События начали разворачиваться до начала гоночных сессий, а первая ситуация стала продолжением странных судейских решений еще во время Гран-при Сингапура.
Руководители команд Формулы 1 накануне Гран-при Японии отправили запрос в FIA в связи с двойными стандартами при присуждении штрафов в Сингапуре. Они потребовали разъяснить несколько судейских решений в сравнении с аналогичными ситуациями, в которых штрафы начислялись иначе. Это требование подписали даже те команды, которые не имели к этому прямого отношения.
Речь шла о четырех решениях во время квалификации, в том числе одном в пользу Логана Сарджента и трех — в пользу Макса Ферстаппена. Более того, как выяснилось, в документах стюардов были указаны неверные цифры. Так, например, в случае блокировки Максом других гонщиков на питлейн стюарды сообщили о задержке в 14 секунд, хотя на самом деле было 18.
Еще одним спорным решением был назван недостаточный штраф Серхио Переса, получившего всего пять секунд и один балл в лицензию после участия сразу в трех инцидентах во время гонки: столкновение с Юки Цунодой на старте, закончившееся для японца сходом, удар в корму автомобиля Алекса Албона, после чего тот потерял несколько позиций, и контакт с Лиамом Лоусоном, где обошлось без последствий.
Встреча состоялась перед Гран-при Японии, однако реакция официальных лиц вызвала еще больше удивления и непонимания. Маттео Перини, один из стюардов Гран-при Сингапура, принимавший в том числе решение по наказанию Ферстаппена за блокировки соперников, признал, что решение было неверным и Макс должен был получить штраф в три позиции на стартовой решетке гонки. Но, по его словам, момент исправления решения уже упущен. Перини сообщил также, что для того, чтобы в будущем стюарды не использовали этот случай как прецедент при вынесении решений по другим аналогичным случаям, его решили удалить из базы данных, на которую ссылаются стюарды.
Таким образом, стюарды не только оставили свои ошибочные решения в силе, но и стерли из протоколов упоминания об этой ошибке.
На трассе в Судзуке Себастьян Феттель перед стартом Гран-при сумел осуществить свою давнюю задумку — проект, поддерживающий биоразнообразие и посвященный проблеме вымирания диких пчел. Вместе с другими гонщиками он построил 11 ульев для диких пчел (по числу команд + один от себя), где насекомые смогут построить гнездо и найти еду.
Интересно, что построить эти ульи было решено во втором повороте трассы, а поребрик в этом месте выкрасили в черно-желтые цвета. Хочется верить, что пчелы и гонки уживутся друг с другом.
В рамках пятничных сессий свободных заездов состоялись тесты прототипов новых шин Pirelli с маркировкой 02, использование которых запланировано на 2024 год.
Все команды получили по два комплекта прототипов С2 дополнительно к тем 13, которые были запланированы к использованию во время уикенда. Это не последние тесты новой резины: они будут продолжены на Гран-при Мексики с новым составом С4.
За две пятничные практики в общей сложности на прототипах C2 было пройдено более 1300 километров, но команды раскритиковали новые шины, сообщив, что новый состав не обеспечивает необходимого сцепления с дорогой, и отправили их на доработку.
Несмотря на то что до окончания сезона оставалось всего семь этапов, включая японский, команды продолжили обновлять актуальные машины.
Ferrari привезли новое днище: глотку, края, область перед задними колесами, стенки диффузора, подрез под воздухозаборником. Эти новинки призваны стабилизировать воздушные потоков при изменении клиренса машины.
Mercedes: заднее крыло получило винглет на торцевой пластине.
McLaren: новая форма бим-крыла, изменение формы боковых воздухозаборников.
Aston Martin: уменьшенные воздуховоды тормозов.
AlphaTauri: новая форма сочленения закрылка и торцевых пластин заднего крыла, убрали вихрегенераторы под зеркалами для трассы в Судзуке.
Williams: края днища.
Предпоследней командой, которая объявила состав гонщиков на следующий сезон, стали AlphaTauri. После аварии Риккардо на Гран-при Нидерландов, в которой он сломал запястье, свой шанс проявить себя в Формуле 1 получил юниор молодежной программы Red Bull Лиам Лоусон. Он блестяще провел несколько Гран-при, так что эксперты стали поговаривать о том, что он вполне может претендовать на место Юки Цуноды — особенно ввиду того, что пути Red Bull и Honda разошлись, а Юки продвигал именно японский бренд.
Позиция Риккардо была как раз защищена, так как, по словам представителей команды, в австралийце заинтересован будущий титульный спонсор AlphaTauri.
Однако AlphaTauri приняли весьма консервативное решение. В субботу команда сообщила, что сохранит на следующий сезон уже сложившийся состав — Юки Цуноду и Даниэля Риккардо, а Лиам Лоусон останется резервистом с прицелом на 2025 год. Лоусон был расстроен таким поворотом событий, но, зная некоторые внезапные решения Red Bull, нельзя исключить, что именно Лиам может заменить одного из трех пилотов системы Red Bull до начала 2025 года.
Мало кто сомневался, что после провала в Сингапуре позиции Red Bull вернутся на прежний уровень уже в Японии. Руководство команды сообщило, что недостаточные результаты в Марина-Бей были связаны не с применением новой технической директивы, а с собственными ошибками при настройках машин. Тем не менее их победное шествие было прервано — ровно на одну гонку, но уже в практиках в Японии Макс Ферстаппен показал, кто в доме хозяин, став доминирующей силой абсолютно во всех сессиях: трех практиках, квалификации и гонке.
В итоге Макс провел спокойную и уверенную гонку и одержал свою 48-ю победу в карьере, опередив на финише ближайшего соперника в лице Ландо Норриса на 19,3 секунды и заработав за неполный сезон ровно 400 очков.
Сезон побед Red Bull завершился досрочным титулом в Кубке конструкторов, а Макс Ферстаппен имеет максимум шансов взять титул в личном зачете уже на следующем этапе в Катаре. Его единственным соперником остается Серхио Перес. Однако даже если мексиканец победит в субботней спринт-гонке, Максу будет достаточно набрать там одно очко, чтобы стать чемпионом.
В отличие от Ферстаппена, для Чеко Переса уже вторая гонка подряд становится кошмаром, причем не столько для самого мексиканца, сколько для попадающих под его горячую руку других гонщиков на трассе. Разделавшись в Сингапуре с Юки Цунодой и Алексом Албоном и едва не «замесив» Лоусона, Перес продолжил действовать на Судзуке.
В Японии Перес квалифицировался только пятым, уступив напарнику, двум McLaren и Шарлю Леклеру. Но уже на старте он побывал в тройном столкновении с Карлосом Сайнсом и Льюисом Хэмилтоном и сломал собственное крыло, затем при возвращении с питлейна под машиной безопасности обогнал Алонсо и получил за это штраф, затем выбил Магнуссена, получил еще штраф и в итоге сошел. Всего Перес дважды поучаствовал в инцидентах, дважды заезжал поменять переднее крыло, получил два штрафа по пять секунд и четыре штрафных балла в суперлицензию. А также не набрал ни одного балла в гонке. В итоге по очкам Перес уступает Ферстаппену почти в два раза — и это за шесть этапов до конца сезона.
Ситуация со штрафами и сходом Переса привела к еще одному экстраординарному прецеденту в истории FIA и Формулы 1. Red Bull красиво использовали серую зону регламента, однако FIA пообещала, что прикроет лазейку. Что же произошло?
Статья 54.3 спортивного регламента сообщает, что если гонщик принял участие в инциденте с другим пилотом, он может получить штраф пять секунд, десять секунд, проезд через питлейн (DT) или stop&go. За столкновение с Магнуссеном Перес получил штраф в пять секунд и два штрафных балла — минимум того, что ему могли присудить.
На 15-м круге Перес сошел, однако у него остался один неотбытый штраф в пять секунд.
Раздел d вышеупомянутой статьи указывает, что если гонщик не отбывает наказание из-за схода и время не может быть приплюсовано к итоговому результату, то он может быть оштрафован на позиции на следующем Гран-при. «Может быть», но не обязательно должен, так что Переса могли и не наказать на старте Катара. Но Red Bull предпочли не рисковать.
В регламенте есть серая зона: там никак не указано, что сошедший в Гран-при пилот не может вернуться вновь в гонку — через несколько кругов или через какое-то время после схода. Этим и воспользовались Red Bull, на 40-м круге отправив Чеко на трассу, где он сделал круг, заехал на пит-стоп, отбыл штраф пять секунд, проехал еще круг и в итоге снова сошел.
FIA обещали позаботиться, чтобы такая практика не стала общепринятой, и оговорить такие моменты в регламенте отдельно.
Последняя команда, которая еще не подтвердила свой состав на 2024 год — Williams. Если сотрудничество Алекса Албона с Williams гарантировано многолетним контрактом, то контракт Логана Сарджента истекает в конце этого года.
Еще недавно руководитель Williams Джеймс Ваулз говорил о желании продлить американского гонщика, но, кажется, после Японии его уверенность пошатнулась. В первом сегменте квалификации Сарджент попал в серьезную аварию, после которой команде пришлось давать ему запасное шасси.
Ваулз признался, что ни он сам, ни в команде не ожидали такого количества аварий от дебютанта. Ведь это отражается на необходимости производства дополнительных деталей и запчастей и, соответственно, на расходе бюджета.
После аварии судьи допустили Сарджента к гонке без показанного времени, но из-за того, что он сел за руль новой машины, получил штраф не только стартом с питлейна, но еще и дополнительные десять секунд, которые должен был отбыть на первом пит-стопе. Однако не успел он это сделать, как попал в очередную аварию, протаранив Валттери Боттаса. Для Боттаса это закончилось сходом — и через несколько кругов для Сарджента тоже. На 22-м круге он сошел, а еще через пять кругов остановил машину в боксах и Алекс Албон. Его Williams был поврежден в столкновении с Валттери Боттасом и Эстебаном Оконом на первом круге.
Даже несмотря на участие Окона в аварии на первом круге и последующий внеплановый пит-стоп для замены проколотого колеса, он сумел финишировать в очках — равно как и Пьер Гасли. В итоге обе Alpine приехали в очках, хотя на финише оказалось всего 15 машин.
Alpine не стесняются применять командную тактику ради более высокого результата, но оказалось, что Пьер Гасли понимает ее по-своему.
После того как Эстебан не сумел пройти Фернандо Алонсо, он пропустил вперед Пьера Гасли, показывавшего более высокий темп. Когда Гасли тоже не справился, он получил распоряжение от команды на последнем круге вернуть позицию Окону. Это вызвало бурный гнев Пьера и несколько несдержанных комментариев — видимо, думал, что это был подарок от Эстебана. В результате обратного размена Окон поднялся на девятую строчку, а Пьер стал десятым.
Кстати, Гасли тоже успел поучаствовать в довольно серьезной аварии в этот уикенд: в конце второй практики он врезался в ограждения трассы после слишком позднего торможения.
После яркого старта сезона печально наблюдать, как Aston Martin теряют позиции на фоне более быстрых соперников. На данный момент команда, которая уверенно шла на втором месте в Кубке конструкторов, может сдержать позади себя разве что Alpine.
Неудивительно, что мы все чаще слышим раздраженные комментарии Алонсо, который уже проиграл позицию Хэмилтону, а теперь находится под обстрелом со стороны двух Ferrari.
При этом его комментарии продолжают удивлять своей образностью. Например, в этот раз он выговорил своему инженеру, что тот «бросил его на съедение львам», отправив на слишком ранний пит-стоп.
Перед уикендом появились внезапные слухи, что Лэнс Стролл вновь не выйдет на старт, однако команда и пилот заверили, что выступление состоится. По словам команды, предыдущую гонку Стролл пропустил после аварии из-за плохого самочувствия, испытав нагрузки в момент столкновения в районе 50G. Стролл признался, что поначалу даже не мог спать. Однако финишировать в гонке он тоже не смог: официальная причина — проблемы с задним антикрылом.
Финиш одной машиной ожидал также Alfa Romeo. Валттери Боттас сначала поучаствовал в инциденте на первом круге, а затем был выбит Логаном Сарджентом. Не прошла гонка бесследно и для Чжоу Гуанью, в машину которого прилетел один из обломков от аварии, произошедшей перед ним на старте. Обломок застрял у него в переднем крыле, и китайскому гонщику также пришлось заезжать на внеплановый пит-стоп. Несколько позиций, которые он отыграл на старте, обернулись потерей всех мест. В итоге после схода Боттаса Чжоу финишировал на 13-й строчке. Ниже только два Haas, которые продолжают испытывать серьезные проблемы.
Двойной подиум для McLaren можно счесть фактически победой: Ферстаппен в этом сезоне недостижим. Однако статистика — вещь упрямая: второе место Ландо Норриса позволило ему возглавить не самый приятный список — пилотов с максимальным количеством очков без побед.
Сейчас за 98 прошедших стартов Норрис уже успел набрать 543 очка, что на 13 очков больше, чем у предыдущего рекордсмена Нико Хюлькенберга.
McLaren были очень сильны в Японии, что проявилось уже в свободных заездах. В квалификации они заявили себя второй силой, причем Оскар Пиастри, которого накануне Гран-при официально продлили до 2026 года, переквалифицировал Ландо Норриса. Оскар сумел собрать отличный круг во время своего самого первого выступления на Судзуке и опередил Норриса всего на 0,04 секунды.
Пилоты немного поспорили друг с другом из-за позиций под конец гонки, так как темп Норриса позади Пиастри был существенно быстрее. Застряв позади напарника, Норрис опасался атак со стороны Леклера и попросил мостик, чтобы его пропустили. Чуть позже приказ из боксов расставил всех по нужным местам.
После гонки в Сингапуре Ferrari почувствовали воодушевление, однако Шарль Леклер предупреждал, что в Японии ситуация может измениться. Так и оказалось: по темпу они уступали McLaren, а их основными соперниками стали Mercedes. Тем не менее и в квалификации, и в гонке они опережали Стрелы, так что более высокие позиции на финише можно было потерять только из-за ошибок или стратегических просчетов.
Собственно, так и произошло: Карлос Сайнс после собственного успешного тактического решения неделю назад, позволившего ему спасти свою победу, и в этот раз захотел проявить изобретательность, проехав более длинный второй отрезок и позже переключившись на комплект хард.
Однако после пит-стопа он оказался позади обоих Mercedes и сумел обогнать лишь Расселла. Интересно, что Mercedes попробовали использовать против Сайнса ту же тактику, что тот применял против соперников в Сингапуре, но менее успешно.
В итоге Ferrari заработали 20 очков и отыграли у Mercedes еще четыре очка в Кубке конструкторов. Сейчас их разделяет 20 баллов.
Что касается Джорджа Расселла, то теперь у него поровну очков с Ландо Норрисом, но Норрис расположился выше него в турнирной таблице за счет более высоких финишных результатов.
Пятое и седьмое места на финише Гран-при Японии стали подарком для команды из Брэкли, который им сделали Карлос Сайнс и Серхио Перес. В течение уикенда они показывали слабый темп и уступали не только Red Bull и McLaren, но были и объективно медленнее Ferrari.
Кроме того, между напарниками произошло два столкновения, в которых борьба шла не только за позиции на трассе, но, похоже, и в команде. Первый раз после обгона Расселлом Хэмилтон быстро сумел вернуть позицию с помощью слипстрима, второй раз чересчур оптимистичный Расселл попробовал обогнать его по внешней в «Ложке», но дальше произошло то, что обычно и происходит на этом отрезке японской трассы: машина на внешней траектории вылетает за пределы трека.
Расселл не удовлетворился таким раскладом и счел, что сумеет отыграть позицию у напарника за счет тактики с одним пит-стопом, однако деградация шин в Судзуке бывает выше обычного, поэтому под конец длительного отрезка на харде Джордж стал терять темп и пропустил сначала Хэмилтона, а затем и Сайнса.
Интересно, что Mercedes едва не допустил стратегическую ошибку, позволив своим пилотам бороться на последних кругах или сохранить позиции, вместо того чтобы провести их быстрый размен. За время борьбы к ним вплотную подобрался Карлос Сайнс, и если бы не приказ из боксов Расселлу пропустить напарника, под угрозой могли бы оказаться сразу оба пилота.
Безусловно, ситуация напоминала ту, что произошла неделю назад в Сингапуре, но при этом еще и отличалась: обгоны в Японии намного проще, чем в Сингапуре, а добавляла этой ситуации еще и разница в продолжительности «жизни» шин.
В итоге Тото Вольфф и Mercedes приняли решение поменять пилотов позициями, подставив Расселла под Сайнса, но сумев сохранить пятое место. Эту ситуацию в некоторой степени предвидел Эндрю Шовлин еще в пятницу перед Гран-при, он сказал, что «сейчас мы вступаем в период, когда нам нужно быть особенно внимательными в сражении за очки с Ferrari». Благодаря принятому решению Mercedes сумели сохранить дополнительных два очка, которые могут стать решающими к концу сезона.
По итогам Гран-при Японии Хэмилтон набрал еще десять очков, и теперь его отрыв от Алонсо вырос до 16 баллов. Благодаря сходу Переса отставание пилота Mercedes от второго места в личном зачете сократилось до 33 баллов.
Следующий Гран-при состоится через две недели в Катаре и пройдет в формате длинного уикенда со спринт-гонкой.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 1:30.58,421 | 202,786 | 2 |
2 | Л. Норрис | McLaren | +19,387 | 202,069 | 2 |
3 | О. Пиастри | McLaren | +36,494 | 201,439 | 2 |
4 | Ш. Леклер | Ferrari | +43,998 | 201,165 | 2 |
5 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +49,376 | 200,968 | 2 |
6 | К. Сайнс | Ferrari | +50,221 | 200,938 | 2 |
7 | Д. Расселл | Mercedes | +57,659 | 200,667 | 1 |
8 | Ф. Алонсо | Aston Martin | +74,725 | 200,048 | 2 |
9 | Э. Окон | Alpine | +79,678 | 199,869 | 2 |
10 | П. Гасли | Alpine | +83,155 | 199,743 | 2 |
11 | Л. Лоусон | AlphaTauri | +1 круг | 198,844 | 2 |
12 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +1 круг | 198,812 | 2 |
13 | Г. Чжоу | Alfa Romeo | +1 круг | 198,726 | 3 |
14 | Н. Хюлькенберг | Haas | +1 круг | 198,607 | 3 |
15 | К. Магнуссен | Haas | +1 круг | 197,884 | 2 |
Лучший круг: Макс Ферстаппен (Red Bull Racing) — 1:34,183 (39-й круг, 221,963 км/ч).
Гонщик дня: Оскар Пиастри.