С идейной точки зрения предшественником открытого Aurus лучше считать не эти постыдные поделки, а настоящие, «фабричные» кабриолеты ЗИЛ, которые делались на самом заводе. Последним поколением этих машин была модель с индексом 410441, ее создали в тех же 2008-2009 гг., но на параде она ни разу не показывалась — именно из-за того, что Дерипаска в свое время «протолкнул» свои «ДжиЭмСи-ЗИЛы».
Первоначально на ЗИЛе построили три экземпляра 410441. После того как в конце 2014 года активы легкового цеха ЗИЛа выкупила частная компания «МСЦ6 АМОЗИЛ», изготовили еще один кабриолет. Последний, пятый образец, до сих пор в процессе сборки.
Мы решили сопоставить ЗИЛ-410441 и Aurus Кабриолет — для того, чтобы посмотреть, какой представительский класс создавался совсем недавно на остатках советского промышленного и технологического задела и какой создается сейчас — с нуля, за счет огромных вливаний из федерального бюджета.
Сразу оговоримся: речь идет о заочном сравнении, ЗИЛ-410441 и Aurus Кабриолет никогда не пересекались друг с другом в пространстве-времени. Однако у нас есть отличные фото зиловской машины, сделанные дромовским журналистом Сергеем Цыгановым на самом заводе несколько лет назад, и не менее качественные фото Ауруса, отснятые на недавнем показе новых кабриолетов прессе.
ЗИЛ-410441 — лебединая песня некогда могучего завода ЗИЛ. Те, кто был близок к этому проекту, отзывались о нем лаконично: «Это трудовой подвиг».
Представьте себе ситуацию. На дворе 2008 год, завод имени Лихачева в Москве уже много лет находится в глубоком финансовом кризисе, с каждым днем ситуация усугубляется. Конвейер по сборке грузовиков (основная продукция) 80% времени стоит, легковой цех перебивается обслуживанием старых лимузинов. Зарплаты на предприятии мизерные даже по среднероссийским меркам, а коммунальщики время от времени отключают заводу воду и тепло (в зимнее время) — из-за огромных долгов.
В этот момент на ЗИЛ приходит запрос от Министерства обороны, мол, нужны новые церемониальные кабриолеты. На парадах тогда использовались ЗИЛы-115В (41044) 1981 года постройки с кузовами шинельного цвета. Хотя машины содержали в идеальных условиях и просто так не гоняли, за 27 лет они состарились физически — возник риск отказа в самый ответственный момент (хотя на самом деле таких случаев не было ни разу).
На ЗИЛе разруха, производство еле дышит — но руководство завода на запрос военных отвечает положительно. Штат инженеров тогда уже состоял из людей предпенсионного/пенсионного возраста и совсем «зеленой» молодежи, выпускников технических вузов, которым просто нужен был опыт работы по специальности. Администрация Москвы (владелец ЗИЛа) выделила заводу целевую субсидию конкретно под этот проект — тему поддержал лично тогдашний мэр Юрий Лужков. Сумма субсидии была скромной — что-то около 30-40 миллионов рублей, это деньги и на разработку, и на изготовление машин. Тем не менее на ЗИЛе запустили полноценные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по проекту (НИОКР).
Конечно, создать полностью новую модель заводу было не под силу, но и бывшие в употреблении запчасти не использовали — не позволяла инженерная этика.
Даже из индекса понятно, что 410441 — это разновидность самого каноничного семейства легковых ЗИЛов — 4104, появившегося в 1978 году. В основе конструкции кабриолета лежит лонжеронная рама от короткобазного седана 41041, ее взяли новой из складских запасов. В начале 90-х, предчувствуя трудные времена, начальники легкового цеха впрок изготовили несколько десятков рам и кузовов для седанов и лимузинов — они долгие годы пылились в дальних углах производства. При этом для 410441 спроектировали новый кузов — по большинству внутренних деталей он унифицирован с 41041, но все наружные панели, кроме капота и крышки багажника, здесь полностью оригинальные. Кузов спроектировали на компьютерах, но внешние и часть внутренних элементов выстукивали на деревянных болванках — привет кузовным мануфактурам первой половины XX века.
Внешний вид осовременили за счет блок-фар с поликарбонатными стеклами, новых фонарей и пластиковых бамперов. Складной мягкий верх разработала и изготовила немецкая фирма Hartmann — на каждый из экземпляров он стоил около $10 000.
Полностью новый интерьер был создан по проекту дизайнера Глеба Визеля. При современной архитектуре здесь можно найти немало элементов от классических ЗИЛ-41041 — например, ползунковый блок управления микроклиматом, хромированные тумблеры слева от руля или Т-образный рычаг управления автоматической коробкой передач.
Подвески здесь от других ЗИЛов-4104 не отличаются — передняя торсионная, независимая, задняя — зависимая, на листовых полуэллиптических рессорах. Но техническая начинка серьезно модернизирована — 7,7-литровый бензиновый V8 ЗИЛ-4104 усовершенствован за счет системы электронного впрыска, благодаря чему его мощность составляет 350 л.с. вместо 315 л.с. у карбюраторного варианта. Двигатель агрегатирован с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач производства компании Allison (США).
Связку «впрысковой мотор + американский автомат» не разрабатывали специально для кабриолета, ее создали за несколько лет до — для легковых ЗИЛов вообще, а не для какой-то конкретной модификации. Длина ЗИЛа-410441 — около 5,8 м.
Хотя Минобороны отказалось от 410441 еще в процессе работы над машиной, зиловцы построили четыре экземпляра этих кабриолетов. Судьба у них счастливая — они разошлись по частным коллекциям богатых людей. Один из экземпляров в 2011 году приобрел тогдашний президент Украины Виктор Янукович, ныне он выставлен в «музее коррупции», созданном на базе бывшей резиденции Януковича под Киевом.
В основе парадного Ауруса лежит представительский седан Senat S600, который пока еще носит статус предсерийного, но к 2020 году должен, наконец, стать полноценным рыночным продуктом. Хотя открытая машина относится к проекту «Единая модульная платформа», в рамках которого создаются Аурусы, в действительности ее разработку и изготовление в трех образцах финансировали отдельной строкой, поскольку заказчиком выступало Министерство обороны России. Закупки военного ведомства засекречены, но если учесть примерный порядок цен на НИОКР и опытную оснастку, а также то, с каким высочайшим визуальным качеством сделаны эти кабриолеты, можно предположить, что бюджет всего проекта (разработка + изготовление трех образцов) составил около 100 млн рублей (условно — по три десятка миллионов за каждый экземпляр).
Разработка и постройка трех машин заняли около двух лет. По длине «парадник» полностью соответствует Senat S600, то есть от носа до хвоста здесь 5630 мм. Поскольку удаление стальной крыши негативно отразилось на жесткости кузова на кручение, кабриолет имеет две, а не четыре двери. Но они здесь удлиненные, соответственно, стойка кузова смещена немного назад относительно седана. Чтобы компенсировать потерю в жесткости, машина получила дополнительные усилители порогов и пола. Оригинальные наружные панели здесь — это, конечно, двери, задние крылья, крышка багажника и крышка складного верха.
Чтобы кабриолет не выглядел вторичным по отношению к седану продуктом, дизайнерам пришлось повысить «плечевую» линию кузова и придать плавный подъем подоконной линии. Одновременно дорожный просвет уменьшен по сравнению с седаном на 20 мм — до 180 мм. Здесь нужно напомнить, что высокий 200-миллиметровый клиренс Senat S600 — это следствие 100-процентной унификации по шасси с будущим кроссовером Komendant.
Матерчатая крыша Ауруса — самая большая по площади среди всех современных кабриолетов мира. Она складывается и раскладывается всего за 30 секунд. Ее разработала и изготовила «под ключ» финская инжиниринговая компания Valmet Automotive. И здесь нет ничего постыдного — в мире всего несколько фирм умеют с высоким качеством создавать механизмы крыш кабриолетов; мировые автопроизводители пользуются их услугами и не комплексуют по этому поводу.
Поскольку кабриолет Aurus изначально создан как сугубо церемониальный автомобиль, конструкторы пошли на крупное технологическое упрощение, которое на машине для обычного потребительского рынка публика наверняка бы не приняла — все оригинальные внешние панели кузова здесь отформованы из углепластика. Это решение позволило сэкономить немало денег. Чтобы сделать с высоким визуальным качеством панели дверей, задних крыльев и крышки багажника из листовой стали, пришлось бы раскошелиться на штамповую оснастку — очень дорогую, ведь речь идет о крупных по площади деталях. Существуют «обходные» технологии изготовления стальных кузовных панелей — это пресс-штампы из легкосплавных металлов или технология гидроформинга. Но даже эти пути «съели» бы большую часть бюджета проекта. Матрица же для изготовления высококачественных композитных деталей стоит кратно дешевле. Кроме того, углепластиковые детали весят значительно меньше стальных. Как следствие, удалось избежать необходимости изготовления усиленных петель дверей.
В салоне автомобиль большей частью деталей повторяет исходный седан. Но правого переднего сиденья здесь, естественно, нет — вместо него организована стоячая площадка с мощными поручнями для принимающего парад военачальника. Тут же установлены микрофоны, связанные со звукоусиливающей аппаратурой Красной площади. Разработчик оборудования — ФГУП РСВО, оно отвечает за всю акустику во время московских парадов. В системе микрофонов ничего нового — на ЗИЛах стояли такие же. Естественно, у кабриолета оригинальные дверные карты и «свой» задний диван без разделяющей два места центральной консоли. В передней панели в принципе нет мультимедийной системы — парадному автомобилю она не нужна.
По технической части кабриолет аналогичен седану. То есть он оснащен 4,4-литровым бензиновым V8 мощностью 598 л.с., 9-ступенчатой автоматической коробкой передач, встроенным между ними электромотором и полным приводом. Двигатель — совместная разработка НАМИ и Porsche Engineering, коробка передач создана и производится московской фирмой КАТЕ, электромотор изготавливает Сарапульский электрогенераторный завод (крупное оборонное предприятие).
При этом у кабриолета есть существенное отличие от седана — это возможность включения «парадного» режима движения. Настройки активизируются кнопкой на центральной консоли. В таком режиме максимальная скорость машины ограничена на 20 км/ч, а подвеска становится более «мягкой» — чтобы сглаживать движение по брусчатке Красной площади.
В конце апреля, через несколько дней после того, как телеканалы показали первые видео с новыми парадными машинами, министр промышленности и торговли России Денис Мантуров поспешил заявить прессе, что такие же (но с четырехместной компоновкой) в перспективе предложат гражданским потребителям. Он слукавил — гражданский кабриолет разрабатывается параллельно, он будет существенно отличаться от парадных машин. Возможно, даже дизайном.
Технические данные автомобилей
ЗИЛ-410441 (2009 год) | Aurus Кабриолет (2019 год) | |
---|---|---|
Длина | 5,8 м | 5,63 м |
Ширина | 2,09 м | 2,02 м |
Колесная база | 3,3 м | 3,3 м |
Двигатель | Бензиновый, ЗИЛ-4104, 7,7 литра, V8 | Бензиновый, НАМИ, 4,4 литра, V8 + электромотор |
Мощность | 350 л.с. | 598 л.с. (ДВС) + 40 л.с. (электромотор) |
Коробка передач | 6-ступенчатая, автоматическая, Allison (США) | 9-ступенчатая, автоматическая, КАТЕ (Россия) |
Привод | Задний | Автоматически подключаемый полный |
Подвеска | Передняя — независимая, торсионная, задняя — зависимая, на листовых рессорах |
Передняя — независимая, двухрычажная, пневматическая, задняя — независимая, многорычажная, пневматическая |
Вместо заключения. День Победы невозможно себе представить без торжественного парада на Красной площади, а парад, в свою очередь, немыслим без элегантных кабриолетов, на которых его открывают. ЗИЛ-410441 и Aurus Кабриолет — совершенно разные по техническому уровню машины, трудно поверить, что их разделяет всего десять лет. И конечно, здорово, что проект «Единая модульная платформа» обернулся не только машинами для госчиновников, но и новыми кабриолетами для парадов.