Первые страсти и восторги вокруг предстоящего Гран-при немного улеглись, и стали доступны другие факты, которые говорят нам о том, что далеко не все так радужно, как это пытались представить.
Например, стоимость билетов на гонку стала самой высокой за всю историю Формулы 1, однако за неделю до старта выяснилось, что порядка десяти тысяч билетов так и не были проданы. По сообщениям зарубежных изданий, сейчас самые дешевые места на трибунах стоят около $1000, что уже в два раза меньше, чем цены на аналогичные места по летнему прайсу. Сравните: до сих пор самая высокая цена на дневной билет на этап Формулы 1 составляла чуть более $800.
Недовольны проведением этапа и местные жители, которые жалуются на то, что организаторы перестроили весь центр города, засыпав и закрыв фонтаны, перекрыв дороги и доступ к привычным местам. Впрочем, это следствие любого городского этапа.
Город грехов всегда сочетал в себе блеск, гламур, игру и высокие ставки. Элементы казино уже внесены в оформление трассы, боксов команд и даже ливрей автомобилей. Современная Формула 1 вполне подходит под описание азартных игр, где можно выиграть или проиграть целое состояние. Так что же нас ожидает в ближайшие выходные? Грандиозное шоу или столь же грандиозный провал?
После того как Уоткинс Глен был вычеркнут из календаря Формулы 1, ему на замену пришел этап в Лас-Вегасе. Организаторов попросили поработать над имиджем города, который носил статус одного из самых мафиозных в США. Этап получил название Гран-при «Цезарь Палас» — в честь одного из крупнейших отелей и казино в городе, который и стал титульным спонсором. А гонки проходили по огромной парковке вокруг казино.
Трасса протяженностью 3650 метров напоминала клешню с тремя пальцами и состояла из 14 поворотов. Трек был разделен бетонными блоками и сшитыми стопками шин, при этом огромная территория позволила сделать его довольно широким, что хорошо сказывалось на обгонности. Однако пилоты вспоминали его как «самое ужасное место, где проходил чемпионат».
Гран-при «Цезарь Палас» просуществовал два года — в 1981-м и 1982-м, а затем из-за разногласий между организаторами и промоутерами был заменен на Гран-при Европы в Брэндс-Хэтче.
Трасса проложена по главным улицам города, в том числе и по бульвару Лас-Вегас, более известному как Лас-Вегас Стрип, мимо знаменитых отелей города, а также фонтана Белладжио.
Все это — оживленные магистрали с активным движением, что подразумевало необходимость замены всего покрытия будущего трека. Так, на протяжении более чем шести километров будущего трека сняли верхний слой асфальта толщиной от 12 до 20 см, а вместо него уложили специальное более плотное покрытие с последующим нанесением гоночного слоя асфальта. Предполагается, что после этого покрытие не придется менять следующие шесть лет.
Поскольку основные четыре дороги во время гоночных сессий перекроют, было построено три временных моста, чтобы зрители могли перемещаться между отелями и трассой. Например, Flamingo Road bridge протяженностью около 245 метров состоит из четырех полос. Чтобы его построить, а потом разобрать, потребуется восемь дней.
★ Протяженность трека: 6,201 км.
★ Длина гонки: 50 кругов, или 310,05 км.
★ Трасса проложена по самым известным улицам Лас-Вегаса, включая Стрип, и является второй по протяженности в календаре этого года, уступая лишь «Спа-Франкоршаму».
★ Количество поворотов: 17 (11 левых, шесть правых).
★ Направление движения: против часовой стрелки.
★ Самый длинный отрезок трассы: прямая Лас-Вегас Стрип — 1,9 км.
★ Предполагаемая максимальная скорость: 342 км/ч.
★ DRS: две зоны, расположенные между 4-м и 5-м поворотами, а затем на задней прямой между 13-м и 14-м поворотами. Предполагается, что повороты непосредственно после зон DRS, повороты 4 и 14 являются наиболее вероятными для обгона.
Максимальная скорость: по данным предварительных симуляций, максимальная скорость на трассе в Лас-Вегасе будет уступать только трассе в Монце. По прогнозам Mercedes, пилоты будут проходить на полном газу порядка 78% трассы. Самые медленные повороты: 1-4, 7-9, 12 и 14-16.
Инженерам придется искать компромисс между максимальной скоростью, сцеплением и прижимной силой в низкоскоростных поворотах. Еще одной проблемой станут вероятные низкие температуры.
The Hollywood Reporter опубликовал глобальный материал про экономику проекта Формулы 1 в Лас-Вегасе. Вот что они пишут:
Стоимость проекта оценивается в 560 млн долларов. Из этого 80 млн потрачено на дорожную инфраструктуру, а еще порядка 400 млн — на создание многоцелевого здания паддока, длина которого равна длине трех полей для американского футбола (110 метров каждое) и расположено сбоку от Лас-Вегас Стрип позади курорта «Планета Голливуд».
Над боксами расположен Паддок клуб, ложи, Wynn Grid Club и другие клубные помещения. Wynn Grid Club — это «круглогодичная членская программа», которая включает в себя абсолютно все услуги. Стоимость Wynn Grid Club не называется, а вот цена самого недорогого билета в другие клубные программы начинается от $5500.
На крыше здания организована дополнительная смотровая площадка и установлен гигантский экран площадью 28 000 квадратных футов (это примерно 2600 м²), который будет виден с воздуха.
Главная трибуна может вместить 18 000 человек.
Предполагается, что гости Гран-при разместятся в 23 000 номеров отелей.
По предварительным подсчетам, проект Формулы 1 принесет в экономику Лас-Вегаса только в первый год порядка 1,2 миллиарда долларов. Финансовое обеспечение проекта на себя полностью взяли Liberty Media.
Чтобы отбить затраты, Формула 1 потребовала оплату со всех заведений, имеющих выход, окна и террасы на гоночный трек. Рестораны и клубы должны будут заплатить $1500 с человека, исходя из вместимости заведения. В противном случае было обещано, что все виды заблокируют специальными ограждениями, трибунами или световыми конструкциями.
Чтобы гонку было удобно смотреть и в Европе, организаторы решили сделать не просто ночной Гран-при, но и провести его в ночь с субботы на воскресенье.
Таким образом, четверг стал «тренировочным днем», и все сессии расписаны на день раньше по сравнению с обычным расписанием гоночного уикенда. По местному времени FP1 проходит в четверг вечером, а FP2 начинается в полночь и завершится уже в пятницу. Та же история и со следующим днем: третья практика назначена на вечер пятницы, а квалификация начнется в полночь по субботе. Следовательно, квалификация и гонка пройдут в один и тот же день. При этом начало гонки в 10 вечера по местному времени — самый поздний старт Гран-при за всю историю Формулы 1.
Кроме того, последний раз, когда Формула 1 проводила Гран-при в субботу, состоялся в 1985 году, во время Гран-при ЮАР.
Одна из самых больших проблем, которую мы ожидаем в выходные на Гран-при Лас-Вегаса, — температура воздуха и асфальта. В ноябре в пустыне может быть очень холодно, и нередко столбик термометра опускается ниже отметки в +10 °С.
Еще неделю назад говорили о том, что в ночь на субботу, когда пройдет квалификация, температура и вовсе может снизиться до +3-4 °С, однако сейчас прогноз немного улучшился.
Так что рекорд Гран-при Канады 1978 года как самой холодной гонки Формулы 1 в истории, когда температура упала до пяти градусов по Цельсию, вполне может удержаться.
Для Гран-при Лас-Вегаса Pirelli выбрали три самых мягких состава: C3, C4 и C5, которые должны гарантировать хороший уровень сцепления. Pirelli также предупреждают, что из-за низких температур асфальта разница давлений в шинах в состоянии покоя и в состоянии движения будет меньше, чем обычно. По их оценкам, при полной загрузке давление на трассе остается ниже значений, зафиксированных на других трассах, которые особенно требовательны к шинам, таких как, например, Баку.
По словам Марио Изолы, Гран-при Лас-Вегаса может стать беспрецедентным с точки зрения технических характеристик. Помимо ожидаемых низких температур и совершенно нового и скользкого покрытия, это будут абсолютно новые характеристики трассы, по которой никто никогда не ездил, кроме как в симуляциях.
«Асфальт будет представлять собой смесь городского дорожного покрытия, обновленного в преддверии Гран-при. Таким образом, это добавляет еще одно неизвестное. Следует также иметь в виду, что в Лас-Вегасе не будет никаких гонок поддержки. К тому же трасса будет открыта для автомобильного движения большую часть дня перед гоночными сессиями. Это помешает добиться нужного уровня прорезинивания асфальта к гонке и улучшению сцепления с дорогой».
«Мы ожидаем настройки у автомобилей на довольно низкий уровень прижимной силы, аналогичные тем, которые используются на таких трассах, как Баку или Монца. На самом деле максимальная скорость будет очень важным аспектом, который необходимо учитывать, чтобы быть конкурентоспособным. Кроме того, все сессии будут проходить ночью при температурах воздуха и асфальта, явно необычных для стандартного гоночного уикенда и больше похожих на те, с которыми сталкивались во время предсезонных тестов. Длинные прямые еще больше усложнят процесс прогрева шин в квалификации, а также поддержание адекватной температуры в гонке, что, вероятно, повторит непопулярную ситуацию, которая обычно возникает в Баку».
Для команд Формулы 1 Гран-при Лас-Вегаса станет одним из самых загруженных в сезоне из-за обширной внегоночной программы, которую каждый коллектив организует для своих гостей. Так, например, в команде Mercedes признались, что на подготовку к Вегасу ушло около года, включая строительство новой трехэтажной зоны для гостей Vegas Club.
Для зрителей и фанатов предусмотрено огромное количество развлекательных мероприятий вне трассы. Так, в среду вечером состоялась церемония открытия с участием всех 20 гонщиков Формулы 1 и музыкальных исполнителей, таких как Swedish House Mafia, Кит Урбан, Джей Балвин, Will.i.am и других.
Также в дни Гран-при пройдут выступления группы Blue Man и Цирка дю Солей.
Макс Ферстаппен:
«Уличная трасса, новая для всех. Я думаю, она наверняка будет полна сюрпризов. В последний раз, когда я пробовал ее в игре Формулы 1, я врезался больше в стены, чем ехал прямо».
Льюис Хэмилтон:
«Самое лучшее — не иметь никаких ожиданий относительно того, что произойдет в Лас-Вегасе. Мы все окажемся там и будем получать удовольствие от всего уикенда. Но гонка под этими огнями… я буду чувствовать себя так, словно нахожусь в казино».
Берни Экклстоун:
«Не сказать, что я жду гонку. Почему? Она не имеет никакого отношения к Формуле 1».
Большинство команд приготовили для предстоящего Гран-при Лас-Вегаса особые ливреи для своих автомобилей.
Вот некоторые из них:
Ferrari
Alpine
Red Bull
Williams
Alfa Romeo
AlphaTauri
17 ноября, пятница
07:30–08:30 — первая практика
11:00–12:00 — вторая практика
18 ноября, суббота
07:30–08:30 — третья практика
11:00–12:00 — квалификация
19 ноября, воскресенье
09:00 — Гран-при Лас-Вегаса Формулы 1