После того как в период пандемии Австралия закрылась для туристов, в т. ч. и участников крупных мероприятий, организаторы чемпионата перевезли первый этап сезона сначала вынужденно в Австрию (в 2020 году), а затем и в арабские страны. В 2024-м сезон открывала гонка в Джидде, и связано это было с датами праздника Рамадан.
Тем не менее новый контракт, который Формула 1 продлила с Австралией вплоть до 2037 года, оговаривает, что в дальнейшем открытие сезона должно проходить именно в Мельбурне.
В этом году в Альберт-парке состоятся также первые этапы молодежных серий Формула 3 и Формула 2.
Отдельно стоит отметить, что Формула 1 в этом году сменила официального хронометриста. На смену Rolex приходит TAG Heuer.
Во многом наступающий сезон станет пограничным и подведет итоговую черту под разными процессами в чемпионате.
Мы уже рассказывали, что с 2026 года количество команд в Формуле 1 увеличится до 11, а пилотов, соответственно, до 22. В этом году мы также докатываем последний сезон с Sauber — в следующем команда будет называться Audi. К производителям добавится Cadillac, правда, пока как клиентская команда Ferrari. Для Alpine 2025 год станет последним сезоном в качестве заводской команды, они перейдут на моторы Mercedes. А вот Aston Martin, наоборот, проводит последний год в качестве клиентской команды и затем перейдет на моторы Honda.
Значительное изменение в составах пилотов во многом вызвано как раз тем, что команды хотят подготовиться к переходу на новый регламент и помочь своим пилотам набраться опыта.
Сразу шесть молодых гонщиков дебютирует в Формуле 1 на постоянной основе. Самый опытный из них — Лиам Лоусон, который наконец-то получил постоянный контракт с Red Bull и заменил в команде Серхио Переса. До этого 23-летний новозеландский гонщик провел 14 Гран-при, но каждый раз выступал в качестве замены заболевшего или уволенного пилота.
Оливер Берман, с опытом в три Гран-при по ходу прошлого сезона, когда он замещал Карлоса Сайнса и дважды Кевина Магнуссена, в этом году выступает за Haas вместе с перешедшим туда Эстебаном Оконом.
Окона в Alpine заменил Джек Дуэн, который провел пока единственный Гран-при — в Абу-Даби 2024. Правда, сколько он продержится в команде, пока неизвестно. По многим слухам, контракт с ним заключен на пять Гран-при, а дальше все зависит от результата. Сможет показать себя — останется в команде. Если нет — ему на смену Флавио Бриаторе уже присмотрел Франко Колапинто, которого выкупил у Williams и пока намерен использовать в качестве резервиста.
Андреа Кими Антонелли, который пришел в Mercedes на смену Хэмилтону, Тото Вольф «выкатывал» почти весь прошлый сезон, организуя ему многочисленные тесты на предыдущих машинах. По примерным подсчетам, Антонелли уже проехал в общей сложности за рулем Ф1 разных лет порядка 15 000 км, но в боевом Гран-при еще не выступал. Антонелли — один из самых ярких новичков грядущего сезона, гонщик, про которого специалисты говорят, что его природная скорость может сравниться разве что с топ-пилотами и чемпионами Ф1.
Исак Хаджар получил в этом году место в Racing Bulls (так официально с этого сезона называется вторая команда Red Bull), и его напарником стал Юки Цунода. Хаджара считают быстрым, но нестабильным гонщиком, которому не хватает хладнокровия. Сам Исак в своем недавнем интервью сказал, что рассчитывает повторить карьеру Макса Ферстаппена, но злые языки говорят, что Арвид Линдблад, на которого делают основные ставки в Red Bull, в случае успешного дебюта в Формуле 2 может заменить Хаджара уже после летней паузы…
Ну и, наконец, шестой дебютант Формулы 1 — бразилец Габриэл Бортолето, чемпион прошедшего сезона Формулы 2. Бортолето является подопечным Фернандо Алонсо: испанец говорит про него много хороших слов, но мы-то знаем, что в 2024 году Габриэл одержал в сезоне всего две победы (в то время как на счету, например, Бермана, пропустившего три этапа — три победы), а титул взял скорее усидчивостью и стабильностью, нежели ярким талантом. В любом случае для него сезон рядом с Нико Хюлькенбергом будет весьма и весьма полезным.
Несмотря на то что 2025-й — последний год по старому регламенту, и большинство команд сосредоточено на новых машинах, борьба за титулы не ослабевает. Ferrari, Mercedes, McLaren, Red Bull — все четыре топ-команды провели зиму в поисках улучшений и доработали слабые места предыдущих автомобилей. Фредерик Вассер вообще заявил, что они изменили 99% машины, а Red Bull активно занимался поиском и устранением предыдущих ошибок, которые помешали им взять Кубок конструкторов в 2024 году.
А совсем недавно Лука ди Мео, СЕО Renault, сообщил, что команде наконец удалось найти и устранить ошибку корреляции аэротрубы, которую не удавалось выявить уже несколько лет. Теперь у Alpine есть все шансы построить и настроить нормальную машину. Возможно, даже в этом сезоне.
Как команды показали себя на предсезонных тестах, мы рассказывали вот здесь. Но в любом случае истинная расстановка сил станет понятна только в Австралии.
1. Основное обновление касается системы распределения очков: с 2025 года больше неважно, кто покажет быстрый круг — баллов за него начислять не будут.
2. Снято ограничение на количество используемых коробок передач. Объясняется это тем, что они стали надежны и ограничение потеряло смысл.
3. Теперь FIA сможет назначать на некоторые наиболее сложные и трудоемкие Гран-при четырех стюардов вместо трех.
4. В случае отмены квалификации (по погодным или другим условиям) стартовая решетка будет определяться положением в чемпионате.
5. При старте с питлейна гонщики будут обязаны проехать вместе со всеми прогревочный круг, а затем вновь заехать на питлейн.
6. Руководитель гонки теперь имеет право снять автомобиль с заезда в случае сильных повреждений.
7. На последнем Всемирном совете по спорту FIA было решено, что для повышения зрелищности во время Гран-при Монако команды будут обязаны провести два пит-стопа вместо одного.
8. При температуре воздуха выше +31 °C будет появляться предупреждение «Тепловая опасность». Это будет разрешением для команд использовать дополнительные системы охлаждения пилотов. Пока на добровольной основе.
9. Минимальный вес автомобилей увеличился до 800 кг — за счет увеличения на 2 кг минимального веса пилотов: до 82 кг.
10. С нового сезона команды должны будут предоставлять новичкам четыре пятничные практики вместо двух, чтобы увеличить количество новичков и добавить им опыта.
Также необходимо упомянуть, что уже начиная с Австралии в силу вступят более жесткие проверки задних крыльев на гибкость. Позже начнут проверять и передние крылья.
Изменились и правила проведения тестов.
Всего теперь в сезоне каждая команда может провести не более 20 тестовых дней на предыдущих машинах, а основные пилоты ограничены четырьмя днями и 1000 км дистанции. Более того, теперь эти тесты нельзя проводить на трассах, где в период до двух месяцев должен состояться Гран-при. Нельзя также использовать трассы, которых нет в календаре текущего или предыдущего сезона.
В этом году Pirelli представили для Гран-при Формулы 1 новый состав, который получил индекс С6. Это супермягкие шины, предназначенные для городских трасс и некоторых других автодромов с низким уровнем абразивности асфальта. По предварительной информации, мы их увидим не только в Монако или Баку, но и на стационарном автодроме в Имоле.
По информации от шинного производителя, C1 снова стал самым жестким составом и по-прежнему похож на версию 2024 года, в то время как C2 теперь ближе к C3, причем последний является наиболее универсальным с точки зрения баланса, а степень износа практически такая же, как у версии, омологированной для предыдущих двух сезонов. Работа над C4 была сосредоточена на снижении возможность появления зернистости на поверхности протектора и его износа, что также характерно для C5.
На первые четыре гонки сезона команды получат те же составы шин, что были и в прошлом году: С3, С4 и С5. На пятую составы станут на шаг мягче, чем в прошлом году.
С3 станет для Мельбурна самым мягким составом, в то время как в Бахрейне будет выполнять роль самого жесткого. Связано это, конечно, с характеристиками самих трасс.
Марио Изола считает, что во время предсезонных тестов в Бахрейне команды собрали об этом составе много информации, т. к. именно на нем было пройдено более двух третей дистанции.
Кстати сказать, Pirelli уже продемонстрировали подиумные кепки, в которых выйдут на церемонию награждения призеры и победитель Гран-при Австралии. Выполнены они в национальных цветах Зеленого континента.
Городская трасса в Альберт-парке известна своей неровностью и большим количеством пыли и грязи на асфальте, влияющими на сцепление. Правда, по ходу уикенда трасса прогрессирует, а сцепление улучшается.
Основная нагрузка здесь ложится на двигатель, т. к. порядка 66% дистанции круга пилоты проезжают «газ в пол». Уровень прижимной силы — средне-высокий.
Здесь расположено четыре зоны ДРС, но всего две точки индикации.
Еще одна важная характеристика — короткий питлейн протяженностью 281 метр. На его преодоление уходит всего 13 секунд, таким образом, количество пит-стопов меньше влияет на результат, а штрафы «проездом через питлейн» не имеют такого глобального значения, как в других местах.
По предварительным прогнозам, в пятницу и субботу в Мельбурне будет очень жарко, температура может подняться до +35 °C, и сухо. А вот в воскресенье температура резко упадет: до 20 °C, а вероятность дождя составит 55%.
Интересно, что во время предсезонных тестов в Бахрейне только две команды заказали и опробовали промежуточные и дождевые шины: Haas и Aston Martin. При этом в последний день как раз пошел дождь.
Но, с учетом имеющейся информации по трассе и шинам, вряд ли для остальных восьми команд это станет проблемой.
Интриги на первом этапе нового сезона могло бы хватить и на целый год.
1. Кто из команд окажется фаворитом?
2. Как покажет себя Хэмилтон в новой команде? Кто будет быстрее: он или Леклер?
3. Ферстаппен жаловался, что на их новой машине решены не все проблемы, и McLaren будут фаворитами. Обманывает — или правда? Сумеет ли вновь опередить Ландо Норриса?
4. Как покажет себя новый дуэт Williams: обгонит ли Сайнс Албона, и если да, то на сколько?
5. Как будут чувствовать себя новички? Сколько аварий они спровоцируют или устроят на первом этапе сезона?
14 марта
00:50–01:35 — Формула 3, практика.
02:00–02:45 — Формула 2, практика.
04:30–05:30 — Формула 1, первая практика.
06:00–06:30 — Формула 3, квалификация.
08:00–09:00 — Формула 1, вторая практика.
09:30–10:00 — Формула 2, квалификация.
15 марта
03:15–04:00 — Формула 3, спринт-гонка.
04:30–05:30 — Формула 1, третья практика.
06:15–07:00 — Формула 2, спринт-гонка.
08:00–09:00 — Формула 1, квалификация.
16 марта
01:00–01:45 — Формула 3, основная гонка.
03:30–04:30 — Формула 2, основная гонка.
07:00 — Гран-при Австралии Формулы 1.