2-м километре от старта скрутило трубу кардана, как фантик от конфеты», — рассказала Анастасия. — «С этим разобрались за 30 минут и помчали дальше на заднем приводе. Жара стояла невыносимая, песок очень вязкий, и было очевидно, что оставшиеся 340 км вряд ли привода сдюжат. И когда один отстегнулся на 200-м километре, мы уже ничему не удивились. Как назло, все раскорячило и перекосило так, что в ход опять пошла “болгарка” и куча времени. Поставили новый привод и уже очень аккуратно, не спеша, докатили 140 км до финиша».
К счастью, на этом проблемы с «Крошем» — как зовет Настя свой мотовездеход — закончились. На оставшихся спецучастках девушки сумели одержать четыре (!) победы и стать самым успешным экипажем в категории Т3, но при этом гонку так и не выиграли, а в турнирной таблице «Шелкового пути» и вовсе оказались лишь на седьмом месте.
Мы встретились с ними на финише в Лужниках, чтобы поговорить о том, как проходила главная гонка сезона и что их ждет во второй его части.
— Настя, поздравляю с финишем! Поделись с нашими читателями общими впечатлениями от ралли.
— Мое самое позитивное впечатление — это спецучасток вокруг Чечни. Мне очень понравились эти песчаные дорожки. Тот маршрут, что Сергей Таланцев прописал — это как раз то, что я люблю. Трасса трехмерная и не такая рваная, как в Астрахани — с обрывами и жестким песком. Она именно что гладенькая, и в то же время захватывающая. И мы, несмотря на то что стартовали в конце канала, смогли выиграть этот спецучасток с хорошим отрывом.
Что же касается общих гоночных впечатлений — они непростые: смазано-смутные, спутанные. Потому что, с одной стороны, конечно, классно, что мы добрались до финиша. А с другой — гонка была непростая, девять полноценных спецучастков (Пролог — десятый). Были разные приключения, но в этот раз поломок произошло больше, чем за все два года, что я выступаю на багги.
— А в чем ты видишь причину?
— Мы анализировали с командой, и мнение такое: проблема в том, что я с каждой гонкой продолжаю прибавлять. Как и любой спортсмен, у которого появляются сильные соперники, я начала тоже наращивать. В этот раз на гонке действительно были очень непростые соперники — например, тот же Армен Пузян, который тоже прибавляет от этапа к этапу, и ты стараешься соответствовать, ехать агрессивнее, быстрее. И машина начинает показывать какие-то слабые места. Например, у нас был совмещен усиленный передний редуктор со стандартным карданом, и вилка не выдержала.
А вторая наша большая поломка через день оказалась связана с тем, что наши поставщики, которые делали кардан, поставили трубу из «фольги». В глаза это не бросалось, а в ходе гонки выяснилось. И одно стало цепляться за другое.
После этого поставили стандартный редуктор, и все, больше у нас поломок такого характера не было. Поэтому сейчас понятно, что кардан тоже надо усиливать, но Катя говорит, что тогда коробку свернет. Что же касается того, почему все произошло именно на этой гонке — видимо, потому, что хотелось показать результат.
— Как ваш экипаж отнесся к неудаче в самом начале, которая перечеркнула разом результат двух гонок? Стало ли это своеобразным антистимулом?
— Мы отнеслись к этому философски. Я, например, считаю, что незачем расстраиваться, если уже все случилось. Впереди вся гонка, так что нам остается ехать дальше и показывать результаты. Не первый день же в гонках! Но, конечно, было очень обидно. Сейчас мы стоим в очереди на финишный подиум, и какая-то горечь присутствует.
— Слышала, что после того как закончился этап чемпионата России «Золото Кагана», количество участников резко уменьшилось. Не было ощущения, что вы «доезжаете»?
— Во время гонки у меня особо не было времени смотреть по сторонам, но на одном из бивуаков я вдруг подняла глаза, и такая: ой, а где все? Конечно, обидно, что так мало… Во флагманском зачете Т1 объективно конкурентных три машины было, и одна еще сразу отвалилась. Наш Т3В был самым конкурентным зачетом: порядка 14-15 машин, из которых 11 доехало до финиша. Это грустно, конечно. Хочется, чтобы было больше участников.
— А что ты скажешь про Никиту Мазепина?
— Никита — первый раз в этих гонках, но не надо сбрасывать со счетов, что он профессиональный пилот, и это никуда не денешь. Притом он серьезно готовился к этой гонке, хотя и не афишировал: тренировался в Астрахани, ездил в Эмираты. Так что сказать, что Никита «вдруг всех победил» — это немного лукавство. Но он большой молодец, я им искренне восхищаюсь, он крутой. Но я, если честно, и ожидала, что он сможет показать высокий темп, потому что профессионал.
С другой стороны, для ралли-рейдов всегда важен опыт. И тут как раз заслуга Сергея Карякина и их команды, которые своим опытом очень качественно поделились. Никто и не скрывал, что Сергей всю дорогу Никиту прикрывал, и когда у Никиты сломался кулак где-то в районе Чечни, они остановились и меняли ему этот кулак. То есть мы с Катей вдвоем сами там разбирались, а у них были, грубо говоря, профессиональные механики, которые быстро и оперативно все сделали. Но когда есть бюджет, все так и делают: если можешь себе позволить — это же круто! Поэтому тут вопросов нет. Никита большой молодец, респект вообще всей их команде — они красавцы.
— У вас с Катей какие-то перспективы в чемпионате России еще остались?
— Конечно. В чемпионате шесть этапов, а в зачет идут только пять. То есть нам теперь безошибочно нужно проехать три этапа осенью, и тогда у нас есть все шансы. К тому же сломаться машина может у каждого, это технический вид спорта. Так что все впереди.
— Через пару часов вы проедете через финишную арку, а что потом? И даже не в смысле спорта, а в целом в твоих планах?
— Я мечтаю наконец-таки поиграть на скрипке. Я на самом деле брала ее с собой, но времени вообще не было. Что касается команды, то парни будут перебирать всю машину — нужен полный ребилд. В начале августа мы поедем на нашу дружественную гонку Moto Rally Cup к Алексею Кузьмичу в Андреаполь. И после этого будем готовиться к продолжению чемпионата России.
— Можешь поделиться, насколько затратно ралли «Шелковый путь»?
— У нас бюджет, насколько я помню, порядка трех миллионов рублей. Это с учетом того, что машина у нас есть. Если же ехать, например, как ехал Никита, со своим поваром, то это дороже.
— Тебе очень повезло с Катей. Я так понимаю, если бы не она, все могло бы сложиться иначе в этой гонке…
— Да, Катя у нас была ответственная за всю техническую часть, вся основная работа на ней, я так, что-то подержать, что-то помочь. «Болгаркой», где надо было вдвоем, я помогала. Но пилила все Катя, и чинила тоже она. Я только водичкой предлагала ее полить. И как штурман она совершенно классно справлялась последние два-три дня, когда была совершенно сумасшедшая, запутанная навигация: высокая трава и невидимые дорожки. Даже Таланцев потом подошел поинтересоваться, как нам понравился его ребус — специально хотел нас запутать. Но Катя просто молодец, все разгадала!