1. Mercedes привезли аэродинамическое обновление оперения Halo; к гонке в Майами Вольфф пообещал более серьезные новинки.
2. Alpine: обновлена область края днища и перед задними колесами ― появился дополнительный канал. Это должно помочь изолировать диффузор от турбулентности и улучшить аэродинамику в его зоне. Изменена форма днища под боковыми профилями.
3. VCARB: новая форма боковой защиты головы для улучшения контроля за турбулентностью в районе шлема.
Перед Гран-при Китая Даниэль Риккардо получил новое шасси. Это был некоторого рода эксперимент, так как Риккардо считал, что проблема его плохих результатов кроется именно в неудачном шасси.
4. Haas. Существенное обновление днища. Есть изменения кожуха двигателя в области сужения. Новое оперение воздуховодов задних тормозов. Новое оперение зеркал заднего вида. Задача: повышение прижимной силы.
5. Williams: доработка оперения Halo для большего контроля за аэродинамикой по направлению к заднему крылу.
В превью мы писали, что перед Гран-при организаторы полностью переложили асфальт на трассе, но оказалось, что это не так. Асфальт был обновлен в нескольких поворотах, в остальных же местах его просто залили свежим битумом, который стал изнашиваться довольно быстро. Промоутеры пообещали к следующему году заменить покрытие полностью.
Еще одной проблемой в первый день стало спонтанное и неоднократное возгорание травы в определенных местах трассы после попадания на нее искр из-под днища автомобилей. Дважды в течение двух сессий в пятницу гонку были вынуждены останавливать красными флагами из-за пожаров на обочине. Но к субботе с этой проблемой разобрались, дальше все было в порядке.
Сессия свободных заездов (единственная в спринт-уикенде)
Если посмотреть на таблицу результатов первой и единственной практики, то могут возникнуть вопросы ― как так получилось?
Ответы довольно простые: большинство команд предпочло работать на симуляционных сессиях, дабы подобрать настройки под гонку, т. е. выходили на трассу с полными баками. Еще несколько гонщиков ехали на составах хард ― например, Норрис, Расселл, Хэмилтон, Алонсо.
При этом статистически даже быстрые круги Стролла оказывались примерно на пять секунд медленнее времени предыдущего поула. Для сравнения: в 2019 году Валттери Боттас проехал круг в третьем сегменте квалификации за 1:31,547.
Во время практики у Пьера Гасли были серьезные проблемы с системой рекуперации, которые сделали невозможной работу с настройками автомобиля.
Джордж Расселл получил вторые элементы силовой установки.
Спринт-квалификация
Спринт-квалификация прошла в смешанных погодных условиях.
После первого сегмента из дальнейших заездов выбыли оба Alpine, оба Williams и Юки Цунода. Риккардо на новом шасси прошел во второй сегмент.
Также сюрпризом стало и хорошее время Чжоу Гуанью, которого на протяжении всего уикенда активно поддерживала вся страна. Чжоу отплатил им результатами.
Второй сегмент, отложенный из-за очередного случая возгорания травы, попал в том числе и на дождь, который начался за несколько минут до его окончания. Таким образом, все, кто не успел показать высокое время, автоматически выбыли. Среди них были два Haas, Стролл, Риккардо и Расселл.
А вот Чжоу, под неистовство трибун, впервые прошел в третий сегмент!
Именно дождь, продолжавшийся с прежней интенсивностью вплоть до клетчатых флагов, уравнял технические возможности машин, и на первый план вышли навыки гонщиков.
Было много ошибок, вылетов, а поул-позиция досталась Ландо Норрису. Второй результат показал Льюис Хэмилтон, третий ― Фернандо Алонсо. Все ― на силовых установках Mercedes.
Здесь необходимо отметить один интересный «судейский» момент.
В конце третьего сегмента после того, как Хэмилтон показал лучшее время, его результат перебил Ландо Норрис. Однако его время быстро удалили, Льюис вернулся на поул, после чего получил по радио команду бросить свой последний круг.
Вслед за этим время Норриса вернули, и он занял поул-позицию в спринт-гонке.
Удаление времени стало судейской ошибкой: на предпоследнем круге Норрис вылетел в гравий после последнего поворота. Часто за такое нарушение пределов трассы списывают и время следующего круга, так как иногда это дает преимущество на разгоне. Но предписание к этому всегда публикует гоночный директор в своих заметках перед Гран-при. В этот раз в Китае это было не предусмотрено, а времена за нарушение пределов списывались только на текущем круге. Так Ландо Норрис остался на поуле.
Надо отметить, что даже если бы Хэмилтон не бросил свой последний круг, он вряд ли смог бы противопоставить что-то Ландо: McLaren были в этот уикенд очень хороши по темпу. В итоге разница между двумя лучшими кругами Норриса и Хэмилтона составила 1,261 секунды!
Спринт
Впервые в этом сезоне Макс Ферстаппен стартовал за пределами Топ-3, однако по сухому асфальту для Red Bull это не имело большого значения. Гонка состояла из 19 кругов, а поскольку считается, что трасса в Шанхае очень требовательна к резине, 19 гонщиков из 20 отдали предпочтение шинам медиум. Джордж Расселл решил рискнуть и выехать на софте и, как оказалось, не ошибся. Уже на пятом круге он поднялся в десятку, сумел сберечь шины и финишировать на восьмом месте, став последним, кто набрал очки в спринте.
На старте произошла борьба за лидерство между Хэмилтоном и Норрисом, Ландо допустил ошибку, вышел слишком широко в поворот и сразу же откатился на седьмое место. Макс довольно быстро обогнал Алонсо (на седьмом круге), а на девятом ― очередь совершить ошибку настала у Хэмилтона, после чего он уступил лидерство Ферстаппену.
Поскольку Макс в среднем был на 1,6 секунды с круга быстрее остального пелотона, то его выход в лидеры был вопросом времени. А вот Серхио Пересу разобраться с соперниками оказалось сложнее. Перед ним происходила борьба за позицию между Сайнсом и Алонсо, за которой он внимательно наблюдал и, дождавшись правильного момента, сразу прошел обоих. Догнать и пройти Хэмилтона он не смог и финишировал третьим.
А вот сражение между Сайнсом и Алонсо не прошло бесследно для обоих. Произошедший контакт повредил машину Сайнса, а Алонсо получил прокол, который в итоге привел к его сходу. Оба испанца оказались под расследованием. Сайнс тут же подвергся атакам со стороны Шарля Леклера, при этом его Ferrari из-за повреждений стала хуже управляться, и в какой-то момент между двумя сокомандниками тоже произошел контакт.
После финиша Шарль высказался в том роде, что Сайнс не с тем пилотом борется, а Карлос извинился.
В итоге Норрис из-за своей ошибки финишировал шестым, а национальный герой Чжоу закончил гонку девятым. Важно также отметить, что Даниэль Риккардо на новом шасси сумел обыграть Юки Цуноду: 11-е место против 16-го.
К сожалению, самое неожиданное и разочаровывающее произошло после финиша.
Стюарды рассмотрели инцидент между Алонсо и Сайнсом и признали вину Алонсо в столкновении. В выпущенном документе они указали, что, исходя из ранее принятого соглашения команд, за подобное нарушение с повреждением машины соперника полагается десять секунд. Дополнительно к ним стюарды вписали в лицензию Алонсо три штрафных балла, доведя общее число до шести.
Они также отметили, что, поскольку временной штраф не окажет никакого влияния на результаты Фернандо, необходимо доработать в этой области регламент ― чтобы наказание было существенным.
После финиша гонки крайне довольный результатами Хэмилтон сообщил в интервью, что за имеющееся время вне закрытого парка они внесут в машину дополнительные изменения, чтобы еще улучшить ее эффективность. Чем заканчивалось такое вмешательство в настройки ранее, прекрасно известно: результаты падали. Заглядывая вперед, можно сказать, что в этот раз случилось то же самое.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 32:04,660 | 193,366 | 0 |
2 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +13,043 | 192,064 | 0 |
3 | С. Перес | Red Bull | +15,258 | 191,845 | 0 |
4 | Ш. Леклер | Ferrari | +17,486 | 191,625 | 0 |
5 | К. Сайнс | Ferrari | +20,696 | 191,309 | 0 |
6 | Л. Норрис | McLaren | +22,088 | 191,172 | 0 |
7 | О. Пиастри | McLaren | +24,713 | 190,914 | 0 |
8 | Д. Расселл | Mercedes | +25,696 | 190,818 | 0 |
9 | Г. Чжоу | Sauber | +31,951 | 190,208 | 0 |
10 | К. Магнуссен | Haas | +37,398 | 189,680 | 0 |
11 | Д. Риккардо | VCARB | +37,840 | 189,637 | 0 |
12 | В. Боттас | Sauber | +38,295 | 189,593 | 0 |
13 | Э. Окон | Alpine | +39,841 | 189,444 | 0 |
14 | Л. Стролл | Aston Martin | +40,299 | 189,400 | 0 |
15 | П. Гасли | Alpine | +40,838 | 189,348 | 0 |
16 | Ю. Цунода | VCARB | +41,870 | 189,249 | 0 |
17 | А. Албон | Williams | +42,998 | 189,140 | 0 |
18 | Л. Сарджент | Williams | +46,352 | 188,818 | 0 |
19 | Н. Хюлькенберг | Haas | +49,630 | 188,505 | 0 |
20 | Ф. Алонсо | Aston Martin | +2 круга | 188,140 | 1 |
Лучший круг: Макс Ферстаппен (Red Bull) ― 1:40,331 (третий круг, 195,588 км/ч).
Первый сегмент квалификации сразу же преподнес сюрприз: Хэмилтон показал только 18-е время и выбыл после первого сегмента вместе с Сарджентом, Цунодой, Магнуссеном и Чжоу. После финиша британец подтвердил, что в машину были внесены изменения, чтобы она чувствовала себя более стабильно в медленных поворотах.
Дэн Риккардо снова обошел Цуноду, чем вызвал забытый нами за последнее время поток брани от напарника. Как и Риккардо ранее, Цунода сказал, что это явно проблемы с машиной. На самом деле для Цуноды это первый Гран-при в Китае, а, как известно, он довольно долго вкатывается в незнакомые трассы. К тому же и Риккардо, с большим опытом выступлений в Шанхае, всегда показывал здесь высокие результаты.
Второй сегмент квалификации преподнес нам еще один судейский казус.
Примерно в середине второго сегмента Карлос Сайнс потерял машину на выходе из последнего поворота и врезался в ограждения в начале стартовой прямой. Это привело к остановке гонки красными флагами, после чего Карлос благополучно выехал из травы, вернулся на трассу и заехал в боксы для ремонта. На Ferrari было повреждено переднее крыло и, по уверениям команды, никаких других повреждений не было.
Пока на трассе убирали мусор и обломки и поправляли барьеры, механики Ferrari поменяли крыло, и стюарды разрешили Сайнсу вернуться на трассу.
Это привело к постфинишному протесту со стороны Aston Martin, смысл которого сводился к тому, что гонка была остановлена по вине Сайнса, и он провел на обочине 1 минуту 17 секунд, что является значительным временем. В связи с этим, по утверждению Aston Martin, Карлоса Сайнса нужно дисквалифицировать из дальнейших сессий.
Судьи протест не удовлетворили, сославшись на два важных фактора. Первый: Сайнс вернулся на трассу без посторонней помощи (т. е. без помощи маршалов). В противном случае его бы дисквалифицировали. Второй: в Формуле 1 уже неоднократно были прецеденты, когда в подобных ситуациях пилотам разрешали продолжить квалификацию.
В Формуле 1 уже идет обсуждение запрета участия пилота, вызвавшего красные флаги, в дальнейших сессиях, однако пока это решение не принято.
После второго сегмента выбыли оба Alpine, Албон, Стролл и Риккардо, а Сайнс даже собрал круг лучше, чем его напарник.
Третий сегмент вновь, как и накануне, принес неожиданные результаты, но на этот раз они касались гонщиков за пределами первого ряда, который заняли два Red Bull. Алонсо какими-то невероятными усилиями сумел втиснуться на третью строчку, потеснив два McLaren, Леклеру и Сайнсу пришлось довольствоваться лишь шестым и седьмым результатами.
Гран-при Китая Формулы 1
Гран-при для Фернандо Алонсо продолжился столь же неудачно, как и шел до этого. Еще на прогревочном круге крупный камень повредил боковину днища на его машине, и механикам пришлось устранять повреждение во время предстартовой процедуры.
Логан Сарджент стартовал с питлейна, т. к. после квалификации накануне, где он в очередной раз попал в аварию, ему пришлось менять заднее и переднее крыло на автомобиле в режиме закрытого парка.
Вопреки ожиданиям, Хэмилтон, стартовавший 18-м, решил не менять настройки обратно: многие прогнозировали, что Mercedes рискнут вернуть предыдущий сет и стартовать при этом с питлейна.
Три четверти пелотона выбрали для старта средний состав шин, и только четверо отдали предпочтение мягким комплектам: Стролл, Хэмилтон, Цунода и Сарджент ― для более агрессивной атаки на старте. Магнуссен выбрал для старта самый жесткий комплект.
Как показали первые круги гонки, от софта никто ничего особо не выиграл. Льюис благоразумно пропустил вперед Цуноду, Стролл отыграл одну позицию, опередив Хюлькенберга.
Обе Ferrari провалились на старте, пропустив вперед Расселла, Алонсо опередил Переса.
В целом первые круги гонки прошли в позиционной борьбе между пилотами. Алонсо пропустил вперед оба McLaren, Расселл вернул позиции Леклеру и Сайнсу.
Первые неприятности начались на 11-м круге, когда механики выпустили Гасли с плохо прикрученным колесом. К счастью, он едва успел тронуться, но команда получила позже штраф в 10 000 евро. Пит-стоп у француза продлился более 19 секунд, и на трассу он выехал последним.
Дальше нас вновь ожидало некое событийное затишье, которое прерывалось переговорами Леклера со стратегами, сообщившими о плане D. После этого McLaren дали знать Норрису, что, скорее всего, Ferrari и Леклер едут на одном пит-стопе, чтобы тот тоже был готов беречь шины.
К 20-му кругу практически все пилоты, за исключением Леклера и Норриса, уже побывали на пит-стопах. А еще через круг на обочине остановился Валттери Боттас, у которого отказала силовая установка.
И тут обнаруживается еще одна странность. Вместо того чтобы дать режим виртуальной машины безопасности, рейс-контроль почти круг держит желтые флаги в секторе, хотя Боттас уже вылез из машины. Позже дают VSC, после чего на «дешевый» пит-стоп отправляются Леклер, Стролл и Хэмилтон, а следом за ними и Норрис.
После того как маршалы не сумели вручную откатить машину Боттаса, возникла необходимость вывести на трассу трактор, что привело к появлению реального автомобиля безопасности. После этого на пит-стопы заехали и остальные пилоты. Алонсо в итоге откатился с четвертого места на седьмое, а во время остановки получил…комплект софт.
Это означало, что ему явно придется делать еще одну остановку, т. к. мягкие шины не смогли бы продержаться до финиша. И это был очень странная стратегия.
Частично ее объяснил после финиша уже сам Алонсо, сообщив, что у них в наличии оставались только шины софт и медиум, а имевшийся жесткий комплект они использовали перед этим. Но остается непонятным, зачем нужно было вообще менять шины хард, которые прошли всего 12 кругов, в то время как остальные пилоты использовали их по 30 с лишним кругов без ущерба для темпа? Отсутствие этого лишнего пит-стопа сэкономило бы много времени, и финиш мог быть намного выше.
Вторая половина гонки после рестарта готовила нам целую цепочку событий, которая привела к следующему выходу машины безопасности. Сразу в двух местах пелотона произошли столкновения с машинами VCARB. Первый контакт произошел между Кевином Магнуссеном и Юки Цунодой. В результате повреждения на машине Цуноды не позволили ему продолжить гонку.
Второй контакт произошел выше. Дэн Риккардо, который тоже не заезжал на пит-стоп под машиной безопасности, оказался позади Оскара Пиастри и впереди Лэнса Стролла. На рестарте гонки Риккардо был вынужден в какой-то момент притормозить, т. к. перед ним замедлились Алонсо, Хэмилтон и Пиастри, после чего получил жесткий удар сзади от Стролла. Машина Даниэля подлетела в воздух, но встала на колеса и вернулась в гонку. Однако повреждения оказались столь велики, что вскоре Риккардо был вынужден сойти.
В интервью в паддоке австралиец, помимо брани в сторону Стролла, сообщил, что на повторе обратил внимание, что Лэнс вообще смотрел в другую сторону, не обращая внимания на машины впереди. Это и стало причиной аварии.
Инциденты привели к следующему выходу машины безопасности. За это время судьи вынесли еще несколько штрафов. Стролл и Магнуссен получили по десять секунд плюс по два балла в суперлицензию (обратите внимание, что за столкновение с Сайнсом, не приведшее к сходу, Алонсо получил три штрафных балла!), а один штраф получил Логан Сарджент. Под машиной безопасности он провел случайный обгон Хюлькенберга, когда тот выезжал с питлейна.
Через несколько кругов после рестарта Фернандо Алонсо вновь отправился на пит-стоп, чтобы получить комплект медиум. Это привело к тому, что он опустился на 12-ю строчку и был вынужден вновь отыгрывать позиции. Благодаря этой ошибке стратегов мы увидели Фернандо в действии, когда он буквально пожирал соперников, финишировав в итоге седьмым. Он же установил лучшее время круга.
Ландо Норрис на стратегии одного пит-стопа сумел удержать позади себя Серхио Переса и финишировал вторым. Интересно: симуляция гонки показала, что на стратегии двух пит-стопов Норрис финишировал бы третьим, позади Серхио Переса. Ferrari оказались лишь на пятой и шестой позициях. Фредерик Вассёр, который после финиша подвел итоги, обвинил в низких результатах обоих гонщиков, которые плохо квалифицировались, а также стратегов, которые «скакали» со стратегии одного пит-стопа на стратегию двух, и наоборот. В итоге обе Ferrari заезжали в боксы лишь однажды.
После финиша стюарды вызвали к себе Риккардо и Хюлькенберга, чтобы разобраться с действиями пилотов под машиной безопасности. В итоге Риккардо за обгон Нико получил два штрафных балла плюс три позиции на старте следующей гонки.
Несмотря на невысокий результат на финише, организаторы Гран-при приготовили для Чжоу Гуанью сюрприз на финише. Они поставили для него на стартовой прямой специальную стойку с именем гонщика, куда он припарковал машину под аплодисменты и приветствия трибун.
Топ-3 пилотов получили специальные призы в виде лаврового венка, символизирующего китайского дракона и закрученные, как лист Мебиуса. При прикосновении трофеи начинали светиться.
Следующий Гран-при состоится 3-5 мая в Майами.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 1:40:52,554 | 181,450 | 2 |
2 | Л. Норрис | McLaren | +13,773 | 181,038 | 1 |
3 | С. Перес | Red Bull | +19,160 | 180,877 | 2 |
4 | Ш. Леклер | Ferrari | +23,623 | 180,744 | 1 |
5 | К. Сайнс | Ferrari | +33,983 | 180,437 | 1 |
6 | Д. Расселл | Mercedes | +38,724 | 180,296 | 2 |
7 | Ф. Алонсо | Aston Martin | +43,414 | 180,158 | 3 |
8 | О. Пиастри | McLaren | +56,198 | 179,781 | 2 |
9 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +57,986 | 179,728 | 2 |
10 | Н. Хюлькенберг | Haas | +60,476 | 179,655 | 2 |
11 | Э. Окон | Alpine | +62,812 | 179,586 | 2 |
12 | А. Албон | Williams | +65,506 | 179,507 | 2 |
13 | П. Гасли | Alpine | +69,223 | 179,398 | 3 |
14 | Г. Чжоу | Sauber | +71,689 | 179,326 | 3 |
15 | Л. Стролл | Aston Martin | +82,786 | 179,001 | 4 |
16 | К. Магнуссен | Haas | +87,533 | 178,863 | 2 |
17 | Л. Сарджент | Williams | +95,110 | 178,643 | 2 |
Лучший круг: Фернандо Алонсо (Aston Martin) ― 1:37,810 (45-й круг, 200,629 км/ч).
Гонщик дня: Ландо Норрис.