Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Вот этот автомобиль соседа-отделочника, Рено Сандеро с пробегом «за 200», уже не раз встречался на страницах блога. Помните историю с отломившимися болтами крепления кронштейна коробки передач?
Жизнь у машины нелегкая: она постоянно перевозит то отделочные материалы, то разнообразные рабочие отходы, то трех детишек ее владельца. Еще неизвестно, что для нее тяжелее! Хозяин Сандеро еще пару лет назад планировал купить «обновку», однако получилось почти как в старой песенке:
…Но что-то его удержало.
Может быть, трое детей.
А может быть, директор школы.
Только на этот раз роль директора школы исполнили стабильно растущие ценники в пустеющих автосалонах. Во время очередной поездки в пункт приема металла клиент неудачно преодолел бордюр, оторвав не только тот самый кронштейн коробки, но еще и сильно повредив приемную трубу. Система выпуска самых популярных у нас Рено представляет собой полностью неразъемную конструкцию без единого стыка, а замена ее отдельных элементов производится исключительно «хирургическими» методами. Из-за этой очень условной «ремонтопригодности» хозяин Сандеро первоначально сам заварил те трещины в приемной трубе, к которым смог подобраться, и больше года проездил так. Но когда прогорел и резонатор, он уже не выдержал, купил все части выпускной системы, разнообразный специальный крепеж, необходимый для монтажа, и приехал в мастерскую.
Чтобы снять старые детали, машину пришлось подвергнуть быстрой и безжалостной «вивисекции».
А вот установка «обновок» оказалась не столь простой. Для начала выяснилось, что крепеж, прилагавшийся к новой прокладке приемной трубы, лишь слегка напоминает тот, который должен быть.
Хотя все детали новой выпускной системы были приобретены в одном магазине сразу, одним комплектом, диаметр приемной трубы оказался заметно меньше, чем размер соответствующей трубы резонатора. Причем разница в диаметрах была продумана производителем так «грамотно» и «точно», что прилагавшаяся соединительная трубка с хомутами, устанавливаемая поверх стыка, на приемной трубе обеспечить плотное соединение заведомо не могла. Образовавшаяся при затяжке хомутов щель (красная метка на фото ниже) гарантировала безобразный звук выхлопа.
Упрямый стык все же удалось «победить» при помощи герметика и еще одного хомута, установленного поверх проблемного места.
Ну а с задней частью глушителя все оказалось очень просто: несуразные габариты и форма вообще не позволили его установить. Других вариантов клиент так и не нашел, поэтому в качестве временной меры было решено использовать часть «родного» глушителя. «Пристрелка» по месту, несколько широких взмахов «болгаркой», и старый глушитель вернулся в «родную гавань».
Хорошей новостью оказалось то, что диаметры труб старого глушителя и нового резонатора совпали идеально.
А плохой новостью стал конденсат, уверенно закапавший прямо из швов нового резонатора, как только завели мотор. «Качество» с большой буквы «К», оно, знаете ли, может проявиться не только в диаметрах и прочих размерах!
В тот день надо было еще заменить правый рычаг и заклинившие тросы «ручника», установленные не так уж и давно взамен хорошо послуживших заводских. Во время прошлого ремонта хозяину Сандеро продали эти тросы на пару сантиметров длиннее, чем «родные». Это был тот случай, когда размер имел значение, и добиться правильного натяжения «ручника» удалось только после установки дополнительных самодельных втулок на оболочки. Насколько долговечным было это решение, проверить не удалось — тросы заклинило раньше, чем они вытянулись. Наученный горьким опытом владелец Рено на этот раз подбирал новые тросы по длине сохранившегося старого заводского, и самой доступной опять оказалась продукция наших китайских «братьев». Их «земляком» оказался и новый рычаг.
Заменить тросы «ручника» и рычаг подвески — дело недолгое, и наконец-то многострадальный Сандеро покидает мастерскую. Но, как оказалось, лишь для того, чтобы через несколько минут вернуться из-за периодического и очень необычного резкого скрипа в передней части машины. До ремонта его определенно не было. Неужели я не затянул как следует крепеж рычага при его замене? Рено снова заезжает на подъемник. При осмотре «с пристрастием» выяснилось, что кромка нового рычага при ходе вверх в некоторых положениях задевает за подрамник! На фото ниже «проблемная зона» отмечена красным.
Дело происходило в субботу вечером, и автомагазин, так удачно продавший эту китайскую копию рычага, уже не работал. Перспектива оставить машину в мастерской, а затем, опять заплатив за снятие-установку детали, в понедельник добиваться магазинной справедливости, клиента не обрадовала, и он попросил сделать хоть что-нибудь. Что ж, пришлось слегка «подкорректировать» пышные формы рычага при помощи кувалды и «болгарки». Напомню, что в нынешнем сезоне это уже третий вид брака на новых рычагах для Рено Логан–Сандеро–Ларгус. Помните тот самый первый, обнаруженный еще весной, когда клиент приобрел вроде бы румынский рычаг, у которого на пальце шаровой опоры отсутствовала проточка под фиксирующий болт?
Затем соседний автомагазин развернул бойкую торговлю рычагами, которые были очень похожи на настоящие и даже сопровождались гордой, но странной двуязычной надписью «Renault-оригинал» в товарном чеке. Однако они не влезали в подрамник Рено из-за неправильно запрессованных сайлент-блоков, слишком глубоко утопленных в проушины рычагов.
Клиенты не раз приносили такие рычаги. Забавно, что магазин вел торговлю по принципу Бывалова из классической комедии «Волга-Волга»: возьмите у них этот брак и выдайте им другой! В этом году иных рычагов там в продаже вообще не было. Как сказал товаровед магазина, поставщик в ответ на претензии бесхитростно предложил им самостоятельно выбивать злополучные сайлент-блоки и затем запрессовывать их правильно. А в самом деле, может так и надо вести дела в наше суровое время, сославшись на модный в определенных кругах лозунг «Начни с себя»?
Надо сказать, что в эти дни Рено оказались чемпионами по расширению личных горизонтов познания того, насколько «аналоги» могут отличаться от оригинальных деталей. Например, вот на этом Ларгусе надо было заменить стойки, колодки с тормозными дисками и еще кое-что по мелочи.
Несмотря на не самое благородное происхождение запчастей…
…все шло неплохо до тех пор, пока ремонт не вышел на финишную прямую. Неожиданно после затяжки колесных болтов машина не смогла тронуться из-за заклиненных передних колес! Это было тем более удивительно, что сразу после установки дисков и колодок валы проворачивались безо всяких усилий.
Вскоре стало понятно, что колесные болты при полной затяжке, проходя насквозь через тормозной диск и ступицу, упираются в поворотный кулак. На их торцевых поверхностях появились характерные блестящие следы.
Видимо, тормозные диски в своих посадочных местах оказались чуть тоньше стандарта. Пришлось все колесные болты немного укоротить. На фото ниже красным отмечен «родной» болт со следами контакта с поворотным кулаком, а зеленым — его уже «модернизированный» на наждаке собрат.
Ну а вот этот Ларгус тоже оказался в мастерской для замены стоек. Его хозяйка не поскупилась и приобрела не самые дешевые стойки. Если верить этикеткам — немецкие, да и цена вполне этому соответствовала.
На сайлент-блоках задних стоек производитель явно сэкономил. Сравните размер старых «родных» и новых «аналогов».
Исключительно бережливый подход к использованию металла виден на примере крепежа верхней части задних стоек. На фото ниже красным отмечена новая стойка с «игрушечной» гаечкой М8, а зеленым — старая стойка с куда более солидной гайкой.
Но самое забавное произошло, когда одна задняя стойка уже была благополучно установлена и пришел черед второй. В ее комплекте не было гайки штока, но разве это может быть проблемой в мастерской, где разнообразных гаек М8 с полкило точно наберется? Однако неожиданно оказалось, что они категорически отказываются навинчиваться на шток по одной простой причине: резьба на нем не М8, как у «партнерши», а М9! Две стойки с одинаковой маркировкой для одной и той же машины, но с разной резьбой на штоке — и сделаны в Германии? Ага… Несмотря на то, что шток заводской задней стойки Рено тоже диаметром 9 мм, резьба на нем с другим шагом и использовать «реношную» гайку не получилось.
Не подошли и похожие гайки, припасенные как раз на такой случай во время старых ремонтов. К счастью, продавший эту «эксклюзивную» стойку магазин был неподалеку, там нашли точно такую же, но с резьбой М8. Ох уж эти «немцы»!
В неприятные ситуации с запчастями, конечно же, попадают не только владельцы Рено. Сосед-таксист для своей Хендэ Элантры этой весной купил недорогой рычаг в ближайшем представительстве известного интернет-магазина. У старого на одной из ям оторвался кронштейн крепления стойки стабилизатора. Сварка не помогла и рычаг решили заменить. Как и в случае с Рено, «аналог» стоил около 2500 рублей, то есть примерно в три раза дешевле «оригинала». Вот только прослужил он совсем недолго, до первого чувствительного ухаба. К привычно оторвавшемуся кронштейну стойки стабилизатора добавился еще и лопнувший сразу в нескольких местах сайлент-блок.
Интересно, что в подобных случаях настоящий «заводской» рычаг обычно оказывается прочнее, чем стойка стабилизатора.
В магазине происшествию не удивились («что же вы хотели, это же Китай») и подобрали новый рычаг получше. Посмотрим, сколько прослужит…
Заодно клиент купил тросы «ручника». Оригинал и в этом случае оказался слишком дорогим, был приобретен аналог, как уверял продавец, якобы немецкий. Однако в наименовании производителя улавливался явно не германский акцент…
Поэтому не оказалось большой неожиданностью то, что внутри упаковки с левым тросом находился правый. К счастью, разница между ними для этой Элантры всего лишь в ориентировке кронштейнов их крепления. По нынешним временам сущие пустяки.
Производители автоподделок также любят изготавливать наборы мелкого крепежа, очень похожие на настоящие. Сделать их просто, себестоимость копеечная, а продать можно за вполне ощутимые деньги. Вот для этого Матиза хозяйка вместе с задними колодками и тросом «ручника» приобрела также комплект пружинок для их монтажа. «Родные» детали давно превратились в комки ржавчины.
О том, как меняется на Матизе трос «ручника», проходящий справа в закоулках между днищем машины и бензобаком, насколько красочными выражениями сопровождается эта работа и в какую сумму это удовольствие в итоге обходится клиенту, поговорим когда-нибудь в другой раз. А сейчас предлагаю «полюбоваться» на разницу в размерах и формах пружин для задних колодок, оказавшихся в не самом дешевом, но не оригинальном наборе.
Общий принцип подхода к изготовлению ясен: пружины не совпадают с оригинальными по длине, а если вдруг и совпадают, то направления крючков и зацепов разные.
Несуразный и порой совершенно дурацкий крепеж — характерная особенность запчастей-«аналогов». Типичный пример — недорогие запчасти для старенького Опеля Корса.
Шайбы, прилагавшиеся к болтам крепления шаровых опор (красная метка на фото ниже), были настолько малы, что при затяжке могли провалиться внутрь отверстий в опорах. Поэтому пришлось, порывшись в закромах мастерской, подобрать крепеж подобротнее (зеленая метка).
Может сложиться впечатление, что покупка подобного хлама — удел владельцев поношенных иномарок, а вот на Ладу можно всегда приобрести заводской оригинал от поставщика комплектующих на заводской конвейер. По крайней мере, именно так утверждают упаковки.
Но, как известно, внешность бывает обманчивой. Вот на мелкое ТО клиент пригнал свою «семерку». На упаковке маятникового рычага жизнеутверждающих надписей хватает.
Однако в итоге получилось почти как в старом анекдоте про обработку напильником. Почти — потому что напильник понадобился еще перед сборкой.
Сейчас множество запчастей для Лады делается в Китае, и цены на них очень привлекательны. Неудивительно, что вот так выглядит типичный набор деталей, приобретенный одним из клиентов для своего ВАЗа. Из отечественного там только опора карданного вала.
А вот какой при этом получится пробег машины до следующего ремонта — тут уж как повезет.
Причина всех этих несуразных покупок одна: стремление автовладельцев сэкономить, и торговля это чутко улавливает. Именно поэтому оптовые базы и магазины в хорошем темпе выкладывают на свои прилавки все больше и больше недорогих изделий отвратительного качества вместо нормальных запчастей. С точки зрения мастерской тенденция хорошая и полезная, гарантирующая стабильный заработок. Причем для автосервисов в таком положении дел кроется аж тройная выгода. Во-первых, зачастую автомобилисты не справляются сами с установкой сомнительных деталей и лишний раз заезжают в мастерскую. Во-вторых, все дополнительные «нюансы» сборки всегда оплачивает клиент. Ну и в-третьих, срок службы подделок вряд ли будет большим, и клиент вскоре наверняка вернется. А что может быть лучше в наше время для механика, чем уверенность в завтрашнем дне?
Ну а какой же выход-то для покупателя из всей этой ситуации? Сиюминутное решение подсказывает Капитан Очевидность: не выбирать запчасти по минимальной цене. Помните клиента-рекламщика с Ниссаном Ноут и Хендэ Элантра, который приезжал в мастерскую на большой ремонт этой весной, и сколько потом прослужила самая дешевая верхняя опора передней стойки? Поэтому неудивительно, что когда на его Ноуте развалился глушитель, он подошел к выбору куда более основательно.
Одна эта деталь стоит в полтора раза больше, чем заплатил за всю выпускную систему многодетный владелец того самого Рено Сандеро из этого же выпуска блога. Увы, но качество бесплатным не бывает, и особенно сейчас. Конечно, высокая цена не всегда гарантирует идеал, но все же обычно она сокращает вероятность приобрести негодные запчасти.
Глобально же остановить стремительно распространяющуюся у нас пандемию подделок и брака могут лишь старые, проверенные поколениями средства.
Хотя нет, даже это вряд ли поможет. На самом деле все наладится только тогда, когда производители запчастей увидят, что на рынке растет спрос на качество, а не на минимальную цену. Когда восстановятся нормальные торговые связи и множество конкурирующих друг с другом как иностранных, так и отечественных заводов будут стремиться предложить покупателю изделия наилучшего качества, а компетентные органы усложнят выход на рынок откровенных фальшивок. Разумеется, все это заработает только в сочетании с неуклонным ростом доходов автомобилистов, позволяющим выбирать наилучшие детали, не приходя в шок от их стоимости. Именно тогда у нас появится выбор не между плохим и отвратительным, а между отличным и замечательным. Лишь бы не получилось по классику:
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.