Гран-при Бельгии стал последним этапом Формулы 1 перед обязательным летним перерывом. Гонка в Спа традиционно бывает сложной — это связано и как с самой трассой в Арденнах, так и с погодными условиями: сложно вспомнить уикенд, который не был бы сдобрен изрядной порцией дождя, а уж история с Гран-при 2021 года и вовсе вошла в летопись чемпионата как одна из худших клоунад.
Однако в этот раз Формула 1 еще больше усложнила задачу: последний уикенд июля включал в себя дополнительные сессии — субботний спринт и квалификацию к нему. А сильнейший ливень едва не поставил под угрозу их проведение.
Вспоминая тот самый провальный уикенд Формулы 1 в Бельгии в 2021 году, а также недавнюю смертельную аварию гонщика из FRECA Дилано ван'т Хоффа, Ассоциация гонщиков Гран-при (GPDA) во главе с Джорджем Расселлом обратилась к FIA с предложением отменить Гран-при Бельгии в случае, если условия проведения гонки станут слишком опасными.
«Очевидно, что отмена гонки далеко не идеальный вариант, но мы не хотим видеть еще один масштабный инцидент, как тот, что произошел совсем недавно», — сообщил Джордж Расселл. — «Это то, о чем FIA должна серьезно задуматься, особенно в уикенд, когда обещают много осадков. Чтобы мы не испытывали давление от того, что нам нужно выходить на старт только потому, что мы еще не ездили».
Еще одной причиной можно назвать так и не найденное пока решение по ликвидации сильного шлейфа из брызг позади машин на новых, более широких колесах. Тесты специальных дождевых колесных арок, которые проходили после Сильверстоуна, оказались неудачными: приспособление отправили на доработку.
В пятницу по расписанию было назначено две сессии — дневная практика и квалификация к Гран-при. Перед стартом практики FIA предупредила команды, что в случае отмены сегодняшней квалификационной сессии, она не будет использовать для формирования воскресной стартовой решетки результаты пилотов в практике. Приоритет — провести квалификацию даже за счет смещения или отмены других сессий.
Отдельно было отмечено, что в худшем случае развития событий стартовая решетка будет определяться порядком пилотов в личном зачете чемпионата. Сделано это было из соображений безопасности для того, чтобы во время практики пилоты не пытались установить лучшее время сессии.
Дождливая практика была мало насыщена событиями: низкая активность всех пилотов, несколько ошибок на трассе и авария Логана Сарджента, которая привела к остановке сессии красными флагами. После возобновления увлекательнее не стало: лишь под конец пилоты провели тренировку стартов. Лучшее время показал Карлос Сайнс: 2:03,207.
Квалификация Гран-при Бельгии была отложена на десять минут, но все же стартовала. Дождь, который начался перед самой сессией, стих, так что три сегмента прошли в меняющихся условиях. Первом сегменте гонщики использовали промежуточные комплекты шин, а FIA продолжала удалять времена круга за нарушение лимитов трека. Это стоило хорошего времени Даниэлю Риккардо, который по результату стал лишь 19-м. Также не прошли дальше Албон, Чжоу, Сарджент и Хюлькенберг. Все выезжали на промежуточных комплектах резины.
В отличие от своего нового напарника, Юки Цунода сумел пройти дальше и даже показать лучшее время из пяти выбывших во втором сегменте пилотов, застолбив за собой 11-е место на стартовой решетке Гран-при.
В середине второго сегмента многие пилоты стали переходить на слики. Однако поначалу времена на сликах существенно уступали промежуточной резине, кроме того, было еще очень скользко, машины приходилось отлавливать. Эстебан Окон не сумел удержать свой Alpine и ударился о стену, следом за ним в барьеры вылетел и Кевин Магнуссен, перед этим заблокировав Шарля Леклера на быстром круге.
Из-за повреждений барьеров старт третьего сегмента немного задержали, а Магнуссен позже получил штраф в три позиции на воскресной решетке за блокировку Леклера. В итоге компанию Окону и Магнуссену среди оставшихся во втором сегменте составили Пьер Гасли, Валттери Боттас и Юки Цунода.
В третьем сегменте лучшее время вновь показал Макс Ферстаппен, однако из-за замены коробки передач он получил штраф в пять позиций на старте Гран-при и уступил поул-позицию Шарлю Леклеру, которому «привез» в квалификации 0,820 секунды!
В этот раз оба McLaren оказались довольно далеко, показав шестое и седьмое времена. Aston Martin также растеряли все свое преимущество первых этапов сезона: девятое и десятое время — вот все, чего они смогли добиться в Бельгии.
Shootout
Суббота стала самым дождливым днем всего уикенда. Из-за сильного ливня на 35 минут было отложено начало шутаута — квалификации к спринту, которая проходит принципиально в том же формате, что и квалификация Гран-при, но с более короткими сегментами.
Задержки сессий по причине дождя получили много критики, однако во многом такое непопулярное решение было принято и в связи с недавней гибелью в Спа гонщика FRECA Дилано ван’т Хоффа.
К началу сессии осадки прекратились, трасса стала высыхать, времена улучшались. Многие команды откладывали выезд на последние минуты — в том числе и Haas. Однако в последний момент перед выездом Хюлькенберга механики замешкались, и Нико вообще не успел показать время. Из дальнейшего состязания выбыл также и Магнуссен, обе Alfa Romeo и Юки Цунода.
Похожая история с ожиданием лучшего состояния асфальта произошла и во втором сегменте. Пока несколько гонщиков, в том числе и Алонсо, ждали момента переобуться на слики, Лэнс Стролл рискнул сделать это первым, но не справился с машиной и на втором секторе улетел в барьеры, серьезно разбив машину. В итоге оба Williams и оба Aston Martin за компанию с Дэном Риккардо не прошли дальше.
Третий сегмент шутаута едва не сотворил сенсацию: на протяжении всей сессии пилоты улучшали времена друг друга, пока наконец Оскар Пиастри не взял промежуточный поул. Трибуны были готовы взорваться аплодисментами, но в самый последний момент лучшее время круга все же показал Макс Ферстаппен, улучшив время Пиастри всего на 0,011 секунды.
Спринт
Самая большая «дождевая проблема» оказалась связана со стартом спринт-гонки, который несколько раз откладывался. После сильного дождя на трассе было много стоячей воды, а кое-где между плитками поребриков даже били из земли фонтанчики.
В итоге после почти 50-минутной задержки пелотон выпустили на трассу позади машины безопасности, за которой они проехали четыре круга. Таким образом, из 15-круговой гонки в активе у пилотов осталось всего 11 кругов.
Чтобы перестраховаться, старт был объявлен с хода и обязательно на дождевой резине, однако когда сейфити-кар погасил проблесковые маячки, половина пелотона ринулась в боксы переобуваться на промежуточные комплекты. Те, кто остался на дождевых, переобулись через круг. Среди них был и Макс Ферстаппен, который тем самым выпустил в лидеры Оскара Пиастри.
Однако праздник для McLaren долго не продлился. На четвертом круге Фернандо Алонсо вылетел в гравий, правда, машину не повредил. Для эвакуации вновь выпустили автомобиль безопасности, а уже через пару поворотов после рестарта Ферстаппен прошел Пиастри.
Еще через пару кругов произошел инцидент между Серхио Пересом и Льюисом Хэмилтоном. Терявший темп мексиканец сражался за позиции, но в одном из поворотов между Red Bull и Mercedes произошел контакт, и Хэмилтон отыграл позицию. После этого Перес пропустил обе Ferrari, а затем вылетел с трассы. И пропустил еще нескольких соперников.
По требованию из боксов он вернулся на питлейн, где были обнаружены повреждения на корпусе, после чего Чеко сошел. Несмотря на то что большинство экспертов называли случившееся гоночным инцидентом, судьи посчитали иначе и наказали британца пятью секундами штрафа и двумя баллами к лицензии. С четвертого места на финише Хэмилтон откатился на седьмое.
Победу одержал Макс Ферстаппен, Оскар Пиастри занял второе место, третьим стал Пьер Гасли.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 24:58,433 | 184,801 | 1 |
2 | О. Пиастри | McLaren | +6,677 | 183,981 | 1 |
3 | П. Гасли | Alpine | +10,733 | 183,486 | 1 |
4 | К. Сайнс | Ferrari | +12,648 | 183,254 | 1 |
5 | Ш. Леклер | Ferrari | +15,016 | 182,967 | 1 |
6 | Л. Норрис | McLaren | +16,052 | 182,842 | 1 |
7 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +16,757 | 182,757 | 1 |
8 | Д. Расселл | Mercedes | +16,822 | 182,749 | 1 |
9 | Э. Окон | Alpine | +22,410 | 182,077 | 1 |
10 | Д. Риккардо | AlphaTauri | +22,806 | 182,030 | 1 |
11 | Л. Стролл | Aston Martin | +25,007 | 181,767 | 1 |
12 | А. Албон | Williams | +26,303 | 181,613 | 1 |
13 | В. Боттас | Alfa Romeo | +27,006 | 181,529 | 1 |
14 | К. Магнуссен | Haas | +32,986 | 180,820 | 1 |
15 | Г. Чжоу | Alfa Romeo | +36,342 | 180,425 | 1 |
16 | Л. Сарджент | Williams | +37,571 | 180,280 | 1 |
17 | Н. Хюлькенберг | Haas | +37,827 | 180,250 | 1 |
18 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +39,267 | 180,081 | 1 |
С учетом превосходства Red Bull и Макса Ферстаппена в этом сезоне его победа на Гран-при Бельгии была скорее вопросом времени, нежели находилась под сомнением.
«Ред Булл» начинает летние каникулы, собрав все победы в первой части сезона. Из 12 Гран-при только два выиграл Серхио Перес, остальные десять — на счету у Ферстаппена. В Бельгии Макс только подтвердил свое преимущество, одержав победу с шестого места на стартовой решетке после штрафа за замену коробки передач.
Перес, стартовавший после штрафа напарника вторым, сумел обойти Леклера уже на первом круге и возглавить гонку — ровно для того, чтобы на 17-м круге пропустить вперед Ферстаппена и далее прикрывать ему спину. В целом это и не понадобилось: Леклер так и не смог подобраться в зону атаки на Red Bull, а Mercedes продолжил гонку и финишировал в тени подиума, тоже без шансов на изменение порядка на трассе.
Как прокомментировал происходившее Хельмут Марко, «Перес наконец проснулся и перестал мечтать о титуле».
Что касается Mercedes, то этот уикенд сложно назвать для них успешным. Тото Вольфф сообщил, что раскачивание вновь вернулось, а шины было сложно удерживать в нужных рамках температур: на торможениях они сильно перегревались.
Однако у ближайших соперников в лице Aston Martin и Фернандо Алонсо дела обстояли не лучше. В конце гонки отрыв Хэмилтона на четвертом месте был таков, что он сумел заехать на бесплатный пит-стоп на предпоследнем круге за свежим комплектом шин и вернуться впереди испанца. Ну а комплект медиум обеспечил ему лучшее время круга, сократив отставание от Фернандо в личном зачете до одного балла.
Джордж Расселл, квалифицировавшийся в пятницу лишь восьмым, завершил Гран-при на шестом месте, но этот размен позиций произошел в основном благодаря двум сходам пилотов впереди. Сам Расселл в гонке опередил Норриса (больше благодаря своей стратегии с одним пит-стопом), но уступил Алонсо.
К сожалению, первый круг стал роковым сразу для двух пилотов. Столкновение между Карлосом Сайнсом и Оскаром Пиастри привело фактически к немедленному сходу у McLaren (на втором круге). Сам Сайнс еще сопротивлялся больше половины гонки, постепенно откатываясь все ниже в таблице, но на 24-м круге заехал в боксы и завершил гонку. Его машина была прилично подбита, и соревнование было бессмысленным.
Оскар Пиастри сказал по поводу инцидента, что Сайнс действовал так, как будто Пиастри вообще не было на трассе, а уклониться от столкновения тот уже не мог, так что в какой-то момент такой подход испанца принес закономерный результат. Сам Сайнс обвиняет в инциденте Пиастри, косвенно подтверждая своими словами, что фактически не обращал внимания на то, что происходит у него справа:
«Я атаковал Льюиса, почти завершил маневр, как почувствовал удар справа от Оскара. Я не ожидал его увидеть там. В какой-то момент он был у меня в зеркалах, но я больше был сосредоточен на борьбе с Хэмилтоном. По моему мнению, Оскар действовал чересчур оптимистично».
Судьи оставили инцидент между Карлосом и Оскаром без последствий. Для Пиастри этот сход стал вторым в этом сезоне после Бахрейна.
Что касается Ландо Норриса, то его седьмое место на фоне схода напарника стало провалом для McLaren на фоне их предыдущих достижений. Однако еще в начале года мы отметили бы попадание в очки для них как серьезный успех.
В начале гонки Норрис преследовали также проблемы с рулевым управлением, из-за чего он не мог сражаться в полную силу. Затем пит-стоп на пятом круге с переходом с медиума на хард привел к еще более серьезному отставанию, так что в какой-то момент британец даже поинтересовался у команды, из-за чего они опустились так низко (15-я позиция на 11-м круге). Ситуацию немного исправил следующий пит-стоп на 17-м круге с переходом на мягкий состав, на котором Ландо уже финишировал. Странная, мягко сказать, тактика пит-стопов у McLaren, которые явно могли бы справиться с одним пит-стопом, привела к слабым результатам.
Однако после летнего перерыва мы ждем завершающую ступень их обновлений (Stage 3), которые помогут продолжить борьбу за позиции.
Alpine, которые в начале уикенда выглядели неважно, сумели немного переломить ситуацию. Эстебан Окон совершил самый серьезный прорыв в гонке, отыграв семь позиций и поднявшись с 15-го стартового места на финишное восьмое. А вот его напарник Пьер Гасли стал лишь 11-м, начиная заезд на строчку ниже. При этом Гасли был на тактике одного пит-стопа, а Окон проехал с двумя.
Пока лидеры пелотона преимущественно сохраняли позиции в гонке, красивая борьба развернулась во втором эшелоне, и ее героями стали Алекс Албон и Юки Цунода. В какой-то момент Албон поднялся на седьмую позицию благодаря отличному стартовому отрезку, но расход шин у Williams в этот раз был столь высокий, что им единственным понадобилось сделать три пит-стопа. В итоге Албон финишировал лишь 14-м.
Что касается Логана Сарджента, у него была очередная невнятная гонка, и мало кто сомневается в том, что этот сезон в Формуле 1 станет для него единственным в карьере.
AlphaTauri на протяжении уикенда выглядела лучше, чем в предыдущие Гран-при. К середине гонки в результате серии весьма резвых обгонов Юки Цунода сумел подняться до шестого места, но пит-стоп на 24-м круге и переход на шины софт не принесли ожидаемого результата, и в итоге Юки удалось самым краем зацепиться за очки, финишировав десятым.
Дэн Риккардо был хорош в спринте, финишировав десятым, в то время как Цунода оказался только 18-м, но вот в гонке Гран-при дела австралийца оказались хуже. После первого раннего пит-стопа он сумел продвинуться вперед и в какой-то момент занимал 13-ю строчку, но затем вновь откатился назад и финишировал 16-м с отставанием от напарника в 23 секунды.
Для Фернандо Алонсо, который в прошедшую субботу отмечал 42-летие, первая часть уикенда стала кошмаром. Сначала из-за аварии Лэнса Стролла в квалификации к спринту он стартовал лишь 15-м, затем в самом спринте вылетел и не смог финишировать, но в воскресенье наступил новый день и Фернандо продемонстрировал, на что способен.
Пусть Aston Martin и не был конкурентен по отношению к Mercedes, но Алонсо сумел пройти Джорджа Расселла и Ландо Норриса, а самоустранение Сайнса и Пиастри помогло ему подняться на пятую строчку. Лэнс Стролл при этом финишировал девятым, в борьбе уступив Эстебану Окону, но все же удержал позади Юки Цуноду.
Для Haas этот уикенд стал очень тяжелым. Ошибки в боксах, старт Нико Хюлькенберга с питлейна после замены ряда деталей в режиме закрытого парка накануне гонки — все это привело к тому, что немец сумел финишировать лишь последним. Кевин Магнуссен выиграл у него чуть менее девяти секунд и закончил гонку 15-м. Для Alfa Romeo 12-й этап стал неплохим продолжением Венгрии, где обе машины показывали возросший темп. Боттас и Чжоу провели рабочую гонку с двумя пит-стопами каждый и завершили ее на 12-м и 13-м местах.
Перед уходом на летнюю паузу в общих зачетах произошло очередное движение. Шарль Леклер благодаря своему подиуму отыграл сразу две позиции и поднялся на пятую строчку, потеснив Расселла и Сайнса. Но от Хэмилтона на четвертой строчке его отделяет 49 очков.
В Кубке конструкторов позиции остались без изменений, но Ferrari почти вплотную подобрались к Aston Martin, а вот McLaren опять отстали от Скудерии.
Следующий Гран-при состоится в Нидерландах в последний уикенд августа.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 1:22.30,450 | 224,017 | 2 |
2 | C. Перес | Red Bull | +22,305 | 223,012 | 2 |
3 | Ш. Леклер | Ferrari | +32,259 | 222,567 | 2 |
4 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +49,671 | 221,792 | 3 |
5 | Ф. Алонсо | Aston Martin | +56,184 | 221,503 | 2 |
6 | Д. Расселл | Mercedes | +63,101 | 221,197 | 1 |
7 | Л. Норрис | McLaren | +73,719 | 220,730 | 2 |
8 | Э. Окон | Alpine | +74,719 | 220,686 | 2 |
9 | Л. Стролл | Aston Martin | +79,340 | 220,483 | 1 |
10 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +80,221 | 220,445 | 2 |
11 | П. Гасли | Alpine | +83,084 | 220,319 | 1 |
12 | В. Боттас | Alfa Romeo | +85,191 | 220,227 | 2 |
13 | Г. Чжоу | Alfa Romeo | +95,441 | 219,780 | 2 |
14 | А. Албон | Williams | +96,184 | 219,747 | 3 |
15 | К. Магнуссен | Haas | +101,754 | 219,505 | 2 |
16 | Д. Риккардо | AlphaTauri | +103,071 | 219,448 | 2 |
17 | Л. Сарджент | Williams | +104,476 | 219,387 | 3 |
18 | Н. Хюлькенберг | Haas | +110,450 | 219,128 | 2 |
К. Сайнс | Ferrari | сход | 215,114 | 2 | |
О. Пиастри | McLaren | сход | 204,383 | 2 |
Лучший круг: Льюис Хэмилтон (Mercedes) — 1:47,305 (44-й круг, 234,978 км/ч)
Пилот дня: Макс Ферстаппен