Мы на пути активного импортозамещения! Успешно бульдозерами давим пармезан с хамоном, покупаем турбины Siemens и из-за отсутствия электронной базы отечественного производства откладываем выпуск новых поколений спутников. Все это, конечно, высшие сферы. А что творится на земле — в автосервисах, которым для работы, казалось бы, не нужны высокие технологии? Достаточно элементарного инструмента и оборудования. Мы поставили себе задачу найти отечественную продукцию и выяснить, какого она качества.
Начнем, пожалуй, с ручного инструмента. Ключи, головки и прочее — на первый взгляд, что может быть проще. Однако для их производства нужны соответствующие сплавы, формы, чистовая обработка, с чем в стране всегда были проблемы. Наконец, точность изготовления. Добавим сюда, что за последние полтора десятилетия автомобили стали сложнее и часто требуют специального инструмента. Что из него, а также из банальных ключей-головок выпускается в России?
— Признаюсь, в ассортименте выпускаемого в России оборудования присутствуют только универсальные вещи — подъемники, стенды регулировки углов установки колес, шиномонтажное оборудование. Специализированного инструмента практически нет, но это и понятно. США наверняка ведь не производят приспособления для калибровки C400?! Мы занимаемся «европейцами», там свои требования. Например, у Mercedes для правильной регулировки углов установки колес нужен инклинометр. То есть прибор, по углу наклона рычагов подвески определяющий высоту посадки кузова над дорогой. При обслуживании двигателей VAG и BMW незаменимы инструменты, измеряющие степень растяжения цепи ГРМ. А «горячим» моделям Audi с подвеской Dynamic Ride Control необходимо оборудование для прокачки системы.
Все это, разумеется, выпускается в Германии. Если и имеются какие-то аналоги из Китая, то к качеству много вопросов. Даже в ручном инструменте предпочитаем работать с фирменным и проверенным. Например, немецким Hazet. Оно дорогое — инструментальная тумба стоит 10 000 евро. Зато она многофункциональна: есть съемный бокс, упоры для лобового стекла и огромное количество инструмента. Причем продуманного до мелочей. Один из примеров — расширяющиеся законцовки съемников стопорных колец, с которых не соскакивают эти самые кольца.
В зарубежном инструментарии вообще много всяких вещей, здорово облегчающих работу. Скажем, специальные зажимы для хомутов или резиновый мат, который можно свернуть в форму лотка-воронки.
Вот кран с обрезиненными колесами и опорами, между которыми входит европоддон, — важно при монтаже двигателя/коробки. Вот японский гидродомкрат, чья высота позволяет подкатывать его под автомобили с самым низким клиренсом.
И такие примеры, увы, не в пользу универсального отечественного оборудования. В итоге из нашего используем лишь подставки и лежаки «Сорокин» (китайского производства), белорусский компрессор Remeza, подъемники и балансировочные станки омской фирмы Sivik, новосибирские вытяжки «СовПлим» и тисы.
В итоге десяток с лишним брендов («Auto Арсенал», AV Steel, «Энкор» и т. д.), под которыми выпускаются наборы ключей, головок и прочего, заказывают свою продукцию в Китае. Впрочем, мы все-таки нашли отечественного производителя — Новосибирский инструментальный завод.
В продающих этот инструмент компаниях отмечают, что он неплохой, однако имеет лишь самые распространенные типоразмеры и по части интенсивности износа вряд ли подойдет для профессионального использования.
Ситуация с оборудованием в принципе похожа. Есть торговые марки, зарегистрированные в России, но размещающие заказы на китайских предприятиях. Тем не менее обнаружилось несколько компаний, имеющих собственное производство и даже выпускающих продукцию преимущественно из отечественных комплектующих.
— Омская фирма «СибЕК» выпускает качественные вулканизаторы и станки для правки дисков.
Да, это достаточно простое оборудование. Однако, например, китайские аналоги при примерно одинаковом ценовом уровне имеют тонкий, хлипкий металл, что в данном случае принципиально. Неплохи бежецкие компрессоры и пескоструйные аппараты.
Стапели от компании Autostapel из Пушкина и калужские Siver. Хотя тут нельзя говорить о полностью отечественном выпуске. Комплектующие, в частности гидросистема, приобретаются в Китае.
В этом плане Sivik — показательный пример. Конечно, есть некоторые позиции, которые выпускаются в Китае (например, инструмент). И присутствует заимствование компонентов (например, насосные станции для подъемников, мониторы). Но собирают оборудование в России, и часть комплектующих выпускают здесь же. Так, омичи сами делают компьютерные платы и программное обеспечение. Практически полностью из своих составляющих созданы очень удачные балансировочные станки и оборудование для экспресс-сервиса. То есть аппараты для замены техжидкостей. Причем последние недавно прошли обновление, которое должно было сделать шланги ресурснее.
Имеется среди отечественного и диагностическое оборудование — ACELab и «Сканматик». По функционалу оно уступает зарубежным сканерам, но заметно дешевле.
Отметим — подъемники, шиномонтажные и балансировочные станки, а также аппараты для экспресс-сервиса Sivik достаточно популярны и по ним есть статистика. Выслушаем еще два мнения.
— Постепенно вводим в оборот установки для замены техжидкостей производства Sivik. Они в два с лишним раза дешевле аппаратов Wynn`s, хотя и имеют определенные недостатки. К примеру, у той, что меняет ATF, ограниченный набор адаптеров. Покрывает не все марки/модели, приходится как-то выходить из положения. Промывка топливной аппаратуры у нас проработала дольше остальных — три года, после чего вздулись шланги.
Оказалось, что вышедшие из строя уже сняты с производства. Пришлось покупать нового поколения вместе с разъемами. Кроме того, на аппараты Sivik нет мануалов и в линейке отсутствует установка по замене фреона. Но, повторюсь, это незначительная плата за демпинг.
— На сивиковские установки экспресс-сервиса нередко жалуются после года интенсивного использования. Страдают резинотехнические изделия, нагруженный пластик, горит перегруженная электронная часть. С запчастями у производителя проблем нет, склад в Омске богатый. Есть оригинальные детали Sivik, но встречаются и аналоги от российского автопрома. Во всяком случае, подбирали идентичные.
Часто от этого производителя приобретают подъемники. Подкупают они, естественно, ценой, заявленной прочностью конструкции и внешним видом.
В немалой степени еще и тем, что более дешевые конкуренты от китайских производителей из разряда «no name» изготовлены по известному принципу — экономия должна быть экономной. Металл конструкции тонкий и низкосортный, сварочные швы ужасны, лакокрасочное покрытие посредственно. Больших нагрузок такое оборудование не выдерживает. Но есть у восточного соседа и качественные подъемники, например, брендов Atis, Peak. Эти, напротив, выносливы, даже без своевременного обслуживания могут достаточно долго работать, не доставляя хлопот. Sivik не такие, попустительства не прощают, без регулярной смазки у них начинают люфтить каретки, на которых держатся лапы. Через несколько лет приходится менять тросы, которые проходят по роликам небольшого диаметра. А в сервисах, между тем, обслуживание оборудования — не самая популярная операция, и ею часто пренебрегают.
Доходит порой до абсурда. Тот же Sivik выпускает достаточно точные балансировочные станки, которые способны давать хороший результат, но большинство нарушают методику установки груза, и точность «плывет». В итоге функционал станка позволяет отлично отбалансировать колеса, а в мастерской этого сделать не могут. Вот со стендами регулировки развала-схождения «Техно Вектор» (выпуск в Туле) ситуация иная. По сравнению с зарубежной продукцией они более практичны и ремонтопригодны. А последняя, седьмая серия — это настоящий прорыв. Но есть масса вопросов к программному обеспечению и качеству рабочих элементов. В то же время компания не стоит на месте и постоянно совершенствует свои изделия.
У отечественных стапелей для кузовного ремонта течет и часто ломается гидравлическая часть, в основной массе производства Китая. В общем, российское оборудование конкурентоспособно, и не только из-за цены. Когда сервис открывают люди, имеющие весьма опосредованное к нему отношение, обычно экономят — приобретают именно наше или китайское. Если же выросли от мастера до владельца СТО, то, как правило, ищут более качественное оборудование, хотя бы даже б/у. Себе бы приобрел американский стенд развала-схождения Hunter, итальянское шиномонтажное оборудование и корейские подъемники.
Подведем промежуточный итог. Оборудование у нас выпускают, но считаные фирмы. К его конструкции и качеству есть вопросы, однако с учетом курса валют с этим можно мириться. Более того, даже для богатых сервисов и сетей СТО отечественные станки-аппараты становятся выходом в непростой экономической ситуации. В любом случае «откровенно» китайская дешевая альтернатива хуже.
С другой стороны, все эти подъемники, стенды и прочее — не самая «интеллектуальная» продукция. Хотя за рубежом даже в этом сегменте рождаются максимально автоматизированные станки:
Будем, впрочем, честны — подобные в России большинству не по карману. Да и сомнительна у нас будет такая «механизация». Иное дело металлообработка, то есть восстановление блоков и их «головок». Безусловно, все это когда-то делалось на обычных ручных станках. Но ведь сейчас и двигатели стали сложнее, и появились новые технологии.
Оглядываясь назад, нужно сказать, что советские станкостроители работали качественно. Делали, может быть, грубо, как все остальное в СССР, зато на десятилетия. До сих пор, если станок обслуживали, он остается работоспособен. В 60-х — лишь на десятилетие позднее американцев — разработали и ограниченно использовали ЧПУ на перфокартах.
А как снимали напряжение чугунных станин, используя естественное старение, то есть зарывая его на несколько лет в землю! Сейчас за рубежом так не заморачиваются, и в результате с годами «фундамент» перестает нормально справляться с нагрузкой. Что ж, даже самые дорогие станки с программным обеспечением становятся, подобно другим товарам, «одноразовыми». Тенденции рынка, знаете ли. Вместе с тем зарубежные аналоги всегда были точнее. После же развала Союза про разработку станков у нас, кажется, забыли. Тем не менее мы кое-что нашли.
Московская компания «Механика» выпускает моечные установки для агрегатов, хонинговальные станки, опрессовочные камеры и т. д.
Зеленоградский «Димет» производит установки для напыления металла.
Волгоградский «Прецизион» делает станки для хонингования, проточки постелей, обработки седел клапанов.
Помимо этого, некоторые предприятия старые советские станки модернизируют для собственного использования. Какая получается картина?
Мнение коллектива мастерской и сайта irkdvs.ru
— Все мы начинали с советских станков. Есть они и у нас. Причем один, так сказать, реэкспортный. Обнаружились на нем таблички с иероглифами. Видимо, поставлялись когда-то для отверточной сборки в Северную Корею. И наш то ли не ушел, то ли каким-то образом вернулся обратно.
И сейчас применение подобных реликтов в ряде случаев актуально. Например, при восстановлении отечественных двигателей или чего-то относительно древнего и тракторно-грузового. Где нет необходимости в высокой точности обработки и в экономии времени. Для мастерских без большой нагрузки (ремонт не поставлен на поток; нет корпоративных клиентов; обработка блоков и ГБЦ лишь сопутствующая процедура) подойдут и вышеописанные отечественные аппараты. То есть мойки, опрессовки и т. д. Это достаточно простое оборудование, которое по цене и качеству оптимальнее китайского. Последнее с учетом выпуска российских аналогов попросту нет смысла везти.
Другое дело, что все оно, по сути, является клонами европейских и американских изделий, однако по качеству отличается в разы. Хуже используемый металл, подшипники, насосная и электрическая части. Если структура специализируется на восстановлении «головок» и блоков, как мы, то постоянные перерывы на ремонт этих аппаратов выходят себе дороже. Даже при трехкратной разнице в стоимости.
По расточным (постели валов, цилиндры), хонинговальным станкам и обрабатывающим седла клапанов мы отстали от зарубежных компаний на те три десятилетия, что отделяют нас от распада Союза. В Европе и США прогресс не останавливался, и в середине 2000-х там уже появились специализированные станки для авторемонта, оснащенные ЧПУ.
Сейчас выпускаются полностью автоматизированные станки, позволяющие задать параметры и потом лишь наблюдать за процессом. Это дает скорость в обработке, точность и сводит к минимуму влияние человеческого фактора. Китайцы, кстати, пытаются копировать оборудование предыдущих поколений. Получается относительно недорого, но качество вызывает вопросы. В России делают несколько станков, но все это опять же копии зарубежного оборудования, предполагающего львиную долю ручного труда и давно снятого с производства. К сожалению, признаем — отечественным производителям в этом отношении зарубежных «партнеров» уже не догнать. Да и зачем — к чему изобретать велосипед, если можно приобрести?
Правда, при покупке палки в колеса вставляют обе стороны. В Штатах производителям надо убеждать соответствующие органы, что оборудование не будет использоваться в ВПК. Наша таможня порой тоже требует подтверждения, что это не товар двойного назначения. А иногда вскрывает фирменную упаковку ради проверки и оставляет станки за десятки и сотни тысяч евро/долларов ржаветь под открытым небом.