Второй из трех совмещенных этапов Формулы 1, включавший в себя также Спринт-гонку, состоялся в прошедшие выходные в австрийском Шпильберге на трассе Red Bull Ring, где оранжевая армия Ферстаппена преобладает над всеми другими цветами. Но если в прошлые годы Макс был здесь абсолютной доминантой, то в этом сезоне в борьбу вмешался и другой оранжевый цвет — оттенка папайи.
В субботу один из журналистов задал вопрос Ферстаппену, показывая на трибуны с оранжевой армией: «Здесь преобладает оранжевый цвет, но оранжевый [McLaren] может быть очень опасен и позади вас...».
«Да», — ответил ему Макс. — «Но тут хороший оранжевый! А тот, что позади меня, отвратителен. Но ничего страшного, мы с этим разберемся!».
Разборки оказались эпичными и вновь разделили зрителей на два лагеря, как и на далеком Гран-при Абу-Даби 2021 года. И независимо от мнения зрителей или экспертов Макс вновь вышел из конфликтной ситуации победителем, набрав десять очков, в то время как Норрис был вынужден сойти.
Расскажем в нашем обзоре, как развивались события, но начнем традиционно с предшествовавших событий.
Ничего особо важного за эти дни не произошло. Две команды объявили о контрактах с действующими пилотами, хотя о продлении было известно ранее. Так, Alpine подтвердили многолетний контракт с Пьером Гасли, о чем еще говорил Флавио Бриатторе после своего назначения на роль исполнительного консультанта, а Aston Martin сообщили, что Лэнс Стролл продолжит и далее выступать за команду.
Таким образом, у нас остались две неподтвержденные вакансии в Haas, одна — в Sauber, одна — в Alpine, одна — в Williams и одна — в Mercedes.
Лоуренс Барретто сообщает, что после общения с Кевином Магнуссеном у него создалось ощущение, что тот готовится к продолжению гоночной карьеры за пределами Формулы 1.
Racingnews365 заявляют, что судьба одного из мест в Haas тоже уже решена. Все контрактные вопросы с Олли Берманом утрясли, и о его подписании будет объявлено в Сильверстоуне. Там же он проведет еще одну пятничную тренировку за рулем Haas.
Эд Строу сообщает, что, как он понимает благодаря многочисленным разговорам в паддоке, у Чжоу нет ни одного шанса на данный момент получить место в Alpine. Выглядит все так, что в следующем сезоне Чжоу останется без места.
Карлос Сайнс выдал несколько интересных утверждений о своем будущем — по словам Карлоса Микеля: «Я не хочу спешить и собираюсь использовать столько времени, сколько мне потребуется, чтобы потом не жалеть о своем решении. Я считаю, что мне стоит подождать и рассмотреть все возможности чуть более спокойно».
Перед Карлосом Сайнсом стоит тройной выбор: Audi, Williams или Alpine. Однако то, как он затянул принятие решения, может негативно сказаться на его будущем. По сообщениям различных изданий, Джеймс Ваулз, руководитель Williams, был недоволен тем, что Карлос отложил решение, которое было фактически подтверждено, и теперь начал переговоры с другими пилотами.
Blick пишет, что в случае отказа Карлоса Сайнса Williams рассматривает ему на замену... Фелипе Друговича. Но возможны также кандидатуры Валттери Боттаса и Эстебана Окона.
А вот Motorsport.com опубликовал интервью Тото Вольффа, где босс Mercedes отрицает тот факт, что решение по Антонелли уже принято. По словам Вольффа, они никуда не торопятся и намерены пока следить за успехами Кими в Ф2.
Внутри Red Bull напряжение в отношениях между двумя лагерями — Кристиан Хорнер/Йос Ферстаппен — вышло на новый уровень. В этот раз скандал возник из-за того, что Кристиан Хорнер (по слухам) не позволил Ферстаппену-старшему выйти на парад классических формул перед началом Гран-при за рулем одной из машин — RB8.
Мы не будем цитировать все те реплики, которые позволил себе Йос, но его недовольства было достаточно, чтобы поджигать взглядом, а Хорнер, в свою очередь, позволил себе реплику, что если Тото Вольфф хочет в Mercedes Ферстаппена, то может забрать Йоса.
Прошлогодний Гран-при Австрии запомнился нам невероятно большим количеством списанных кругов — за 74 круга прошлогодней гонки было списано 150 времен круга (правда, имеем в виду, что за нарушение лимитов трека в десятом повороте списывают времена сразу двух кругов), а также штрафами почти для всех 20 гонщиков и протестом от Aston Martin. После протеста судьи выписали еще 12 дополнительных штрафов, а рекордсменом стал Эстебан Окон с четырьмя штрафами за десять нарушений лимитов трека.
После пересмотра результатов оба гонщика Aston Martin поднялись на одну позицию вверх, а стюарды приписали к обновленному протоколу — «настоятельно рекомендуем найти решение ситуации с лимитами трассы на данном автодроме».
В этом году организаторы Гран-при прислушались к рекомендациям стюардов и внесли изменения в характер трассы. Они добавили две гравийные зоны на выходах из девятого и десятого поворотов (по принципу того, как это было сделано в Китае) — как раз там, где и происходило максимальное списание времен.
Предел трассы обозначает именно голубая линия (на фото). Далее — жесткие поребрики, жрущие резину, а затем — гравийная полоса. Расстояние от пределов трассы до гравия —1,8 метра.
Кстати, сообщается, что под Moto GP гравий будут убирать, а зоны закатывать асфальтом. А к следующему Гран-при Формулы 1 вновь убирать асфальт.
Традиционно команды привозят мало обновлений на этапы, включающие в себя спринт: времени на тесты мало, настройки подбирать некогда. Поэтому все изменения обычно касаются аэродинамических решений, подходящих для конкретной трассы или соответствующих климатическим условиям.
В Шпильберг дополнения для своих машин привезли пять из десяти команд:
Первая и единственная практика завершилась доминированием Макса Ферстаппена. Но не обошлось и без надежд, которые вызвала у противников Red Bull внезапная остановка Макса на стартовой прямой в середине сессии. После этого на трассе появились красные флаги, а машину Макса затолкали в боксы.
Это не помогло: Ферстаппен вернулся на трассу и показал лучшее время круга — на мягком составе. При этом единственными, кто тренировал сессию на самом жестком составе среди пилотов Топ-10, были Mercedes. Они долгое время возглавляли сессии, но затем откатились в середину первой десятки.
Спринт-квалификация в Австрии стала показательной по отношению к остальным сессиям: соперничество между Максом Ферстаппеном и двумя Mclaren как началось вечером пятницы, так и продолжилось в последующие дни.
Мини-сюрприз первого сегмента заключался в том, что Логан Сарджент прошел во второй сегмент, в отличие от своего напарника. Но затем Албону в режиме закрытого парка изменили настройки — и последнее стартовое поле на решетке превратилось в старт с питлейна.
Цунода переквалифицировал Риккардо, но хуже всего дела обстояли у Aston Martin. Неделю назад Алонсо сказал в интервью, что дальше до летней паузы все будет только хуже, и, похоже, был прав.
В третий сегмент в полном составе прошли пять команд, причем освободившееся место Aston Martin успешно заняли Alpine. Дабы поберечь шины, большинство гонщиков предпочли совершить всего одну быструю попытку, и тут проблемы возникли у Шарля Леклера. Его машина заглохла на питлейне, а когда он сумел ее оживить, было уже поздно: он не успел начать быстрый круг.
«Я не знаю, что конкретно случилось с машиной. Я ехал по питлейну, когда сработала система, не дающая двигателю заглохнуть, а после этого всё выключилось. Команда сказала, что мы это обсудим, когда я вернусь в боксы».
Позже выяснилось, что причиной стала ошибка системы anti-stall, которая включилась на нейтральной передаче (чего не должно быть). Это привело к тому, что машина заглохла, хотя именно эта система как раз и предотвращает подобные ситуации.
Поул в Спринте завоевал Макс Ферстаппен, но Ландо Норрис уступил ему всего 0,09 секунды. Пиастри, Расселл, Сайнс и Хэмилтон расположились на втором и третьем рядах стартового поля.
Серхио Перес — седьмой.
Последние шесть мест в классификации полностью заняли три команды: компанию Williams и Sauber дополнили Aston Martin.
Для участия в субботнем спринте все пилоты выбрали комплекты шин медиум: в Шпильберге было жарко, но состав хард могли заставить работать не на всех машинах. Старт был отложен на один круг: гонщики проехали два прогревочных круга вместо одного: причиной тому стали фотографы, заступившие за разрешенную линию безопасности в первом повороте.
Спринт не был богат на события. На старте Карлос Сайнс прошел Джорджа Расселла, а затем развернулось сражение за лидерство между ландо Норрисом и Максом Ферстаппеном, которое теперь уже можно назвать «тренировочным» накануне воскресной эпопеи.
Удача была на стороне Макса: Ландо допустил ошибку, которую признал после финиша гонки. «Я всё сам себе испортил, когда как какой-то новичок “открыл калитку”, оставив Максу место на трассе», — прокомментировал Норрис.
Этой ошибкой удачно воспользовался Оскар Пиастри, сумевший проскочить в «открытую калитку» и сохранить вторую позицию вплоть до финиша.
По итогам спринта Шарль Леклер сумел финишировать седьмым, а замкнул очковую зону Серхио Перес. Его отставание от Ферстаппена за 23 круга гонки превысило 17 секунд.
Сражение за позиции между Хюлькенбергом и Алонсо закончилось штрафом для пилота Haas. Он получил десять секунд и два штрафных балла в лицензию. В целом это никак не отразилось на положении Нико в турнирной таблице, а два балла стали первыми в его суперлицензии.
Команды и пилоты не считают Спринт-гонки в Формуле 1 важным событием в силу того, что они сейчас никак не участвуют в распределении пилотов на стартовой решетке Гран-при, относительно небольшие очки получает только восьмерка лучших, а повредить машину и испортить комплект шин в Спринтах можно очень просто.
Однако в субботу вечером никаких существенных изменения в результатах не произошло. После первого сегмента все так же выбыли два Williams и два Sauber и Aston Martin Лэнса Стролла, а Фернандо Алонсо показал 15-е время, чтобы затем выбыть во втором сегменте.
При этом времена в первом сегменте стали самыми плотными за всю историю существования квалификации из трех сегментов. Дельта между первым и последним местом составила всего 0,798 секунды!
Поул-позицию вновь взял Макс Ферстаппен, а рядом с ним на первом ряду опять оказался Ландо Норрис, только на этот раз разрыв составил уверенные 0,4 секунды. Оскар Пиастри поначалу занял третью строчку, но затем его лучший круг аннулировали за нарушение лимитов трека, таким образом, он переместился на седьмое стартовое поле — к Серхио Пересу и Шарлю Леклеру, что, как мы увидим позже, сыграет существенную роль в результатах Гран-при.
После снятия времени у Оскара Джордж Расселл поднялся на третью строчку, а рядом с ним оказался Карлос Сайнс.
McLaren подали протест на это решение, но его отклонили, так как он был составлен неправильно как по сути, так и по форме.
Еще одно судебное разбирательство было связано с Юки Цунодой.
В первом сегменте он назвал Чжоу Гуанью и Sauber «умственно отсталыми» (F***ing retarded) за то, что они выехали на питлейн непосредственно впереди него. За «недозволенные речи» Юки оштрафовали на 40 тысяч евро (20 тысяч из них отложены на случай повторения нарушения) и сделали строгое внушение. Юки публично извинился.
После событий в Спринте в сражении за победу между Максом и Ландо зрители ожидали продолжения в воскресенье. И не ошиблись.
Во время режима закрытого парка перед Гран-при были изменены настройки на машине Чжоу Гуанью. Как и Алекс Албон накануне, Чжоу должен был стартовать последним, но из-за штрафа начинал гонку с питлейна.
Pirelli привезли в Австрию самые мягкие составы шин С3, С4 и С5 и прогнозировали гонку с двумя пит-стопами.
Первые три круга были насыщены событиями. На старте произошел тройной последовательный инцидент между Серхио Пересом, Оскаром Пиастри и Шарлем Леклером, в результате которого на Ferrari было сломано переднее крыло после контакта с McLaren, а Перес затем получил пробоину в понтоне, пока пытался выдавить Пиастри с трассы.
Шарль после этого отправился сразу в боксы за новым обтекателем, а Перес и Пиастри продолжили гонку.
Хэмилтон прошел на старте Сайнса, но сделал это за пределами трассы, в связи с чем ему пришлось вернуть позицию, дабы избежать наказания. Обгон Рассела на третьем круге ему тоже не удался: Джордж сразу же контратаковал и вернул позицию. К этому моменту Норрис уже выпал из зоны DRS Ферстаппена, который продолжал наращивать отрыв.
Последующие круги не отличались особой событийностью — разве что на 20-м круге Фернандо Алонсо подцепил Sauber Чжоу и отправил его прыгать в зоне вылета третьего поворота, за что получил десятисекундный штраф. Еще штрафы получили Хэмилтон (за пересечение белой линии на въезде на питлейн), Албон (за то же), Перес (превышение скорости на питлейне), а вот Ферстаппену небезопасный выпуск перед Норрисом с питлейна простили — сочли, что прецедента не было.
К 35-му кругу Леклер провел уже три пит-стопа и ехал далеко в хвосте, а немного действия в однообразные круги на трассе добавило соперничество двух пилотов Alpine. Сражение было жаркое, в рамках дозволенного, и Гасли все же сумел опередить Окона, бросив ему на прощание в радиоэфире «чао!».
Перелом в развитии событий произошел на 52-м круге. До этого момента Норриса и Ферстаппена разделяло более семи секунд. Однако затем на остановке в боксах из-за заклинившего заднего левого колеса Макс потерял 6,5 секунды, в то время как Ландо — на четыре секунды меньше. Более того, было видно (и это подтверждают дальнейшие слова Макса в радиоэфире), что после пит-стопа темп Макса упал и Норрис моментально оказался от него в пределах досягаемого.
К 55-му кругу дельта между двумя лидерами составляла всего 0,4 секунды, и Ландо бросился в атаку.
Норрис настолько спешил расправиться с Максом, что постоянно нарушал лимиты трассы, за что на 58-м круге получил черно-белый флаг-предупреждение: следующее подобное нарушение приведет к штрафу в пять секунд.
Нарушение не замедлило произойти уже на следующем круге: Норрис обогнал Red Bull по обочине, тут же вернул позицию, но штраф в итоге судьи ему выписали. Что важно: не за обгон за пределами трека, а именно за повторяющееся нарушение лимитов трассы.
На 63-м круге состоялось то самое примечательное сражение: Ландо атаковал, а Макс оборонялся. Подобные схватки проходили на Red Bull Ring и в прошлые годы: между Феттелем и Хэмилтоном в 2019-м, между Сайнсом и Ферстаппеном в 2023-м, между Ферстаппеном и Леклером … Однако тогда всегда кто-то из гонщиков уступал первым, чтобы не доводить дело до непоправимых последствий, а в этот раз стоп-сигнал не сработал ни у одного.
Ферстаппен выдавливал Норриса за пределы трассы в третьем повороте, но Ландо не снимал ногу с газа, в очередной раз выезжая за лимиты трека. В результате две машины жестко соприкоснулись задними колесами, в результате чего оба получили повреждения.
Колесо на Red Bull разбортировалось сразу, на McLaren — чуть позже. Обоим гонщикам пришлось заезжать на пит-стоп, причем Ферстаппен вернулся в гонку и даже с учетом десятисекундного штрафа сумел финишировать пятым и заработать десять очков, а вот для Норриса гонка была закончена. Порванная и болтающаяся шина разбила всю заднюю часть Mclaren, так что и физически продолжать гонку было не на чем.
В результате двойной аварии в лидеры заезда вышел Джордж Расселл, который благополучно довел Гран-при до победы — второй в своей карьере с 2022 года. Компанию на подиуме ему составили Оскар Пиастри и Карлос Сайнс.
Гран-при Австрии стал бенефисом для команды Haas: Нико Хюлькенберг финишировал шестым, а Кевин Магнуссен — восьмым. Но даже если бы не сошел Норрис, обе машины все равно были бы в десятке. Благодаря этому Haas опередили Alpine в Кубке конструкторов сразу на десять очков, а оба их пилота поднялись вверх в личном зачете.
Серхио Перес пересек финишную линию седьмым. Дыра в боковом понтоне привела к серьезным потерям в темпе, но он все равно финишировал позади партнера по команде, который попал в аварию, пробил колесо и заезжал на питлейн. Теперь в личном зачете Расселл и Пиастри буквально дышат ему в спину, уступая всего шесть и семь очков соответственно. Чеко сейчас занимает пятое место.
Даниэль Риккардо вновь сумел опередить Юки Цуноду и завоевал еще два очка. Между ними сейчас восемь баллов в пользу Юки.
Однако все эти события отошли на второй план на фоне конфликта Ферстаппена — Норриса и Red Bull — McLaren. Каждая из команд защищает себя и своего пилота, и у каждой есть аргументы в свою пользу.
Возник и личный конфликт между двумя пилотами. Норрис предрек конец их дружбе в случае, если Макс не признает неправоту своих действий: «Закончится ли дружба между мной и Максом? Не знаю, это будет зависеть от него и от того, как он объяснит ситуацию: если он будет утверждать, что прав, то все будет кончено, если же он признает, что сделал глупость, то я пойму».
Ну а Макс на предложение одного из журналистов пропустить вперед Ландо ответил: «Я тоже мог бы остаться дома... Я здесь, чтобы побеждать, а не финишировать вторым. Когда ты борешься за победу, почему ты не можешь бороться жестко?».
Ждем, что борьба между Максом и Ландо продолжится уже в предстоящие выходные — в Сильверстоуне.
Пилот | Команда | Время/отставание | Скорость | Пит-стоп | |
1 | Д. Расселл | Mercedes | 1:24:22.798 | 217.908 | 2 |
2 | О. Пиастри | McLaren | +1.906 | 217.826 | 2 |
3 | К. Сайнс | Ferrari | +4.533 | 217.713 | 2 |
4 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +23.142 | 216.917 | 2 |
5 | М. Ферстаппен | Red Bull | +37.253 | 216.316 | 3 |
6 | Н. Хюлькенберг | Haas | +54.088 | 215.605 | 2 |
7 | C. Перес | Red Bull | +54.672 | 215.580 | 2 |
8 | К. Магнуссен | Haas | +60.355 | 215.341 | 2 |
9 | Д. Риккардо | VCARB | +61.169 | 215.307 | 2 |
10 | П. Гасли | Alpine | +61,766 | 215,282 | 2 |
11 | Ш. Леклер | Ferrari | +67,056 | 215,060 | 4 |
12 | Э. Окон | Alpine | +68.325 | 215,006 | 2 |
13 | Л. Стролл | Aston Martin | +1 круг | 214,404 | 2 |
14 | Ю. Цунода | VCARB | +1 круг | 214,281 | 2 |
15 | А. Албон | Williams | +1 круг | 214,167 | 2 |
16 | В. Боттас | Sauber | +1 круг | 214,019 | 2 |
17 | Г. Чжоу | Sauber | +1 круг | 212,950 | 2 |
18 | Ф. Алонсо | Aston Martin | +1 круг | 212,34 | 3 |
19 | Л. Сарджент | Williams | +2 круга | 211,504 | 3 |
20 | Л. Норрис | McLaren | сход | 216,362 | 3 |
Лучший круг: Фернандо Алонсо (Aston Martin) — 1:07,694 (70-й круг, 229,633 км/ч).
Гонщик дня — Ландо Норрис.