Несмотря на сокращенный почти вполовину сезон организаторы чемпионата, и прежде всего его руководитель Олег Кесельман, смогли провести пять из шести запланированных этапов, побывать на автодромах различных городов и регионов, посетить новую «Игору Драйв» и собирать на стартовой решетке очных заездов почти по два десятка спортсменов. Были в этом году и определенные новшества — по желанию участников гоночный день в этом сезоне включал в себя две очные гонки: первую — короткую, продолжительностью 20 минут, и вторую — длинную, 50-минутную. Включая заезды Trophy Challenge и Time Attack, расписание получалось весьма насыщенным.
После завершения сезона мы поговорили с Олегом Кесельманом о том, как прошло это лето и чего мы можем ожидать в будущем сезоне.
— Гоночный сезон был в этом году намного короче обычного, но вы все равно провели пять этапов. Можешь ли ты назвать его удачным?
— Считаю, что да. Вместить в отведенное время все шесть этапов было бы нецелесообразным — ведь мы занимаемся клиентским, любительским автоспортом. И мы стараемся проводить гонки раз в месяц, т. к. понимаем, что для занятий таким автоспортом людям еще необходимо и зарабатывать деньги. Поэтому пять этапов с конца июня — отличный результат. Меня удивляет другое: когда у нас произносят «клиентский, любительский», то придают этому пренебрежительный акцент. У Porsche же такой спорт исключительно в почете.
— Новый формат по две гонки в день — короткая и длинная — себя оправдал?
— Тут мне сложнее однозначно ответить. Мы пошли навстречу участникам, которые по состоянию на прошлый год хотели две гонки. Но я не уверен, что это оптимальный формат. Представьте: гоночный Porsche день, в котором однозначно должно быть много заездов тайм-аттак, на данный момент проходит две очные гонки. Но в следующем году мы ожидаем большого прибавления машин Cayman GT4 — их будет явно больше 15-ти, т. к. уже распродано 30 квот. И мы будем вынуждены вынести этот класс отдельно и сделать для них свой монозаезд. Так что если мы сохраним две имеющиеся гонки плюс сделаем две для Cayman GT4, плюс тайм-аттак — то я уже не уверен, что все это уместится в один день, а уходить в два дня это уже точно не наш стандарт.
— Расскажи подробнее про новую машину с точки зрения автоспорта?
— Собственно, это новый Cayman GT4, с новым двигателем 4,0 литра, с коробкой PDK, какой будет оснащаться будущий GT3, на полуслике Michelin, со всеми элементами безопасности, с заводским полукаркасом и возможностью дополнить его до полной версии; с правильными ремнями, с системой пожаротушения, отключением массы и всеми другими необходимыми элементами. И при этом — с ПТС и по адекватным деньгам. И в то же время — это почти гоночный автомобиль, стоимость которого при правильной и достаточной конфигурации укладывается в 7 200 000 рублей — т. е. с учетом сегодняшнего курса это меньше 80 000 евро, что для такого автомобиля очень хорошая цена.
Вообще, поразительно как, Porsche угадывает с тем, что нужно российскому чемпионату.
Сейчас из-за проблем с таможней гоночные машины можно завозить только в возрасте не менее трех лет, и только частным лицам. Примерно четыре–пять лет тому назад мы переживали бум с Porsche GT3, и с тех пор возник некий вакуум, ничего не происходило в плане техники. Мы буквально остановились в развитии, т. к. эти машины дороги и их единицы. Теперь же новый Cayman GT4 с поддержкой представительства бренда просто даст свежую кровь в жилы чемпионата.
— Когда ожидаются эти 30 машин и точно ли все они приедут к вам на Porsche Sport Challenge?
— Возможно, часть «отвалится», а часть других начнут с тайм-аттак, но даже 15 машин, по нашему предположению, стали бы хорошим вливанием. Тем более что вся наша схема организации чемпионата позволяет участникам сначала попробовать себя в заездах Trophy Challenge (на регулярность), затем в Time Attack и после этого уже перейти в очные гонки. И очень многие именно так и делают.
Мы специально выстраивали такую лестницу: человек покупает, например, Porsche Cayenne и получает сертификат в Porsche Experience Center. Там он пробует себя за рулем спортивного автомобиля и задумывается о его покупке. Владельцы приезжают к нам на Porsche Day сначала просто «потусоваться» и посмотреть, но постепенно втягиваются. И вот уже через три года человек увлеченно гоняет в Челлендже. У нас много примеров таких людей, которые три года назад о гонках даже не помышляли.
Я считаю, что именно из таких любительских соревнований и вырастает профессиональный автоспорт, и Федерация должна поддерживать такие события — я не имею в виду финансово — но информационно, помогать продвигать их. Потому что мы делаем все, чтобы привлечь людей на гоночные треки. И владельцы гоночных треков тоже должны нам помогать, ведь это и в их интересах тоже.
— Какую трассу в вашем календаре ты считаешь самой интересной, а какую самой популярной?
— Наверное, самая популярная это все же Moscow Raceway. Но мы очень рады, что в этом году появилась «Игора», народ активно туда поехал. На будущий год мы тоже с удовольствием проведем там этап. Хочу также отметить «Казань Ринг» — пусть она не самая массовая, но однозначно очень интересная. У нее эмоциональная конфигурация, это один из моих любимых треков. Может быть, сейчас на фоне «Игоры Драйв» там и не самое идеальное покрытие, но сама конфигурация, умеренная длина, отличная обзорность — это все исключительное плюсы автодрома в Казани, и я уверен, что мы его тоже сохраним в календаре.
— Наверное, «Казань Ринг» и самая сложная трасса в календаре — за счет перепада высот и хитрых поворотов?
— Я бы сказал, что самая технически сложная все же Moscow Raceway. Я постоянно общаюсь с нашими гонщиками, и мы часто обсуждаем трассы. «Игора Драйв» всем нравится, и мне тоже очень понравилась. Отличный трек с прекрасным антуражем. Но у него есть одна проблема: через 20–30 кругов ты останавливаешься в прогрессе, потому что находишь оптимальную траекторию. А на Moscow Raceway эту быструю линию порой невозможно найти годами — настолько она сложна. Вроде бы ты ее понял, но всегда находится гонщик, который едет быстрее тебя.
— На следующий год есть какие-то планы?
— Мы планируем сохранить в календаре шесть этапов — если, конечно, опять не произойдет нечто форс-мажорное. Формат будет понятен позже, скорее всего, уже после Нового года. Пока мы с форматом угадывали, но еще не знаем, как будет. По договоренности с руководителем РСКГ Олегом Петриковым я даю возможность своим участникам ездить в Российской серии кольцевых гонок в классе SMP GT4 Russia, и я считаю, что так и должно быть. Я также стараюсь разводить между собой наши мероприятия, чтобы у моих участников была возможность выбора. Потому что сегодня у нас был пример, когда один из наших участников прилетел из Грозного с РСКГ, чтобы поехать в Porsche Sport Challenge, и улетает обратно, чтобы поехать в Akhmat Race.
Так что мы будем продолжать проводить свой праздник Porsche Motorsport шесть раз в году, и надеюсь, что у него будет будущее.