Перед тем как огласить полные итоги СибирьМоторШоу, мы по традиции расскажем о некоторых интересных участниках — как занявших призовые места, так и не сумевших этого сделать (но все равно остающихся нетривиальными и уникальными). И начнем, конечно, с красоты. То есть со «Стайлинга». Так, буквально в шаге от призового места в этой номинации остановился Андрей Петров из Канска. Его зеленое купе Nissan Fairlady HKS Supercharger Kit отличается очень хорошим качеством инсталляции тюнинговых элементов, а равно и вкусом при их подборе. По признанию Андрея, эти машины для него — своего рода хобби, увлечение и просто желание иметь что-то в стилистике автомобилей из «Форсажа» и игр серии «Need for Speed». Они изначально не были созданы для повседневной эксплуатации, поэтому и ограничений по тюнингу меньше.
Оранжевая Toyota Supra «Мандарин» своим цветом внимание привлекает даже больше Ниссана, хотя по факту тюнинг у нее немного скромнее. Ну как немного: обвес менее агрессивный и вызывающий, однако в салоне доработок больше. И именно там заметнее всего, что доработки не ограничились одной лишь подборкой и установкой соответствующих элементов — многое сделано самостоятельно, причем в строгом соответствии с задуманной стилистикой.
По своему интересен белый Chevrolet Corvette третьего поколения. По словам его владельца — Руслана Рыжакова — автомобиль был приобретен в виде кузова с набором сложенных в него запчастей, после чего прошел комплексную реставрацию с элементами тюнинга. В частности, были заменены тормоза машины, так как родные не отвечали современным требованиям безопасности. Качественная, но слишком грубая кожаная родная обивка салона также была заменена. Иными словами, при восстановлении автомобиля использовался принцип установки по возможности наиболее современных деталей, но специально для этой модели. Именно так чаще всего восстанавливают классические автомобили и в самой Америке.
А вот огромный кабриолет Chrysler Imperial 1960 года при восстановлении претерпел принципиальную трансформацию, ибо в первоначальной своей жизни за океаном был седаном. Именно в таком виде его привезли в Россию пару лет назад. Автомобиль оказался относительно комплектным по деталировке (что существенно облегчило приведение машины в презентабельный вид), но пребывал в запущенном общем состоянии. На реставрацию и переделку потребовалось более года, зато теперь этот Chrysler демонстрирует удивительный стиль американских автомобилей конца 50-х годов, когда среди автопроизводителей господствовала мода на так называемый космический дизайн, с разного размера «плавниками» задних крыльев, «соплами» фар и фонарей и причудливо гнутыми лобовыми стеклами.
Экспозиция УГИБДД по Красноярскому краю представила коллекцию спецавтомобилей ГАИ времен СССР. Обычно эти машины после службы списывают, и они в итоге постепенно расходятся на запчасти друг другу или себе подобным. Поэтому чаще всего такие коллекции в наше время создают на основе «гражданских» машин, благо оригинальное спецоборудование для дооснащения сохраняется чаще. Однако одна машина все же на самом деле состояла на службе ГАИ: «Волга» ГАЗ-24 1978 года, которую в краевой центр привезли из Канска, и основная часть спецоборудования здесь, можно сказать, «родная».
О необычном «Запорожце» со складной крышей мы уже рассказывали. Но только на СибирьМоторШоу появилась возможность лицезреть практически готовый автомобиль — в том числе и с собранным салоном:
Off-road виды спорта в России, если говорить о регионах, в разной степени развития — где-то стагнация или даже откат в бюджетные с точки зрения постройки болидов классы. Где-то — идет процесс! Красноярск, как показало СибирьМоторШоу, находится в ключевом месте — все-таки центр Сибири, недалеко крупные города, в которых проводят массовые и межрегиональные соревнования. Есть смысл создавать джипы не просто для охоты-рыбалки — для спорта. Конечно, основу в номинации «Внедорожники» делают машины «гражданские», построенные под различные условия и с очень разными подходами. Но «белая кость» категории — трофийные «котлеты».
В общем, вполне логично, что основная конкуренция здесь развернулась среди прототипов для трофи. И хотя карты им мог спутать багги «Шторм», в результате на финишную прямую вышли именно ползающие в болотах, а не летающие по гравийкам аппараты.
Сергея Малахова мы знаем. Побеждал на БМШ-2016 с предыдущей генерацией своего прототипа. Теперь «Проточара» сильно эволюционировала. Рама — пространственная, кузов выполнен в виде лодки, воду из которой призваны откачивать две электропомпы. По углам этой «металлоконструкции» — кастомные и взаимозаменяемые рычаги. Силовой агрегат сейчас располагается сзади, но это все тот же 3S и «автомат» A40. Редукторы заимствованы у Escudo. Приводы — Skyline плюс Surf, а для того, чтоб их защитить, используются уазовские хабы, через которые реализована централизованная подкачка колес, и ульяновские «бортовики» в оригинальных корпусах. Наконец, спереди рейка Estima, сзади же гидроцилиндр на основе рейки Hiace, который управляется с рычага перед селектором АКП. Словом, «котлета» хотя и из Читы, но «прожарена» по рецепту самых крутых аппаратов из российского чемпионата
В общем-то, любой «прото» на СМШ-2017 по части инженерного потенциала претендовал на лидерство в номинации.
Что может объединять болиды, построенные в разных регионах России? К примеру, выбор агрегата — у Suzuki Jimny «Лютик» тот же 3S + АКП, да еще подкачка колес (становится общим местом). Но в остальном новосибирский «спортсмен» возводился по более привычным канонам. У него уазовские военные мосты, хотя и на оригинальной подвеске, задние колеса неуправляемые, но передние — на гидрообъемном рулевом. Особая фишка — блоки конденсаторов, заменяющие привычные аккумуляторы и экономящие вес.
Квадрокар Red Stone, как его назвали создатели, создавался в основном не для спорта.
Именно поэтому здесь обеспечено такое возвышение кузова над мостами — входит 46-я тракторная (и облегченная) резина. Но расчет не столько даже на нее, сколько на то, что сюда поместятся пневматики диаметром 57 дюймов. Вот вам и полноценный болотоход. С пространственной рамой и поставленными на нее остатками нивовского кузова. С мотором и КП ВАЗ-2121. Что самое интересное в этом изделии — с портальными мостами, в которых самостоятельно выполнены не только корпуса бортовых редукторов, но и «чулки» (!), и картеры главных пар (!). Для справки, дорожный просвет — 600 мм…
К безусловным внедорожникам можно, естественно, отнести гусеничный вездеход «Жучок» из Ачинска. Несмотря на то, что он заявлен в номинацию «Проект».
На вопрос «для чего?» Андрей Моряшин честно отвечает — чесались руки. И то верно — на какое-то сугубо функциональное применение эту «гусянку» спроецировать сложно. Для охоты-рыбалки не хватает грузовой платформы или большого багажника. Нефтяники или газовики интересуются техникой серьезнее размерами и грузоподъемностью. Но это не умаляет гениальной простоты «Жучка». Его кузов, за основу которого взята часть «копеечного» (перед — это багажник ВАЗ-2101), выполнен водоизмещающим. Салон рассчитан на четверых-пятерых, вазовский двигатель с коробкой расположены сзади и через кардан приводят мост ГАЗ-21. Схема поворота, разумеется, бортовая, однако решена не с помощью фрикционов — за счет блокировки тормозов. Сама простота и ходовая часть. Четыре передних опорных катках имеют балансирную подвеску, два задних соединены скручивающейся балкой от автоприцепа. Гусеницы — транспортерная резина, связанная металлическими поперечинами и имеющая элементарный механизм натяжения. Для отдыха, в том числе на воде — самое оно!
Характерной приметой российского тюнинга продолжает оставаться то, что в нем не забывают отечественные автомобили. На каждом из МоторШоу, проводимых по стране порталом Drom.ru, в номинации «Инженерия» всегда найдется один-другой ВАЗ-ГАЗ с той или иной подготовкой.
Вот и на минувшем СМШ в эту категорию заявились пара владельцев «Волг» с «джей зетами». Однако большее внимание привлек «Москвич»-2141, «свапнутый» хондовским V6 J30A. И это не вся инженерия! Из-за продольного расположения двигателя при переднем приводе с этим мотором сагрегатирована механическая субаровская коробка. Плюс тюнинг по тормозам, рулевому, комбинация приборов здесь «цифровая» от Mark II. С виду неказист, но «мозгов» вложено немало.
И все же основной контингент — «японцы», среди которых встречаются представители, так сказать, нехарактерного тюнинга.
«Рыксы» от Mazda принято тюнить так — выкидываем ротор, ставим JZ. Александр Битюков из Томска считает, что это означает «портить RX». И то верно — развесовка ведь нарушается, а стильное купе, между прочим, очень неплохо управляется. В нашем случае все на месте. Двум секциям роторного двигателя сделан портинг, поставлены усиленные «ножи» (которые находятся на вершинах «поршня»), смонтирована турбина побольше, использован неродной блок управления и охладители на масло и ATF.
Mitsubishi Mirage — из мира спорта, чьи представители чаще посещают соревнования, чем статичные выставки.
Двигатель этого переднеприводного дрэгстера — 4G63, собранный на ковке и работающий на «Январе» 7.2. Вообще спецификацию лучше изучать по заявке. Мы же вкратце расскажем о том, чего там нет. К примеру, о правильной развесовке, для которой двигатель сдвинут и наклонен вперед. Первое позволили сделать приводы сначала от Mitsubishi GTO (от него коробка), потом усиленные от Diamante. Для загрузки ведущих колес в переднем свесе расположен бензобак, выполненный из баллона под хладагент, и емкость для льда. Через нее проходит топливная обратка, а дополнительно остудить (или, точнее, не нагреть) бензин позволяет второй насос, начинающий работать от 4000 об/мин. Задняя подвеска когда-то бывшего полноприводным Mirage — сверхлегкая балочка. Результат? Там много всяких призов, достижений, одно из которых — 2-е место в прошлом году в чемпионате России.
По-своему показательно и приятно, что периодически на МоторШоу заявляются различные клубы и кружки творчества детей и молодежи, чьи руководители часто на голом энтузиазме прививают воспитанникам любовь к технике.
В первом случае говорим о «транспортных средствах», выпускавшихся для детей еще советской промышленностью. Есть, правда, среди них одна «иномарка» — ретромобильчик с золотистыми крыльями на переднем плане. И один hand made «трайк» (синий»), в 60-х собранный для детей. Вся коллекция рабочая — на СМШ дети катались. Старшие ребята из клуба ездят и на репликах Ford T и ГАЗ-67, которые собраны преподавателями при их участии. Впрочем, собраны — не совсем правильное определение, они созданы в масштабе 1:2 при впечатляющей близости к оригиналу. Да, двигатели у них от «дырчиков». Однако взгляните на «Газик» — мосты, рессоры, внешность. Все предельно аутентично! Реализован (с помощью редуктора от «Муравья») даже привод на все четыре колеса. Потрясающе!
У барнаульцев было еще на что посмотреть — «Москвич»-412, который покупался под ретро-ралли «Пекин — Париж-2013», прошел его и по итогам занял 3-е место в классе до 2,0 л и 7-е — в абсолюте.
Уже одно участие в таком масштабном мероприятии — само по себе событие, а тут еще такой достойный результат. При этом всю дистанцию «Москвич» прошел почти без поломок. Разве что в Монголии отказали все амортизаторы (отечественные и двойные сзади) да забарахлила 3-я передача. Мужики (кстати, уже немолодые) говорят, что разгоняли его до 177 км/ч, обычно же шли на 120–130 км/ч. Отмечают — ничем не уступал Lancia и Porsche. В 2019 году собираются участвовать еще раз, пока гоняют в рамках различных пробегов по стране.
412-й был не единственным «молодым старичком» — заявленным в номинацию «Ретро» автомобилем, не вышедшим за пределы 40-летнего возраста. Пришло, похоже, время, когда стоит сохранять и этих «героев соцтруда». Кто-то, между прочим, делает это всю жизнь. Ну, или половину ее.
Как рождаются красивые стэнс-проекты? Зачастую — случайно. В частности, Михаил Достовалов из Красноярска изначально приобретал свою «тройку» для простого добротного восстановления. Однако постепенно проект несколько видоизменился: интерьер перешили в кожу коричневого и светлого кремового цветов. А «вишенкой на торте» стала пневмоподвеска, компрессор для которой гордо расположился в роскошно отделанном багажнике.
Пора бы по-иному — не потребительски, не наплевательски — относиться и к японской классике. Кто-то уже это делает.
Ветераны двухколесные, во всяком случае из мастерской Михаила Дмитриевича Шестакова, о работах которого мы рассказывали, могут дать фору любым своим предкам — по качеству исполнения, эстетике, звуку двигателя.
На СибирьМоторШоу Михаил Дмитриевич выставлял BMW R4 и Harley Davidson WL-42 30-годов, а также рассказал об окончании очередного и долгого проекта. 13 лет назад был приобретен Zundapp KS600. Когда-то служил в африканском корпусе Роммеля, потом прибыл на Восточный фронт, достался в качестве трофея Красной армии и был подарен фронтовику-разведчику. Старел себе постепенно, а в один момент был выставлен на улицу, где через него даже проросло дерево. Вот с такими экземплярами приходится иметь дело. Жаль, что увидеть KS600 не получилось — первый выход его в свет назначили на второй день после окончания СибирьМоторШоу.
Современные байки, как известно, тоже способны выглядеть подобно тем, что создавались в эпоху, когда мотоцикл был чем-то большим, чем хобби. Но именно тогда, когда любовь к двум колесам вырастает из простого «сел-поехал».
Еще одна крутая работа — ИМЗ 8-103 «Ночной странник».
Изначально это был М72, от которого остались только сильно перекроенный и расточенный двигатель с коробкой, установленным генератором на 12В, поршнями от «Нивы» и доработанным коленвалом. Корпус силового агрегата отполирован, деталировки здесь еще больше, нежели у предыдущего байка — посмотрите на черепа, тормозной диск, бачок для тормозной жидкости.
Классно выглядеть мотоцикл может и безо всех присущих кастомайзингу аксессуаров. Подкупать, так сказать, своей простотой, брутальностью.
Самодельная рама, двигатель от мотоблока Lifan, центробежное сцепление, колеса от карта, цепь маленького кроссовика, тормозной диск, он же ведущая звездочка — рецепт постройки такого мокика незатейлив, как саперная лопатка (автор вдохновлялся компактными мотоциклами британских сил спецопераций времен Второй мировой). Но насколько гармоничен результат!
По сложившейся традиции Drom.ru представляет полные итоги судейского и зрительского голосования БайкалМоторШоу-2016, а также выбор интернет-пользователей.
1. Москвич-401/HotRod LuckyDog13 (Евгений Михлик, Иркутск) — 22 балла.
2. Mitsubishi Mirage «Желток» (Георгий Гаракишиев, Красноярск) — 18 баллов.
3. Mazda RX-7 (Александр Битюков, Томск) — 12 баллов.
4–6. Toyota Vitz RS Time Attack (Петр Шорохов, Красноярск); Москвич-2141 V6 (Константин Акулин, Ачинск, Красноярский край); Lexus IS 200 (Виктор Рычков, Железногорск, Красноярский край) — все по 9 баллов.
7–8. ГАЗ-24-02 Купе (Виктор Дехтярь, Красноярск), Toyota Vitz RS (Денис Богданкевич, Красноярск) — по 8 баллов.
Роман Богуш (судья в номинации «Инженерия»), специалист по настройке блоков управления двигателем, Красноярск:
— Не могу высоко оценивать проекты, в которые заложен хороший бюджет, но где нет никакой конкретной цели. Смотришь — много куплено-потрачено, установлено. А для чего? Меряться с подобным себе «тюнером» финансовым благополучием и размером турбины? На гонки автомобиль не выезжает — дескать, у него ресурс двигателя снижается. Зачем же тогда вообще что-то строить, что-то делать? По городу кататься?
В этом плане заслуживают уважения Vitz и Vitz. Сделано не так много, при ограниченном бюджете. Но, во-первых, парни об этом и заявляют — хотели доказать, что на кольце можно гоняться за сравнительно небольшие деньги и что из Vitz можно построить гоночный автомобиль начального уровня. Во-вторых, у них благая цель: показать всем «нелегалам», кто гоняет по улицам — «потратьте немного и приезжайте на кольцо».
Увы, в номинации много фетиша. Однако если аккуратно построенная Mazda RX-7 просто сложна в подготовке (все-таки ротор, который, между прочим, работает на неродном «мозге»), а Lexus IS200 доведен по мелочам и тоже оставляет приятное впечатление по качеству работ, то о многих других такого не скажешь.
В Mitsubishi Mirage, напротив, никакого фетиша. Был бюджет (ограниченный) и цель построить конкурентоспособный драговый болид. Тут привлекает и это, и инженерные решения.
Что же до победителя, то HotRod — комплексная инженерная работа, результат которой — с нуля возведенный и интересный автомобиль.
1. «Проточара» (Сергей Малахов, Чита) — 22 балла.
2. Suzuki Jimny (Андрей Егоров, Новосибирск) — 14 баллов.
3–4. Квадрокар Red Stone (Наталия Викторова, Барнаул) и Багги «Шторм» (Петр Кириллов, Красноярск) — по 13 баллов.
5. ВАЗ-21214 «Проект 800» (Андрей Скороходов, Омск) — 12 баллов.
Владимир Шайдуров (судья в номинации «Внедорожник»), специалист по тюнингу внедорожников и постройке вездеходов, Красноярск:
— Отмечу участников, которые не претендовали на победу и тем не менее оставили после себя впечатление законченной работы. Вот, к примеру, УАЗ-469 из Железногорска. Вроде бы ничего особенного, однако красиво сделан. Или ВАЗ-21214 «Проект 800». Полученный автомобиль остался «Нивой» — на покорение серьезного бездорожья не претендует. Но именно таким, не исключено, должен быть внедорожник в спецверсиях, которые могли бы сходить с конвейера «АвтоВАЗа»: усиленные лонжероны, чулки заднего моста, ступичные подшипники и полуоси, ГП 4,44:1, отключаемый передний мост. Наконец, вместо тяги Панара механизм Уатта, который делает автомобиль приятнее на твердых покрытиях.
Много сделано у владельца FJ Cruiser из Барнаула: пошагово, без концентрации только лишь на подготовке к off road`у. В итоге, думаю, получился приятный во многих отношениях экспедиционник. Suzuki Escudo создавался для трофи. И в машине, казалось бы, ничего экстраординарного, но ездят ребята, занимают места. Suzuki Jimny — аппарат несколько иного уровня. Сделан достаточно топорно. Зато с позиции функционала все в порядке — соревнуется «в призах». У Red Stone — серьезный потенциал. Жаль, что проект закончен недавно и на данный момент не прошел испытаний. «Шторм», несмотря на то, что создавался по подобию американских багги, сделан красиво. И конечно, такая концепция имеет право на существование.
Наконец, «Проточара»… Здесь сконцентрировано столько идей (независимая подвеска, водоизмещающий корпус, полноуправляемость и т. д.), что за это я не мог не добавить этой «котлете» дополнительные три балла, разрешенные регламентом.
1. ГАЗ-24 «Волга»-Пикап (Николай Кузнецов, Томск) — 106 баллов.
2. ГАЗ-24 А-948 Mr. Red Pickup (Алексей Коптев, Красноярск) — 105 баллов.
3. Lexus IS 200 «Monsterservice» (Петр Окулов, Красноярск) — 100 баллов.
4. Nissan Fairlady HKS Supercharger Kit (Андрей Петров, Канск, Красноярский край) — 98 баллов.
5. «Москвич»-2140 2.5 Турбо (Андрей Мурашко, Красноярск) — 89 баллов.
Алексей Степанов (председатель судейской коллегии в номинации «Стайлинг») — бильд-редактор Drom.ru, Москва:
— Итоги предыдущих МоторШоу (в Иркутске, Екатеринбурге и Краснодаре) привели к очередным правкам в критерии судейства «Стайлинга». Как результат — верхние места в номинации заняли именно те машины, которые произвели наиболее сильное впечатление на всех судей. Не будь четко прописанных критериев судейства — и выбор победителя мог бы поставить судейскую коллегию перед нелегким волевым решением. Зато подсчет баллов в буквальном смысле расставил трех главных фаворитов по своим местам. Причем разница между первым и вторым составила всего один балл!
К слову, то, что первые места заняли два однотипных, по сути, проекта, говорит еще и о том, что именно спорт-пикапы Ute (или Coupe utility), популярные в Австралии, в ближайшее время могут получить повышенное внимание в среде российских любителей тюнинга. У нас таких машин пока мало, и каждая из них по-своему уникальна. А классическая 24-я «Волга» — прекрасный материал для создания подобных проектов.
Lexus IS 200 «Monsterservice» Петра Окулова известен многим. И не только в России: опробованный на этом седане боди-кит покупают владельцы Лексусов АйЭс по всему миру. В очередной раз остается восхищаться безупречным качеством выполненных здесь работ (хотя дотошный взгляд одного из судей все же заметил парочку «косяков», проявившихся после годовой эксплуатации машины).
Совсем немного отстал Nissan Fairlady HKS Supercharger Kit — его подвел недостаточный объем самостоятельных работ (а точнее — приобретенные элементы кузовного обвеса). А вот занявшему пятое место «Москвичу»-2140 2.5 Турбо для получения более высоких баллов (а возможно, и для попадания в призеры) не хватило качества.
К сожалению, несмотря на просьбы организаторов и судей, одна участница не потрудилась присутствовать возле своего автомобиля в первые часы МоторШоу. В результате оценить автомобиль не смогли не только зрители, но и судьи. Как итог — дисквалификация.
1. Chrysler Imperial (Филипп Авдохин, Красноярск) — 534 купона от билетов.
2. ГАЗ-24 «Волга» Пикап (Николай Кузнецов, Томск) — 301.
3. Ford F-350 (Юрий Коваль, Томск) — 270.
4. Chevrolet Corvette C3 (Руслан Рыжаков, Красноярск) — 264.
5. ЗАЗ-965 (Алексей Стеблин, Красноярск) — 258.
Игорь Верхозин, организатор СибирьМоторШоу:
— Как показывает практика, представить яркий проект — только полдела в борьбе за «Приз зрительских симпатий». Верный способ завоевать зрительские голоса — эффектное фото на фоне автомобиля, в обмен на купон, разумеется. Что с успехом использовал победитель.
Экспозиция УГИБДД по Красноярскому краю.
Игорь Верхозин, журналист, издатель, продюсер СибирьМоторШоу, Иркутск:
— Мы долго не могли решить, кому отдать «Приз зрительских симпатий». Были разные варианты, но в итоге решили наградить ретро-экспозицию из пяти автомобилей и одного мотоцикла УГИБДД по Красноярскому краю. Во-первых, они одни из немногих, кто выступил мощной командой. Во-вторых, уверены, что все средства будут потрачены на сохранение автомобильной истории Красноярского края.
1. Lada Priora «Спортсмены-экстремалы» (Рома Белкин Team, Красноярск) — 97 баллов.
2. Lada Granta Cup (Юрий Моисеев, Красноярск) — 63 балла.
3. ВАЗ-2105 (Павел Тимофеев, Красноярск) — 56 баллов.
4. ВАЗ-21013 «Синий дракон» (Александр Лысенко, Красноярск) — 49 баллов.
5. ВАЗ-2104 «Фантастическая четверка» (Владимир Андреевич, Красноярск) — 37 баллов.
Алексей Степанов (председатель судейской коллегии в номинации «Лада-стайл») — бильд-редактор Drom.ru, Москва:
— В отличие от ЮгМоторШоу, где в номинации «Лада-стайл» оба раза участвовало более десятка машин (а заявляется и того больше), на СибирьМоторШоу прошло всего семь проектов, а до площадки доехало и того меньше — пять. Однако этот факт не сильно облегчил задачу судейской бригады. И если два лидера определились быстро (даже несмотря на то, что в основе обоих проектов — Lada Granta Cup и Lada Priora «Спортсмены-экстремалы» — лежат боди-киты для заводских гоночных болидов), то вот выявить третьего призера удалось только после подсчета баллов.
Но почему же «копейка» с самодельным боди-китом не смогла подняться выше четвертого места? В первую очередь — из-за качества изготовления и инсталляции тюнинговых элементов. И то, что проект был сделан более десяти лет назад, не оправдание: за это время можно было поправить все недочеты. Или попытаться хотя бы это сделать. Кроме того, здесь еще и стилистика крайне, скажем так, спорная. Но владельцам нравится. К тому же, в отличие от многих других проектов этот автомобиль используется повседневно — в том числе и зимой.
1. ГАЗ-АА «Полуторка» (Алексей Стеблин, Красноярск) — 142,8 балла.
2. ГАЗ-21У «Волга» (Сергей Лавренков, Красноярск) — 137,52 балла.
3. ЗАЗ-965А «Вжик» (Илья Лопин, Красноярск) — 135,37 балла.
4. «Москвич»-412ИЭ «Пекин — Париж» (Евгений Смирнов, Барнаул) — 126 баллов.
5. Уралец «Фердинанд» (АНО КЦСРТ «Авто-ретро», Красноярск) — 125,94 балла.
Павел Мезин (председатель судейской коллегии в номинации «Ретромотоцикл») — коллекционер грузовой техники, Красноярск:
— Так как большинство экспонатов ранее выставлялись на различных мероприятиях в регионе и были хорошо известны, результат оказался достаточно предсказуемым. Первое место ГАЗ-АА 1939 года выпуска объясняется грамотной реставрацией, высоким уровнем участия самого владельца и редкость данного экземпляра (автомобилей довоенных годов выпуска в России сохранилось очень мало). Конечно, замечания по реализации реставрации были, но они несущественны. Значительную роль в победе сыграл и поправочный на возраст коэффициент — здесь «Полуторка» имела явное преимущество по сравнению с другими участниками. Второе место ГАЗ-21У «Волга» 1961 года выпуска получила за отличную сохранность, точность в окраске, деталировке, наличие сопутствующих аксессуаров и интересную презентацию от владельца. Участников, занявших 3–5-е, места разделили минимальные баллы. В результате тщательного подсчета тройку лидеров замкнул ЗАЗ-965А, выпущенный в 1968 году. Высокая степень аутентичности, любовь владельца к мелочам, порой незаметным рядовому зрителю, плюс атрибутика, передающая дух 60-х годов XX века.
1. Урал LO custom (Иван Буданов, Красноярск) — 52 балла.
2. ИМЗ-8.103 (М-72М) «Ночной странник» (Михаил Аксенов, Красноярск) — 36 баллов.
3. Мотовездеход «Диверсант 2х2 NEXT» (Владимир Оленев, Красноярск) — 30 баллов.
4. Kawasaki GPZ1000RX Stealth (Сергей Архипов, Красноярск) — 14 баллов.
5. Урал-инжектор М-66 (Александр Алексеев, Иркутск) — 9 баллов.
Павел Батухтин (председатель судейской коллегии в номинации «Мотоцикл») — активист мотоклуба Frozen Souls MCC Krasnoyarsk, организатор байк-фестиваля «Сибирская верста».
— Тройка лидеров в этой номинации определилась достаточно четко, так как другие участники не удивили ни полетом мысли, ни исполнением. Третье место единодушно отдали «Диверсанту», который порадовал новизной технических решений, но в минусе дизайн и то, что аппарат пока не проходил боевых испытаний, отсутствие заднего тормоза, что при движении по скользкому склону может быть фатальным. Второе место — М-72М «Ночной странник»: полноценный рабочий аппарат с работающей светотехникой. Масса ручной работы, достаточно стильное исполнение. Урал LO custom — бесспорный лидер по мнению всей судейской коллегии. Оригинальная идея, отличное исполнение, незаурядные дизайнерские и конструкторские решения. Задняя подвеска уникальна и не встречается на серийных мотоциклах вообще. Много ручного труда, с нуля изготовленных деталей, оригинальная покраска. Достойный победы аппарат!
1. Гусеничный вездеход «Жучок» (Андрей Моряшин, Ачинск, Красноярский край) — 53 балла.
2. ЗАЗ-965 (Алексей Стеблин, Красноярск) — 50 баллов.
3. Самодельный мини-мотоцикл (Иван Кох, Минусинск, Красноярский край) — 42 балла.
4. Самоделка «Жорик» (Евгений Полянских, Томск) — 36 баллов.
5. ГАЗ-67 (уменьшенная копия) (Виктор Волков, Барнаул) — 22 балла.
Константин Окулов (председатель судейской коллегии в номинации «Проект») — неоднократный чемпион и призер соревнований по дрэг-рэйсингу, участник и призер БайкалМоторШоу. Директор ателье Monsterservice, Красноярск:
— «Проект» — одна из сложнейших для судейства номинаций (уж слишком разнокалиберны участники), поэтому как-то унифицировать многие критерии Регламента непросто: определение цели постройки, уровень технической реализации, инноваций, качество исполнения и немаловажный момент — завершенность проекта. Практически у всех безграничны объем, трудоемкость, временные и материальные затраты, прилагаемые владельцами для достижения цели. И все же мне с коллегами удалось выбрать в этой номинации проект, который был доведен до конца, грамотно реализован и полностью работоспособен. Гусеничный вездеход «Жучок» Андрея Моряшина построен в гараже за полгода собственными руками. Двигатель от ВАЗ-2108 у него расположен сзади продольно. По карданному валу через заваренный дифференциал в КПП момент передаётся на переднюю ось (мост от «Волги»). Шестерни, установленные на ступицы моста от «Волги», вращают гусеницы, а маневрирование осуществляется благодаря возможности торможения одной из сторон (на каждой из ведущих ступиц установлен отдельный тормозной контур, который управляется импровизированным штурвалом). «Жучок» может двигаться по пересеченной местности на гусеничном ходу со скоростью до 40 км/ч, способен плавать. По воде его скорость 4 км/ч. Проект не отличается педантичным подходом к мелочам и дизайном, но это не мешает ему выполнять поставленные перед ним задачи.
Второе место занял Алексей Стеблин со своим безумным ЗАЗ-965. Проект поражает объемом работ, наличием огромного количества сервоприводов и механизмов. К примеру, он имеет металлическую складывающуюся крышу, которая за счет сервоприводов убирается в багажник. Двигатель и АКПП Daihatsu Storia установлен в передней части автомобиля, подвеска от «Оки». По большому счету этому проекту не хватило баллов в силу невозможности демонстрации механизма полного складывания крыши (сломалась тяга) и невразумительного ответа судьям о цели проекта.
На третьем месте — Иван Кох, поразивший судей яркой и самой полной презентацией проекта. Единственный, у кого все было сделано технически грамотно и без каких-либо изъянов. Идея проекта была взята от конструктива десантируемых мотоциклов в войсках союзников во Второй мировой войне. Педантичный подход к реализации проекта был отмечен всеми судьями.
Особо отметим трицикл «Жорик» Евгения Полянских — интересная идея и реализация, но проект оказался не доделан — на момент выставки не было панели приборов с указанием параметров работы двигателя, индикации включенной передачи АКПП, были огрехи в электропроводке, что в итоге и не позволило набрать необходимые баллы.
1. Toyota Mark II JZX90 (Евгений Пузырев, Красноярск) — 218 баллов.
2. Toyota Chaser (Виталий Егоров, Красноярск) — 206 баллов.
3. Toyota Mark II JZX100 My_emotion (Александр Федоров, Красноярск) — 204 балла.
4. Toyota Altezza MonS (Александр Морозов, Красноярск) — 172 балла.
5. Toyota Mark II Austere s (Иван Артемьев, Красноярск) — 150 баллов.
Петр Окулов (председатель судейской коллегии в номинации Stance Static) — руководитель тюнинг-ателье Monsterservice, неоднократный участник и победитель БайкалМоторШоу:
— Победитель номинации — Toyota Mark II JZX90 Евгения Пузырева — поразил всех своим минимальным клиренсом. Если бы я не знал этого человека и не видел этот автомобиль в городе, я бы ни за что не поверил, что в таком виде он двигается повседневно. Благодаря этому и развалу спереди в 10 и сзади в 16 градусов, а также огромному натягу резины, которая позволила поставить диски шириной 10.5 и 11.5 J в стандартные арки Mark II, он получил очень высокую оценку судей. Твердое второе место — у Toyota Chaser Виталия Егорова. У машины практически безукоризненный внешний вид с шикарными дисками Work Meister S1 редких параметров. Свои победные баллы он недобрал из-за немного более высокого расположения кузова, чем у победителя, и большего римгепа. Занявшая третье место Toyota Mark II в 100-м кузове Александра Федорова поразила качеством постройки проекта. Пусть он собран на дисках меньшей ширины, но имеет настолько качественный фитмент и отличный внешний вид (начиная от состояния кузова и заканчивая подбором цвета колесных дисков и колесных гаек), что получил достаточно высокие баллы, благодаря которым смог подняться на третью позицию.
1. Audi A4 Avant (Артем Белостоков, Красноярск) — 179 баллов.
2. ВАЗ-2103 (Михаил Достовалов, Красноярск) — 154 балла.
3. Nissan March K11 March bad girl (Максим Михалко, Красноярск) — 114 баллов.
Петр Окулов:
— Небольшое количество участников номинации объясняется тем, что многие заявились в «Стайлинг» или «Лада-стайл». Победивший Audi A4 Артема Белостокова в формате номинации выполнен безукоризненно, отличный подбор параметров дисков (ширина, вылет, диаметр), а также их дизайн. Идеальный фитмент при нулевом римгэпе (расстояние от кромки крыла до кромки колесного диска). Подобный тюнинг европейских автомобилей встречается в Сибири редко (в отличие от западной части России, где ситуация обратно пропорциональна, только с японскими автомобилями).
Второе место заслуженно получает ВАЗ-2103 Михаила Достовалова. У него безукоризненный внешний вид и необычное внимание к деталям. Например, японские колесные диски SSR Super Star и аналогичное запасное колесо, расположенное в стандартном месте. Салон перешит алькантарой и кожей наппа, система подготовки воздуха пневмоподвески в багажнике реализована со вкусом, а внешнее состояние кузова заставляет думать, что перед нами новый автомобиль.
Nissan March Максима Михалко имеет свой авторский стиль, но все же уступает соперникам и по итогам занимает третье место.
1. BMW R4 (Михаил Шестаков, Красноярск) — 154,3 балла.
2. Harley-Davidson WL 42 (Михаил Шестаков, Красноярск) — 152 балла.
3. «ИЖ-Юпитер» (Федор Селиванов, Красноярск) — 129,95 балла.
4. «Верховина-3 Сережи Сыроежкина» (Эдуард Межонов, Белово, Кемеровская область) — 108,11 балла.
5. Иж-49 (Владислав Вычужанин, Красноярск) — 104,9 балла.
Павел Мезин (председатель судейской коллегии в номинации «Ретромотоцикл») — коллекционер грузовой техники, Красноярск:
— Лидеры номинации были известны еще до фестиваля. Пока работы реставрационной мастерской Шестаковых на голову выше конкурентов. Михаил и Александр знамениты на всю Россию своей кропотливой работой и высочайшим уровнем реставрации мотоциклов, восстановление одного экземпяра может длиться не один год. За более высокое место мог побороться прекрасно сохранившийся «ИЖ-Юпитер» 1962 года выпуска, но подвел поправочный коэффициент на возраст — мотоцикл относительно молодой.
1. «Москвич-2140» (Анатолий Попов, Красноярск) — 38 баллов.
2. Renault Master (Даниил Кожепенько, Красноярск) — 31 балл.
3. Chevrolet Corvette C3 (Руслан Рыжаков, Красноярск) — 27 баллов.
4. Honda Fit «Фитеныш» (Анастасия Шпак, Новосибирск) — 11 баллов.
5. Toyota Cresta Christine 4WD 2JZ (Данил Горбачев, Красноярск) — 8 баллов.
Оксана Громыко (председатель) — организатор СибирьМоторШоу, менеджер Радио mCm, Иркутск:
— Несмотря на то, что фестиваль тюнинга СибирьМоторШоу проходил в Красноярске впервые, порадовало количество и качество групп поддержки. Талантливые, красивые, они создавали настроение настоящего праздника. Целый отряд бойцов в военной форме 40-х годов браво представлял группу военных ретроавтомобилей Александра Савенкова, яркая и самая громкая группа поддержки автомобиля Renault Master Даниила Кожепенько устроила настоящее шоу и танцевала нон-стоп оба дня фестиваля, фантастические девушки в зеркальных костюмах представляли удивительный автомобиль Chevrolet Corvette C3 Сергея Рыжкова, очаровательные леди, представляющие Honda Fit «Фитеныш» Анастасии Шпак, показали шикарный номер на сцене и радовали зрителей на площадке, сказочная команда Mitsubishi Galant «Галя» Елены Лучко подкупала своими оригинальными образами, обаянием и неиссякаемой энергией. А какой футбольный фристайл показали ребята из группы поддержки Toyota Verossa Marvel! Хочется написать много и о каждом, и дать всем 15 группам призовые места. Но это все-таки конкурс, и первое место заняла группа поддержки «Москвича»-2140 «Ретро» Анатолия Попова, которая так растрогала сердца жюри своей историей и представлением на сцене, что получила высший бал.
Коллекция детских ретроавтомобилей «Транспорт нашего детства» (КГБУ ДО Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи (Никита Шмаков, Антон Волков, Дмитрий Волков, Барнаул).
— Успешная на БайкалМоторШоу номинация в соседнем Красноярске должного внимания привлечь не смогла. Согласно Регламенту малое количество участников может стать поводом для отмены номинации. Однако в отношении воспитанников Алтайского краевого дворца творчества детей и молодежи мы не смогли применить это правило и вручили им заслуженный самим фактом участия в СибирьМоторШоу приз.
Эти ребята занимаются в секции технического творчества, причем с широким профилем деятельности — вплоть до работы в прошлом году в группе технической поддержки на историческом ралли «Париж — Пекин». А в собственных проектах решают различные технические задачи — от восстановления до создания различных образцов мини-техники с нуля. И чтобы убедиться в искренней заинтересованности ребят техническим творчеством, достаточно было всего лишь проявить интерес к их работам.
1. Suzuki Jimny «Лютик/Болотное растение» (Андрей Егоров, Новосибирск) — 2295 голосов.
2. Mazda RX-7 (Александр Битюков, Томск) — 1993 голоса.
3. ВАЗ-21214 «Проект 800» (Андрей Скороходов, Омск) — 880 голосов.
4. ГАЗ-24 «Волга Пикап» (Николай Кузнецов, Томск) — 651 голос.
5. Toyota FJ Cruiser «Лесник» (Денис Поляруш, Томск) — 564 голоса.
Андрей Ящерицын, журналист Drom.ru, Иркутск
— По традиции исход борьбы решила активность в социальных сетях и на различных форумах: кто был активнее, тот и выиграл.