Бизнес по аренде лимузинов вполне себе процветал. Но вот уже три года индустрия праздника переживает далеко не лучшие времена — находится в состоянии «не жизнь и не смерть». Попробуем разобраться, что такое бизнес по прокату лимузинов и какова его специфика.
Денис Давыдов уважает «американцев». Хотя раньше он, как и все в его городе, ездил только на японских автомобилях. Теперь у него Chevrolet Suburban 2002 года выпуска — на 15 мест. Бизнесом на лимузинах Денис занялся случайно — товарищ попросил довезти свадьбу до ЗАГСа, когда у него неожиданно заболела спина.
— У меня на тот момент уже были все категории и необходимый опыт: я водил и автобусы в аэропорту, ездил и на фурах, — рассказывает Денис. — Был знаком и со свадебной тематикой — возил молодых на ретроавтомобилях: на тринадцатой «Чайке» и даже на 114-м ЗиЛе. Но вот с лимузином имел дело впервые. По дороге до ЗАГСа владелец машины сидел рядом, а потом уже поехал домой, когда удостоверился, что я вожу нормально. Ну а лично мне тогда очень понравилось управлять такой машиной! Всего у меня было три лимузина. Первый я купил в провинциальном городке: Cadillac Brougham 1991 года за 250 000 рублей. Потом ездил на Lincoln Town Car, который купил в 2014 году в Санкт-Петербурге. И теперь я работаю на Chevrolet Suburban — его пригнал из Москвы в 2019 году. В России всего три таких автомобиля: один из них продавался недавно за полтора миллиона рублей. Цены на лимузины не падают, потому что американские машины — надежные в эксплуатации и ремонте. До санкций заказать оригинальную запчасть из США было дешевле, чем везти ее из Москвы. К тому же при правильном подходе этот бизнес все еще приносит деньги.
Первое время Денис передвигался на лимузине по улицам родного города, как он говорит, «с улыбкой до ушей». На его Suburban все встречные реагировали доброжелательно. Каждый автомобилист старался поприветствовать такую длинную машину: посигналить или дать возможность развернуться. Но кто-то до сих пор постоянно пытается его «бортануть», не присматриваясь, какой автомобиль он обгоняет.
— С салоном мне повезло: я ничего не менял, кроме полочек под бокалы, которые разбили уже мои клиенты, — продолжает Давыдов. — Все кузовные работы делаю сам с товарищем в своем гараже. Внимательно отслеживаю каждый «рыжик». В нашем бизнесе есть три слагаемых успеха: чистота, пунктуальность и хорошее техническое состояние. Следить за лимузином нужно так же, как и за любым другим автомобилем: он не требует чего-то сверхъестественного. Регулярная проверка жидкостей, колес и остальных агрегатов. А вот покупать лимузин нужно очень осторожно. Мне повезло: все три раза я брал свежих настоящих «американцев» в хорошем состоянии. На таких лимузинах вносится специальное изменение в VIN кузова, корректность которого можно проследить в интернете. Опасайтесь ситуации, когда лимузин продается под водительскую категорию B: скорее всего, его сварили где-нибудь в гараже. Американцы собирают свои лимузины по технологии: из двух автомобилей до дверных стоек. Это очень хорошие автомобили — большие, плавные и надежные. Я и себе лично, как стал водить лимузины, покупал для повседневных нужд только американцев.
Денис говорит, что ключевой фактор в их индустрии — доброе имя. Репутация нарабатывается годами, но зато потом и помогает работать без особой рекламы. Важно только всегда быть готовым оперативно выполнить любой заказ.
Chevrolet Suburban 2002 года выпуска — вседорожник, занесенный дважды в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой гражданский серийно выпускаемый автомобиль и как самая долго выпускаемая модель (с 1935 года). Комплектация: два бара (6+10 персон) с подставками под бутылки, дископол, «звездное небо», подсветки, лазер, «музыка» с управлением из пассажирского салона (радио, USB, AUX), TV. Стоимость заказа от трех часов — 5000 рублей за каждый час.
Вялотекущий кризис на «рынке праздника» в России начался не во время начала пандемии в 2019 году, а раньше. Падение доходов привело к тому, что люди стали экономить на праздничном настроении. А потом коронавирус практически уничтожил эту сферу бизнеса. Как и что праздновать, если даже выходить на улицу нельзя?
— Мы работали и в пандемию, — рассказывает тамада Петр Пэнов (у ведущих обычная практика брать себе звучный псевдоним, чтобы его было проще запомнить). — Выезжали в коттеджи, которые их владельцы активно сдавали большим компаниям. Раньше заказ дорогого автомобиля мне всегда давал стабильную приработку — брал 10% комиссии, когда передавал заказ знакомым собственникам лимузинов. Клиентам удобно, когда заказываешь все в одном месте.
За время пандемии Петр как индивидуальный предприниматель, занятый в наиболее пострадавшей сфере, дважды получил от государства примерно 12 тысяч рублей. Это немного поддержало его лично, но никак не изменило общий тренд — торжества простые россияне проводили редко и в основном бюджетно.
— Лимузин — это особый статус события — продолжает Пэнов. — Были в моей практике случаи, когда мы пригоняли и по десять черных Мерседесов на выкуп невесты — это задавало свадьбе нужный импульс! Свадебная атрибутика тоже хорошо выручала: у меня были свои кольца на машину и кукла-невеста. Все приносило деньги, все работало. Одно цеплялось за другое: меня хозяева лимузинов тоже рекомендовали своим клиентам как ведущего, раздавали мои визитки. Теперь все не так: скромно, тихо, бюджетно.
Владельцы самой большой компании по аренде лимузинов одного из сибирских городов подтвердили плачевность ситуации и отказались провести в «закрома» — показать, как перезимовали их автомобили. Фирма образовалась после кризиса 2008 года. Лимузины закупали в сильно поношенном состоянии в Санкт-Петербурге и Москве, потом восстанавливали у мастеров. В первую очередь замены требовала обшивка. После многочисленных торжеств именно внутреннее убранство лимузинов страдает сильнее всего. При восстановлении специально подбирали лучшие ткани. С ходовой частью после переезда на несколько тысяч километров также пришлось поработать. Запчасти на Линкольны приходилось заказывать за границей и ждать их доставки несколько месяцев. Но уже за первые пять лет работы компании удалось вернуть вложенные средства.
— А потом начался кризис 2014 года: денег у людей становилось все меньше, — рассказывает владелец, который попросил не называть своего имени. — Наш бизнес «просел»: так же как рестораны и event. Лимузины хранятся в нашем собственном гараже, поэтому мы здесь хорошо экономим. Главные события, когда нужны лимузины — свадьбы и юбилеи. Летом мы активно работаем, в остальное время проще не выезжать на улицу. Хотя раньше красивую машину могли заказать и утром 1 января. К сожалению, теперь сама возможность заказа лимузина все чаще воспринимается как ненужная роскошь. А зря — цены мы не меняли уже несколько лет, и они доступны. Не стоит жалеть эти 3000–5000 рублей на свое важное событие, которое запомнится на всю жизнь!
Содержать водителей, ежемесячно выплачивая им зарплату, в этом бизнесе теперь невозможно. Проще договариваться с профессионалами на разовую подработку. У фирмы пять лимузинов: Lincoln Town Car разных цветов и Mercedes G500. И это серьезное конкурентное преимущество: одна компания может одновременно красиво вывезти максимально большое количество людей. Например, на свадьбу или на выпускной.
Вадим Рябцев в 2015 году организовал в своем городе агрегатор лимузинов: удобный сайт, где можно выбрать автомобили представительского класса, автобусы, внедорожники и даже вертолеты с катерами. Вадим умеет договориться со всеми. Он создал электронную систему, благодаря которой заказчик получает на руки договор, а владелец элитного транспорта сделает все возможное, чтобы поездка получилась по высшему разряду. Но — каждый заказ все равно приходится контролировать лично организатору. Как минимум помнить о нем и быть всегда на связи. Благодаря этому Рябцев создал своей службе «Элита» безупречную репутацию.
— Начинал сам как водитель: возил клиентов на личной Toyota Camry, — рассказывает Вадим. — Потом купил Mercedes E-класса, теперь у меня 222-й. Создать свой сайт и работать на себя решил после того, как столкнулся с недобропорядочным отношением к нашему делу. Один из организаторов торжественных поездок мог на заявку, где был указан белый Мерседес, отправить черный. А в известность ставил лишь водителя — и то в самый последний момент, сваливая на него все разборки с заказчиком. Так работать нельзя ни в коем случае! В нашем деле самое дорогое — создать себе имя. И подтверждать свою репутацию каждым заказом. Иногда приходится самому отрабатывать промахи партнеров.
Mercedes S-class W 222. Отделка из натурального эбенового дерева. Пассажирам доступно управление мультимедийной системой Command. В этом автомобиле панорамная крыша, сдвижной люк, телевизоры, CD/DVD-чейнджер, холодильник для охлаждения напитков, складные столики в задней части салона, телефон, Wi-Fi, автоматический раздельный четырехзонный климат-контроль. Мультиконтурные кресла с массажем, подушки и спинки сидений с подогревом и кондиционированием. Электрические солнцезащитные шторки на задних дверях и заднем стекле. Стоимость аренды 3000 рублей за час.
Рябцев вложился в хороший сайт своей элитной транспортной службы, где со временем стал предлагать абсолютно все (то есть и сторонние) лимузины города, зарабатывая еще и на комиссии. И постоянно его обновляет: «Вот увидел, что недавно в городе появился Rolls-Royce, и я готов сделать его владельцу хорошее предложение. Мне ведь нужно быть готовым: вдруг завтра кто-нибудь захочет именно Rolls-Royce», — говорит он.
Всего в городе сейчас 13 лимузинов — и почти все продавались до последнего времени на Дроме. Но во время спецоперации большинство владельцев все-таки решили сняли свои объявления: выжидают, какими будут цены и новые реалии рынка.
— Лето 2021 года было одним из самых успешных, — продолжает Вадим. — Думаю, сказался эффект отложенного спроса. В первый год пандемии люди лишили себя привычных радостей, отложили важные мероприятия. И как только ситуация немного стала посвободнее — бросились «наверстывать» упущенные радости. Сейчас опять тишина. Приведу пример — в последнюю из зеркальных дат 22.02.22 в нашем городе поженились 400 пар. Но ни одна из них не заказала лимузин! И сейчас в принципе стараются не праздновать громко. Делают это скромнее, тише. И еще одна тенденция — расписаться в ЗАГСе могут зимой или в красивую дату, а шумное торжество устроить уже в теплое время года.
Самый горячий сезон у владельцев дорогих автомобилей наступает в конце июня, когда в школах проходят экзамены и начинаются выпускные. На лимузинах и других представительских автомобилях одновременно могут обслужить до 150 человек. Заказывают также и ретроавтомобили — и для вояжей, и для фотосессий. Как правило, их владельцы — состоятельные люди, но и они легко идут на контакт, когда есть конкретный заказ. И дело здесь не в том, чтобы «выгулять» любимую машину, а в том, чтобы заработать.
Цены на аренду VIP-автомобилей не менялись с 2015 года. Стоимость часа — от 2000 до 6000 рублей. Но непременное условие — минималка три часа. «Иначе нет никакого смысла!» — говорят владельцы дорогих машин. Ведь и эти деньги нужно потом разделить среди всех участников процесса. Посредники, которые находят заказ, получают 10%, нанятые водители — около 500 рублей в час. Все остальное — владельцу машины, который сегодня чаще всего и водитель. И он же — и мойщик, и техник, и сторож.
У лимузинщиков (как они себя называют) есть свой чат, в котором они обсуждают насущные вопросы. И главный из них уже назрел давно — когда можно повысить стоимость своих услуг? Хотя бы на 10%, ведь сегодня стоимость эксплуатации таких больших автомобилей выросла минимум на 30% только с начала года. Время от времени в городе появляются «залетные», которые пытаются зайти на этот сильно пострадавший event-рынок. Так случается, когда местные транспортные компании приобретают автомобиль представительского класса или кто-то специально приехал подзаработать. Тактика всегда одна — сбить цену, уронить рынок, убрать всех конкурентов. Но и финал всегда один и тот же: такая компания закрывается, лимузин продается. Потому что долго работать себе в убыток невозможно.
Лимузин — один из символов роскошной жизни. На которую у современного молодого поколения особенный спрос. Все хотят выглядеть как с обложки журнала.
Но — в лимузинах жесткие ограничения. В салоне нельзя курить и высовываться в окна и люки. А ведь именно этого так хочется девушкам в красивых платьях! Весь алкоголь клиенты берут с собой.
Общая беда всех лимузинов — слабые кондиционеры. Машины большие, народа перевозят много и, как правило, в самое жаркое время. Поэтому большинство лимузинов на парковках стоят с открытыми дверьми.
— Лично я возил многих известных людей: и Николая Расторгуева, и Павла Волю, и Валерия Леонтьева, — улыбается Вадим Рябцев. — Здесь есть несколько очевидных правил. Автомобиль должен быть в идеальном состоянии. Водитель — в приличной одежде. И у нас не принято первым начинать разговор. Если тебя спросят, конечно, можно поделиться своими мыслями и впечатлениями. Но, как правило, все знаменитости задают лишь один вопрос после прилета: «Далеко ли отель?..».
В организации свадеб — масса нюансов, и успешность свадебной автомобильной прогулки может зависеть от любой мелочи. А любая неисправность автомобиля воспринимается всеми гостями как «дурное предзнаменование» или плохая примета. Поэтому все, что касается свадебного транспорта, должно быть продумано и подано без проблем. Водитель обязан стать настоящим профессионалом, чтобы легко управляться с этой 13-метровой «колбасой». Кстати, никаких проблем даже в городе с не самыми широкими улицами профи не испытывают. Они берутся доставить лимузин до любого места. Причем редко кто ставит камеру заднего вида для аккуратной парковки. Все и так умеют это делать в самых стесненных местах: например, такой как площадка перед ЗАГСом.
Евгений Осипов купил в Москве Ford Excursion на 24 места в 2008 году — когда продал квартиру за два миллиона рублей и решил профессионально заняться VIP-перевозками.
— Хотел взять себе Lincoln, но один грамотный человек мне подсказал, что нужно приобрести лимузин, который изначально сдается за максимально большие деньги, — рассказывает Евгений. — Я сам пригнал Ford в наш город, на это ушло шесть дней. Перед первым заказом долго ездил по свадебным маршрутам на простом автомобиле, присматривался, запоминал, где лучше припарковаться. Это одна из главных проблем: перед одним отелем я однажды зимой не смог развернуться и 5 километров сдавал назад около часа. В первые годы у меня был расписан каждый день — начиная с мая и заканчивая Новым годом. Чтобы справиться со всеми заявками, я нанимал водителей — платил в среднем 3000 рублей за заказ. И был хороший стабильный доход. Но цена с тех пор не поменялась. Мне повезло, что купил тогда надежного настоящего «американца», он меня ни разу не подвел. Из ремонта: я поменял лишь раз пружины в передней подвеске. Заказывал через американский интернет-магазин, который уже недоступен в России. Да и топливные расходы как выросли! Кстати, мы считаем не километры, а моточасы, потому что фактически машина никогда не глохнет. В ней ведь всегда должна играть музыка и работать отопитель или кондиционер. В таком режиме наш привычный расход — 50 литров на 100 километров.
Ford Excursion, 24 места. Лимузин-внедорожник, 2003 год, цвет белый, 24 посадочных места в салоне + дополнительное место рядом с водителем, салон отделан искусственной кожей бежевого цвета, неоновая подсветка бара, переливающееся «звездное небо», стробоскопы, 3 LCD-монитора, CD, DVD. Минимальный заказ — один час. Стоимость аренды лимузина за час — 6500 рублей.
Евгений также хранит свой лимузин в гараже, который специально для него построил. Это выгоднее, чем снимать: сегодня на аренду такого большого машино-места может уйти весь месячный доход от аренды. Салон убирает также самостоятельно. На весь город есть лишь одна автобусная мойка, где умеют качественно мыть лимузины. Опять же — заказ может прийти день в день, потому большинство владельцев сегодня самостоятельно едут его выполнять, аккуратно перед этим помыв свой автомобиль. Они говорят, что целевая аудитория в их бизнесе — женщины. Именно они «хотят лимузин», причем могут «намечтать» себе марку автомобиля, о которой толком ничего не знают. Но вот захотела невеста Hummer, значит, должен быть Хаммер.
— В лучшие времена я давал рекламу, предлагал бесплатные часы, — продолжает Евгений. — И этот час ведь очень выгоден для клиента, но совсем невыгоден мне. Но на это предложение немногие откликались. У меня было несколько лимузинов, я успел выгодно продать один из них. На этом Форде продолжаю возить свадьбы. А как еще можно использовать лимузин?..
«Давайте его просто взорвем!» — так предложил своим друзьям владелец белого Cadillac de Ville 2012 года, когда уже не знал, что сделать с такой большой машиной.
— В разгар ковида, когда закрыли все кафе и рестораны, мне нужно было где-то проводить встречи, и тут мне предложили купить лимузин, — рассказывает успешный бизнесмен Константин. — Подумал, что в нем можно организовать очень хороший мобильный офис. В итоге купил. Провел в нем несколько встреч с клиентами, они, конечно, были удивлены таким офисом. А что? Тепло, два бара, поставил его в центре города в месте, где разрешена парковка, и делай дела! Выглядишь сразу статусно, потому как лимузин в качестве офиса не каждый использует. Но как показала практика, возни с таким мобильным «офисом» очень много, в итоге год он простоял у моего товарища в огороде, под сосной... И вот что с ним делать? Я стал предлагать знакомым блогерам различный креатив. Например, красиво разрисовать, сжечь, взорвать или скинуть с обрыва. Денег, которые в него были вложены, все равно не вернуть, да и не было такой цели. Заниматься им — сдавать в аренду или еще как-то монетизировать, мне неинтересно. Основные сложности — нужно получить категорию D и найти стоянку. Просто сдавать лимузин в аренду — вчерашний день. Я посчитал, что это того не стоит.
С парковкой действительно не все так просто. Даже чтобы развернуть Cadillac перед развлекательным центром, его сотрудникам пришлось выкапывать мусорные баки.
— Лимузин действительно очень большой и не совсем приспособлен для узких улиц, — говорит Андрей Воротников. — Управлять им так же, как автобусом. Правда, на автобусе сидишь высоко — всю улицу хорошо видишь. А в Кадиллаке нет этого преимущества: обзор такой же, как и в любом другом легковом автомобиле.
В итоге Cadillac купил блогер Александр Откидач. Вот он привез сыновей на парковку перед своим офисом — показать только что купленный лимузин. Но мальчики не верят, что такая огромная и крутая машина теперь принадлежит им, и просят «покататься уже за рулем».
— Когда мы с моим другом Костей в его дворе откапывали этот Кадиллак из-под снега, то вспомнили, как студентами приехали в наш областной центр: жили в общаге, ели «Роллтон» и не мечтали о лучшем, — улыбается Александр. — Мог ли я тогда представить, что у меня будет свой лимузин? Но как увидел его в сугробе, принял решение за секунды. Теперь он мой. Тут же возникло несколько идей. Первая — повторить опыт Константина. Парковать каждый день в центре города в новом месте и использовать как мобильный офис: поставить кофе-машину, докупить вина и шампанского в бар. И получать от каждой деловой встречи еще больше удовольствия! Потом возникли противоположные идеи: наоборот, угнать в тайгу, поставить печку-буржуйку и сдавать туристам: можно сделать там даже баню. Были идеи разыграть в соцсетях среди своих подписчиков или подарить на юбилей бывшему начальнику. Но потом я опубликовал пост, который получил большую обратную связь. Мне поступило более 300 предложений и идей: сдавать в аренду на свадьбах, возить туристов, поставить большую кровать внутри... Большинство предложений связаны с мечтами о роскоши. Но были чисто практические: прикрепить рекламный баннер, сделать станцию переливания крови или пункт вакцинации. Меня поразил комментарий, который сразу же поставил все на свои места: «Я бы не стал его убивать, скоро это будет уникальная машина, каких в мире по пальцам. Доведи до ума!». И я прежде всего решил восстановить свой Cadillac: внутри он в идеальном состоянии, а вот снаружи появилась ржавчина. Отдам дань уважения этой легендарной машине! Хочу, чтобы этот лимузин стал настоящим городским героем. Я решил не спешить, выбираю пока лучшую идею... А деньги лимузин уже «отбил»: на следующей день после покупки мне предложили сумму вдвое больше, чем я на него потратил.
В результате сегодня Cadillac постепенно набирает своих инвесторов: горожане вкладываются в его ремонт, ожидая, что потом могут на нем покататься во время своих торжеств. Так, компания по автозвуку предложила поставить хорошую аппаратуру — также в зачет будущих поездок.
Александр шутит про свою рискованную покупку, что «по цене двух квадратных метров в любой недвижимости он приобрел 13 метров движимого имущества». Раньше у этого Кадиллака было пять владельцев: видно, что машина многое повидала. Но все, что связано с двигателем, рулевой и подвеской — в хорошем состоянии до сих пор! Например, после годовой стоянки под сосной в огороде Кадиллак сразу завелся в 20-градусный мороз. А вот по кузовщине нужно искать компромиссы. Новый владелец уже привозил нескольких специалистов, но пока не нашел того единственного, кто возьмется за этот сложный апгрейд в условиях всех санкций и операций. «Да еще бы найти сервис, куда можно надолго загнать Кадиллак!» — говорит Откидач.
Пока из всего креатива (который продолжает поступать владельцу) побеждает идея — создать своими руками местную достопримечательность: общегородской лимузин.