Помните электромобиль ГАЗель NEXT Electro, о котором мы писали еще шесть лет тому назад? Его разработала и очень мелкосерийно изготавливает московская фирма «СпецАвтоИнжиниринг». Но поскольку у нее нет своих производственных мощностей, пришлось прибегнуть к аутсорсингу: NEXT Electro собирают на заводе компании «СТ Нижегородец». Понятно, в каком городе).
За шесть лет ГАЗель NEXT Electro, постоянно эволюционируя, разошлась тиражом всего… два десятка экземпляров. Выгоден ли такой бизнес — бог весть, в САИ утверждают, что работают не в убыток. Но в любом случае перспективы электрофургона ценой от 5 до 8 млн рублей в России пока так себе, много не продашь. Выход — в радикальном удешевлении машины. И тут без смены базового шасси не обойтись: заднеприводный УАЗ Профи с двускатной ошиновкой сзади по реальной грузоподъемности приближается к ГАЗели с мостом 4,6, а дешевле более чем вдвое. Плюс оптимизация электропривода. Эти нехитрые соображения и привели к появлению машины «ЭкоАвтоПроф», созданной «СпецАвтоИнжинирингом» в сотрудничестве с «Соллерс Инжинирингом» и «СТ Нижегородец». Хотя вклад «Соллерса» заключается в основном в техподдержке и предоставлении информации — 3D-модели, чертежей узлов и жгутов, технических описаний электронной архитектуры УАЗа Профи. А вот с «Нижегородцем» у САИ паритетные инвестиции в эту машину. Соответственно, и конструкторской документацией они могут распоряжаться совместно. Кроме того, у «СТ Нижегородец» уже есть приличный опыт по сборке электротранспорта. Проект «ЭкоАвтоПроф» задуман в начале лета, а на сборку первого образца ушел всего один месяц.
Очевидно, что столь быстро спроектировать новую машину невозможно, тут речь идет о творческом переносе решений с ГАЗели NEXT Electro и их адаптации к шасси УАЗа. Однако силовая установка в УАЗе совсем другая.
«Сердце» — синхронный электродвигатель с постоянными магнитами одной известной китайской компании (ее попросили не называть). Номинальная мощность — 70 кВт (пиковая — до 150 кВт), момент в пике — 970 Нм. Он сблокирован с одноступенчатым односкоростным редуктором и фактически представляет собой единый модуль с рубашкой жидкостного охлаждения. Раз в 50 000 км владельцам придется ехать на сервис с нехарактерной для электромобилистов просьбой «поменять масло». В редукторе.
На прототип поставили батарею уменьшенной емкости от NEXT electro, на 24 кВт·ч. Это сделано для отладки: просто она оказалась под рукой. Серийные машины планируют комплектовать батареями на 40 кВт·ч или на 80+ кВт·ч. Расчетный пробег, соответственно, 150 и 300 км. В обоих случаях ячейки будут литий-железо-фосфатными (LFP), то есть относительно недорогими. Тяговые батареи собирают сами, на площадке «СпецАвтоИнжиниринга» в технопарке «Мосгормаш». Сейчас рабочее напряжение в системе — 350 Вольт. Но на серийных машинах его увеличат примерно до 375–400 Вольт.
Предусмотрели и подогрев, причем независимый от системы охлаждения двигателя. Охлаждения АКБ нет, в нем создатели просто не видят необходимости.
Компоновка машины такая же, как на NEXT Electro: двигатель с инвертором установлен на подрамнике в центральной части рамы, рядом в раме расположилась батарея. Удалось впихнуть агрегаты между лонжеронами, правда, с доработкой рамы. Но «в высоту» почти ничего не выступает.
В моторном отсеке расположилась силовая электроника.
На первом экземпляре установили бортовое зарядное устройство мощностью 6,6 кВт. Плюс есть функция быстрой зарядки от станций стандарта CCS. Зарядный разъем вывели в отдельный лючок внизу кабины, со стороны водителя. В комплектацию каждой машины будет входить зарядное устройство Wallbox 22 кВт, полностью заряжающее батарейный блок на 40 кВт·ч (это равно пробегу в 150 км) менее чем за четыре часа.
Остальные элементы перешли от NEXT Electro: блоки управления VCU и зарядкой, комбинация приборов, помпы системы охлаждения, насосы ГУР и вакуумного усилителя.
Кондиционера пока нет, его планируют ставить по заказу, как опцию. Решение с электроприводом компрессора отработано на все той же NEXT Electro.
— В этой работе были задействованы конструкторы «СТ Нижегородец». Общая компоновка агрегатов и элементов определялась мной, ребята из «Нижегородца» прорабатывали конкретные детали — кронштейны, подрамник, прочие новые детали из металла и пластика. Да, общая компоновка узлов и агрегатов похожа на NEXT electro. Но конкретные детали, конечно, другие. Что касается электрической схемы, новых жгутов — эти вещи прорабатывались мной и специалистами САИ. Также в зоне ответственности САИ — разработка ПО под новую платформу, тестирование и калибровка.
Сборку машины закончили буквально накануне выставки, не все там сделано так, как хотелось. Понятно, что никаких испытаний не проводили, так, поездили немного. Теперь машину ожидает полный цикл доводки и калибровок. Выйти на сертификацию планируют в начале 2023 года, а ОТТС получат в марте.
Здесь уместно вспомнить презентацию недельной давности: питерский проект EVM Pro.
Почти совпавшие в хронологии проекты электромобилей на шасси УАЗа Профи неизбежно будут играть на одном поле — друг против друга, зубами вгрызаясь в рынок, пока не очень богатый на потребителей такой техники. Создатели EVM Pro рассчитывают продавать 1000 машин в год (в перспективе — до 5000), для «ЭкоАвтоПрофа» заявлены 500–700 штук. В обоих случаях обозначенный объем — точка окупаемости. То есть больше — можно, меньше — нельзя, невыгодно. Значит, битва грядет знатная. Хотя…
Когда в «СпецАвтоИнжиниринге» сделали и продали несколько экземпляров ГАЗели NEXT Electro, ГАЗ вроде спохватился и быстро спроектировал собственный вариант электрической ГАЗели. Казалось, это именно то, что нужно рынку, сейчас попрет. И что? ГАЗ так и оставил свою машину в качестве потенциально серийной, ее просто никто не покупает, только два «шаттла» возят пассажиров из нижегородского аэропорта в город. 20 проданных за шесть лет NEXT Electro — тоже смешной результат. Заметьте, ни ГАЗ, ни САИ не пытались даже войти в госпрограммы, которые позволяют рассчитывать на субсидии покупателям и компенсировать утилизационный сбор. Видимо, все взвесили — и поняли, что не вытянут обязательства по СПИКам.
Но сейчас ситуация все-таки иная. Общедоступная зарядная сеть развивается, ДВС под натиском экологов во многих странах сдает позиции. Электромобиль перестал быть нишевым продуктом. И вот уже EVM Pro подписывает обязательства по СПИКу, сочтя, что сможет их выполнить даже при тираже в тысячу машин. Знаете что? «СпецАвтоИнжиниринг» тоже хочет подписать СПИК. Вроде бы время упущено, официально Минпромторг «закрыл калитку» еще в начале года. Но Снежана Трантина, замгендиректора САИ, говорит, что возможность такая обсуждается.
Все решит цена? Как сообщила Снежана Трантина, «ЭкоАвтоПроф» выходит минимум на 25% дешевле ГАЗели NEXT Electro. Это значит, что можно рассчитывать на 4–4,2 млн рублей. Да, вероятнее всего, это будет цена без зарядного устройства и с батареей на 150 км пробега. А «фулл опшин» подтянется к 4,5 млн, то есть к цене EVM Pro.
Опять паритет.
EVM Pro сложнее, там более удобный отопитель (дизельный, не отнимающий энергию от тягового привода), есть кондиционер. В конце концов, EVM Pro выйдет на рынок раньше, до конца года сделают 30–40 товарных экземпляров. И там уже очередь выстроилась из лизинговых компаний, жаждущих эксклюзивных прав. Но двигатель собственного изготовления, не прошедший апробацию тиражированием (непонятно, смогут ли обеспечить одинаковое качество для каждого выпущенного экземпляра) — потенциально уязвимое место, в случае проблем он отбросит проект на несколько месяцев назад и потребует дополнительных инвестиций в реинжиниринг. Это же относится и к силовой электронике, которую питерцы замыслили производить самостоятельно.
«ЭкоАвтоПроф» проще, даже кондовее, построен на проверенных решениях. Двигатель у него крупносерийный, неожиданностей не обещающий. Если перейдут на российские железо-фосфатные ячейки, то это будет существенным козырем в подсчете объема локализации. У «Нижегородца» явно больше производственного опыта, чем у питерского стартапа. Но… в машине не видно смелых и элегантных технических решений, коих в достатке у EVM Pro. Который спроектирован интереснее, смелее.
Вновь паритет.
EVM Pro обласкан Минпромторгом, в министерстве проект знают, следят и по мере необходимости помогают. САИ только планирует обратиться за господдержкой. Но питерцы уже заработали несколько отрицательных очков в глазах высших чиновников, оттянув запуск, увеличив цену и до сих пор публично не раскрыв источник инвестиций. А в случае с САИ все понятно: у них есть другие бизнесы, прибылью от которых финансируются эксперименты в автопроме. Но, кажется, финансовые возможности одной только САИ скромнее, чем конгломерата инвесторов EVM Pro. И тут может помочь «СТ Нижегородец», известная и стабильная фирма. У нее, правда, тоже наступили тяжелые времена: с рынка исчезли шасси Ford Transit и Iveco Daily, на которых нижегородцы строили свои автобусы. Теперь придется переориентироваться на «китайцев».
Не смейтесь: паритет еще раз.
Кажется, любое сопоставление этих двух проектов неизбежно будет приводить нас к равновесной оценке: в чем-то силен EVM Pro, где-то выигрывает «ЭкоАвтоПроф». Тут уже вопрос не в сферической конкуренции в вакууме, а в самой потребности рынка в таких машинах. Решать будут не вендоры, решать будет потребитель. Оба проекта потенциально работоспособны, оба могут стать хорошим бизнесом. И оба могут провалиться на очередном этапе снижения цен на нефть или если окажется, что у государства есть более важные направления денежных трат, чем поддержка процесса электромобилизации.
Как бы история ни развивалась, у нее есть неявный бенефициар, почти однозначно оказывающийся в выигрыше. Это УАЗ. Вдруг свалившиеся на него покупатели шасси довольно существенно поддержат завод. А ведь Ульяновский автозавод работает еще минимум с двумя электромобильными проектами. И может статься, что в какой-то день «передельщики» начнут выкупать очень значительную часть ульяновской продукции.