Фильм снят на крупных планах, с потрясающими фактурами, с любованием красотами Италии, машинами, скоростью — но все это показано на фоне года жизни Коммендаторе, когда он был вынужден решать сразу множество проблем одновременно: семейные, финансовые, в бизнесе, а затем еще и судебные после того, как его обвинили в гибели зрителей на гонке Mille Miglia.
Вы увидите много тестов Формулы 1 в Модене и лишь одну Mille Miglia, последнюю и самую трагичную в истории, когда случайная авария Альфонсо де Портаго унесла жизни не только самого гонщика и его ко-драйвера, но и десяти зрителей, оставив еще два десятка покалеченными.
Адам Драйвер весьма гармоничен в роли Энцо. Пенелопа Крус прекрасна в роли Лауры Феррари. Патрик Демпси — вылитый Пьеро Таруффи. Очень удачный актерский состав, замечательная операторская работа человека с говорящим и весьма подходящим жанру именем Эрик Мессершмидт, который идеально чувствует и понимает скорость и гонки, и серьезная работа самого Майкла Манна, к которой он шел на самом деле много лет: более двадцати.
Еще в 1993 году пресса писала, что он работает над биографическим проектом с Робертом де Ниро в главной роли, но тогда проект не сложился и был надолго отложен.
Возобновили его лишь в 2015 году, после того как Манн завершил съемки провалившегося «Кибера», главную роль в котором исполнил Крис Хэмсворт, за два года до этого сыгравший Джеймса Ханта в фильме «Гонка».
На роль Энцо Феррари Манн сначала пригласил Кристиана Бэйла, но тот отказался, так как посчитал, что не успеет набрать нужный для роли вес.
Интересно, что Кристиан Бэйл в 2019 году сыграл главную роль в другом фильме, где генеральным продюсером выступал Майкл Манн. Этот фильм назывался «Форд против Феррари», и Бэйл сыграл там Кена Майлза, который разгромил Феррари в Ле-Мане 1966 года.
На роль Энцо Феррари также пробовался Хью Джекман, но в итоге утвердили Адама Драйвера. Майкл Манн позже сказал, что между Энцо и Адамом есть определенное сходство, подразумевая, видимо, военное прошлое обоих: Адам Драйвер служил в морской пехоте, после чего с той же решимостью, что и Феррари, посвящает себя любимому делу. Кстати сказать, сам Энцо Феррари в своей биографии писал, что в детстве хотел стать оперным певцом.
Для тех зрителей, кто не очень хорошо знаком с биографией Энцо Феррари или с автоспортивной историей Scuderia Ferrari первых десятилетий, многое в фильме может быть непонятно: 1957 год на экране фактически вырван из истории жизни Коммендаторе и, вероятно, требует некоторых пояснений.
Мы видим на экране немолодого человека, несчастного в браке, потерявшего одного сына и воспитывающего другого с молодой любовницей. При этом он неудачлив в бизнесе, ездит на Peugeot, находится постоянно на грани банкротства, не может поделить бизнес с женой, не умеет продавать свои же машины и не понимает, как ему преуспеть. Неужели это великий Энцо?
Что происходило в жизни Феррари до событий в фильме
Энцо Феррари родился еще в конце 19 века, в 1898 году. У него не было образования, а после школы он был мобилизован на Первую мировую войну, где занимался тем, что ухаживал за «транспортом»: мулами и повозками.
Родившись в Модене, он мечтал стать гонщиком: такое впечатление произвели на него увиденные в Болонье автогонки. Его отец же, занимавшийся ремонтом поездов в мастерской прямо под квартирой, где жила его семья, мечтал, чтобы сын стал инженером.
После демобилизации Энцо отправился устраиваться на завод FIAT, но там ему отказали: «дембель», да еще без образования, был им не нужен. Тогда Энцо находит себе место тест-пилота в маленькой компании Costruzioni Meccaniche Nazionali, затем дорастает до должности пилота, а в 1919 году сбывается его мечта: он дебютирует в гонке Targa Florio.
Еще через год Энцо переходит в Alfa Romeo, где выступает довольно успешно, а через девять лет создает свою команду Scuderia Ferrari, за которую продолжает выступать и сам.
В 1932 году он уходит из гонок из-за рождения сына — Альфредо (Дино) Феррари. С того момента Энцо Феррари начинает плотно заниматься не просто командой, а созданием собственного бренда, строит машины, привлекая к себе самых известных конструкторов, в том числе и Витторио Яно из FIAT и Alfa Romeo.
Свой завод Феррари закладывает в 1939-м, в 1940-м регистрирует компанию, но все это происходит не вовремя: к этому моменту уже началась Вторая мировая война. В 1944-м его завод фактически полностью разбомбили, и на восстановление ушло два года. Первая Ferrari сошла с конвейера лишь в 1947 году: Ferrari Tipo 125.
Первая гонка новой команды состоялась в 1948 году в Турине, в 1949-м Ferrari 166M выиграла «24 часа Ле-Мана», а в 1950 Ferrari решили участвовать в Формуле 1 начиная с ее первого сезона. С тех пор команда Scuderia Ferrari не пропустила в чемпионате ни одного года: за такую верность и долговременные отношения они и получают до сих свои особые бонусы, а также имеют право вето на любое решение в чемпионате.
Кстати, звание «коммендаторе» Энцо Феррари получил не просто так: этот титул вкупе с орденом ему вручил Бенито Муссолини за особые заслуги. Фабрику в Маранелло финансировал не кто иной, как сам «дуче».
Энцо был известен жестким нравом, он не прощал людям в целом и своим гонщикам в частности малейших ошибок и всегда говорил, что доверять может только своим автомобилям.
К моменту событий в фильме Феррари уже выиграли многие Гран-при, а Альберто Аскари дважды становился чемпионом мира. Погиб Аскари также «от руки» Феррари, попав в аварию на тестах Ferrari 750s.
Личная жизнь
Что касается личной жизни, то Энцо Феррари не был, что называется, ловеласом или дамским угодником, несмотря на известный любовный треугольник. Он женился на Лауре в 1923 году, а Лину Ларди встретил 20 лет спустя, во время Второй мировой войны. Но его второй сын, Пьеро, родился, когда Дино еще был жив, в 1945-м. Все это время Пьеро жил с матерью и носил фамилию Ларди, а фамилию Феррари получил лишь в 1978 году, после смерти Лауры. Вместе с этим он стал и наследником империи, а сейчас является вице-президентом и акционером Ferrari.
Дино, который с рождения страдал от мышечной дистрофии, умер в 1956-м году в возрасте 23 лет, т. е. за год до рассказанных в фильме событий.
В фильме
Mille Miglia 1957
24-я по счету гонка в истории традиционно проходила по общественным дорогам общей протяженностью 992,332 мили (1597, 004 км). Основной маршрут был построен между Брешией и Римом со стартом и финишем в Брешии. Это был третий этап чемпионата мира для спортивных автомобилей 1957 года.
По правилам гонки более медленные машины стартовали первыми с интервалом в одну минуту. Номер каждому автомобилю присуждался в соответствии со временем его старта. Например, Вольфганг фон Трипс стартовал из Брешии в 5:32 пополудни и получил № 532.
По правилам можно было также выбирать — ехать со штурманом или одному. Местные гонщики хорошо знали дороги и ехали в одиночку.
Один из таких гонщиков, Пьеро Таруффи, выступавший как раз за Ferrari, ехал один и одержал победу. Он завершил дистанцию за 10 часов 27 минут и 47 секунд со средней скоростью в 152,632 км/ч. Он на три минуты опередил своего сокомандника немца Вольфганга фон Трипса. Третье место заняли Оливер Гендебьен и Жак Вашер, подарив Феррари все три призовых места на финише.
Всего в гонке участвовал 391 автомобиль в 25 различных классах, разбитых исходя из объема двигателя для категорий Гранд туринг, Туринг и спортивных автомобилей.
И хотя это был этап чемпионата мира, заводские команды выставили только Ferrari и Maserati. Для Энцо Феррари было чрезвычайно важно победить именно Мазерати, которые выставили четыре машины. За рулем двух Maserati 450S находились Стирлинг Мосс и Жан Бера, абсолютно новой 350S управлял Ханс Херрманн, а более старой 300S — Джорджио Скарлатти.
От Ferrari было выставлено пять машин. Помимо перечисленных трех в призах двумя другими управляли Питер Коллинз и Альфонсо де Портаго.
Не будем повторять истории, рассказанные в фильме, уточним только пару моментов.
Авария Альфонсо де Портаго случилась всего примерно за 110 км до финиша в месте под названием Гуидицолло. Вины пилота в этом никакой не было: на автомобиле лопнула шина. По различной информации, в ней погибло девять или десять человек, не считая самого де Портаго и его штурмана американца Эдмунда Гюннера Нельсона, среди которых было пять детей. Еще порядка двадцати человек было ранено.
Поцелуй смерти
Il Bacio della Morte, или Поцелуй смерти — такое название получила фотография, сделанная 12 мая после старта финального отрезка Mille Miglia в итальянском городке Кавриана, когда гонщики отправлялись на финиш в Брешию.
На ней изображен гонщик Ferrari Альфонсо де Портаго, которого целует его возлюбленная, актриса Линда Кристиан. Этот эпизод произошел не на старте участка, а чуть позже. Альфонсо увидел Линду в толпе зрителей, провожающей гонщиков, и специально остановился, чтобы ее поцеловать. Это не ускользнуло от объектива фотографов, а затем фотография обошла весь мир. Примерно через пять километров и столько же минут на Ferrari лопнула шина, что привело к страшнейшей аварии.
На самом деле Линда Кристиан была не слишком успешной актрисой, да и в личной жизни у нее все складывалось не очень удачно. Фотография, где она целует Портаго, пожалуй, то, что ее прославило. Известна она еще и своей дочерью — Роминой Пауэр, той самой, что пришла в Россию вместе с фестивалем Сан-Ремо и итальянской эстрадой.
Альфонсо де Портаго был испанским аристократом. Его полное имя писалось в пару десятков слов: Альфонсо Антонио Висенте Эдуардо Анхель Блас Франсиско де Борха Кабеса де Вака и Лейтон, 11-й маркиз Портаго, 13-й граф де ла Мехорада, гранд Испании.
Де Портаго стал первым испанским пилотом Формулы 1 и в целом занимался всеми доступными видами спорта, что было модно среди благородных и богатых господ. Он занимался авиамоторным спортом, боксом, скачками, фехтованием и даже выступал за испанскую сборную по бобслею на Олимпиаде-1956 и в чемпионате мира в феврале 1957-го.
В фильме это то ли обошли вниманием, то ли не сочли важным, но к моменту участия в Mille Miglia 1957 года де Портаго уже не один год выступал за Scuderia Ferrari, в том числе и в «24 часа Ле-Мана». В 1956-м он ехал на Ferrari 625 LM вместе с Дунканом Хэмилтоном, но экипаж сошел из-за аварии. В 1956-м и 1957-м он выступал за Ferrari и в Формуле 1, проведя пять Гран-при и завоевав второе место на Гран-при Великобритании 1956 года.
И еще одна неточность: де Портаго на самом деле не хотел участвовать в этой гонке, на этом настоял Коммендаторе.
После событий в фильме
Через три дня после трагедии итальянское правительство запретило любые автогонки на общественных дорогах и закрыло гонку Mille Miglia. Таким образом, Пьеро Таруффи стал последним победителем знаменитого соревнования.
Энцо Феррари и бельгийский производитель шин Englebert, в которые была обута Ferrari де Портаго, были обвинены в непредумышленном убийстве. Процесс продолжался несколько лет и завершился только в 1961 году, обвинения были сняты.
Процесс не помешал Ferrari продолжать участвовать в Ле-Мане и Формуле 1 и одерживать там победы.
В 1966 году Энцо Феррари создал и стал выпускать Ferrari Dino, названную так в честь своего сына. В честь Дино был назван и автодром в Имоле, а уже после смерти самого коммендаторе к названию было прибавлено и его имя: Энцо и Дино Феррари.
Интересные факты
Первоначально съемки планировалось начать летом 2016 года, но они вновь были отложены.
Патрик Демпси, сыгравший Пьеро Таруффи, сам неоднократно выступал в автогонках, в том числе и на прототипах: на его счету Rolex 24 в Дейтоне, «24 часа Ле-Мана», AmLMS и некоторые другие соревнования. Он также является владельцем команды Dempsey Racing и совладельцем Vision Racing в серии IndyCar.
Для роли в фильме Патрику Демпси пришлось кардинально перекрасить волосы в пепельный блонд. После съемок он побрился наголо, чтобы избавиться от непривычного цвета.
В отличие от Адама Драйвера, которого не пустили за руль автомобилей на съемках из-за проблем со страховкой, Демпси управлял машинами сам.
Почти все каскадеры, которые работали на фильме «Ferrari», до этого снимались в фильме «Ford против Ferrari».
Энцо Феррари обычно ездил на седанах Peugeot в качестве ежедневного автомобиля сам либо с водителем с конца 50-х по 70-е годы. Он питал слабость к некоторым французским моделям автомобилей, разработанным Pininfarina.
В интервью журналу Life от 9 апреля 1956 года Альфонсо де Портаго заявил, что «я не умру от несчастного случая. Я умру от старости или буду казнен в результате грубой судебной ошибки».
После «Поцелуя смерти» Линда Кристиан сказала: «У меня было странное ощущение от этого поцелуя. Альфонсо был каким-то холодным, и это заставило меня впервые взглянуть на Нельсона, сидящего в машине с Альфонсо. Он был похож на мумию, серый, пепельный, словно загипнотизированный. У него были глаза человека, перенесшего огромное потрясение».
Местный священник уверяет собравшихся на проповеди, что если бы Иисус родился в наше время, он родился бы в Модене и вместо плотника стал бы литейщиком.
Официальный трейлер фильма
Видео, включающее в себя моменты съемок