В следующем году нас ожидает второй сезон W-Series. В 2018-м состоялось шесть этапов на трассах в Хоккенхайме (Германия), Зольдер (Бельгия), Мизано (Италия), Норисринг (Германия), Ассен (Голландия) и Брэндс Хэтч (Великобритания). Всего в соревнованиях приняли участие 20 пилотесс — 18 в основном составе и две резервных. Первое место по результатам года заняла британская гонщица Джейми Чедвик, которая лишь в одной гонке не сумела подняться на подиум.
В тесты, которые проходили этой осенью в три дня (16, 17 и 18 сентября) на испанской трассе Альмерия, было приглашено 14 девушек из 12 разных стран. Конечно, это были не единственные претендентки на место за рулем Формулы, но именно они прошли предварительный заочный отбор. В программу тестов входила работа на гоночных симуляторах и заезды на трассе на автомобилях.
Ирина Сидоркова родилась в городе Петрозаводске, Карелия, с детства начала заниматься картингом и в восемь лет стала вице-чемпионом Эстонии по картингу, через год завоевав там же свой первый титул. В 2015 году она стала финалистом мировой серии WSK, участвовала в Rally Masters Show за рулем раллийного автомобиля команды Михаила Лепехова, в 2017-м завоевала подиумы в Кубке Санкт-Петербурга по ралли-кроссу и по ледовым кольцевым гонкам, в том же году стала вице-чемпион Российской серии кольцевых гонок (РСКГ) в классе «Национальный Юниор» и была номинирована на Премию «Человек года в автоспорте»-2017. А на следующий год Ирина стала чемпионом Российской серии кольцевых гонок в классе «Национальный Юниор» и первой девушкой-победителем сезона и класса в национальных кольцевых автогонках (РСКГ).
В конце 2018 года Иру пригласили стать участником молодежной программы SMP Racing, и с 2019 года она начала свои выступления в классе автомобилей с открытыми колесами.
Мы поговорили с Ириной Сидорковой после того, как ее имя было названо в числе шести лучших спортсменок по результатам осенних тестов, и узнали, как прошли для нее три дня с W Series, что для нее означает участие в программе SMP Racing, как давно она знакома с Виталием Петровым и сложно ли быть самой юной среди вполне состоявшихся спортсменов.
— Ты ездила в картинге, кузовах, даже в ралли, теперь это формульные автомобили. Что для тебя интереснее и сложнее?
— В кузовных кольцевых гонках я провела три года, если учитывать подготовительный сезон, и могу сказать, что кузов в управлении сложнее формулы. В ралли я участвовала всего лишь в течение одного дня, это тоже были тесты, но больше я туда не возвращалась: кольцо и очная борьба с соперниками мне больше по душе. Что касается Формулы, то несмотря на несколько тестовых этапов в 2018 году, этот сезон у меня был первым, я ехала в испанской Формуле 4. Понять и почувствовать формульный автомобиль оказалось намного легче, но, конечно, в самом начале были проблемы. Например, мне было сложно привыкнуть резко отпускать газ и так же резко нажимать тормоз: в кузовах это все по-другому, и у меня было много ошибок из-за того, что я инстинктивно применяла в формулах технику управления кузовом. Но главное, чего мне очень не хватало — физической подготовки. Так что я начала усиленно заниматься в зале. Теперь все в порядке.
— Как ты оказалась в программе SMP Racing?
— Это очень интересная история! Мы тогда возвращались с папой домой после самого неудачного этапа РСКГ на Moscow Raceway, заняв восьмое и девятое места в гонках, я спала в машине, мы были очень расстроены, и вдруг папе звонят и он говорит: ты не поверишь! Завтра нам надо быть в Мячково на тестах Формулы 4! Мы развернулись и поехали обратно в Москву! При этом этот этап в Мячково прошел под дождем, я ехала на дождевой резине — непередаваемые ощущения. После этого я еще той же осенью проехала гонку в Ассене и после этого оказалась в испанском чемпионате.
— Много приходилось тренироваться?
— Мне с самого начала организовали тестирование в SMP Fitness, написали спортивную программу, в которую входили занятия на тренажерах, кардиотренировки, фитнес-меню, и за три месяца занятий я сильно прибавила.
— Тяжело было в испанской Ф4 в этом году? Каких результатов ты добилась?
— Из 16 участников было три девушки, остальные парни. Про общий уровень подготовки могу сказать, что все пилоты очень сильные, и многие хорошо вкатаны. Но уже в третьей гонке первого этапа я поднялась до Топ-9 в общем зачете и была лучшей из девушек.
— Расскажи, как проходили тесты в W Series?
— Так получилось, что в воскресенье накануне тестов у меня была гонка в Хересе, а это на другом конце Испании. Уикенд в Хересе был неудачным, затем поздний переезд в Альмерию, ранний подъем в первый тестовый день — все это добавляло мне нервозности. Для меня очень важно хорошо выспаться перед гонкой… Перед началом тестов руководство W Series сразу предупредили, что на тесты не будут допущены ни тренеры, ни представители, ни даже родители, поэтому мой наставник Мария Бадалова вынуждена была переживать за меня на расстоянии и могла консультировать только вечером. Первый из трех тестовых дней был в большей степени связан с подгонкой машин под вновь прибывших участников (некоторые девочки приехали в Альмерию в выходные). У меня был очень хороший гоночный инженер, во всяком случае мы очень быстро нашли общий язык. А перед первым выездом на трассу мне удалось задать некоторые вопросы по машине Бейтске Виссер, которая вместе с Татьяной Калдерон выступала в качестве наставников и «тайм-сеттеров», то есть задавали временные ориентиры для остальных.
— В этой серии девушки сражаются на автомобилях класса Формула 3. Как тебе машина? Не сложно было?
— Мне машина очень понравилась! Мне с ней удалось поладить быстрее, чем с F4! Большая прижимная сила, хорошая управляемость, — все это внушает больше уверенности и позволяет больше искать! Физические нагрузки выше, чем в F4, но я к ним сейчас лучше готова, чем в начале сезона. Первый день ушел на знакомство с машиной и трассой. Стандартный набор практики — две сессии в день, так как каждой машиной управляли по очереди сразу несколько девушек. У меня был фиолетовый номер 29. Вообще все были очень дружелюбны, так как поддержки кроме как друг от друга искать было неоткуда. Так как мы достаточно много общаемся в испанской F4 с Белен Гарсия и Нереа Марти, то и в Альмерии мы также были вместе.
— Из всех отобранных и приглашенных в новый сезон девушек ты — самая юная. Там есть и дамы по 29–30 лет. Ты считаешь, возраст — это твое преимущество? Или сложно будет справиться со взрослыми пилотессами?
— Что касается моего возраста, то я уже привыкла быть самой юной всегда и везде. Но здесь, конечно, мне придется непросто: такая разница в возрасте означает и разницу в опыте управления машинами. Могу сказать, что здесь у большинства не просто большой опыт выступления на формулах, но и хорошие знания трасс, а я не была ни на одной! Но я очень, очень мотивирована! Я понимаю, что для меня это очень серьезный шанс и я не могу себе позволить его упустить!
— А тебе твои товарищи и коллеги по SMP Racing помогают? Делятся знаниями, информацией?
— Да, и я знаю, что я всегда могу им позвонить и спросить то, что мне непонятно — как по машине, так и по трассе или траектории. Например, мне всегда очень помогает Михаил Алешин. Недавно мне надо было подобрать пленку на визор, да и само стекло, я с ним консультировалась, он мне все очень хорошо объяснил.
— Был ли у тебя кумир из наших пилотов? Например, кто-то, с кем ты сейчас состоишь в одной программе?
— Конечно! Я с детства привыкла равняться и на Виталия Петрова, и на Михаила Алешина, и на Кирилла Ладыгина, я с ними была знакома еще до того, как попала в программу. Всегда старалась брать с них пример, и если мы оказывались вместе на каких-то спортивных событиях, я еще даже маленькой всегда к ним подходила и задавала вопросы. Конечно, они и были и остаются моими кумирами. Виталия Петрова я впервые увидела в 2012 году на Moscow City Racing. Узнала его и подошла к нему фотографироваться, фотография у меня эта есть до сих пор.
— А из международных серий за какими ты следишь наиболее пристально?
— Понятно, что Формула 1… Слежу за WTCR, BTCC, за всеми нашими ребятами в других сериях. Ну и, конечно, за W Series. Для меня сейчас это самое главное.
Наставник Ирины Сидорковой Мария Бадалова рассказала, что тесты в W Series были организованы таким образом, чтобы получить максимально полное впечатление о пилоте. Поэтому ничье постороннее присутствие на тестах не допускалось. Было важно, чтобы пилот работал без подсказок и знакомой помощи, обращался только к команде и своему инженеру. Учитывая, что для Иры это дебютный сезон в открытых колесах, это испытание стало хорошей проверкой для SMP Racing в понимании того, как они готовят своих пилотов.
Некоторыми тонкостями по машине с Ирой поделился Александр Смоляр: он до начала тестов рассказывал Ире про поведение и особенности новой для нее машины. И по ходу обоих дней тестов кое-то еще подсказывал удаленно.
— Пару раз Ира допускала ошибки на трассе, вылетала в гравий, — поделилась Мария. — Но не стеснялась признавать ошибки, и, что очень важно в работе с инженером, могла их объяснить. Гоночный директор серии Дэйв Райан сразу после тестов отметил хороший уровень ее подготовки, чувство и понимание поведения машины, умение греть резину — что является одним из важнейших аспектов тренировочного процесса, которому мы уделяем колоссальное внимание. Для меня как тренера всегда приятно слышать: ваш пилот умеет греть резину. Чуть позже Дэйв Райан связывался с Петром Алешиным, высказал заинтересованность серии в Ирине на сезон-2020. Они обсудили программу подготовки к сезону. Ведь нам всем хочется, чтобы Ирина там выступила на уровне топ-пилотов.