Дром в свое время много рассказывал про романтику первых перегонов с Дальнего Востока. Бандиты и поборы, очереди на платформу, зимнее ралли по льду Шилки, заправка бензина ведрами, босоногие пацаны, продающие схему объезда, целование асфальта. Сегодня в век каршеринга и 4G эти истории кажутся средневековьем. Однако, по сути, все это было каких-то 20–25 лет назад! Строительство федеральной трассы «Амур» отправило эту романтику в предание. Да и спрос на японский секонд-хенд в силу объективных причин упал на порядок: рынок заполонили Весты, Солярисы и Креты. Но классический перегон все же остался: «кое-где у нас порой».
Классический маршрут «Восток — Запад» начинался от Владивостока и пролегал обычно до сибирских городов, реже до Урала и центра страны. На западе страны в 90-е господствовал «европейский коридор»: машины гнали из Германии через Польшу и Белоруссию либо из Прибалтики. Опасностей там было меньше: разве что польские «братки» баловались сбором платы «за проезд».
В конце «нулевых» перегонщики переориентировались на внутренний рынок: машины теперь гонят в основном из Москвы, где «вкусные» цены и огромный вторичный рынок. Столичный тренд сохранился и по сей день, правда, в урезанном виде. Некоторые покупатели предпочитают отправляться в города в радиусе 200–300 км от столицы (Рязань, Тула, Ярославль). При «московских» ценах состояние автомобилей там может быть гораздо лучше, да и продавцы человечнее и добрее. Важной точкой притяжения по-прежнему остается Санкт-Петербург и Ленинградская область.
В десятых годах в стране появилось еще несколько регионов-доноров, которые привлекают перегонщиков: такие как Татарстан или Свердловская область. Причина — экономическое благополучие территорий, лидирующие позиции по продажам новых машин, что стимулирует появление широкого ассортимента недорогих экземпляров на вторичном рынке. Некоторые профи находят свои собственные «укромные» уголки, потихоньку работая там годами. Например, маленькая Чувашия. Перегонщик досконально изучает особенности региона, снимает жилье на недельку и не спеша «вылавливает» понравившиеся варианты. Есть совсем уж нестандартные примеры на краю географии. Один сибиряк уже много лет ездит в... Мурманск. Ищет он там исключительно Toyota Avensis первой генерации.
Владимир (Омск), перегонщик с 2010 года:
— С моим дипломом о высшем образовании в нашем городе можно устроиться на «шикарную» зарплату в 20 000 рублей. Подался в перегонщики. Раньше ездил в Москву, сам искал и пригонял машины на продажу. Были свои риски, иногда везло, иногда нет. Сейчас работаю наемным перегонщиком у местного автодилера. Старт — исключительно из Казани. Сначала шеф приезжает и «набирает» материал: закупает партию автомобилей, ценовой сегмент — от полумиллиона и выше. Затем мы с коллегами автомобили перегоняем. Стоимость моих услуг за два дня перегона Казань — Омск — 10 000 рублей.
Теперь о том, куда устремляются потоки машин из регионов — автомобильных доноров. Прежде всего — Сибирь, где выбор на рынке куда меньше, чем в Центральной России. К примеру, клиент из Новосибирска может заказать в Москве дорогой «паркетник», так как на месте ассортимент модели скуден. Таксист из Татарска (Новосибирская область) возьмет на последние 100 000 видавшую виды Toyota Corona из-за выгоды в цене. Машины с запада гонят и дальше, вплоть до берегов Японского моря. Есть и феномен «обратного движения правого руля». В свое время на московских авторынках искренне удивлялись потоку сибиряков в охоте за недорогим «прулем».
Оказалось, что видавшие виды праворульные автомобили в Центральной России, где спрос на них нулевой, покупать выгоднее, чем на Дальнем Востоке.
В региональной иерархии интересная позиция у Краснодарского края. С одной стороны, покупатели с юга давно ездят в столицу. С другой — за хорошо сохранившимся экземпляром на Кубань или в Крым могут приехать из любой точки России.
Есть также примеры устойчивого потока на короткие дистанции, например, ХМАО-Югра — Западная Сибирь. Правда, в последние годы перегонщиков здесь вытеснили недорогие автовозы. Иногда случаются совсем уж анекдотические примеры. Машину покупают в Кургане, перегоняют на продажу в Тюмень, оттуда заберет кто-нибудь в Новосибирск — и снова на продажу. Перегоном это трудно назвать, скорее судорожные попытки «перекупов» поймать прибыль на иногороднем «свежачке». Из-за скудного рынка бедолаги «тусуют» одну и ту же колоду карт, затертых до дыр.
Основные предпочтения перегонщиков — недорогие подержанные корейские, японские, реже европейские марки (то, что наши читатели любят называть «кредитомобилями»). Конечно, многое зависит от бюджета, рыночной конъюнктуры и даже времени года. Но на перепродажу берется беспроигрышный вариант в виде среднестатистического Соляриса или Альмеры. Некоторые не брезгуют ВАЗами, умудряясь пригнать карбюраторную «классику» за три тысячи верст и с выгодой ее продать. Случаются единичные случаи перегона «экзотики» или ретроавтомобилей. Под заказ, разумеется. Если в водительском удостоверении есть соответствующая категория, можно замахнуться на нестандартные варианты, например, автобус. На форуме известен забавный случай перегона экскаватора с Дальнего Востока. При средней скорости 30 км/ч перегонщик «пилил» недели две.
Роман (Омск), перегонщик с 2012 года:
— Специализируюсь на Nissan Tiida: пользуется хорошим спросом. Ищу варианты в родной краске либо с минимальными окрасами. География покупок: Москва, Поволжье, Уфа. Маршрут знаю наизусть. Единственное, что в последнее время стал совсем плохим участок Макушино — Бердюжье. Советую ехать через Шадринск.
Востребована ли профессия перегонщика сегодня? Выдерживает ли она конкуренцию с другими видами доставки автомобиля?
Давайте рассмотрим преимущества перегона по сравнению с автовозом с точки зрения клиента. Первый плюс — возможность доставить машину в любую, самую глухую точку страны, ведь автовозы курсируют только по основным магистралям. Второе преимущество — перегонщик может отправиться в путь буквально здесь и сейчас (при условии, что исполнитель найден и все условия обговорены) либо в любую удобную дату. С графиком рейсов автовоза такое вряд ли получится. Наконец, оперативность. Обычно это становится во главу угла, когда речь идет о сделке, и лишняя пара дней может быть фатальной: клиент не дождется. В целом на средних и коротких маршрутах услуги перегона очень конкурентоспособны. Автовозы выигрывают на дальних дистанциях (Владивосток — Сибирь — Центр) либо на оживленных трассах с устойчивым трафиком (Москва — региональные центры). Плюс автовоза и в том, что он может перевезти автомобиль не на ходу или с другими неисправностями.
Андрей (Омск), перегонщик с 2013 года:
— Имею основную работу в строительной отрасли, но изредка выполняю разовые заказы на перегон. Завтра утром отправляюсь на Урал. Друг приобрел Тойоту, попросил срочно перегнать. Дорога туда-обратно займет пару суток, как раз уложусь в выходные, если в горах не будет погодных сюрпризов. За услуги возьму чисто символическую плату. Для меня это не столько заработок, сколько возможность сменить обстановку.
Теперь о минусах «самохода». Первый — сохранность автомобиля. Человеческий фактор никто не отменял — и самый опытный перегонщик может угодить в ДТП. Даже если это случится не по его вине, пиши пропало. Хотя подобный инцидент может случиться и с автовозом. Второй аспект — цена. Когда-то именно экономия заставляла покупать билет до Владивостока и пилить на автомобиле обратно своим ходом. Таким образом можно было сократить расходы на транспортировку почти в два раза. А сейчас? Рост цен на топливо делает эту затею сомнительной. Приведем расчет. Стоимость доставки Владивосток — Новосибирск автовозом — от 45 000 рублей, по железной дороге — 50 000 рублей. Теперь посмотрим, во сколько обойдется «самоход» при самых спартанских условиях. Стоимость плацкарты — 6600 рублей. При расстоянии 5782 км, расходе топлива 8 литров на «сотню» и цене литра 42 рубля мы получаем около 19 400 рублей на бензин. Добавим сюда питание из расчета 1000 рублей/сутки с учетом пяти дней в пути, пару гостиниц по 1000 рублей и пару тысяч на непредвиденные расходы (например, шиномонтаж). Итого: 35 000 рублей. Всего на 10 000 дешевле автовоза, но если взять авиабилет или увеличить бюджет на питание/проживание/замену масла/возможные штрафы, то выйдет ровно та же сумма.
Сергей (Новосибирск), перегонщик с 1999 года:
— Первый раз вышел на перегон, когда проходил службу в читинском авиагородке. С тех пор в деле. Перспектив коммерческого перегона из Владивостока нет еще со времен, когда выросли пошлины. С тех пор доставка «беспробежек» бывает только в двух случаях: либо для себя, либо по очень редким заказам. Перегон Владивосток — Новосибирск под ключ выйдет в лучшем случае 60 000 рублей. Я в основном работаю с Москвой и Северо-Западом (Питер, Тверь, Архангельск). Клиенты находят меня через форум или по рекомендациям.
«Какие гарантии?» — вопрос клиента, который собирается воспользоваться услугами перегонщика. Как доверить малознакомому человеку, пусть даже с большим опытом, свои деньги? На практике такое случается часто. Есть масса примеров, когда клиент и исполнитель из разных городов, познакомившись на форуме, находили общий знаменатель и заключали сделку. На Дроме существует плеяда проверенных поставщиков, автоподборщиков и перегонщиков, в репутации которых нет и тени сомнения. Часто устные договоренности скрепляются и соответствующими документами.
Владислав (Кемерово), перегонщик с 2003 года:
— Доверие — это хорошо, но я предпочитаю работать по письменному договору. В распоряжении имеется наработанная годами форма с пунктами, которые сопровождают весь процесс от и до. Сроки исполнения заказа, ответственность при ДТП, ситуации с поломками, размер вознаграждения. В договоре можно отразить даже расходы на ремонт прокола колеса. Иначе получится недопонимание и последующий конфликт. Недавно мой коллега разругался с заказчиком: перед поездкой они обговорили нюансы, вместе поехали, купили в Рязани Infiniti по очень хорошей цене. Но по возвращении домой (3000 километров) разругались. Каждый стоит на своем. Хотя до этого прекрасно ладили.
Приведем еще пару примеров конфликтов. Истории были на слуху у форумчан Дрома, поэтому обойдемся без имен и фамилий. В первом случае автоподборщик из Москвы брал за осмотр 5000 рублей (дело было еще в 2012 году), но на определенном этапе стал относиться к заказам спустя рукава, сильно затягивал сроки. Такой саботаж в итоге привел к тому, что клиент не выдержал, сам приехал в Москву, купил машину и благополучно вернулся на ней обратно. Впоследствии случай стал достоянием общественности и бизнесу автоподборщика пришел конец.
Второй случай более драматичный. Несколько лет назад опытный перегонщик с богатым послужным списком принял крупную сумму за автомобиль и… пропал. Поначалу многие знакомые и коллеги отказывались верить, что такое может быть, выдвигали разные версии произошедшего, однако с каждым днем надежды на благополучный исход таяли на глазах. Сумма ущерба составила несколько сот тысяч рублей, пострадавший лишился средств и не получил заказанный автомобиль.
Эти примеры не преследуют цель дискредитировать услугу, но лучше лишний раз перестраховаться и быть осторожным при заключении сделок.
В последнее время появились возможности сэкономить на расходах, используя всем известное приложение для поиска попутчиков. Если запланировать поездку на выходные, то спрос на услугу будет еще выше. Некоторые перегонщики практикуют параллельную доставку запчастей, шин, дисков под заказ, что также позволяет увеличить рентабельность.
Роман (Омск), перегонщик с 2012 года:
— Сейчас многие используют приложения для поиска попутчиков, помогая и себе, и людям. Все равно едешь пустой, так почему бы не «монетизировать» километры? Такой сервис в дороге от Москвы до Омска позволяет полностью «отбить» расходы на топливо (8000 рублей), а при хорошем раскладе остаться в небольшом плюсе. Но раз на раз не приходится. Последний рейс с Нижнего Новгорода принес мне всего 1000 рублей (!). Попутчиков не было от слова совсем.
Перегон начинается с самолета или поезда. Экономить можно (и нужно) уже на этом этапе. Необходимо мониторить сайты-агрегаторы, позволяющие выбрать наименьшую стоимость перелета. В случае с железной дорогой все более консервативно, но можно успеть купить недорогой билет или выбрать место не под номером 38. Заранее запастись бланками договоров купли-продажи, чтобы не платить лишние деньги «оформителю в вагончике». Если путь лежит в Москву, надо наметить четкий план осмотров, так как столица гарантированно отнимет массу времени и нервов. Рекомендуется заранее запросить у продавцов дополнительную информацию, сразу отсеять сомнительные варианты. А вот на чем экономить не стоить — так это на еде и отдыхе.
Развитие инфраструктуры несет двоякий эффект. С одной стороны, за последние пять-десять лет большую часть междугородных трасс привели в порядок. Прокол колеса или трещина на лобовом из-за вылетевшего камня стали редкостью. Однако значительно возрос трафик, из-за чего можно потерять драгоценное время в пробках, особенно летом.
Алексей (Екатеринбург), перегонщик с 2005 года:
— Раньше постоянно привозил протоколы: за скорость, за обгон. Специально провоцировали и ловили на ровном месте. В Татарстане и Башкирии творился гаишный беспредел. Сейчас такого нет. Иногда проедешь всю трассу и ни одного сотрудника не увидишь. Зато понавешали камер. Не представляю перегон без радар-детектора.
А что с бандитами? Все опрошенные эксперты заявили, что откровенно криминальные истории ушли в прошлое, но бдительность терять на стоит. Последний эпизод откровенного вымогательства, который удалось вспомнить нашим собеседникам, был зафиксирован лет пять назад. Было это на Урале. Перегонщик решил передохнуть ночью на небольшой парковке на перевале, но через час его сон потревожил настойчивый стук в окно. Незваный гость монотонным голосом стал требовать мзду за проезд (3000 рублей), угрожать тем, что под колесами разложены шипы, а дальше по трассе дежурят «братки». Парню повезло, что машина была заведена, и он решил рискнуть, нажав на газ. Через 100 метров пришло осознание — колеса целые. Но сзади замаячили фары преследователей. Сотня километров по безлюдной ночной уральской трассе пролетели как один миг. С тех пор все стоянки — только на охраняемых площадках.
Под финал — ретроистория от опытного перегонщика:
— Помню, как в конце 90-х избегали встреч с бандитами в Уссурийске или Хабаровске. Некоторые везли оружие, другие пытались прорваться за счет скорости. Были и такие, кто надевал милицейскую форму, чтобы не трогали. Один такой «милиционер» похвастался успехом, так в следующую поездку все его друзья стали «старлеями» и «капитанами». Представьте картину — едет колонна из шести машин на «транзитах», а там сплошь сотрудники. Но самый изобретательный был мужичок, который надевал строгий костюм и украшал машину — якобы спешит на свадьбу. Ходила такая легенда.
Тем не менее перегон практически ушел в историю, теперь это совсем «точечная тема». Устраиваются на такую работу по знакомству, ценятся опытные, спокойные и не слишком молодые водители. Изредка исполнителей ищут на форумах, специализированных сайтах. Подобную услугу заказывают либо региональные автосалоны, либо автодилеры, которым нужно пригнать за один раз две-три машины. Тариф на самый популярный маршрут Москва — Новосибирск начинается от 30 000 рублей «под ключ». В некоторых случаях клиент просит перегонщика подыскать ему нужный автомобиль и доставить до дома. Но здесь уже добавляются услуги поиска и подбора (один осмотр — 1000 рублей).