Автомобилей, где механическая коробка оправдана не экономией, а насущной необходимостью, совсем немного. Это либо чистокровные спорткары, либо профессиональные внедорожники. Сегодня речь о последних — восемь настоящих проходимцев с полным приводом и механикой.
Клиренс: 250 мм
Тип привода: постоянный полный
Наличие блокировок: межосевого дифференциала
Наличие «понижайки»: да
Объем багажника: 400–500 л (пятидверная версия)
Defender — гордость Британии, суровый внедорожник почти с 60-летней историей. Регулярно подвергался модернизациям, менял моторы как перчатки, но бескомпромиссной внедорожной сути (рама, МКПП, постоянный полный привод с демультипликатором и блокировкой межосевого дифференциала, длинноходная пружинная зависимая подвеска) не изменял никогда. Легендарный английский «уазик» сняли с производства не потому, что упал спрос. Он был и остается прекрасным конструктором для взрослых. Просто вписать старую рамную конструкцию в современные стандарты безопасности уже не было никакой возможности.
Defender придется выбирать примерно из 160 объявлений. «Трехдверок» из них порядка 30 штук. Цены от 300 000 рублей за автомобиль начала девяностых до 4 000 000 рублей за ухоженные тюнинговые экземпляры. Около 100 предложений приходится на рестайлинговые варианты 2007–2012 годов. Эти Defender внешне отличаются характерным горбом на капоте и оснащены дизелем серии Duratorq объемом 2,4 литра (122 л.с., 359 Нм). Двигатель, знакомый владельцам Ford Transit, сочетается с надежной 6-ступенчатой «механикой», но имеет не самый удачный, очень чувствительный к загрязнениям топливный насос. Больше всего Defender продается в Москве и Омской области.
Нормы безопасности и эргономики Defender презирает с особым цинизмом: подушек безопасности, шумоизоляции и ограничителей дверей нет, органы управления вибрируют, не переставая, а кнопки управления немногочисленными удобствами разбросаны по салону в произвольном порядке. Динамика печальна (порядка 15 секунд разгона до «сотни»), а управляемость своенравная. Сочетание на удивление информативного руля и высокого кузова на зависимой подвеске дарует непередаваемые ощущения. Печка то жарит, то холодит, в дождь негерметичный салон протекает, а на пыльной дороге втягивает внутрь грязь, как пылесос. Есть претензии к надежности: текут сальники рулевого редуктора и раздаточной коробки, шалит немногочисленная электрика, алюминиевый кузов страдает от электрохимической коррозии.
Клиренс: 220 мм
Тип привода: подключаемый полный
Наличие блокировок: заднего межколесного дифференциала
Наличие «понижайки»: да
Объем багажника: 308–620 л (пятидверная версия)
Patrol в кузове Y61 — заклятый друг Land Cruiser и последний из настоящих Патрулей. Стал комфортнее, остался вместительным (есть версии на девять мест), набрался люксовых опций и не отказался от вечных внедорожных ценностей. Рама и мосты взаимозаменяемы с предшественником Y60, появился размыкаемый задний стабилизатор и автоматические муфты свободного хода передних колес с возможностью их принудительного замыкания. Вынослив, долго прощает абсолютно наплевательское отношение к эксплуатации и обслуживанию.
Patrol Y61 с 5-ступенчатой и надежной «механикой» в продаже около 160 штук. При этом рестайлинговых вариантов 2004–2010 годов выпуска из них не более 50. Цены от 600 000 до 2 000 000 рублей. Дорестайлинговые внедорожники 1997–2004 годов стоят в диапазоне 300 000–1 200 000 рублей. Из кузовов логично преобладают «пятидверки». Самый распространенный и самый ненадежный мотор на Patrol — 3,0-литровый дизель ZD30 (158 л.с., 354 Нм). По этому двигателю Nissan даже проводил отзывную кампанию, связанную с неполадками в системе охлаждения и прогаром поршней. У мотора есть проблемы с гидравлическим натяжителем поликлинового ремня, которым приводятся все навесные агрегаты двигателя. Много подержанных Patrol продается в Иркутской области и Забайкальском крае.
Любителям комфорта лучше предпочесть Land Cruiser. У Patrol подвеска жесткая, плюс удары от неровностей, несмотря на наличие рулевого демпфера, передаются на руки водителя. Огромный салон внедорожника не может похвастать хорошей шумоизоляцией и долго прогревается. В заводском виде Patrol Y61 на бездорожье способнее многих, но чтобы он стал всесильным, требуются доработки. У «механики» очень короткие первые две передачи. Мотор мгновенно раскручивается до отсечки. Надежность Patrol — с оговорками. Например, стойки стабилизатора поперечной устойчивости ходят максимум 40 000 км. Тормозит внедорожник неохотно, плюс тормозные диски приходится менять чуть ли не через каждую смену колодок.
Клиренс: 235 мм
Тип привода: подключаемый полный
Наличие блокировок: заднего межколесного и межосевого дифференциала
Наличие «понижайки»: да
Объем багажника: 215–663 л (пятидверная версия)
Четвертый Pajero — настоящая внедорожная классика, уже ставшая историей, поскольку модель снята с производства без прямого наследника. Несмотря на интегрированную в кузов раму, благодаря наличию понижающей передачи и блокировок способен показать человеку красоту природы, не тронутой цивилизацией. При этом, имея комфортный салон, отлично справляется с ежедневной городской эксплуатацией.
Pajero с 5-ступенчатой механической коробкой в продаже примерно 50 штук по цене от 700 000–1 500 000 рублей. «Трехдверки» — редкость. Половина внедорожников оснащены бензиновым 3,0-литровым V6 6G72 (178 л.с., 261 Нм), а другая — дизелем 4М41 объемом 3,2 литра в версии на 165 л.с., 373 Нм. Древняя чугунная «шестерка» ставилась еще на машины второго поколения, зато проста, надежна и способна потреблять 92-й бензин. Для долгой службы дизеля рекомендуется лить хорошее топливо, менять масло каждые 7500 км пробега и не экономить на расходниках. Каждые 40 000–50 000 км нужно чистить клапан EGR (некоторые владельцы его просто отключают). Турбина способна пройти примерно 300 000 км, а то и больше. Pajero с «механикой» распространены в Челябинской области и Ханты-Мансийском автономном округе.
Стойкость кузова к коррозии — не сильная сторона Pajero. Подвеска чересчур жестковата, а управляемость требует привычки. Педаль газа излишне задемпфирована, руль не отличается информативностью. В салоне тесно, шумоизоляция слабая, со временем появляются «сверчки». Посадка за рулем специфическая, рулевая колонка регулируется только по высоте.
Клиренс: 215 мм
Тип привода: подключаемый полный
Наличие блокировок: межосевого и заднего межколесного дифференциала (опция)
Наличие «понижайки»: да
Объем багажника: 714 л
Pajero Sport — внедорожник, построенный на базе пикапа Mitsubishi L200. Рамная конструкция, солидный клиренс и выбор между простым подключаемым полным приводом без межосевого дифференциала и системой Super Select. Последняя означала принудительно подключаемый полный привод с блокировками межосевого и заднего межколесного дифференциала (опция) плюс двухступенчатая раздатка с понижающим рядом. В итоге получилась простая, недорогая и более популярная альтернатива флагманскому Pajero.
Pajero Sport с надежной 5-ступенчатой «механикой» в продаже около сотни. Цены от 600 000 рублей за автомобиль 2008 года до 1 500 000 рублей за внедорожники 2015 года выпуска. Практически все — с турбодизелем 4D56 объемом 2,5 литра (178 л.с., 400 Нм). Двигатель любит качественное топливо, страдает течами масла, а после долгой работы в предельном режиме может наступить перегрев. Из-за этого может пробить прокладку ГБЦ или повести головку блока. Каждые 40 000–50 000 км нужно контролировать состояние ремня балансирных валов, который склонен к непрогнозируемому износу. При этом ресурс 4D56 обычно превышает 300 000 км, а часто и гораздо выше. Еще больший ресурс и надежность демонстрирует 3,2-литровый дизель 4М41 (163 л.с., 343 Нм), но Pajero Sport с ним встречается редко. Много Pajero Sport продается в Иркутской области и Алтайском крае.
Посадка за рулем из-за отсутствия регулировки рулевой колонки по вылету не отличается удобством. ЛКП легко царапается и склонно к коррозии, облезает хром внешней отделки. Не хватает качественной отделки салона и добротной шумоизоляции, нет борткомпьютера. Сильно вибрирует рычаг раздаточной коробки. На ходу «родственник» пикапа груб — излишне жесткая подвеска, сильные крены, пустой руль, необходимость постоянно подруливать на прямой дороге с неровностями. Рулевая рейка и ее опоры постоянно издают посторонние звуки. Крестовины карданов требуют шприцевания, а слабенькая передняя подвеска может просесть даже при небольших пробегах.
Клиренс: 230 мм
Тип привода: подключаемый (STD и GX), постоянный полный (VX)
Наличие блокировок: межосевого, переднего и заднего межколесных дифференциалов (GX)
Наличие «понижайки»: да
Объем багажника: 830 л
Под внешне очень похожими кузовами «сотого» «Крузака» скрываются два разных автомобиля — тот самый люксовый VХ с полукриминальным имиджем и бескомпромиссные проходимцы GX и STD (индексы кузова 101/105). У первого — комфортный салон, независимая двухрычажка спереди и постоянный полный привод с блокировкой межосевого дифференциала (задний межколесный — опция). У GX и STD багажник с распашными дверьми, другие бамперы, иной вылет дисков. Подвеска на неразрезных мостах спереди и сзади, доставшаяся в наследство от 80-й серии. STD оснащен только блокировкой межосевого дифференциала, а в более дорогой GX Land Cruiser дополнительно имеет блокировки обоих межколесных дифференциалов. В салоне дубовый пластик и никакой кожи с деревом, в отличие от VX. И оба столь разных автомобиля были доступны с 5-ступенчатой «механикой».
Land Cruiser с механической КПП в продаже примерно 170 вариантов 1998–2007 годов выпуска. В 90% случаев это дизельные внедорожники. Половина оснащена атмосферным дизелем 1HZ объемом 4,2 литра (131 л.с., 285 Нм). Эта простая, надежная и очень долговечная рядная «шестерка» с чугунным блоком. Мотор неприхотлив к качеству топлива, запросто переваривает любую солярку. Не имеет слабых мест и легко проходит 600 000 км и больше. Другая часть автомобилей — версии VX c турбодизелем 1HD объемом 4,2 литра (204 л.с., 430 Нм). Тоже достойный двигатель, но требующий регулировки клапанов каждые 40 000 км и имеющий более капризную топливную аппаратуру с ограниченным ресурсом, дорогие форсунки и проблемы с ресурсом ГРМ. Цены в обоих случаях колеблются от 600 000 до нереальных 3 000 000 рублей и выше. Бензиновая рядная «шестерка» 1FZ-FE объемом 4,5 л (224 л.с., 370 Нм). К надежности 5-ступенчатой «механики» в любом случае никаких претензий. Больше всего Land Cruiser с МКПП продаются в Приморском крае и Иркутской области.
Несмотря на хорошее качество ЛКП, кузов Land Cruiser все же подвержен коррозии. Особенно в тех местах, где скапливается грязь и влага: крылья, бамперы, рамка лобового стекла, задняя дверь. Рама надежна, но все же не вечна. Со временем начинает страдать от ржавчины ее задняя часть. Особенно склонны к коррозии Land Cruiser в спецификации для ОАЭ и соседних стран. У таких внедорожников практически отсутствует антикор кузова и выхлопной системы. Комфорта на ходу от внедорожника с зависимой подвеской (версии GX и STD) ждать не стоит. Штатные тормоза Land Cruiser слабоваты в любом случае и во имя безопасности и ресурса требуют доработки.
Клиренс: 220 мм
Тип привода: подключаемый полный, постоянный полный
Наличие блокировок: межосевого и заднего межколесных дифференциалов
Наличие «понижайки»: да
Объем багажника: 403–620 л (пятидверная версия)
Prado 120 — авторитет чуть пониже рангом, чем старший «сотый» Крузер. Компактнее кузов, меньше престижа, нет V8, но надежность, ликвидность и проходимость сравнимые. По технике — здоровый консерватизм во всем. Конструкция устроена на удивление логично и просто, соответственно, имеет огромный ресурс. Детали доступны, полно контрактных запчастей по сходной цене из Японии. Плохих моторов и коробок нет в принципе.
В отличии от «Крузака», механических Prado 120 в продаже немного — около 50 вариантов 2002–2009 годов выпуска. Цены — от 900 000 до 1 500 000 рублей. «Трехдверок» из них — единицы. Больше всего распространены 3,0-литровые дизели 5L-E (95 л.с., 129 Нм) и 1KD-FTV (163–173 л.с., 343–410 Нм). Первый фактически неубиваем. Второй тоже неплох (Prado с ним продавались официально), но требователен к качеству солярки. Единственное, что наиболее мощная версия этого мотора отличается малым ресурсом турбины. Рядные бензиновые двигатели — «четверка» 2,7 л (163 л.с., 246 Нм) и «шестерка» 4,0 л (249 л.с., 380 Нм) в паре с «механикой» встречаются редко. Мало предложений и по дизелю 1KZ-TE (130 л.с., 332 Нм), который встречается обычно на Prado из Эмиратов или Африки. К 5- и 6-ступенчатым механическим коробкам передач нет никаких нареканий. Prado c механической трансмиссией распространены в Иркутской области.
Антикоррозийная обработка рамы у Prado не очень хорошая, ржавчина наступает со всех точек сварки и отверстий. Читаемости номера на раме нужно уделить особое внимание, как и соответствию VIN, заявленному в ПТС. На кузове коррозия проступает на задней двери, иногда из-под пластика порогов или накладок на арках. Ближневосточным Prado в этом отношении нужно особое внимание. Ржавеют трубки кондиционера и основной радиатор, требующий из-за этого регулярной замены. Очень недолговечен внешний хром. У подвески высокий ресурс, но ступичные подшипники не отличаются хорошей герметичностью. Часто из-за того, что трескается вал между замком и контактной группой, ломается замок зажигания. Легко затирается и покрывается трещинами лобовое стекло.
Клиренс: 190 мм
Тип привода: подключаемый полный
Наличие блокировок: межосевого дифференциала
Наличие «понижайки»: да
Объем багажника: 85 л
Не стоит вестись на безобидную внешность и игрушечные габариты третьего Jimny. Это суровый рамный внедорожник на мостах с жестко подключаемым полным приводом, просто маленький. По уровню проходимости вполне способен тягаться с «Нивой». Благодаря простоте техники — отличный конструктор для рукастых энтузиастов. Недорог в обслуживании и радует неубиваемой подвеской.
Разброс цен на Jimny огромен. С учетом возраста внедорожник третьего поколения может стоить от 250 000 до 1 000 000 рублей и выше. На выбор около сотни вариантов 1998–2019 годов выпуска. Основной двигатель — 1,3-литровый M13A (80–85 л.с., 104–110 Нм). Простой и надежный мотор с распределенным впрыском, цепным ГРМ (ресурс 100 000–120 000 км) и фазорегулятором на впуске, который периодически требует регулировки клапанов. Неприхотлив и 660-кубовый турбомотор K6A (64 л.с., 106 Нм), что встречается на праворульных Jimny. С 5-ступенчатой «механикой», если следить за маслом и не увлекаться установкой слишком больших колес, тоже проблем не будет. В основном Jimny водятся в Приморском крае.
Подключаемый полный привод в отсутствие межосевого дифференциала, короткая база и рамная конструкция — вождение Jimny требует аккуратности. К тому же большие ходы зависимой подвески, малая ширина кузова и высокий центр тяжести делают его валким в поворотах. На высокий скоростях Jimny становится жестким, козлит и требует подруливаний на неровностях. В салоне тесно, задние места фактически расположены в багажнике, который сам по себе меньше, чем у иного спорткупе. И «ест» малыш немало. В городе на заднем приводе Jimny расходует солидные 13–14 л на 100 км.
Клиренс: 259 мм
Тип привода: подключаемый полный
Наличие блокировок: переднего и заднего межколесных дифференциалов
Наличие «понижайки»: да
Объем багажника: 141–498 л (пятидверная версия)
Wrangler — наследник прародителя всея Джипов вояки Willys MB, культ, легенда, а для многих и стиль жизни. В третьем поколении оброс электроникой, но в целом остался прост по конструкции, в дополнение к стандартной короткобазной «двухдверке» получил длиннобазную четырехдверную версию, но не прогнулся под изменчивый мир. Это по-прежнему очень способный вне дорог, умеющий очаровать одним лишь харизматичным дизайном внедорожный кабриолет с безграничными возможностями для тюнинга.
Wrangler JK в продаже мало — около 20 экземпляров 2007–2014 года выпуска. Цены — от 1 200 000 до 2 800 000 рублей. Преобладают трехдверные внедорожники, оснащенные дизелем RA 428 объемом 2,8 литра (200 л.с., 460 Нм). Мотор, производства VM Motori, с системой впрыска Common Rail, вполне надежен, но от плохой солярки страдают пьезоэлектрические форсунки и ТНВД. Убивает мотор и система EGR, которая во имя экологии возвращает часть выхлопных газов в цилиндры, увеличивая нагар и вызывая дополнительный абразивный износ от твердых частиц в выхлопе. Больше всего Wrangler продается в Краснодарском крае.
Пустой руль, запаздывание в реакциях, болтанка на скорости свыше 90 км/ч — управляемость Wrangler далека от идеала. Ролики поликлинового ремня не очень хорошо защищены от брызг и после преодоления луж временно начинают свистеть. Ближний свет по-американски слаб, легко покрывается трещинами почти вертикальное лобовое стекло. И-за тяжелой «запаски» быстро изнашиваются петли задней дверцы.