На итоговой пресс-конференции Комитета автопроизводителей АЕБ в России его председатель Томас Штэрцель весьма эмоционально высказывался об отмене «нулевой» пошлины на электромобили, и попутно — о правительственной «Концепции по развитию производства и использованию электрического автомобильного транспорта до 2030 года», опубликованной в августе. Со слов г-на Штэрцеля, комитет сформировал объемистые предложения и дополнения к документу. Логично предположить, что в АЕБ были бы счастливы предать гласности свои инициативы и тем самым создать давление на Правительство РФ, но не тут-то было! Редакция Дрома получила официальный отказ в получении этих предложений! Мы даже попытались прощупать тему через российскую пресс-службу Porsche — как-никак основная должность Томаса Штэрцеля — гендиректор «Порше Руссланд», — но и тут безрезультатно. Впрочем, планы конкретно Porsche вряд ли будут нарушены российским правительством, поскольку на Taycan пришлась аж четверть всех купленных электромобилей в России в 2021 году. Хорошо живем!
Нетрудно представить себе, какой колоссальный объем бюджетных средств планируется выделить на распространение электромобилей в России, если о собственной модели на электротяге задумался даже калининградский «Автотор», всю жизнь собиравший чужие модели. Более того, речь идет не об одной машине, а о целой линейке автомобилей «различного класса», поставлять комплектующие к которым будет компания «Рэнера», входящая в структуру Росатома. В первую очередь речь идет о высоковольтных батареях, однако, вероятно, «Рэнера» (или привлеченные ею производственные партнеры) нацелилась на поставку всего спектра компонентов электропривода. Об этом может свидетельствовать соглашение, подписанное в конце декабря между «Автотор Холдингом» и Московским политехом по созданию на базе учебных заведений многочисленных лабораторий «для проведения испытаний электрических, гибридных и водородных силовых установок». Плюс ко всему полным ходом пойдет подготовка будущих инженерных электрических кадров.
Сравним, как подход «Автотора» отличается от того, что было на УАЗе и КАМАЗе, где отдали питерскому политеху Петра Великого на откуп именно конструкторскую разработку, на чем и погорели. Решение «Автотора» — не просто более продуманное и взвешенное, оно позволяет сложить куда как более широкую картину производства электромобилей в Калининграде. Давайте просуммируем известные данные. Мы знаем, кто будет поставщиком ключевых электрических компонентов, знаем производственную площадку, знаем, где будут сконцентрированы основные испытательные мощности. А кто будет отвечать за опытно-конструкторские работы? Наиболее подходящий вариант всплывает сам собой: корейцы. Дело в том, что ни Hyundai, ни Kia — многолетние производственные партнеры «Автотора» — не отрицают планов запуска на заводе собственных электромобилей в Калининграде в 2023–2024 годах, обозначенных в упомянутой правительственной стратегии. При этом спикеры и в Hyundai, и в Kia отрицают, что этими электромобилями станут Ionic5 и EV6, что логично: это машины большие, дорогие, и в их цене доля утильсбора и таможенной пошлины будет относительно невелика, их проще импортировать. А вот на «Автоторе» с высокой долей вероятности будут выпускать как раз маленькую «электричку», точнее, три «электрички» — под брендами Hyundai, Kia и «Автотор» (последнее — условно). В общем, вполне себе крепкая теория. Не удивимся, если на живой водичке, заряженной правительственным электричеством, из гроба восстанут «ДерВейс», «Ставрополь-Авто» и сборочный цех в деревне Гребенкино Липецкой области, где гнали отверткой несколько китайских моделей. А уж «Зетта» просто обязана воспрять духом!
Главным событием на российском рынке новых «электричек» в 2021 году можно считать смену флагмана: поступивший в продажу под конец 2020 года дорогущий Porsche Taycan захватил лидерство в первый же месяц «живых» продаж, и закономерно — уже по итогам 2021 года — пришел к финишу первым с результатом в 549 проданных машин.
«Люксовый» тренд в сбыте новых «электричек» поддержала и Audi. И хотя появившийся в марте лифтбек e-tron Sportback не стал таким же популярным, как зашедший в 2020 году e-tron в более традиционном кузове хэтчбек, на пару обе версии кузова нашли 369 покупателей.
Между двумя люксовыми «официалами» вклинилась «серая» Tesla Model 3, практически утроившая свои продажи — 420 штук. Крупногабаритные Model S и Model X, похоже, окончательно потеряли любовь россиян, зато маленькая Model Y, поступившая к американским покупателям только в марте 2020 года, взлетела на четвертое место — ее выбрали 211 человек. В зачете брендов Tesla по-прежнему остается лидером — 715 машин в 2021 году, однако обольщаться не стоит: с отменой нулевой таможенной пошлины про серый импорт можно забыть. Кстати, лидер 2020 года Nissan Leaf скатился на пятое место, попутно потеряв и в объемах.
Готовится смена электрической эстафеты в BMW. Хотя официально российские дилеры получили в 2021 году всего несколько экземпляров i3, на учет встало аж 70 штук (видимо, «серые»). Плюс к тому какой-то нетерпеливый поклонник баварской марки выписал себе в декабре один экземпляр кроссовера iX — в этом году машина должна уже свободно стоять в автосалонах.
А вот Mercedes-Benz пошел совершенно другим путем. Бренд из Штутгарта предложит в России два электрических седана, явно нацеленных на корпоративных клиентов. Одной из моделей — EQS — уже сейчас можно смело предрекать солидные продажи. Дело в том, что обычный Mercedes-Benz S кроет по продажам и Audi A8, и BMW 7, вместе взятых, так что в уверенном сбыте EQS сомневаться не приходится. Однозначно должна «зайти» и электрифицированная «ешка» EQE. Поэтому соперничества между двумя наиболее титулованными «немцами» по электрической части в 2022 году на наших просторах не будет. Между тем «серые» конторы уже вовсю завозят на наш рынок электрокроссоверы с трехлучевой звездой: парк российских «электричек» пополнили 22 образца EQC и 2 EQA.
А как же первый официальный электрокроссовер в России — Jaguar I-Pace? У него тоже смешались «белые» и «серые» продажи: по данным ГИБДД, на учет в 2021 году встало 76 машин, правда, российское представительство «отвечает» только за 69: откуда-то взялись несколько «серых» машин, причем еще 2019 года выпуска. Падение спроса в Jaguar объясняют все тем же дефицитом полупроводников.
Не забудем и еще одного официального поставщика электромобилей — на сей раз из Казахстана, с предприятия «СарыаркаАвтопром». Речь идет о бренде JAC. В 2021 году китайская фирма сильно укрепила свои «электрические» позиции — в основном за счет невысокой цены. Маленький хэтчбек iEV7S, протестированный нами еще в 2020 году, разошелся тиражом в 43 единицы, причем благодаря корпоративным клиентам на периферии: его взяли и «Россети», и парочка аэропортов, и даже некий каршеринг из Татарстана. А вот «физики» совсем не жалуют китайскую «электричку» — на iEV7S нашлось лишь трое желающих. Неудивительно, что реакция российского менеджмента оказалась незамедлительной. Как нам сообщил наш собеседник в представительстве бренда, следующую «электричку», которая сейчас находится на сертификации, будут закупать исключительно под заказы корпоративных клиентов — никакой свободной продажи! Речь о Е10Х, которую в Китае выпускают совместно с Volkswagen.
Нам осталось рассказать о штучном сером ввозе. Вот, к примеру, Kia Soul и Kia Niro нашли по девять и семь покупателей соответственно, правда, почти все эти машины — 2019 года выпуска. Видимо, застоялись где-нибудь в шоу-румах на заграничных задворках, а у нас обрели наконец-то своих хозяев. Семь экземпляров Mini Electric, наоборот, почти все 2021 года выпуска и все куплены исключительно «физиками».
Семерых клиентов «зацепил» яркий Peugeot 2008 на электротяге, еще троих — «глазастая» Honda E в винтажном дизайне. Седанчик Nissan Sylphy на электротяге нашел одного покупателя, ну и так далее — мелочовку перечислять не будем, смотрите таблицу.
Вернемся к речам Томаса Штэрцеля на итоговой пресс-конференции Комитета автопроизводителей АЕБ в России. Несмотря на скромные российские продажи, он считает, что к нам неизбежно придут «тренды из Европы и Китая», то есть доля «электричек» в сегменте новых автомобилей достигнет 30–40%. При этом признает, что рост 2021 года вызывала в основном «нулевая» таможенная пошлина. С другой стороны, топ-менеджер отметил и ряд позитивных тенденций, к примеру, по согласованию с МЧС удалось добиться смягчения правил установки зарядных разъемов в подземных паркингах, хотя еще имеются ограничения. Что касается нашего холодного климата, г-н Штэрцель не считает это ограничением — он привел в пример скандинавские страны, где доля «электротяги» выше, чем где бы то ни было в мире. Что касается локальной сборки электромобилей, Штэрцель полагает, что она начнется не ранее 2024 года, и до тех пор призвал правительство России «дать шанс зеленому транспорту» и сохранить «нулевую пошлину» еще на несколько лет. Что же касается точки зрения автора, то стою на прежней позиции, то есть считаю, что электромобиль для частного пользования должен пробивать себе дорогу в конкурентной борьбе, без поддержки деньгами налогоплательщиков. И точка.
Ключевым индикатором перспектив электрического автомобильного направления в России остается активность домашних производителей. В этом смысле пример должны подать КАМАЗ и ГАЗ. Последний, напомним, еще летом начал тестировать в реальных условиях пассажирскую GAZelle e-NN. Вместимость автобуса — 17 пассажиров, максимальная скорость — всего 100 км/ч, а вот запас хода только 120 км, правда, в теории его можно будет увеличить до 200 км, но уже за доплату. По нашим данным, основные опытно-конструкторские работы по машине вела одна из корейских инжиниринговых фирм. Между тем ключевым электрическим российским проектом пока можно считать «Каму-1» от КАМАЗа. О том, что в Набережных Челнах к будущему кроссоверу относятся серьезно, говорит тот факт, что студенческий ходовой макет от Санкт-Петербургского политеха на КАМАЗе сдали в архив.
Продажи легковых электрических автомобилей в России (шт.) в 2021 году (по сравнению с 2020 годом)
№ п/п, марка и модель | 2021 | 2020 |
1. Porsche Taycan | 549 | 91 |
2. Tesla Model 3 | 420 | 110 |
3. Audi E-Tron | 369 | 134 |
4. Tesla Model Y | 211 | 5 |
5. Nissan Leaf | 122 | 144 |
6. Jaguar I-Pace | 76 | 72 |
7. BMW i3 | 70 | – |
8. Tesla Model X | 67 | 81 |
9. JAC iEV7S | 43 | 3 |
10. Hyundai Kona | 27 | – |
11. Mazda MX-30 | 25 | – |
12. Mercedes-Benz EQC | 22 | 3 |
13. BYD | 20 | – |
14. Tesla Model S | 17 | – |
15. smart Fortwo | 12 | – |
16. VW неопр. | 11 | – |
17. Chevrolet Bolt | 10 | 1 |
18. Ford Mustang | 10 | – |
19. Kia Soul | 9 | – |
20. Kia Niro | 7 | – |
21. Mini Electric | 7 | – |
22. Peugeot 2008 | 7 | – |
23. Renault неопр. | 6 | – |
24. Fiat 500 | 4 | – |
25. JAC E10X | 4 | – |
26. Dongfeng неопр. | 3 | – |
27. Honda E | 3 | – |
28. Mercedes-Benz EQA | 2 | – |
29. Honda неопр. | 2 | – |
30. Opel Mokka неопр. | 2 | – |
31. BMW IX | 1 | – |
32. Chery неопр. | 1 | – |
33. GAC неопр. | 1 | – |
34. Honda X-NV | 1 | – |
35. Hyundai Ionic | 1 | – |
36. Nissan Sylphy | 1 | – |