В этот раз мне повезло: всего через пару километров за отелем с местом за 5000 рублей возле трассы обнаружил еще одну гостиницу, не отмеченную ни на интернет-карте, ни в сервисе бронирования гостиниц. И там нашелся номер с собственным санузлом и душем — и всего за 2000...
Да, от подобных форс-мажоров с ночлегом в дальней дороге на сто процентов не застрахуешься. Однако свести к минимуму риск заночевать в машине (если, конечно, вы изначально не планируете такой вариант) все же можно. Об этом, а равно и о некоторых других нюансах при планировании дальних поездок на машине я и хочу поведать.
Автотуризм — безусловно интересный вид отдыха. Он позволяет за один раз посетить разные и многие регионы и города, увидеть ближе местные достопримечательности, оценить разнообразие природы и просто быть независимым от сложившихся туристических маршрутов и расписаний. Такую поездку можно организовать как в режиме «галопом по Европам» (половину дня едем до очередного города, вторую половину — гуляем, ночью отдыхаем, а с утра — движение до следующей точки маршрута), так и в более спокойном, прогулочном темпе (выделяя на знакомство с новыми местами как минимум по два-три дня). Однако подобные путешествия с множеством остановок по пути обычно планируют заблаговременно: вы точно знаете, где будете в тот или иной день и, соответственно, можете заранее бронировать гостиницы, а также билеты на развлечения (концерты, аттракционы, экскурсии).
Другое дело — поездка в режиме «перегон». Это может быть и перегон в прямом смысле (купленного автомобиля), и срочная командировка (когда в нужном направлении нет альтернативы автомобилю или нет билетов на требуемые даты). И способ экономии: семейное путешествие на машине может обойтись существенно дешевле авиаперелета и быть сопоставимо по расходам с поездом. Минус поездки на автомобиле — «работа» водителем все время движения. Зато в плюсах окажется не только сохранение мобильности на время отдыха, но и свобода выбора — как маршрута, так и графика движения.
Собственно, опытом планирования именно автомобильных «перегонов» — в том числе и в рамках блогов наших редакционных автомобилей — я и хочу поделиться в данной статье. Мой «километраж» поездок — от нескольких сотен до 10 000 км в одну сторону, семьей и в одиночку. Иногда — не только летом… Надеюсь, что накануне летнего отпускного сезона этот опыт будет кому-то полезен!
Кстати, режим «перегона» вовсе не означает, что всю дорогу вы будете сидеть в машине и не видеть ничего, кроме придорожных пейзажей: в каждый из дней в пути можно запланировать по одной-две остановки возле достопримечательностей по маршруту или даже сделать небольшой крюк к месту, где давно хотели побывать, но до сих пор не получалось.
Собственно, маршрут поездки становится первым вопросом, который надо решать при планировании путешествия-перегона. Выбора дороги нет разве что в Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке — то есть за Уралом. А вот в европейской части страны так или иначе всегда можно найти альтернативу наиболее короткому, но не всегда интересному (или дорогому в случае с платными трассами) маршруту.
К примеру, по пути из Москвы на восток (и обратно) я с некоторых пор предпочитаю так называемый «северный» маршрут — мимо Ярославля, через Кострому, Киров, Пермь, Екатеринбург и Тюмень. Здесь мне нравится меньший трафик и относительно небольшое количество населенных пунктов с ограничениями скорости. Но на менее востребованной дороге бывает больше претензий к состоянию асфальта, а большие расстояния между городами и поселками подразумевают меньшее количество гостиниц, кафе и даже заправок.
На «главных» федеральных трассах восточного направления (М-5 и М-7) с инфраструктурой никаких проблем нет. Зато само движение требует большей внимательности и быстрее утомляет: по пути очень много камер контроля скорости, а основную часть времени движения вы ожидаете возможности для обгона фур и неспешных ГАЗелек, поставленных на «дальний бой» в пику системе «Платон».
Какой вариант выбрать при наличии такой возможности — тихие альтернативные дороги или наиболее короткий путь по «федералкам» — решать вам исходя из собственных предпочтений. По времени заметный выигрыш дают только скоростные магистрали — в обмен на плату за проезд и повышенный расход топлива. Альтернативные региональные дороги — вариант для экономных или для тех, кто хочет ближе узнать жизнь глубинки.
Исходя из маршрута, можно планировать время на дорогу. А оно напрямую зависит не только от ваших водительских способностей, но и от физических возможностей. Ключевой вопрос: какое расстояние вы можете проехать за один день? В случае неспешной поездки от города к городу, с остановками в каждом на один–три дня, особых сложностей в планировании нет: расстояние между крупными областными/краевыми/республиканскими центрами чаще всего лежит в пределах от двух-трех до пяти-шести сотен километров. Больше — редко и в основном за Уралом или на Севере: например, перегон между Красноярском и Иркутском в 1050 км или между Читой и Благовещенском, где требуется преодолеть 1530 км.
Чего точно не стоит делать — ставить рекорды суточного пробега. Да, перед одним-единственным днем можно хорошо отдохнуть, собраться и проехать не менее полутора тысяч километров и даже больше: в интернете немало отзывов о поездках в один присест от Москвы до Сочи (1630 км) или до Астрахани (около 1400 км), например. Но даже к концу этого единственного дня ваше внимание будет сильно ослаблено, может заболеть не привыкшая к столь длительным поездкам спина, физически устать руки и даже глаза. Я не говорю уже про случаи, когда водитель банально засыпал за рулем.
Именно поэтому в дальних автопутешествиях или перегонах, когда путь до точки назначения превышает полторы–две тысячи километров, я советую не планировать более 1000–1200 км за один день. Стайер никогда не бежит с максимальной отдачей здесь и сейчас, он бежит так, чтобы хватило сил на всю дистанцию.
Еще один важный момент — скорость движения. В России до сих пор крайне мало магистралей, на которых официально разрешено (и, что немаловажно, относительно безопасно!) ехать быстрее 90 км/ч. К таковым можно отнести платную трассу М-11 «Нева» (Москва — Санкт-Петербург), некоторые участки платной же трассы М-4 «Дон» (Москва — Новороссийск) и отдельные участки бесплатных федеральных трасс под Челябинском, Кемерово или Владивостоком. Если вы не планируете собирать штрафы с камер за превышение или не имеете на машине устройства (незаконные!) для сокрытия госномеров, то ваш скоростной предел составит максимум 110 нештрафуемых километров в час. Но в среднем — и того меньше, поскольку на подавляющем большинстве федеральных трасс вы будете постоянно нагонять неспешные грузовики и терять время в ожидании возможности их обогнать.
А ведь на трассах немало и локальных ограничений скорости (например, на участке Омск — Новосибирск часто встречаются знаки «70»), а в населенных пунктах скоростной лимит падает до 60, а иногда и до 40 км/ч (и это на федеральных трассах, к слову!). Не говоря уже про участки, где проводится дорожный ремонт. Неудивительно, что даже если разогнаться на свободных отрезках дороги до 150 км/ч, средняя скорость движения все равно окажется в районе «сотни», а чаще и до нормативных 90 км/ч не дойдет. Таким образом, планируемые на день 1000–1200 км пути вы вряд ли преодолеете быстрее чем за 10–12 часов. И это без учета остановок на заправки, обеды или по другой нужде.
Добавьте к этому долговременную повышенную концентрацию внимания, необходимую для даже условно безопасного движения с таким превышением, а также вероятность дорожного форс-мажора — начиная от недавно появившейся ямы на дороге и заканчивая совсем не условным риском сбить выскочившее на дорогу животное (например, лису, не говоря уже о пресловутом лосе) — и преимущества быстрой езды в дальней дороге становятся как минимум спорными.
Тезис о постоянной концентрации внимания — не просто слова. Так, при перегоне редакционного «Москвича» на Дальний Восток в предпоследний день пути я едва не проморгал лобовое столкновение, слишком широко (близко к осевой) заходя в ходовой правый поворот и лишь в последний момент заметив, что встречный автомобиль «режет» этот же поворот частично по моей полосе.
Но и без этого во время своих первых дальних поездок мне доводилось испытывать и склонность ко сну за рулем, и физическую усталость. Особенно пугающе выглядела усталость глаз — в такие моменты пропадают бинокулярное зрение и резкость, а более-менее четкая «картинка» остается, только если смотреть на дорогу одним глазом. Бороться с этим можно, если заблаговременно делать разминку для глаз: смотреть не только на дорогу перед капотом, но и вдаль, а также на приборную панель — то есть регулярно менять фокусное расстояние.
Рецептов борьбы с сонливостью больше. Самый главный из них — хорошо отдохнуть перед стартом 😊 Кстати, именно поэтому я не советую планировать излишне длинные перегоны на один день — в дальней многодневной дороге важно рассчитать силы на весь путь и хорошо высыпаться каждую ночь. Но если дремота все же застала в пути, то оптимальным решением будет остановка и небольшой отдых. На самом деле небольшой: достаточно в то время, когда вы начинаете чувствовать реальную сонливость, просто остановиться и дать организму задремать буквально на 15–20 минут — и потом можно нормально ехать дальше как минимум час–полтора, а то и весь оставшийся день.
Если остановиться негде или необходимо доехать последние километры (не более получаса–часа по времени), хорошо поможет… жевание чего-либо. К примеру, я предпочитаю на такой случай иметь под рукой пакетик с орешками (кешью или арахис): пока вы что-то жуете, заснуть весьма проблематично даже в конце напряженного и длинного дня за рулем. А вот от модных «энергетиков» особого проку нет: эффект бодрости если и появляется, то ненадолго. Да и кофеин с таурином в больших дозах вредны и даже опасны.
Экономия за счет автопутешествия может быть нивелирована непредвиденными расходами на дорожные штрафы. Чаще всего они приходят с камер видеофиксации. Причем не только в населенных пунктах или рядом с ними, но и на достаточно удаленных, свободных и, казалось бы, совершенно безопасных участках загородных трасс. Я уже упоминал про ограничения в 70 км/ч, встречающиеся на трассе Омск — Новосибирск. Само собой, в этих местах установлены и камеры контроля. Точнее — металлические ящики у обочины. Не во всех из них окажется работающая камера. Зато такие камеры встречаются и на участках с ограничением в 90 км/ч.
Самое интересное, что вы можете всю дорогу ехать, не превышая нештрафуемый лимит в +20 км/ч, но попасть в объектив в момент обгона очередной фуры. Тут дело в том, что даже если большегруз едет медленнее предписанных 70 или 90 км/ч, трафик на дороге часто такой, что совершить обгон реально только с превышением разрешенной скорости. Да, кратковременно. Но именно в такой момент вы и получите штраф, поскольку переносные радары нередко ставят в конце или в середине прямых и ровных участков, где водитель не успевает сбросить скорость после быстрого обгона.
Еще одна «штрафоопасность» может ждать там, где установлены временные знаки ограничения скорости. Если на таком участке на самом деле идут дорожные работы, то проблем, как правило, не бывает — организация движения или состояние дороги не позволяют ехать быстро. Но там, где ремонт уже закончен, однако знаки еще не убраны, риск попасть на штраф возрастает из-за того, что несколько лет назад в России разрешили фиксировать камерами нарушения и на участках с временными ограничениями.
Что касается патрулей и засад ГИБДД, то здесь чаще всего контролируется соблюдение правил обгона и выезд на встречную полосу движения. Совет тут только один: не обгонять, если не уверен, что маневр разрешен и что вы успеете завершить обгон до начала сплошной линии разметки и знака запрещения обгона. А поскольку данные нарушения фиксируют живые сотрудники, у торопыги есть реальный шанс остаться без прав.
Известный совет — выбирать кафе, возле которых много дальнобойщиков — в целом верен. Но не всегда возможен. Почему? Да потому что дальнобойщики тоже в большинстве своем предпочитают ехать днем, а ночью отдыхать. При этом у них есть возможность спать в кабине — то есть определяющим фактором выбора места для ночлега может стать не вкусная еда в кафе, а наличие удобного места для парковки фуры. Хотя, конечно, возле хороших кафе/столовых и фур ночует больше. Но то — вечером или утром. А вот днем дальнобойщики едут и останавливаются специально для перекуса только у действительно хороших кафе, которых по факту очень немного.
Кстати, в населенных пунктах индикатором приличной или недорогой еды могут стать… машины полиции у заведения общепита: я так присмотрел недорогую столовую в Кемерово.
И не стоит уезжать при виде очереди в придорожном кафе: востребованность пункта питания будет гарантией того, что вы не получите невостребованное вчерашнее блюдо, пролежавшее ночь в холодильнике.
А вот с поиском и выбором гостиницы ориентироваться на количество дальнобойщиков уже не стоит. Во-первых, многие водители большегрузов, как я уже говорил, спят в машине, и возле большой стоянки с фурами может оказаться только кафе, но не гостиница. А во-вторых, большегрузы нередко даже летом ночуют с работающими моторами, поэтому большая стоянка с фурами возле гостиницы может доставить дискомфорт или вовсе лишить нормального отдыха. Поэтому предпочтение стоит отдавать тем гостиницам, где стоянка для грузовиков расположена в стороне, не под окнами номеров.
Еще один аспект поиска ночлега — своевременность. Одно время я предпочитал двигаться по маршруту буквально до темноты. Однако с наступлением сумерек найти гостиницу со свободными номерами или спальными местами сложнее — ведь и другие путешественники в это время думают об отдыхе. Поэтому я начинаю искать ночлег при первых признаках сумерек или даже чуть пораньше. В качестве компенсации предпочитаю ранний подъем, встречу рассвета в дороге и лишний час-другой движения по совершенно пустой трассе — пока остальные досматривают свои сны.
Конечно, можно попробовать забронировать номер или койко-место в гостинице заранее. Но это хорошо только в том случае, если вы точно уверены, что доедете до места предполагаемого ночлега (не забывайте, что в дороге возможен любой форс-мажор — вплоть до полного перекрытия трассы из-за стихийного бедствия или аварии).
На самом деле предусмотреть абсолютно все невозможно. Но если вы знаете, что ваш автомобиль немного подъедает масло — взять в дорогу «литрушку» на доливку лишним никогда не будет. Так же, как и хотя бы минимальный набор инструментов с парой отверток, пассатижами, двумя-тремя гаечными ключами, заточенным ножом, несколькими хомутиками и, конечно, изолентой — куда же без нее! 😊 Не будет лишним и емкость с омывателем стекла (знаете, сколько мошкары иной раз убивается о стекло? — устанете отмывать!). А лучше — концентрированный «стекломой» в бутылочке с ручным распылителем: он и с лобового стекла поможет оттереть насекомых, и фары бережнее очистит, не царапая посуху их пластиковый рассеиватель.
Для водителя и пассажиров не будет лишним сухпаек (не всегда есть возможность сделать остановку в пути на полуденный ланч). Главное — еда не должна крошиться или брызгаться — иначе к концу поездки салон превратится в неприбранную кухню. И обязателен некоторый запас воды: дорожный затор, перекрытие трассы — без воды в таких ситуациях очень непросто (она же, кстати, и на доливку в омыватель, и даже в двигатель в безвыходной ситуации пойдет). Также не стоит пренебрегать теплой одеждой по сезону: как уже говорилось, от ночевки в машине на 100% застраховаться нельзя, а ночи в России даже летом могут быть холодными.
И конечно, не стоит забывать своевременно заправлять машину! Многие будут удивлены, но на просторах нашей необъятной немало мест, где между ближайшими заправками окажется несколько десятков (и хорошо если не две-три сотни!) километров. Привычка ездить до загорания контрольной лампочки резерва топлива может обернуться остановкой на дороге с пустым баком. Мое правило, наработанное в том числе и опытом доезда «на парах», предписывает думать о дозаправке, когда бензина остается менее половины бака, и заправляться на любой заправке (пусть даже на несколько литров — чтобы доехать до хорошей АЗС), если в баке остается менее четверти.
Мы все привыкли за последние годы, что федеральные и региональные трассы перестали быть объектами особого криминального внимания. Но, как показывает практика, любые экономические или социальные осложнения в стране обязательно ведут и к росту опасности — как со стороны криминала, так и по риску попасть в ДТП (пример — статистика аварийности на дорогах за 2022 год). Поэтому элементарными мерами безопасности пренебрегать не стоит. Я даже не о том, чтобы не болтать о целях своей поездки с незнакомцам или просто в людных местах. Тут все проще и сложнее одновременно.
Про техническое состояние автомобиля я промолчу. Но многие ли помнят об обязанности в темное время суток или при недостаточной видимости выходить из машины на дорогу только в жилете или куртке со световозвращающими элементами? А ведь он может служить и сигналом о помощи для других водителей (если, к примеру, жилет повесить на наружное зеркало).
Еще один лайфхак: при аварийной остановке соответствующий знак имеет смысл устанавливать на… запасном колесе! Его более высокое положение будет заметнее для других водителей, а если даже кто-то и наедет на него, просто так уехать и оставить вас с разбитым знаком будет сложнее — ведь он в этом случае не просто повредит аварийный «треугольник», а наскочит на ваше колесо.
А еще в целях личной безопасности при поездке в одиночку (и не только!) стоит договориться с родными/друзьями о каком-либо кодовом слове при опасной ситуации. Это может быть абсолютно любое слово. Главное, чтобы ваш собеседник знал, что если вы его произносите в разговоре — что-то идет не так и вам нужна помощь. Подобная договоренность могла бы спасти жизни аниматоров на Кубани, когда и они, и им звонили (и еще дозванивались!) родные…
Впрочем, не будем думать о плохом: планируя перегон или автопутешествие, надо всегда рассчитывать на лучшее — ровную ленту асфальта, полный бак топлива, хороших попутчиков, отдающих честь инспекторов ГИБДД 😊 И конечно, на новые впечатления и удивительные пейзажи нашей на самом деле очень большой и красивой страны!