«Понаехи» (уральцы, сибиряки, дальневосточники, северяне) каждый год массово мигрируют в южные края, но именно Краснодар стал главной точкой притяжения для людей, которые еще в школе на каком-то уроке заучили — «Жизнь дана один раз, и прожить ее надо там…». Краснодар — самый динамично развивающийся город России. По неофициальным данным, население агломерации каждый год прибавляет 10 процентов — по 100 тысяч человек в год. По официальным — за последние 10 лет прирост 300 тысяч. Недавно Краснодар стал шестнадцатым в России городом-миллионником, хотя посвященные старожилы и даже эксперты считают цифру заниженной и предполагают, что в нем проживает 1,3-1,5 млн (с учетом прилегающих вплотную к городу районов массовой застройки в Адыгее).
«Переселенцев» Краснодар привлекает доступной недвижимостью в большом южном городе со всеми его соблазнами и возможностями для самореализации. Существуют, конечно же, альтернативные варианты. Но небольшие города и станицы Краснодарского края отпугивают меньшими возможностями (хотя для пенсионеров — это лучший вариант, специально для них в крае строятся целые поселки-резервации). 500-километровая линия черноморского побережья — российская ривьера от мыса Тузла до границы с Абхазией, имеет более высокие цены на недвижимость, сезонный характер жизни, которая здесь замирает с октября по май, и специфическую среду общения (это не относится разве что к Новороссийску), которую тяжело принять жителям суровых краев, привыкшим к честным и открытым отношениям.
(+) Климат и экология
По сибирским меркам лето в Краснодаре длится месяцев восемь — и в марте, и в ноябре запросто может быть плюс 20, хотя ранней весной и поздней осенью достаточно много и пасмурных, и прохладных (по понятиям юга) дней. В 2015 году в конце сентября мы проводили ЮгМоторШоу два дня при плюс 36°C. Летом запросто может быть +35+40С° в тени целую неделю. +30С° — похолодание, которому все радуются. С мая по сентябрь почти всегда солнце, пасмурные дни или дождь — редкость, хотя случаются и сильные ливни, которые приводят к разным катаклизмам (в первую очередь транспортным).
Наши друзья рассказывают, что снимают свежую зелень с участка даже в январе и круглый год ужинают на открытой веранде (разве что в середине зимы чуть реже). Бывают и 20-градусные морозы, и даже (о, ужас!) снег — но это не каждый год и на пару-тройку дней. Так что время с ноября по март в понимании жителей Южного Урала или Южной Сибири — здесь весна, а по меркам жителей северных регионов страны лето здесь и вовсе 11-12 месяцев в году.
Приехавшим из индустриальных центров воздух здесь кажется чистым и ароматным: промышленных выбросов нет в принципе, разве что многочисленные автомобили не дают кислороду настояться на запахах от фруктовых деревьев и виноградников.
(+) Цены и продукты
Каждый раз, приезжая в Краснодар из Сибири, проходишь период ценовой эйфории: всё здесь дешевле (за исключением разве что электроэнергии). Экономистам впору выводить «региональный курс рубля», скажем, 1 руб. в Краснодаре = 1,45 руб. в Челябинске, 1,73 руб. в Благовещенске и 2,65 руб. в Якутске. Но если разница в цене на стройматериалы, технику или бытовую химию благодаря логистике и конкуренции между многочисленными гипермаркетами ниже «всего» на 10-25 процентов, то на свежие продукты — в разы. В Краснодаре, в отличие от других мегаполисов, с десяток «колхозных» рынков, сохранивших еще советский колорит: дородные добродушные тетки за деревянными прилавками, торговля с грузовых авто от кубанских хозяйств, фирменные киоски от фермеров. Как любой ассимилировавшийся, всегда знаю, где и у кого покупать сыр, помидоры, дыни, абрикосы, кукурузу. Ну и цены (в сезон на рынке): огурцы — 20-50 руб./кг, помидоры 25-70 руб., дыня-«колхозница» — 25 руб., абрикосы — 50-90 руб. кукуруза — 5-25 руб./початок. И т. д. И т. п. И главное: качество будет такое, какого «на северах» не купишь ни за какие деньги. Всё выращено на благодатной кубанской земле, собрано сегодня на утренней заре и попросту раскиснет по дороге даже в соседние регионы, не то что за Урал. Возвращаясь в Сибирь, потом долго привыкаешь к «комбикормовому» вкусу овощей-фруктов (пусть даже дорогих).
Андрей Пономаренко:
— Краснодар — лидер среди российских городов по числу торговых площадей на душу населения — это официальная статистика. Представлены все бренды, включая «столичные» ИКЕА, Ашан, OBI, Hoff, Castorama… «Продуктовая корзина» нашей семьи после переезда подешевела раза в два, при том, что качество и свежесть продуктов такие, каких в Сибири ни за что не найдешь. Из семейного бюджета полностью исчезли траты на теплые вещи — шубы, дубленки, шапки. Заметно сократились расходы на содержание автомобиля — реже требуются профилактика и ремонт, меньше расход топлива, не нужно содержать гараж, цены на запчасти ниже, мойка практически не требуется. Коммунальные платежи также не бьют по карману, во всяком случае в сельской местности, где мы живем, тарифы вполне приемлемые. Три зимних месяца, когда включаем автономное газовое отопление, — коммуналка за дом 140 кв. м 3-3,5 тысячи рублей, в основном это оплата за газ, летом в жару примерно так же, но уже основную часть расходов составляет электроэнергия (кондиционеры работают практически круглосуточно). В межсезонье коммунальные платежи не превышают 1500 рублей. Налог на дом и участок в пределах 1000 рублей в год.
(+) Цены на недвижимость
Популярный сайт по продаже недвижимости дает такие средние цены на покупку квартиры в Краснодаре: однокомнатная — 2,025 млн руб., двухкомнатная — 3,276 млн руб., трехкомнатная — 4,742 млн руб. По моему мнению — это примерные цены на качественное жилье в центре и районах с хорошей транспортной доступностью (впрочем, для точности можно докинуть 20% сверху). Однокомнатную квартиру в новостройке на окраине Краснодара можно купить и за 600 000 руб., но что-то более или менее приличное будет стоить от 1,5 млн. Хороший дом от 5 млн — и для юга интересный вариант. Впрочем, предложений тут не счесть — на любой вкус и кошелек, популярные сайты дают их десятками тысяч, рекламой бесконечных новостроек забиты все щиты вдоль дорог («Квартира за 600 тысяч», «Квартира за 9999 рублей в месяц»). Но здесь тот самый случай, когда «Поспешишь — всех насмешишь» (и прежде всего риэлторов и застройщиков, которые с распростертыми объятиями встречают прибывающих переселенцев едва ли не на въезде в город). Перед покупкой желательно пожить в Краснодаре какое-то время на съемной квартире, оценить плюсы и минусы разных районов (прежде всего — путь до потенциальной работы, другие транспортные схемы, для молодых семей — наличие детских садов и школ), разобраться с источниками дохода, затем уже — посмотреть и оценить как можно больше вариантов (разговаривайте с уже живущими соседями!), а уж потом, на десять раз взвесив все за и против, сделать окончательный выбор.
Андрей Пономаренко:
— Продав в Иркутске квартиру в 70 квадратных метров в хорошем районе и два гаража, купили дом в пригороде Краснодара (но при этом до центра 8 км). За размерами дома и участка земли не гнались. Ключевые требования были другие: место за городом, но по возможности недалеко от краевого центра, отсутствие хаотичной застройки (когда «дворцы» соседствуют с хибарами), хорошие соседи, наличие дорог и всех коммуникаций — газ, вода, электричество. В результате остановились на варианте типовой коттеджной застройки — дом в два этажа площадью 140 квадратных метров на участке в 6 соток в окружении аналогичных коттеджей и таунхаусов. После предоплаты до окончания строительства прошло около года. Застройщик сообщил о сдаче объекта и подключении коммуникаций, и мы двинулись в дорогу. Вещи упаковали в два контейнера и отправили железной дорогой. Затраты на переезд ограничились оплатой за перевозку этих двух контейнеров объемом три и пять тонн, наймом грузовика и расходами на бензин и гостиницы во время поездки на машине. Почти всю дорогу шел сильный снег, как следствие, были заторы. Поэтому путь растянулся на восемь дней. Но как только мы пересекли границу Ростовской области и Краснодарского края, нас встретило теплое южное солнце и обилие зелени.
Считается, что если удачно продать недвижимость на старом месте и купить на новом, то дело сделано. Переезжающим не терпится въехать в новый дом или квартиру. При таком подходе велика вероятность наделать ошибок. То, что кажется идеальным вариантом, на деле может иметь массу подводных камней и неприятных последствий. Один мой знакомый на все деньги, вырученные от продажи квартиры, купил в Краснодаре таунхаус — дом своей мечты. Как его уверил продавец, дело оставалось за малым — подключиться к коммуникациям. Спустя полтора года после покупки стало понятно, что ни газа, ни воды в доме не будет. Или будут, но за деньги, сопоставимые с покупкой нового дома.
Приезжим сложно с ходу сориентироваться в географии и транспортных особенностях региона, во многих местах есть проблемы со школами и детсадами, которые, несмотря на старания местных властей, фатально переполнены. Поэтому с покупкой жилья лучше не торопиться, а основное внимание на первых порах уделить поиску источников дохода.
(+) Близость моря
Летом вечер пятницы и утро субботы — время массовой миграции краснодарцев к морю. Выглянув из окна многоэтажки во двор, можно подумать, что началась эвакуация: автомобили загружаются походным скарбом, дети радостно предвкушают перемены. Город в выходные вымирает.
При хорошем раскладе до ближайшего пляжа в Джубге (130 км) можно доехать за 1,5 часа (пару раз получалось даже немного быстрее). На час-полтора дольше обойдется дорога до Геленджика или Анапы. Дорога до Сочи или курортов Крыма займет от 5-6 часов (сильно зависит от трафика), но в летнюю столицу лучше ехать на скоростной электричке «Ласточка» (4-5 часов, 430–800 руб.) — узкая дорога через перевалы выматывающе сложна и непредсказуема (запросто можно ехать и 10-12 часов). К морю, кроме электричек, идут караваны автобусов: как рейсовые, так и «чартеры» от турфирм. У каждого краснодарца есть любимые пляжи, но «делятся» ими неохотно — так же, как сибиряки ягодными или грибными местами.
(+) Возможности для путешествий
Ни в одном регионе России жители не обладают такими возможностями для интересных маршрутов (пеших, альпинистских, автомобильных, внедорожных) и активного отдыха, как краснодарцы. Черноморское побережье, окрестности Горячего Ключа, горы и ущелья Кавказского хребта, Красная поляна, Крым, Абхазия, курорты Минвод, Северный Кавказ, Грузия — все это в пределах 8-часовой колесно-транспортной досягаемости. Рукой подать до Турции (и краснодарцы все чаще предпочитают ее родным черноморским берегам) и всего Средиземноморья. Близких маршрутов для увлекательных познаний хватит на всю жизнь!
Что для многих немаловажно: до Москвы два часа на самолете, билет в одну сторону — от 1500 руб. (если покупать заранее) и от 3000 («на завтра»), количество рейсов не поддается подсчету, но точно не менее тридцати.
(+) Насыщенная и интересная жизнь
По количеству развлечений Краснодар — столичный город: бесконечная вереница гастролирующих звезд (в том числе мирового уровня) на десятке площадок, в выходные может быть сразу несколько событий из серии «must see»: разнообразные фестивали, выставки, шествия... Возможностей для саморазвития и для детей, и для взрослых не счесть: на любой изысканный и даже эстетский вкус. Команды по игровым видам спорта представлены во всех главных лигах страны (кроме разве что хоккея с шайбой и хоккея с мячом), самые популярные — по футболу и баскетболу на ведущих ролях и в стране, и в Европе. Суперсовременный стадион футбольного клуба «Краснодар» специалисты считают одним из лучших в Европе, команду любят за атакующий стиль игры, она почти неизменно собирает аншлаги.
(−) Перенаселенность
Краснодар задыхается от антропогенной нагрузки. Пару десятков лет назад это была просто разросшаяся тихая казачья станица, и вдруг как-то незаметно для властей она стала бурлящим мегаполисом. Строительные компании штампуют огромные жилищные комплексы, глобальные корпорации — торговые центры-города, но во многих случаях инфраструктура с этим не справляется (прежде всего — дорожная сеть). Трагедией для развития города стало лишение Краснодара права проведения чемпионата мира по футболу. В результате город так и не получил нормального аэропорта, реконструкции вокзалов и главное — возможностей развития транспортной инфраструктуры, которая практически не изменилась с середины 80-х годов. Даже москвичей приводят в ужас краснодарские пробки — на небольшие расстояния можно перемещаться часами (личный «рекорд» — 400 метров за 1 час 40 мин.), транспортные коллапсы случаются с периодичностью смены времени суток.
В Краснодаре довольно разветвленная трамвайная сеть, причем по выделенным полосам (хотя в жару поездка в трамвае — пытка).
Но многие районы города трамвайным сообщением не охвачены. Метро и выделенных полос для общественного транспорта нет, так что во время повседневных и повсеместных заторов быстрее основного потока — только бегом. Не строятся ни новые дороги, ни развязки, ни мосты через реку Кубань, и с каждым днем, с каждым новым «понаехом» Краснодар все больше увязает в одном большом бесконечном транспортном коллапсе.
Другая напасть — новые жилые гетто. Переселенцы с радостью покупают в них квартиры (еще бы — в Благовещенске была «двушка», а на юге за эти деньги купил «трешку»). И только потом понимают — куда-то выбраться отсюда — подвиг, в детский сад не устроишься, а в далеко не ближайшей школе может быть два, а то и три десятка классов в параллели.
(−) Сложности с работой
Даже добрые краснодарские цены вмиг злобно ощетинятся, если не будет источника доходов. И это самый сложный квест при переезде — лично знаю не один пример, когда хорошие и квалифицированные специалисты, легко переехав на юга и счастливо обустроившись в новом солнечном гнездышке, вдруг понимали, что на этом эйфория и закончилась: работы нет и не предвидится, а накопленные на северах деньги потрачены на ремонт квартиры или дома.
Отправляться на Юг без четкого понимания источников доходов — все равно что прыгать в бассейн, из которого слили воду: умение плавать не поможет, будет больно. Мало того, что в целом уровень зарплат в Краснодаре ниже, чем в восточных мегаполисах (40 000 руб. — хорошие деньги для специалиста), так еще и спрос на работу значительно превышает предложение: соотношение резюме и вакансий на сайте объявлений разгромное — 7:1. Заехав на любую краснодарскую мойку, вы не увидите среди персонала гастарбайтеров (в Краснодаре они вообще большая редкость) или маргинальных элементов: автомобиль будут мыть интеллигентные молодые люди в очках и наверняка с высшим образованием.
Андрей Пономаренко:
— В Сибири у нас с женой с трудоустройством никогда проблем не было, и это была квалифицированная и высокооплачиваемая работа. И конечно, мы рассчитывали после переезда найти себе достойное применение. Однако оказалось, что ни послужной список, ни опыт и навыки нам в этих поисках не помогут. Рекомендаций на новом месте ждать было не от кого, каких-либо связей тоже не было. К тому же мы совершили тактическую ошибку, отложив поиск заработка на потом, на первом этапе целиком посвятив себя обустройству жилья и участка земли. Поскольку у нас не было опыта частного предпринимательства, в первые годы после переезда мы упорно искали работу по найму. Это порой приводило к результатам, но не надолго. Так, после полутора лет работы начальником отдела маркетинга в одной крупной компании я вынужден был уволиться, когда центральный офис затеял «перестройку» в своем краснодарском филиале. В других местах, где мы пытались работать, фатально не везло с руководителями и собственниками предприятий. Неадекватные требования, хамство, болезненная подозрительность, склочность и непорядочность — таким вырисовывался типичный портрет руководителя на Кубани. Может быть, нам просто везло в «прошлой жизни», но в Сибири мы с таким не сталкивались, и были шокированы происходящим. В конце концов мы нашли варианты без официального трудоустройства и работы в офисе.
Опираясь на свои наблюдения и опыт знакомых из числа «понаехавших», могу сказать, что устроиться в приличную компанию «с улицы» практически невозможно. У коренных жителей Кубани включается «защитный механизм» и на все хорошие места они тянут «своих». Кумовство процветает. Там, где запрещено принимать родственников, руководители устраивают «обмен» — ты принимаешь на работу моего человека, я — твоего. Исключение составляют редкие профессии с «узкой» специализацией.
Зато людям с предпринимательской жилкой здесь большой простор для деятельности. Многие из моих знакомых открыли новый бизнес, а некоторые сохранили его по прежнему месту жительства и живут «на два дома»...
Резюмируя больную тему. Лучше всего дела с доходами обстоят у тех, кто владеет редкой востребованной профессией, либо у тех, кто имеет опыт ведения собственного бизнеса.
(−) Противоречивый архитектурный облик города
Краснодар неизменно вызывает поток иронии и насмешек, да что там — уничижительной критики со стороны профессиональных архитекторов и блогеров, пишущих на темы урбанистики. Причина понятна: такое хаотичное строительство в крупном городе если где еще найдешь, то разве что в Юго-Восточной Азии. В центральной части города глаз не режут начало улицы Красной с соседними переулками, окрестности стадиона ФК «Краснодар» да несколько парков.
Вся остальная часть города — адская смесь из станичной одноэтажной застройки (частный сектор занимает едва ли не 90 процентов города, в том числе доминирует и в центре), советских депрессивных вкраплений разной степени облезлости, безвкусных «свечек», нелепых кварталов точечной застройки да современных архитектурных творений, ужасающих своей безвкусицей и новорусскими представлениями о прекрасном (будь то «бизнес-центр» или большой кирпичный частный дворец в стиле «цыганский барон» с вырисовывающимися за огромным глухим забором башенками).
Одна из главных транспортных магистралей города — улица Северная — это кунсткамера всей этой архитектурной вакханалии: от вросших в землю глиняных мазанок до возникшего на центральном перекрестке города на месте обанкроченного завода огромного торгового центра «Галерея Краснодар». Всё это в значительной степени скрашивается южным колоритом — когда в уютном переулке под ногами россыпь вишни, а над головой грозди винограда. Слива, яблоки, груши, грецкий орех — это неотъемлемые составляющие городского пейзажа, и это со многим примиряет.
(−) Сложности с адаптацией и особенности местного менталитета
Противостояние «кубаноидов» (коренных жителей Кубани) и «понаехов» — любимая тема «кухонных» разговоров. Мнения тут разные, мое — дальше разговоров антагонизм не идет, на деловую среду это почти не влияет. «Кубаноиды» не любят «понаехов» за то, что они лишили их привычного размеренного уклада жизни, зачастую — работы, и в целом превратили тихую казачью станицу в бурлящий перенаселенный мегаполис. «Понаехи» поносят «кубаноидов» за неисполнительность в обязательствах, нагловатость, зачастую переходящую в хамство, вспыльчивость, кумовство. Впрочем, в самом Краснодаре настоящих «кубаноидов» уже почти и не осталось — они и численно, и идеологически растворились среди «понаехов» (хотя кое-где на периферии этот типаж по-прежнему доминирует).
Когда четыре года назад мы делали на Кубани первое ЮгМоторШоу, поначалу удивляла медлительность в принятии решений: отправляешь в компанию заявку на подряд, а ответа нет неделю (в Сибири и на Урале мгновенно следует звонок с приглашением на переговоры). Но в итоге за все четыре наших МоторШоу — а это под сотню подрядчиков, компаний-партнеров и тысячи вовлеченных в качестве исполнителей людей, — у нас не было ни одной по-настоящему нештатной ситуации (хотя эмоциональных противостояний, чего в принципе не бывает в других регионах, — с десяток). Никто ни разу не подводил, даже и близко не было случаев, чтобы кто-то не заплатил (грубо говоря, «кинул»), хотя попыток прорваться на шоу без билета и возмущений — «вы за это еще и деньги берете», на порядок больше, чем где-либо.
Андрей Пономаренко:
— На щекотливой теме кубанского менталитета сломано немало копий. Как правило, разговоры сводятся к обсуждению каких-либо присущих южным жителям недостатков. Происходит это в том числе и от того, что «переселенцы» выпадают из привычного круга общения и сталкиваются, особенно в первое время после переезда, не с лучшими представителями местного населения. Как правило, люди переезжают с некоторым капиталом, предназначенным для обустройства на новом месте. И вдобавок находятся в состоянии эйфории от сбывшейся мечты. Разнообразные халтурщики и кидалы пользуются этим, слетаясь к новоприбывшим как мухи на мед.
В целом, считаю, южане не лучше и не хуже жителей остальных регионов. Да, несомненно, есть особенности поведения, которые могут не нравиться, но это просто другие люди, к тому же постоянно оттесняемые и «разбавляемые» приезжими. Не стоит забывать, что из массы людей, с которыми мы сталкиваемся в Краснодаре, многие — жители станиц, хуторов и аулов. Если в Сибири «деревенские» почти безвылазно находятся в своей среде, то здесь они работают, отдыхают и совершают покупки в краевом центре. И поначалу будут бесить люди, которые по полчаса занимают банкомат или перегораживают пышными телами ленту эскалатора вместо того, чтобы прижаться вправо. Южане никуда не торопятся, и будет казаться, что они не ценят ни свое, ни чужое время. Пунктуальность — не их конек. Опоздание или неявка на встречу — не повод для претензий. Зато у южан есть достоинства, о которых мы забываем упомянуть, обсуждая местный менталитет. Они не агрессивны, в конфликтных ситуациях могут покричать и использовать крепкое слово, но на этом, как правило, и заканчивается, до драк и серьезных столкновений дело не доходит. Заметно ниже процент населения, склонного к асоциальному поведению и криминалу, как следствие — жизнь на Юге более безопасна, да и полиция, кстати, работает лучше.
Кубанцы трепетно относятся к детям и вообще зачастую замкнуты на семье, не впуская в свой круг посторонних. Многие с детства занимаются спортом, настоящий кубанский парень, как правило, обладает хорошим здоровьем и физически крепок. Южанам присуще чувство юмора, они легки в общении, но только до тех пределов, пока не затрагивается их личная жизнь и финансовые вопросы.
Марина Попова (мнение прислано на e-mail, лично автора не знаем):
Вот еще несколько альтернативных мнений с форума Drom.ru. При всей категоричности и экспрессивности, по нашему мнению, они интересны.
Профессион де Фуа:
Japon:
Сергейка27:
Краснодарский сибиряк: