Сезон в этом году стартовал небывало рано, еще в последний месяц зимы: первые практики Гран-при Бахрейна состоялись уже 29 февраля. Более того, и сам Гран-при был назначен на субботу, что в Формуле 1 до этого момента случалось всего 59 раз. В новом сезоне по такому расписанию пройдут сразу два первых уикенда: в Бахрейне и Саудовской Аравии, а связано это с тем, что 10 марта начинается месяц Рамадан, и оба этапа было необходимо провести до его начала.
Но, пожалуй, это всё из необычного или неожиданного, что случилось в эти выходные. До старта квалификации у нас еще оставалась надежда, что соперничество команд в новом сезоне окажется ближе, а отрыв Red Bull — меньше, что позволит увидеть больше борьбы за лидерство и победы. Во второй практике даже первую строчку с лучшим временем занял Льюис Хэмилтон на обновленном Mercedes, но после сессии Red Bull признались, что ехали на «придушенном» двигателе, а Тото Вольфф, наоборот, рассказал, что в их машине мощности было больше, чем у соперников.
Квалификация, прошедшая вечером в пятницу, расставила все по привычным местам: впереди с большим отрывом Макс Ферстаппен, с ним же на первом ряду — Шарль Леклер, строчкой ниже — Джордж Расселл. Серхио Перес, который прошлый сезон начинал на уровне Макса Ферстаппена, брал поулы и одерживал победы, в этот раз в схеме последних этапов прошлого года квалифицировался лишь пятым, позади Карлоса Сайнса. Алонсо буквально втащил Aston Martin на шестую строчку, в то время как Строллу не хватило всего 0,078 секунды, чтобы пройти в третий сегмент. При этом он стал 12-м позади Юки Цуноды, который во втором сегменте уступил всего 0,007 секунды Оскару Пиастри и заодно снова переквалифицировал Дэна Риккардо. При этом Макларены в итоге расположились на седьмом и восьмом полях стартовой решетки, а вот пятый ряд между собой поделили Хэмилтон и Хюлькенберг.
Нико уже в который раз выжимает из нескладной машины максимум возможного, в то время как его напарник едва выходит из первого сегмента, ну а в гоночном темпе справиться с соперниками ему по-прежнему сложно.
Хуже всего дела обстояли у Sauber и Alpine, которые полностью расположились в нижней четверти квалификационной ведомости. И если гоночный темп Чжоу Гуанью после первого этапа оставляет надежду, что в команде не все так плохо, то вот проблемы Alpine можно оценить как критичные.
Как видите, в целом ничего нового. Чувства дежавю всему этому добавляет отсутствие новых лиц среди пилотов и ровно те же составы гоночных шин, которые тоже не внесли интриги. Если бы не измененные названия и обновленные ливреи, ощущение продолжающегося сезона-2023 было бы полным.
Пилот | Команда | 1 сессия | 2 сессия | 3 сессия | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 1:30,031 | 1:29,374 | 1:29,179 |
2 | Ш. Леклер | Ferrari | 1:30,243 | 1:29,165 | 1:29,407 |
3 | Д. Расселл | Mercedes | 1:30,350 | 1:29,922 | 1:29,485 |
4 | К. Сайнс | Ferrari | 1:29,909 | 1:29,573 | 1:29,507 |
5 | С. Перес | Red Bull | 1:30,221 | 1:29,932 | 1:29,537 |
6 | Ф. Алонсо | Aston Martin | 1:30,179 | 1:29,801 | 1:29,542 |
7 | Л. Норрис | McLaren | 1:30,143 | 1:29,941 | 1:29,614 |
8 | О. Пиастри | McLaren | 1:30,531 | 1:30,122 | 1:29,683 |
9 | Л. Хэмилтон | Mercedes | 1:30,451 | 1:29,718 | 1:29,710 |
10 | Н. Хюлькенберг | Haas | 1:30,566 | 1:29,851 | 1:30,502 |
11 | Ю. Цунода | VCARB | 1:30,481 | 1:30,129 | |
12 | Л. Стролл | Aston Martin | 1:29,965 | 1:30,200 | |
13 | А. Албон | Williams | 1:30,397 | 1:30,221 | |
14 | Д. Риккардо | VCARB | 1:30,562 | 1:30,278 | |
15 | К. Магнуссен | Haas | 1:30,646 | 1:30,529 | |
16 | В. Боттас | Sauber | 1:30,756 | ||
17 | Г. Чжоу | Sauber | 1:30,757 | ||
18 | Л. Сарджент | Williams | 1:30,770 | ||
19 | Э. Окон | Alpine | 1:30,793 | ||
20 | П. Гасли | Alpine | 1:30,948 |
Единственный контакт произошел в начале первого круга между Лэнсом Строллом и Ником Хюлькенбергом и стал причиной незапланированного пит-стопа у Haas и потери позиций у Aston Martin. Были и периоды желтых флагов, связанных с вылетом Логана Сарджента. Макс Ферстаппен, стартовавший с поул-позиции, в итоге пролидировал полностью всю гонку и поставил лучший круг, взяв пятый в своей карьере Большой шлем и сравнявшись по этому показателю с Михаэлем Шумахером. В целом гонка получилась ровная и абсолютно пресная, но были и кое-какие интересные моменты, и их мы обсудим ниже.
Эдриан Ньюи не просто революционно изменил машину нового сезона, но еще и с удовольствием щелкнул по носу своих соперников — Mercedes, сумев довести их «несработавший» проект узкобокой машины до технического совершенства и научив ее ездить лучше тех новых копий RB19, которые повсеместно появились в паддоке, в том числе и у Серебряных стрел после безуспешного двухлетнего периода борьбы за эффективность и секунды.
Абсолютное доминирование Макса Ферстаппена на протяжении всех 57 кругов в традиционной для прошлого года манере не удивило, а, скорее, раздосадовало. Стало понятно, что и в этом году борьбы за лидерство мы не увидим, а чемпион, как предсказывал Фернандо Алонсо после тестов, определился уже в первой гонке.
Серхио Перес за пару дней до начала уикенда вновь дал интервью СМИ, где рассказал о том, как собирается сражаться с напарником за титул, но провалил первую же квалификацию. В ходе гонки он сумел реализовать возможности машины и финишировал вторым, но по сравнению с началом прошлого сезона выглядел слабее. Хельмут Марко сказал, что возможность сохранить контракт с Red Bull после 2024 года Чеко получит только в случае финиша не ниже, чем на втором месте.
Из грустного для соперников Red Bull: команда уже пообещала, что в Имолу привезет крупный пакет важных обновлений.
Команда из Маранелло в этот раз была максимально близка к Red Bull среди других команд, и все равно лучший ее пилот Карлос Сайнс финишировал в 25 секундах позади Макса Ферстаппена и в трех секундах позади Серхио Переса.
На протяжении всей гонки Сайнс был быстр, дважды обгонял Леклера, сумел справиться с Джорджем Расселлом и показывал красивые гонки, за что и был выбран в итоге Гонщиком дня. Похоже, что предстоящее увольнение из Ferrari в 2025 году стало для Карлоса отличной мотивацией провести сезон максимально продуктивно, показать Ferrari, какую ошибку они совершили, и удачно заключить новый контракт.
Конечно, успеху Сайнса немало поспособствовали проблемы, с которыми пришлось столкнуться в Бахрейне Шарлю Леклеру. После финиша Шарль рассказал, что из-за экстремально смещенного назад баланса тормозов он не мог избавиться от постоянных блокировок шин и ошибок на трассе. Гонка превратилась для него в непрерывную борьбу с машиной, и даже те несколько обгонов, которые удалось провести — в том числе и Джорджа Расселла — были невероятно сложными.
Сайнс, в свою очередь, признался, что испытывал проблемы с выведением шин в рабочий диапазон: мягкий комплект быстро перегревался, а жесткий, наоборот, было сложно прогреть.
В целом начало сезона для Ferrari можно назвать вполне успешным: по темпу это самая близкая к Red Bull команда, а устранение ошибок поможет им конкурировать за места на подиуме. На победы обоим пилотам Ferrari рассчитывать пока рано, но обновления помогут им улучшить гоночный темп.
Ну и в качестве заключения нужно упомянуть ситуацию на финише, когда якобы команда не пришла встретить Карлоса после гонки. Журналисты, которые присутствовали на финише гонки, сообщают, что механики просто не сумели пробиться к огороженной зоне из-за того, что с нового сезона купить пропуск на питлейн может любой VIP-гость. Обладатели счастливого билетика создали такую пробку на подходе к зоне, что это не позволило механикам Ferrari поздравить своего пилота.
В отличие от Хэмилтона, показавшего в квалификации лишь девятое время, Джордж Расселл сумел выжать из своей машины максимум и квалифицироваться на третьем месте, а затем и в начале гонки обогнать Шарля Леклера за вторую позицию. Но, к сожалению, отсутствие гоночного темпа по ходу Гран-при отбросило его на пятую строчку: по своей эффективности Серебряные стрелы уступают сейчас даже Ferrari.
Мерседес признались, что всю гонку испытывали проблемы с охлаждением машин. Что касается Хэмилтона, то он явно пережил несколько не самых приятных моментов, и прежде всего из-за проблем с сиденьем. В интервью после финиша он признался, что на первых кругах оно сместилось и периодически даже двигалось под пилотом, так что «моя задница наполовину висела в воздухе всю гонку».
После квалификации девятым он сумел финишировать на седьмом месте, но помогли ему в этом две независящие от команды и пилота вещи: ошибка McLaren в стратегии Оскара Пиастри и заминка на его втором пит-стопе, а также слабый гоночный темп у Aston Martin, из-за чего Алонсо смог претендовать лишь на девятую строчку по итогам Гран-при. После слабой квалификации Льюис сказал в интервью, что при подборе настроек было решено пожертвовать квалификационным темпом ради гоночного, но такое впечатление, что Mercedes в целом пожертвовали всем темпом.
Все эти проблемы в целом не стали катастрофичными для команды, но они полностью свели на нет весь оптимизм, который царил в Mercedes на тестах и в первых сессиях по ходу уикенда.
Джидда может стать более показательной для всех команд, но удастся ли Mercedes научить новую машину быстро ездить — один из главных вопросов для команды. Как сказал Джордж Расселл, машина стала комфортнее, но все еще не стала быстрее.
После первого Гран-при команда признала, что по темпу они немного отстают от Mercedes: оба пилота McLaren финишировали ниже на строчку каждого из пилотов Серебряных стрел, но причиной тому стал не только темп, но и ошибка в стратегии пит-стопов, из-за чего Оскар Пиастри уступил седьмое место Хэмилтону.
Произошло это после второго пит-стопа, на который № 44 заехал на круг раньше и, сумев прогреть шины, легко обогнал Пиастри, когда тот только выезжал с питлейна.
В целом первый этап нового сезона пока выглядит для McLaren, скорее, пессимистично, особенно если сравнивать его с результатами второй половины прошлого сезона. Шаг, который команда сделала в развитии McL38, меньше в отношении их соперников, и если в конце прошлого года они были готовы побороться за подиумы с Ferrari и даже с Red Bull Серхио Переса, то сейчас их основной соперник в пелотоне — Mercedes. Норрис, закончивший гонку шестым, уступил Сайнсу 23 секунды и всего на две опередил Mercedes, который страдал от перегрева. Это явно не тот темп, на который команда могла рассчитывать после успешного сезона 2023 года.
Ландо Норрис рассказал, что в команде не смогли добиться нужного баланса автомобиля, а трасса в Бахрейне не слишком хорошо подходит их машине. Тем не менее он заметил, что без немедленных обновлений они не смогут бороться за высокие позиции.
Кроме того, уже перед первой гонкой сезона на машине Ландо Норриса пришлось заменить накопитель энергии и блок управляющей электроники. Без штрафов в сезоне можно использовать лишь по две такие детали.
Первые десять строчек турнирной таблицы, полностью занятые пятью командами, очень точно демонстрируют расклад сил среди команд на начало нового сезона. И в этом раскладе Aston Martin занимают последнее место, развивая ситуацию, сложившуюся на конец прошлого года.
Фернандо Алонсо сумел завоевать шестое место в квалификации, однако это стало скорее случайностью, нежели закономерным результатом, о чем сказал сам гонщик. На протяжении гонки мы видели, как Алонсо приходилось уступать соперникам из-за нехватки гоночного темпа и, по словам пилота, девятое место — это именно то, что и соответствовало его ожиданиям. Примерно с конца декабря ему было известно, что команда не ожидала никаких взлетов, подобных началу прошлого сезона.
С другой стороны, подобный консервативный подход Aston Martin к развитию машины на старте сезона может означать, что она получит необходимые обновления в течение последующих месяцев и не допустит провала в развитии по сравнению с другими командами, как это было в 2023-м.
Сейчас пятое место — это все, на что пока могут рассчитывать в Aston Martin. Но при этом отрыв Лэнса Стролла от Sauber на 11-м месте составляет серьезные 20 секунд. Что касается канадского пилота, он провел уверенную гонку. После контакта с Нико Хюлькенбергом на первом круг он сумел восстановиться до очковой зоны — во многом благодаря первому раннему пит-стопу. Ближе к финишу он пропустил вперед Алонсо на более свежих шинах, но все равно сумел финишировать в лидирующем круге и взять одно очко.
Чжоу Гуанью, выступающий за Sauber, стал лучшим среди прочих, заняв 11-е место на Гран-при Бахрейна. Он провел чистую гонку, сумел добиться максимума от машины, однако в заезде, где не было ни одного схода, Sauber не могли рассчитывать на попадание в очковую зону. Несмотря на то что темп машины стал явно выше по сравнению с прошлым годом, Sauber пока еще рано рассчитывать на возможность конкурировать с Топ-5 команд без технических или других проблем у их пилотов. Чжоу также стал первым гонщиком, кто финишировал в гонке в круге от лидера.
Для Валттери Боттаса Гран-при Бахрейна сложилось менее удачно. В первом повороте он повредил переднее крыло в инциденте между Строллом и Хюлькенбергом, а на пит-стопе один из механиков не до конца вставил гайковерт в гайку левого переднего колеса, что привело к повреждениям крепления. В итоге остановка продлилась 54 секунды, что отбросило гонщика Sauber в конец пелотона.
Управляющий директор Sauber Group Алессандро Алуни Брави остался полностью доволен эффективностью машины и ее гоночным темпом: «После сложной квалификации мы добились улучшений в гонке. Теперь, когда мы знаем, на чем нам нужно сосредоточиться, мы продолжим улучшать определенные области нашей машины. Это приведет к тому, что скоро у нас появятся новые возможности».
Перед началом сезона новый руководитель Haas Аяо Комацу говорил о том, что приоритетными задачами команды в целом является налаживание процессов внутри команды и между тремя ее разрозненными офисами. Что же касается непосредственно самой машины, то на первый план выходила работа с шинами, которые предыдущий автомобиль уничтожал с огромной скоростью.
Судя по отзывам пилотов, эту проблему, если и не до конца, но все же решили. Кевин Магнуссен отметил прогресс в работе с шинами, хотя не остался ими полностью удовлетворен. Но его финиш на 12-й позиции к гонке показал, что в новом сезоне у Haas появится больше стабильности и, соответственно, больше шансов побороться за очки.
Зато в квалификации Haas вновь были быстры, и Нико Хюлькенберг смог выйти в третий сегмент квалификации. К сожалению, в первом повороте он спровоцировал столкновение с Лэнсом Строллом, в результате чего на его машине было повреждено переднее крыло и ему пришлось заехать на внеплановый пит-стоп. Восстановиться он сумел до 16-й позиции, что тоже можно расценить как хороший показатель: в прошлом году он, скорее всего, так и остался бы в самом хвосте.
Аяо Комацу в целом позитивно оценил итоги первого Гран-при, отметив прогресс команды относительно некоторых соперников. «У нас не самая лучшая ситуация, но, по крайней мере, у нас уже есть шанс бороться за очки. Пусть наша стратегия не была идеальной, но мы видели, что Кевин до самого финиша оставался в середине пелотона, что уже является огромным плюсом. Разница между несколькими командами очень мала, так что нам предстоит над этим работать».
Отдельно хочется отметить, что именно пилоты Haas показали в гонке максимальную скорость (335 км/ч у Нико Хюлькенберга и 333 км/ч — у Кевина Магнуссена), возглавив рейтинг.
Неплохая квалификация, но странная гонка — пожалуй, так можно охарактеризовать первый этап для команды, получившей самое неудачное название в истории Формулы 1.
Юки Цунода сумел провести отличную квалификацию и занять 11-е место на старте, при этом он в очередной раз переквалифицировал Даниэля Риккардо, занявшего 14-ю строчку и уступившего напарнику 0,15 секунды.
Можно предположить, что если бы не неудачная стратегия команды, то Юки вполне мог финишировать в очках. Вместо этого он потерял по позиции на обоих не самых удачных по своему времени пит-стопах, получил на финальный отрезок более жесткую, чем у Риккардо, резину, а затем и странный и ненужный командный приказ пропустить вперед напарника — и это всего лишь для того, чтобы на свежем комплекте софт Риккардо мог попробовать атаковать Кевина Магнуссена за 12-е место! После того как атака Риккардо не принесла результата, было бы логично вернуть японцу позицию, но и этого не произошло.
Возможно, если бы Юки выполнил приказ из боксов раньше, это помогло бы Даниэлю сохранить шины и провести атаку на Магнуссена, но в чем был ее смысл, понять сложно, так как привести к попаданию в очковую зону она очевидно не могла. Можно только предположить, что Лоран Мекис начал ставить эксперименты в новой команде, которых ему не хватило во времена его работы в Ferrari.
В итоге на остывочном круге уже после финиша Цунода атаковал Риккардо и едва не устроил столкновение. Подобная горячность, которую японец демонстрирует уже далеко не в первый раз, и нежелание подчиняться командным приказам явно не пойдут на пользу Цуноде, контракт которого истекает в конце этого сезона. А с учетом того, что в команде сменилось полностью все руководство, свою «аттестацию» Юки будет получать с нуля. В год, когда команду покинет Honda, поддерживающая пилота, ему лучше бы сохранять хладнокровие, если он хочет остаться в чемпионате.
Джеймс Ваулз, подводя итоги Гран-при Бахрейна, сообщил, что результаты этапа выглядят разочаровывающе, а команда надеялась совсем на другие позиции как в квалификации, так и на финише.
Уже на втором круге у обеих машин Williams стала перегреваться силовая установка, так что пилотам было предложено не попадать в зоны грязного воздуха позади других машин, чтобы избежать критичных температур.
Другой проблемой стали тормоза на машине Логана Сарджента, что усложнило управление автомобилем для американца. Также оба гонщика столкнулись со сложностями, вызванными новой конфигурацией руля: в этом году их машины наконец-то получили руль с цифровым дисплеем: до этого дисплей устанавливался на шасси позади руля. Во время гонки Алекс Албон даже жаловался, что из-за нового экрана у него на руле отключились все функции, а до этого он получил сообщение о перегреве.
«У нас были большие ожидания от Гран-при Бахрейна, основанные на данных, полученных во время предсезонных тестов. Но во время уикенда мы столкнулись с рядом неожиданных проблем, которые предстоит быстро решить, чтобы вернуть машине эффективность, на которую она на самом деле способна».
В начале прошлого сезона Alpine хвастались тем, что сумели построить эффективную машину, но их показатели на тестах были намного ниже ожидаемых. Тогда у многих сложилось впечатление, что французы пытаются скрыть истинные результаты от соперников, чтобы выстрелить на первом этапе. Это впечатление оказалось обманчивым, а развитие событий привело к увольнению всего топ-менеджмента команды и приходу новых специалистов и управляющих.
Бруно Фамен тогда говорил, что кадровые перестановки помогут развить машину, а их план победы через 500 стартов остается в силе.
Однако о том, что новая, существенно переделанная машина оказалась хуже прежней, стало известно из комментариев пилотов еще до официальных тестов в самом начале года, а данные тестовых дней из Бахрейна только подтвердили слова гонщиков. Машина получилась медленной, тяжелой и крайне сложной в управлении. Два последних места в квалификации у Окона и Гасли были последней каплей. Стало понятно, что рассчитывать на прогресс по сравнению с прошлым сезоном, когда Alpine заняли шестое место в Кубке конструкторов, точно не стоит.
В дни уикенда в Бахрейне стало известно, что не только оба пилота мечтают продолжить свою карьеру в другой команде, но и несколько ключевых специалистов не видят возможности оставаться в Alpine. Технический директор Мэтт Харман и глава отдела аэродинамики Дирк де Бир подали в отставку. Ну что ж, похоже, это хорошая возможность для Andretti Global обзавестись своей командой в Формуле 1.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 1:31:44,742 | 201,581 | 2 |
2 | С. Перес | Red Bull | +22,457 | 200,762 | 2 |
3 | К. Сайнс | Ferrari | +25,110 | 200,666 | 2 |
4 | Ш. Леклер | Ferrari | +39,669 | 200,139 | 2 |
5 | Д. Расселл | Mercedes | +46,788 | 199,883 | 2 |
6 | Л. Норрис | McLaren | +48,458 | 199,822 | 2 |
7 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +50,324 | 199,755 | 2 |
8 | О. Пиастри | McLaren | +56,082 | 199,548 | 2 |
9 | Ф. Алонсо | Aston Martin | +74,887 | 198,876 | 2 |
10 | Л. Стролл | Aston Martin | +93,216 | 198,225 | 2 |
11 | Г. Чжоу | Sauber | +1 круг | 197,799 | 2 |
12 | К. Магнуссен | Haas | +1 круг | 197,743 | 2 |
13 | Д. Риккардо | VCARB | +1 круг | 197,720 | 2 |
14 | Ю. Цунода | VCARB | +1 круг | 197,702 | 2 |
15 | А. Албон | Williams | +1 круг | 197,615 | 2 |
16 | Н. Хюлькенберг | Haas | +1 круг | 197,410 | 3 |
17 | Э. Окон | Alpine | +1 круг | 196,917 | 2 |
18 | П. Гасли | Alpine | +1 круг | 196,883 | 3 |
19 | В. Боттас | Sauber | +1 круг | 195,092 | 2 |
20 | Л. Сарджент | Williams | +2 круга | 193,771 | 3 |
Лучший круг: Макс Ферстаппен (Red Bull Racing) — 1:32,608 (39-й круг, 210,383 км/ч).
Гонщик дня: Карлос Сайнс.