Еще накануне победу Ferrari в Формуле 1 невозможно было и представить. Тотальное доминирование в квалификации двух Mclaren, казалось бы, ставило крест на нескромных мечтах Скудерии. Но в Формуле 1 и не такое случалось, особенно если соперники сами готовы отдать тебе победу.
Невероятно насыщенный уикенд ожидал зрителей не только на трассе. За ее пределами в течение прошедшей недели разворачивались не менее громкие события.
Скажем честно, это событие не стало неожиданностью. О том, что Сарджента могут уволить, разговоры ходили еще с прошлого года, поэтому продление с ним контракта на 2024 год для многих было сюрпризом.
Авария в Зандворте во время третьей практики стала, скорее всего, последней каплей, однако Джеймс Ваулз рассказал, что основная причина в том, что Сарджент достиг своего потолка и более не мог прогрессировать. Тем не менее Williams обещали его поддерживать в других проектах.
В той истории самым интересным моментом стал дальнейший выбор пилота на оставшуюся часть сезона, т. к. состав на 2025 в лице Албона и Сайнса был уже утвержден. Основной выбор, как предполагалось, состоял из Мика Шумахера и Лиама Лоусона, причем как Mercedes, так и Red Bull были готовы отдать своих пилотов в распоряжение Williams. Однако Ваулз удивил, выбрав собственного резервиста Williams аргентинца Франко Колапинто. Сообщается, что за такой трансфер команда получила 4,5 млн долларов от аргентинских спонсоров, а дополнительным бонусом стала продажа рекламных мест (т. н. спонсорских наклеек) на бортах машины аргентинским компаниям.
Однако не обошлось и без мини-скандала. Отвечая на вопрос о выборе в пользу Колапинто, а не Шумахера, Ваулз сказал: «Думаю, мы должны быть честны в этом вопросе. В Мике нет ничего особенного, он просто хороший гонщик». Тото Вольфф негативно отреагировал на такое высказывание о Мике, менеджером которого он является, и Ваулзу пришлось извиниться, сообщив, что его слова были интерпретированы неверно.
В пятницу Андреа Кими Антонелли, которому 25 августа исполнилось 18 лет, проехал свою первую пятничную практику с Mercedes, заменив за рулем Джорджа Расселла и впервые опробовав актуальную машину Формулы 1. К сожалению, практика для него закончилась через 10 минут после старта, после того как он вылетел в Параболике, жестко приложив W15 о барьеры безопасности.
Однако даже первые полтора круга произвели на Тото Вольффа большое впечатление, о чем он сказал позже в интервью: «Перед нами не стоит задача ускорить Кими, скорее, нам потребуется его замедлить».
Ну а в субботу утром состоялось его объявление на место боевого пилота, впрочем, скорее чисто формальное, т. к. уже некоторое время Вольфф в своих интервью «проговаривался» о подписанном контракте. В Формуле 1 Антонелли будет выступать под номером 12.
Достижения Андреа Кими Антонелли
Картинг:
Чемпион Европы по картингу CIK-FIA Karting European Championship дважды подряд: в 2020 и 2021 году
Формулы:
В прошлый раз мы с вами прервались на том, что судебные приставы описали имущество Haas и пообещали не выпускать команду из Нидерландов, пока она не погасит задолженность. В понедельник с утра фуры команды продолжали одиноко стоять в пустом паддоке и даже появились новости, что приставы приготовились конфисковать часть имущества.
Однако к обеду «УралКалий» выпустил заявление, в котором сообщалось, что не только деньги упали на указанный счет, но и машина Никиты была доставлена в указанное место.
К этапу Формулы 1 в Монце организаторы Гран-при Италии готовились тщательно и заранее, затеяв масштабную реконструкцию автодрома, которая продолжалась не один месяц. Поводов было как минимум два: во-первых, 75-летие Гран-при Италии, а во-вторых, желание продлить контракт с Формулой 1 и на следующие годы. Реконструкция автодрома стала одним из обязательных условий.
В преддверие 16-го этапа сезона в Монце установили новые, современные трибуны и переложили покрытие, местами изменив профиль трассы, в том числе связки первого-второго поворотов, расширив кое-где гоночное полотно и обновив зоны безопасности.
Изменения трека во многом привели к тому, что команды не могли использовать данные, собранные на этой трассе в предыдущие годы, а также и те, что получены на симуляторах. Все дело в отличающихся характеристиках нового покрытия, которое использовалось после реконструкции автодрома.
Инновационная технология была разработана миланской компанией MAPEI, которая использовала новые химические добавки и термопластичные полимеры для повышения стойкости покрытия и его устойчивости к температурным колебаниям, воздействию ультрафиолетовых лучей, а также постоянным рабочим нагрузкам и последующей деформации.
Новая формула использована и в краске для бордюров. Такая краска используется и в дорожном строительстве — для разметки проезжей части. Она менее скользкая и более устойчивая к стиранию.
После свободных тренировок многие пилоты были недовольны изменениями, т. к. им пришлось заново приноравливаться к трассе. Но представители FIA и FOM все одобрили.
Еще одним реверансом в сторону чемпионата стал учрежденный автодромом уникальный трофей обладателю поул-позиции. Для победителя квалификации ювелир из Брианцы Гвидо Гуцци изготовил драгоценное «Кольцо Королевы».
Дизайн кольца связан с историей Брианцы, Монцы и отсылает нас к королеве лангобардов Теодолинде и легенде про ее Железную корону.
Теодолинда (кстати, по происхождению — дочь баварского герцога) стала первой королевой варварского племени лангобардов, которые истребляли мирное население в Италии (VI век нашей эры), когда вышла замуж за короля варваров. Она примирила их с Римской католической церковью, за что получила в дар от Папы Римского железный гвоздь, который использовали для распятия Христа. Из этого гвоздя она и сделала корону.
Как все подобные исторические легенды, легенда про гвоздь и корону наверняка содержит в себе как элементы правды, так и вымысла. По другой версии, например, эта корона просто перешла лангобардским королям в наследство из эпохи античности.
Сама корона и по сей день хранится в соборе в Монце на алтаре королевы Теодолинды и является священной реликвией. Дизайн кольца похож на дизайн короны, но драгоценные камни, вставленные в него, соответствуют цветам итальянского флага: рубины, изумруды и бриллианты.
В пятницу в Монце прошла акция протеста сотрудников моторного завода Renault в Вири-Шатийон. Люди собрались на трибунах с плакатами, призывающими не закрывать завод. О таких планах сообщало руководство концерна в связи с желанием перейти на клиентские моторы.
Подобные же митинги прошли и на самом заводе, но окажет ли это какое-то влияние на планы концерна — неизвестно.
Red Bull: переднее и заднее крыло с урезанными закрылками;
Mercedes: разгруженное заднее крыло — урезанный закрылок и его углы.
Ferrari: урезанный верхний закрылок переднего крыла, изменение положения бортовых телекамер на передней части машины для оптимизации аэропотоков, новое оперение зеркал заднего вида. Обновленное днище получило измененные боковые дефлекторы и стенки каналов глотки, вырез на боковой пластине и другие изменения. Поменялась форма киля диффузора. Новый кожух двигателя. Новая версия разгруженного заднего крыла.
McLaren: увеличенные воздуховоды передних тормозов для лучшего охлаждения. Урезанное переднее крыло. Новая форма боковых воздухозаборников.
Aston Martin: разгруженное переднее крыло, двухэлементное бим-крыло с более узким верхом, разгруженное заднее крыло.
Alpine: разгруженное переднее крыло — урезанный закрылок.
Williams: разгруженное переднее крыло — торцевая пластина с другим винглетом, урезанный закрылок. Разгруженное заднее крыло.
VCARB: разгруженное переднее крыло с урезанным закрылком, разгруженное заднее крыло и бим-крыло. Обновленное днище, новое оперение защиты головы и зеркал заднего вида.
Sauber: разгруженное переднее и заднее крыло, новая форма передней части днища, измененный диффузор для снижения турбулентности.
Haas: разгруженное переднее крыло. Новое оперение нижнего рычага и толкателя передней подвески для гармонизации с новым передним крылом и формой верхних рычагов.
Перед Монцей также больше половины пелотона заменили силовые установки. Mercedes, McLaren, Aston Martin, Sauber и Haas взяли для обоих своих пилотов по четвертой и последней из разрешенных силовых установок. Поменяли двигатель также и на машине Франко Колапинто. Уже после пятницы все элементы двигателя заменили и у Карлоса Сайнса. Все пилоты обошлись без штрафов.
В четверг днем в Монце произошло крайне редкое событие: во время собственных тренировочных заездов, которые обязательно проходят перед каждым Гран-при, в аварию попал автомобиль безопасности — Aston Martin Vantage под управлением бессменного Бернда Майландера.
Машина вылетела с трассы в Параболике и врезалась водительской стороной в барьеры безопасности. Удар был сильный, и автомобиль оказался серьезно поврежден. К счастью, экипаж не пострадал. По предварительной версии, авария случилась из-за проблем с тормозами: Aston Martin внимательно изучит произошедшее и составит отчет.
На расписании уикенда этот инцидент никак не сказался: в распоряжении FIA всегда есть запасной сейфити-кар.
История чемпионата не помнит подобных событий: инциденты с машиной безопасности случались, однако с участием третьих лиц и не по вине водителя сейфити-кара. Самой запомнившейся стала авария с участием Ника Хайдфельда во время практики Гран-при Бразилии 2002. Правда, тогда Хайдфельд задел медицинский автомобиль, пытаясь протиснуться между ним и ограждениями.
Первая утренняя тренировка состоялась уже по жаре: воздух к полудню прогрелся до 33 ℃, а асфальт — до 50 ℃. Пока гонщики прикатывались к новому асфальту, происходило много ошибок. Об аварии Кими Антонелли мы рассказали выше: итальянец был единственным, кто вызвал красные флаги в сессии, но проблемы возникали у многих. Ферстаппен жаловался на баланс машины, Леклер — на ее управляемость. Самыми необычными стали жалобы пилотов Mercedes на раскаленное сиденье на протяжении всех трех практик. Механики пытались решить проблему, но она оставалась.
Колапинто в итоге благополучно финишировал в своей первой сессии в качестве боевого пилота Williams, но тоже успел побывать в гравии, хотя и без таких последствий, как у Антонелли.
В итоге лучший результат в первой практике показал Макс Ферстаппен, второе и третье времена были у Леклера и Норриса соответственно.
Начало второй сессии свободных заездов пропустили как Расселл, так и Перес. Если машина Расселла была еще не готова после аварии Антонелли, то на Red Bull Чеко Переса решили превентивно заменить коробку передач.
Через полчаса после начала сессия была остановлена красными флагами из-за вылета в барьеры безопасности Кевина Магнуссена. После возобновления продолжились проблемы у Ферстаппена, который не мог заправить машину в повороты, Переса, который также ошибался почти на каждом круге, и у пилотов Mercedes, которые продолжали поджариваться на своих сиденьях. Тем не менее лучшее время на этот раз показал Льюис Хэмилтон, а компанию в Топ-3 ему составили Норрис и Сайнс.
А вот оба пилота Red Bull в этот раз не вошли даже в Топ-10. Правда, Хельмут Марко это объяснил прессе тем, что команда не включила своим пилотам моторы на полную.
Третья практика также прошла в условиях доминации Mercedes, при этом отрывы у четырех топ-команд были минимальными, хотя Red Bull продолжали отставать больше остальных. Новичок Колапинто все три сессии провел весьма позитивно и с минимальным отставанием от напарника. Оба Williams показывали хорошую скорость и завершили практики в Топ-10.
Под самый финиш гоночный инженер Кевина Магнуссена велел своему пилоту остановиться прямо на трассе: проблема возникла с коробкой передач. Красные флаги показывать не стали: все и так уже завершили сессию.
Первый сегмент квалификации особых сюрпризов не преподнес. Худшими традиционно стали пилоты Sauber, а компанию им составили Юки Цунода, Лэнс Стролл и Франко Колапинто. Аргентинец испортил свой последний быстрый круг, опасно вылетев в гравий.
Второй сегмент возглавил Льюис Хэмилтон, но Ферстаппен буквально дышал ему в спину: отставание было минимальным: всего 0,021 секунды.
На этот раз в худшую пятерку вошли оба Alpine, Риккардо и Алонсо, чьи партнеры уже завершили сессию в предыдущем сегменте, и Кевин Магнуссен.
Третий сегмент прошел насыщенно и эмоционально.
Поул-позицию вновь завоевал Ландо Норрис, а Оскар Пиастри замкнул первый ряд, уступив напарнику одну десятую секунды.
В последней попытке Джордж Расселл сумел подняться на третью строчку, опередив Шарля Леклера. Карлос Сайнс уступил напарнику всего 0,006 секунды и стал пятым. Плотный квалификационный ряд замкнул Льюис Хэмилтон, уступив Норрису 0,186 секунды. А вот два Red Bull на четвертом ряду стартового поля оказались в 0,7 секунды от победителя: огромный разрыв, учитывая их недавнее доминирование на этапах. Макс Ферстаппен после квалификации рассказал, что на данном этапе у RB20 столько проблем, что неизвестно, что исправлять в первую очередь.
Недоволен результатом был и Хэмилтон, который в интервью после сессии сказал: «Я в бешенстве. Я мог быть на поуле или как минимум на первом ряду. Я просто не завершил свою работу в конце. Потерял полторы десятки в связке первого и второго поворотов, а затем еще одну десятую в последнем повороте, так что... Некого винить, кроме себя, и это... Да, квалификация является моим слабым местом уже какое-то время, и я не могу понять, как это исправить».
В течение квалификации дважды возникали сложные ситуации на питлейне, и оба раза в них принимал участие Макс Ферстаппен. Во время первого сегмента его подрезал Оскар Пиастри, за что McLaren оштрафовали на 10 тысяч евро, в третьем сегменте перед Red Bull вылетела Ferrari Сайнса, но во втором случае стюарды инцидент не разбирали.
Формальным предупреждением отделался Франко Колапинто, который во время тренировки стартов в конце квалификации выехал за пределы отведенной зоны.
В Монцу Pirelli привезли самые мягкие составы — С3, С4 и С5, а после первых сессий на трассе предположили в качестве самой быстрой стратегию с одним пит-стопом. При этом ни в одной из предложенных шинниками стратегий не присутствовали самые мягкие шины софт. Не использовали их пилоты и в гонке.
Основной состав, выбранный для старта, был медиум, однако шесть пилотов предпочли альтернативную стратегию и стартовали на харде. В Топ-10 самые жесткие шины получили оба Red Bull, предполагая, что они смогут «пересидеть» соперников, а под финиш свежий и более мягкий состав поможет отыграть позиции. Однако расход резины оказался выше расчетного, и большинство пилотов перешли на два пит-стопа.
Ferrari были среди тех немногих, кто решил рискнуть и не заезжать в боксы второй раз. Благодаря этому Шарль Леклер сумел одержать в Монце свою вторую победу в сезоне, столь важную после победы в Монако.
McLaren, занявшие на старте первый ряд, вновь упустили победу и на подиуме оказались вторым и третьим, причем Оскар Пиастри финишировал выше Ландо Норриса, стартовавшего с поула. Джордж Расселл распрощался с надеждами на подиум уже в первом повороте первого круга. Квалифицировавшись выше напарника, он вновь проиграл Хэмилтону в гонке.
Оба Red Bull оказались неконкурентными как по скорости, так и по управляемости. Макс финишировал шестым, а Перес в итоге уступил позицию Расселлу и закончил гонку на восьмом месте.
Хорошую форму продемонстрировал Williams: Алекс Албон набрал два очка, финишировав девятым, а Франко Колапинто провел уверенную для новичка гонку, оказавшись в итоге 12-м.
Ужасным получился уикенд для VCARB. Сначала Юки Цунода сошел на седьмом круге после раннего контакта с Нико Хюлькенбергом, затем Риккардо получил пятисекундный штраф, а во время отбытия его на пит-стопе механик коснулся машины, нарушив правила. В итоге — еще 10 секунд штрафа и 13-я позиция.
Но, конечно, главными героями стали в Монце пилоты Haas. Сначала инцидент между Хюлькенбергом и Цунодой, за что немец получил 10 секунд штрафа и два балла в лицензию, затем его контакт с напарником после небезопасного возвращения на трассу, затем 10 секунд штрафа Магнуссену за его столкновение с Пьером Гасли, но самой вишенкой стало нечто другое.
Магнуссен, как и Хюлькенберг, получил не только 10 штрафных секунд, но и два балла, которые помогли ему наконец собрать 12 баллов для получения дисквалификации на следующую гонку. Стюарды уже официально объявили, что Гран-при Азербайджана Магнуссен пропустит. Кто его заменит за рулем, пока окончательно неизвестно. Аяо Комацу сообщил, что приоритет у Олли Бермана — но только в том случае, если его отпустит команда Prema, также проводящая там уикенд в Формуле 2. Альтернативным вариантом может стать другой резервист — Пьетро Фиттипальди.
Это первый случай в истории Формулы 1, когда гонщик получает дисквалификацию, набрав максимальную сумму баллов. Правда, и введена эта система была только в 2014 году.
Давайте же разберем, что и как происходило на Гран-при Италии в Монце.
1-й круг. Ландо Норрис сразу же проигрывает старт своему напарнику.
Джордж Расселл, который стартовал третьим, в сражении с Норрисом получил повреждение переднего крыла, заблокировал шины в первом повороте, зацепил машину Норриса передним крылом, сломав его, и проехал прямо по срезке. С третьей позиции он опускается на седьмую, оказавшись между двумя Red Bull.
Серхио Перес жалуется по радио, что чаcти Mercedes опасно болтаются на машине. Но Джордж не заезжает в боксы. Впоследствии торцевая пластина отлетает сама по себе.
Леклер поднимается на третью позицию. Затем Норрис пытается атаковать Пиастри, но неудачно, и в результате пропускает вперед и Леклера. Сайнс остается четвертым, Хэмилтон — пятым.
На старте также происходит двойной контакт Сайнса и Хэмилтона. Обе машины остаются в гонке.
Следующая связка событий происходит на том же круге чуть позже. Сначала Риккардо становится причиной контакта с Хюлькенбергом в восьмом повороте, за что позже получает пятисекундный штраф. Хюлькенберг возвращается на трассу и едва не выбивает Магнуссена. Теряет на этом шесть позиций.
4-й круг. Жесткий контакт Хюлькенберга и Цуноды, в результате чего японский пилот получает серьезные повреждения машины.
6-й круг. Хюлькенберг заезжает в боксы, чтобы сменить носовой обтекатель. За контакт с Цунодой он получает 10-секундный штраф и два балла в лицензию. На трассу возвращается последним. Борьба за очки больше невозможна.
7-й круг. Цунода заезжает в боксы и сходит. Гонка испорчена.
11-й круг. Расселл заезжает в боксы, чтобы сменить носовой обтекатель и шины. Возвращается на харде. Это лишает его возможности проехать гонку с одним пит-стопом.
На этом же круге в боксы заезжает Риккардо, в том числе чтобы отбыть штраф. Но один из механиков «на автомате» прикасается к машине, что запрещено во время штрафной остановки. Риккардо получает за это еще один 10-секундный штраф. Гонка второй машины VCARB тоже испорчена — на этот раз усилиями команды.
14-й круг. Норрис первым из лидирующей группы (не считая вынужденного пит-стопа Расселла) заезжает в боксы, чтобы подрезать Леклера.
15-й круг. Следом за Норрисом в боксы отправляются Леклер и Хэмилтон, и после пит-стопа Леклер возвращается позади Норриса. Он задает своему инженеру законный вопрос про необходимость такого пит-стопа.
18-й круг. В четвертом повороте происходит столкновение между Кевином Магнуссеном и Пьером Гасли. Кевин на позднем торможении и блокировке колес выбивает Пьера с трассы, за что получает 10-секундный штраф и два балла в лицензию.
22-й круг. Первый пит-стоп Ферстаппена. Red Bull вынуждены признать, что высокая деградация резины не позволит им провести гонку с одним пит-стопом. Ко всему прочему происходит заминка с правым задним колесом, пит-стоп продолжается 6,2 секунды.
23-й круг. Радио Норриса: «Ты можешь бороться с Оскаром. Правила Папайи».
30-й круг. Расселл предпринимает попытку атаки на Переса, но в первом повороте промахивается мимо трассы, срезает и вынужден вернуть позицию, после чего вновь атакует. За седьмое место.
32 круг. Норрис вновь ошибается, вылетает и теряет на этом более полутора секунд. После вылета команда зовет его на второй пит-стоп, который проходит медленнее обычного (3,3 секунды) из-за заминки с задним колесом.
33-й круг. На этот раз проблемы с правым задним колесом на пит-стопе возникают у Расселла (4,2 секунды).
38-й круг. Расселлу удается обогнать Переса по обочине перед первым поворотом. Перес жестко держал оборону.
41-й круг. Ландо после своего пит-стопа все же обгоняет Ферстаппена. Макс заезжает на второй пит-стоп.
К этому моменту первую и вторую позицию в гонке занимают две Ferrari, которые пытаются реализовать стратегию с одним пит-стопом.
46-й круг. Сайнс теряет темп. Пиастри его обгоняет за второе место. Следом Карлос уступает позицию и Норрису.
Сейчас главный вопрос — применит ли McLaren командную тактику для размена позиций между пилотами, чтобы Норрис мог набрать на три очка больше? Или команда намерена позволить пилотам самим решать это на трассе?
53-й круг. Шарль Леклер — победитель Гран-при Италии! Пилоты McLaren финишируют в той же последовательности: Пиастри-Норрис. Лучший финиш Red Bull — шестое место Ферстаппена.
В интервью после финиша гонки Макс Ферстаппен заявил, что в текущих условиях два титула (личный и командный) выглядят нереалистично. Макс призывает команду «перетряхнуть» машину, чтобы найти причину столь низкой скорости и управляемости.
После гонки в Монце отрыв Red Bull от McLaren на втором месте в Кубке конструкторов сократился до восьми очков. А от Ferrari — до 39 очков. В личном зачете Норрис уступает Максу 62 балла.
Стюарды отнеслись слишком жестко к инциденту между Магнуссеном и Гасли. Обе машины вылетели с трассы, но ни одна не получила повреждений. Для сравнения Кевин приводит в пример инцидент между Риккардо и Хюлькенбергом, за который Даниэль получил всего 5 секунд и один балл, хотя это разрушило гонку Хюлькенбергу.
Андреа Стелла заявил, что команда намерена пересмотреть правила сражения между своими пилотами на трассе, чтобы начать работать на того, кто находится на лучшей позиции в чемпионате. То есть Норриса.
На эту тему уже высказался и Хельмут Марко, заявив, что Red Bull счастливы как борьбой пилотов на трассе, так и подходом команды к размену позиций.
Дэн Риккардо признал свою вину в столкновении с Хюлькенбергом и извинился перед ним.
Следующий Гран-при пройдет в Баку 14-15 сентября
Пилот | Команда | Время/отставание | Скорость | Пит-стоп | |
1 | Ш. Леклер | Ferrari | 1:14:40,727 | 246,431 | 1 |
2 | О. Пиастри | McLaren | +2,664 | 246,285 | 2 |
3 | Л. Норрис | McLaren | +6,153 | 246,093 | 2 |
4 | К. Сайнс | Ferrari | +15,621 | 245,575 | 1 |
5 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +22,820 | 245,182 | 2 |
6 | М. Ферстаппен | Red Bull | +37,932 | 244,362 | 2 |
7 | Д. Расселл | Mercedes | +39,715 | 244,266 | 2 |
8 | C. Перес | Red Bull | +54,148 | 243,488 | 2 |
9 | А. Элбон | Williams | +67,456 | 242,776 | 1 |
10 | К. Магнуссен | Haas | +68,302 | 242,731 | 1 |
11 | Ф. Алонсо | Aston Martin | +68,495 | 242,721 | 2 |
12 | Ф. Колапинто | Williams | +81,308 | 242,039 | 1 |
13 | Д. Риккардо | VCARB | +93,452 | 241,396 | 1 |
14 | Э. Окон | Alpine | +1 круг | 241,095 | 1 |
15 | П. Гасли | Alpine | +1 круг | 240,791 | 2 |
16 | В. Боттас | Sauber | +1 круг | 240,317 | 1 |
17 | Н. Хюлькенберг | Haas | +1 круг | 240,122 | 2 |
18 | Г. Чжоу | Sauber | +1 круг | 239,634 | 1 |
19 | Л. Стролл | Aston Martin | +1 круг | 239,452 | 3 |
Лучший круг: Ландо Норрис (McLaren) — 1:21,432 (53-й круг, 256,100 км/ч).
Пилот дня: Шарль Леклер.