25 января в 27-й раз состоялась зимняя Гонка чемпионов в Тольятти, которая традиционно собрала лучших российских спортсменов в различных дисциплинах автоспорта. Практически до последнего момента у организаторов не было уверенности, что все состоится и пройдет как надо: ведь погодные сюрпризы в этом году коснулись большинства регионов нашей страны. Оттепели, дожди, малое количество снега — все это ставит под вопрос проведение ледовых и снежных гонок, но организаторы Гонки чемпионов постарались «на полную мощность»: трассу бережно заливали и замораживали, а снежные брустверы укладывали фактически вручную. В результате к чемпионским заездам все было готово в лучшем виде.
В этом году приглашение к участию получили 16 гонщиков, а также еще двое запасных.
Из этого списка, наверное, нужно отдельно представить двух дебютантов Гонки чемпионов.
Андрей Громов — своего рода «темная лошадка» гонки 2025 года. Андрей в 2025 году стал лучшим в одном из самых конкурентных классов российского кольца — спортпрототипах. Но сделано это было на асфальте на заднеприводном «Шорткате». В Тольятти же пилота из Санкт-Петербурга ожидал лед и передний привод.
Ярослав Шевырталов — вице-чемпион страны по картингу в классе KZ2, но на льду ему предстояло стартовать впервые. Поэтому накануне Гонки чемпионов он брал уроки у одного из мастеров трассы в Сосновке — Дмитрия Брагина.
Помимо чемпионов и обладателей кубков 2024 года были приглашены победители и призеры Гонки чемпионов прошлых лет:
К ним присоединилось и несколько «звездных» участников. Так, впервые за историю Гонки чемпионов участвовал не один, а сразу два пилота Формулы 1. Компанию Виталий Петрову за рулем гоночной LADA составил Никита Мазепин. Никита выступал как в кольцевых гонках, так и ралли-рейдах, поэтому старты на скользких покрытиях не будут для него чем-то новым. Главное было — адаптироваться к новой технике и непростой трассе.
Еще один пилот международных Формул (правда, в силу возраста он в свое время дошел только до Формулы 3) — Александр Смоляр. Саша также бронзовый призер чемпионата России по кольцевым гонкам в классе «Туринг» сезона-2024.
Отдельно хочется отметить участие в соревновании Эдуарда Николаева — руководителя команды «КАМАЗ-мастер» и пятикратного победителя «Дакара».
Ну и замкнул этот список Андрей Масленников, многократный призер и победитель соревнований в различных дисциплинах.
В качестве запасных пилотов были приглашены Андрей Петухов и Николай Калинин.
В тренировках, квалификации и основных гоночных заездах пилоты использовали гоночную Lada Vesta с 16-клапанным двигателем объемом 1,6 л с индексом 21805-37.
Максимальную мощность в 170 л.с. он развивает при 175 Нм. Впуск и выпуск — Lada Sport, прямоток 63 мм. На машинах установлены кулачковые коробки с тросовым приводом и дифференциал повышенного трения, а также двухконтурная тормозная система.
Как и в прошлом году, машины вновь были оклеены в ливреи двух цветов своих партнеров: желтый — Rosneft и черный — другого партнера, концерна Ростех.
Традиционно финалы Гонки чемпионов проводятся на технике, отличающейся от автомобилей, используемых в предфинальных заездах. В прошлом году АВТОВАЗ выбрал рейдовые «Нивы», в этом — представила новую спортивную Lada Iskra.
Lada Iskra
Спортивная LADA Iskra — новый проект заводской команды LADA Sport ROSNEFT, автомобиль, специально подготовленный для участия в ледовых гонках.
В основе автомобиля лежит Lada Vesta, которая была практически полностью переработана с учетом всех требований по подготовке гоночных автомобилей к состязаниям на льду.
Кузов облегчен и оснащен вварным каркасом безопасности. В подвеске установлены специальные амортизаторы, более жесткие пружины, а в опорах амортизаторов и рычагах подвески применены не сайлент-блоки, а сферические шарниры. Точки крепления узлов подвески усилены.
Наибольшее количество доработок пришлось на силовой агрегат. Объем двигателя увеличен с 1,6 л до 1,8 л за счет применения оригинального коленвала, увеличивающего ход поршня. При этом усилены как сам коленвал, так и шатуны.
Модернизированы системы впуска и выпуска, а также контроллер двигателя — все это позволило получить мощность в 173 л.с. и крутящий момент в 200 Нм. При этом 150 Нм достигаются уже на 2500 оборотах в минуту, что делает автомобиль не только быстрым, но и тяговитым, и это заметно отличает его от предыдущих поколений ледовых автомобилей LADA.
В трансмиссии применен секвентальный механизм переключения передач, самоблокирующийся межколесный дифференциал и приводы из высокопрочной стали.
Передние тормоза — штатные, от LADA Iskra, задние — от LADA Vesta, установлен гидравлический ручной тормоз и система регулировки тормозных усилий. Модернизировано и электрооборудование автомобиля, в частности, на рулевой колонке смонтирована многофункциональная панель управления электроникой.
Iskra предполагается в серийное производство и, как в свое время и Vesta, сначала прошла обкатку на соревнованиях.
В этом году все автомобили были обуты в шины Pirelli Sottozero WJC с 7-миллиметровым боевым шипом. Это та же модель резины, которую используют на своих автомобилях пилоты чемпионата мира по ралли. Pirelli заменили собой прошлогодние НИИШП с 4,5-миллиметровым шипом.
Что это дало? Больше уверенности за рулем. Ведь на таком шипе гоночные LADA идут по трассе практически с асфальтовым «держаком». Автомобиль на таких шинах может проходить виражи и повороты на самой высокой скорости. Выше скорость — плотнее борьба.
Тренировки
Ближе ко дню соревнований на полигоне АВТОВАЗа в Сосновке погода установилась достаточно морозная.
Первая тренировка состоялся еще за два дня до гонки: 23 января. Лучшее время дня показал восьмикратный победитель Гонки чемпионов Кирилл Ладыгин, вслед за ним подтянулись Владимир Шешенин, Михаил Митяев и Егор Санин — квартет пилотов, которые неоднократно проходили в финалы Гонки чемпионов.
Довольно неплохо день прошел для Виталия Петрова и Андрея Масленникова, которые показали пятое и шестое времена дня. Сразу после был бы неожиданно невысокий пока результат Дмитрия Брагина, если бы седьмое время не показал один из двух запасных пилотов — Андрей Петухов.
Пятница открывалась новой серией тренировок, и их результаты удивили даже «бывалых»: лучшее время показал чемпион России по ралли Клим Гаврилов, третьим стал Аркадий Цареградцев, в Топ-10 попали также Виталий Петров (6), Ярослав Шевырталов (7) и Никита Мазепин (8).
К сожалению, на старт так и не вышел Роман Русинов, победитель «Шелкового пути»-2024 в абсолюте. Отказ, похоже, был вынужденным, как и у Анастасии Нифонтовой в 2023 году. Причем с точки зрения спорта причина абсолютно неудовлетворительная: спортсменам, выступающим в цветах G-Drive, запрещено появляться на гонках коммерческих конкурентов «Роснефти». Но маркетинговые интересы оказались, увы, важнее.
В заездах Русинова заменил Андрей Петухов.
Квалификация
Квалификационные заезды определяют составы четырех групп участников, внутри которых происходит сражение за выходы в 1/4 финала. Квалификация традиционно состоит из двух попыток, а лучшее время идет в зачет.
По итогам абсолютно лучшее время показал Кирилл Ладыгин, при этом его преимущество составило две (!) секунды от ближайшего соперника — действующего победителя Гонки чемпионов Владимира Шешенина. Виталий Петров, для которого это уже третье участие в ледовой битве, наконец вкатился в трассу и в машину и показал третье время, проиграв Шешенину всего 0,025 секунды!
Не обошлось и без традиционной «крыши». В поисках «предела» во время квалификации уложил машину на крышу Никита Мазепин. Однако это обычное дело на узкой и опасной трассе в Сосновке: подобными «трюками» в свое время отличались здесь и гораздо более опытные пилоты.
В итоге было сформировано четыре группы:
Зачетные заезды
Суббота не подвела с погодой: легкий морозец и отсутствие ветра были на руку не только гонщикам, но и порадовали зрителей, создав комфортные условия просмотра заездов.
Традиционно все началось с «линейки»: на ледовой трассе перед трибунами выстроились организаторы, участники и официальные лица, а позади них были представлены и гоночные автомобили. Начинали построение два классических ВАЗ-2101: в этом году отмечается 55-летие «Копейки», а после торжественного открытия был дан старт первому символическому заезду: финалисты Гонки чемпионов 2024 года Владимир Шешенин и Дмитрий Брагин проехали круг по трассе за рулем тольяттинской классики.
После заездов по сетке в четырех группах отсеивались по два пилота из каждой, показавших худшие результаты. В итоге в четвертьфиналы прошли восемь спортсменов: из первой группы — Кирилл Ладыгин и Эдуард Николаев, из второй — Дмитрий Брагин и Александр Смоляр, из третьей — Виталий Петров и Михаил Симонов и из четвертой — Егор Санин и Михаил Митяев. А вот Эдуард Николаев, дебютант гонки в Сосновке, выиграл и у Егора Санина, и у Андрея Петухова, но проиграл Аркадию Цареградцеву: всего 0,15 секунды. Пятикратный победитель «Дакара» выступал на автомобиле в цветах команды «КАМАЗ-мастер».
На стадии Топ-16 главным сюрпризом стал проигрыш Владимира Шешенина — ведь именно он становился победителем двух предыдущих Гонок чемпионов.
На стадии четвертьфиналов из дальнейшей борьбы выбыли Николаев, Смоляр, Симонов и Митяев. Эдуарду Николаеву не повезло с соперником: им стал Кирилл Ладыгин. Тут было без шансов. Саша Смоляр более двух секунд проиграл Дмитрию Брагину — в целом тоже необидное поражение, ведь Брагин неоднократно побеждал в Сосновке. Виталий Петров оказался на две секунды быстрее Михаила Симонова, а Егор Санин привез секунду Михаилу Митяеву.
Самыми жаркими стали, пожалуй, заезды в полуфиналах: отрывы здесь были минимальными, а сражение шло на протяжении обоих кругов, в течение которых спортсмены менялись дорожками.
В итоге финалистами 27-й Гонки чемпионов стали Виталий Петров, который сумел одержать победу над Дмитрием Брагиным, и Кирилл Ладыгин.
Не повезло Брагину и в заездах за третье место: Санин сумел опередить его более чем на 0,4 секунды, таким образом, Егор занял достойное третье место.
Финальные заезды проходили на новых «Искрах», специально подготовленных для Гонки чемпионов.
Первый финальный заезд прошел с полным доминированием Кирилла Ладыгина: разница почти в четыре секунды в Сосновке выглядит весьма внушительно. К финишному створу участники проходят трек на подъеме, и когда Кирилл уже финишировал, Виталий еще только мчался в горку. Третьего заезда в этот раз тоже не понадобилось: две секунды разницы — и вновь победа Ладыгина. Однако хочется отметить невероятно высокий уровень соревновательности, который Виталий Петров продемонстрировал в этот раз, сумев пройти в финалы и победив весьма опытных в ледовых гонках соперников.
«Этот день и эта гонка стали для меня особенными», — сказал Кирилл Ладыгин. — «Спасибо команде и организаторам, которые, несмотря на все сложности, подготовили отличную трассу и безотказно работающую технику. Спасибо нашим друзьям и партнерам, благодаря которым эта уникальная гонка проводится в Тольятти уже много лет. И конечно, спасибо нашим болельщикам — их с каждым годом становится все больше, и их внимание сегодня было очень приятным. Думаю, мы оправдали их надежды. Борьба шла до последнего заезда, и я очень рад вновь вернуться на вершину пьедестала 27-й Гонки чемпионов».
Вечером в субботу была объявлена и еще одна важная новость.
В наступающем сезоне кольцевых гонок Кирилл Ладыгин станет руководителем заводской команды Lada в классе «Супер-продакшн». Прошлый сезон в СМП РСКГ Туринг — спринт-гонках чемпионата и Кубка России по кольцевым гонкам — стал для Кирилла последним.
В своей спортивной карьере Кирилл сосредоточится на выступлениях в марафонской серии СМП РСКГ Эндуранс за рулем спортпрототипа BR03.