Маршрут марафона состоял из почти 2988 километров скоростных участков и еще 2256 км дорожных секций между бивуаками, а также точками старта и финиша. Стартовали, как уже было сказано, в Томске, а финишировали в Улан-Баторе. При этом заключительные два дня сделали подлинным марафоном — экипажи отбыли из Баянхогора в Мандалгоби 14 июля, чтобы там самостоятельно обслужить технику и на следующий день финишировать в столице Монголии, форсировав за два дня суммарно 630 боевых километров 10-го и 11-го этапов гонки.
Упомянутые выше затруднения материального характера, не позволившие стартовать в соревнованиях не только частным командам, например, коллективу «МБ автоспорт» из Санкт-Петербурга, но и ульяновской заводской команде «УАЗ-Спорт», напрямую сказались на наполняемости классов. Лишь среди грузовиков (Т5) оказался представительный кворум из 12 машин, и те — сплошь заводские армады «КАМАЗ-мастер», «МАЗ-СпортАвто», «УРАЛ Моторспорт» и «ГАЗ Рейд Спорт». Относительно наполненными получились класс серийных внедорожников Т2 и зачет мотовездеходов Т3 — по шесть машин в каждом.
Соответственно, именно в этих трех классах развернулись основные турнирные события: жесткая борьба, финиш на спецучастках с одинаковым временем, максимальная атака даже там, где стоило сбавить скорость. Среди остальных зачетов данные соревнования в наибольшей степени соревнования напоминали шахматную партию, где достаточно было дождаться схода с дистанции кого-нибудь из соперников, чтобы самому оказаться в более выгодном положении. Правда, выживать приходилось всем, иначе бы SWR-2024 не назывался марафоном.
Объективно истосковавшиеся по большой игре экипажи российской сине-белой армады из Набережных Челнов и представители Минского автозавода из братской Белоруссии с первых километров развернули бурную деятельность. Атаковали настолько лихо, что еще на стадии российской части турнира капотные машины «КАМАЗ» Эдуарда Николаева, Евгения Яковлева, Дмитрия Авдеева и «МАЗ» Сергея Вязовича, Павла Гаранина, Андрея Крагельского по стечению обстоятельств едва не встретились на гоночной трассе лоб в лоб!
Позднее спортсмены объяснили эту ситуацию некой нелепой шуткой зрителей, которые взяли и передислоцировали ленту ограждения так, что штурманы были сбиты с толку и направили свои экипажи по ложному пути. Трагедии удалось избежать благодаря реакции пилотов, на том и разошлись, но организаторам и, разумеется, самим зрителям хорошо бы сделать нужные выводы из чуть не случившейся беды.
Однако один из грузовиков УРАЛ вовсе был вынужден оформить сход, поскольку пилот Алексей Попов, выступавший со штурманом Антоном Кушниковым и механиком Иваном Тетериным, получил травму позвоночника при неудачном приземлении машины после очередного препятствия на трассе. Понятное дело, машина тоже повреждена, но главное — здоровье спортсменов, поэтому искренне желаем Алексею скорейшего восстановления!
А вообще, именно КАМАЗы предсказуемо с первого дня стали штамповать лучшие времена спецучастков, надежно прикрывая друг друга. Тактика и стратегия российского грузового коллектива известна всем соперникам, но объехать их почти нереально. Сергей Вязович в своем стиле сражался, как тигр! Старался навязывать борьбу, не раз был самым быстрым на СУ, но в Улан-Батор в статусе лидера прибыл все же именно КАМАЗ под управлением Дмитрия Сотникова, Руслана Ахмадеева и Ильгиза Ахмедзянова, притом в символических нескольких минутах держался Эдуард Николаев сотоварищи, а Сергей Вязович оказался в этой шахматно-гоночной партии третьим. Остальные два экипажа команды из Минска до призовой тройки не дотянулись.
Среди серийных внедорожников Т2 добрую половину составили три автомобиля Nissan Patrol — завсегдатаи «Silk Way Rally» из Туркменистана. Однако основное противостояние ожидалось среди двух «заклятых друзей» на Toyota Land Cruiser 200, успевших за несколько лет основательно изучить друг друга. Это Андрей Сушенцов и Александр Щанов, которые стартовали, как обычно, на внедорожнике белого цвета, и Антон Николаев — Антон Мельников из команды «Подмосковье» на машине черного цвета.
Безусловно, экипаж Михаила Митяева и Егора Охотникова на «Ниве» из LADA Sport ROSNEFT отчаянно навязывал борьбу этим грандам, старательно объезжал пески, чтобы минимизировать потери и урон матчасти, но японские внедорожники оказались и выносливее, и быстрее отечественной техники.
Именно Андрей Сушенцов и Александр Щанов празднуют заслуженную победу в марафоне 2024 года, заложив фундамент с лучшего времени самого первого скоростного участка и, не снижая темпа, вплоть до постановки автомобиля в закрытый парк в монгольской столице. К слову, именно TLC200 команды S&A Racing отметился тем, что на одном из сложнейших этапов в песках с честью прошел отрезок пустыни там, где другие просто срезали путь. Практика снова показала, что хитростью далеко не всегда можно победить характер и упорство.
Туркменские спортсмены Мердан и Шохрат Тойлыевы, а также их коллеги по команде Максатмурат Данатаров и Дидар Оразмедов постепенно вкатывались и стабильно держались в первой тройке. А вот Антон Мельников и Антон Николаев сначала тушили пожар под капотом своей Тойоты, притом уже на финише первого СУ. Затем на первом же этапе в Монголии автомобиль и вовсе, как рассказали сами спортсмены, перестал переключать передачи, мощность потихоньку ушла, а закончилось все заклиненным мотором. Отремонтироваться не успели в силу отсутствия запчастей. Экипаж отшутился, дескать, «Белый тигр» в этом году проявил свой характер, показав острые когти.
Именно так в этот раз можно охарактеризовать ситуацию в классе Т3. Здесь традиционно с места в карьер взял Вячеслав Папуцкий с Игорем Чудайкиным. Петербуржцы на Yamaha YXZ 1000 R после победы на первом спецучастке, очевидно, были крайне вдохновлены успехом, но долго пальму первенства не удержали — оформили технический сход. Увы, похожая история приключилась с Анастасией Нифонтовой, которая на девятом СУ в какой-то из незаметных ям оставила не только оторванное колесо, но и планы финишировать в гонке, поскольку без колеса ее машина Can-Am Maverick XRS Turbo исполнила переворот через крышу, не прошедший бесследно для всей матчасти.
«Шестой “Шелковый путь” и никак не удается доехать до финиша!», — посетовала известная всему миру гонщица из Москвы Анастасия Нифонтова. — «Сошли мы, будучи лидерами абсолютного зачета, не считая грузовиков. Конечно, я расстроена, но стараюсь думать о том, что будем делать дальше. Вязович с 13-го раза выиграл марафон, а у меня всего-то была шестая попытка. Спасибо огромное всем, кто за меня болеет, я вас обожаю!».
А вот прошлогодний дебютант внедорожных гонок Роман Русинов с опытнейшим штурманом Дмитрием Павловым в этом году на «Silk Way Rally» выступили, можно сказать, академически. Они не стремились сразу рвать все жилы из автомобиля и мчать вперед, как принято говорить, на все деньги. Наоборот, аккуратно ехали в рамках возможностей Can-Am Maverick X3, следили за работой оппонентов Дмитрия Черкесова и Владимира Простакова, а также Андрея Новикова и Алексея Горюнова и… приехали к финишу сложнейшей гонки не просто первыми, а с солидным отрывом около получаса. Поздравляем!
В классе Т1 вся гонка проходила под флагом борьбы двух машин ГАЗель Next — Алексея Игнатова и Евгения Павлова и Александра Семенова — Дмитрия Охотникова c единственным прототипом Т1 под управлением опытнейшего спортсмена Андрея Рудского и не менее опытного ассистента Дмитрия Карпова.
Машина G-Force T-3GF, по словам самого пилота из команды «НГ-Энерго», местами подолгу мчалась по извилистым каменистым и песчаным степным дорожкам на скоростях, близких к ограничению 170 км/ч. Однако на ГАЗелях Рудскому и Карпову противостояли в этой гонке тоже далеко не статисты, поэтому именно представители коллектива «ГАЗ Рейд Спорт» между собой распределили награды за первое–второе места, а прошлогодним победителям абсолютного зачета «Шелкового пути» осталась лишь бронза.
В категории Open, где одновременно были заявлены и «Нива», и Toyota, и даже Maverick, награды распределились между теми тремя экипажами из шести, кому хватило опыта хотя бы довести автомобиль до финиша марафона. Лучше других в этом преуспел дуэт раллистов Дмитрий Воронов и Кирилл Еникеев на Lada Niva.
Канал двухколесной братии, как и их сподвижников на квадроциклах, к концу гонки тоже поредел. Выбыл из борьбы лидер первых дней Алексей Свердлов на эндуро-квадроцикле Can-Am Outlander Max XTP 1000 R. А Илья Щеглов, поначалу первенствовавший среди мотоциклистов, в Улан-Батор на финиш турнира двигался по дистанции СУ11 с гигантским багажом штрафного времени в три сотни часов!
При этом красивейшую борьбу на заключительных километрах гонки показал Алексей Наумов (Федерация Свободных Байкеров) и Мурун Пуревдорж (Team Mongolia). Монгольский райдер и российский мотогонщик несколько раз обменивались любезностями в формате побед на отдельных СУ с преимуществом друг над другом в одну–три минуты.
К слову, монгольский спортсмен еще на предстартовой пресс-конференции предупреждал всех, что дороги у него на родине очень коварные — многокилометровый ровный участок может резко предложить глубокую яму, которую видно лишь тогда, когда в нее уже влетел на полной скорости. Кто услышал этого гонщика, а кто нет — видно по финальным ведомостям. В любом случае поздравляем с победой Алексея Наумова!
Среди квадроциклистов не справился с собственным темпом Александр Гилемов, зато уверенно довел до заветного золота свою работу от начала до конца Данил Логинов из команды Lion Racing Team. В тройке лидеров вместе с ним и Азатом Шаймухаметовым китайский спортсмен Жоу Хе из коллектива «China QJ-moto panda team».
Завершить этот короткий рассказ о продолжительной гонке, вместившей для участников в эти 10–15 дней целую жизнь, позволим себе простым, но мудрым изречением триумфатора абсолютной классификации «Шелкового пути» 2023 года Андрея Рудского. Ведь он на правах корифея еще до старта соревнований справедливо заметил: «Ралли-рейды невозможно прогнозировать, никогда не угадаешь, что будет за стартовой чертой. В ралли-рейдах никто не знает, что будет завтра. Порой даже, казалось бы, простые спецучастки преподносят такие сюрпризы, которых никто не ожидает. Трудно представить, кто в итоге будет на подиуме».
Пожалуй, так и получилось в этот раз. А главное, что кажущееся затишье в мире отечественных внедорожных ралли после марафона «Шелковый путь» будет очень даже коротким, ведь уже в первые дни августа 2024 года Ульяновская область примет очередной этап Кубка России.