Перед тем как перейти к прогнозам на осень, посмотрим, изменились ли рекомендованные розничные цены на новые машины за первое полугодие 2023 года — с конца декабря 2022-го по конец июня 2023-го. Для этого вооружимся данными мониторинга, переданными в редакцию аналитическим агентством «Автостат». Почему мы обращаем внимание именно на РРЦ, а не на живые цены? Дело в том, что первичную реакцию на рыночные факторы дает именно представительство, уплачивая тот же утильсбор при растаможке и включая его в отгрузочную цену для дилера, которую — как нам многократно подтверждали участники рынка — представительство может повышать хоть ежедневно.
Как мы видим, цены хоть и немыслимо высокие по меркам двухлетней давности, но хотя бы относительно стабильные. Но и эта хрупкая стабильность может скоро закончиться. Обратимся за мнением к нашим экспертам.
— Утильсбор увеличили в самый неудачный момент, который только мог быть. Во-первых, слабый рубль, во-вторых, полная неопределенность с политической ситуацией по отношению ко многим странам мира, в том числе и к Китаю — все это накладывает свой отпечаток. Обрати внимание, что последний пакет санкций был направлен не только против России, но и против тех стран, которые помогают обходить санкции. Следующий пакет будет еще более жестким — количество стран, которые на государственном уровне откажутся от сотрудничества с нами, будет расти — их просто запугают санкциями. Я вообще не поручусь за то, что китайская компания А или Б останется нашим надежным поставщиком — на это надеяться не приходится. Любую из китайских компаний при желании можно вышибить легко, и этот процесс уже начался. Цены будут только расти, параллельный импорт рухнет, с официальными поставками начнутся сложности. Если ситуация будет развиваться с сохранением текущих тенденций, уже осенью мы получим увеличение цен на 20% по всему модельному ряду — это приведет к падению рынка. Так что мечтать о миллионе проданных автомобилей — такие цифры прозвучали, со слов аналитиков — не стоит. Я тебе больше того скажу: я пока даже 800 000 не вижу. Что касается распространения новой сетки “утиля” на машины российской сборки: насколько я понимаю, платить придется всем. АВТОВАЗ свою компенсацию получит — у них по всем модификациям локализация выше целевого уровня, по крайней мере на 2023–2024 годы, а вот чего “Москвич” радуется — мне, откровенно говоря, непонятно — у них комментарий был такой жизнерадостный… АВТОВАЗ лоббировал повышение утильсбора не только для защиты от импорта, но и от низколокализованных проектов типа “Москвича”. В целом мой прогноз по рынку — негативный, потому что на фоне новых санкций могут возникнуть такие факторы, которых мы сейчас даже предсказать не можем. Мы живем в эпоху турбулентности, и я не вижу со стороны правительства стратегических планов, нацеленных на исправление ситуации. Все планы правительства предусматривают только сиюминутное увеличение сбора средств с населения. Правительство как регулятор должно использовать и кнут, и пряник, но сейчас оно использует только кнут. Пряники, видимо, закончились. Я не думаю, что повышение “утиля” подтолкнет ту же Chery открыть производство в России — я не вижу, как эти действия правительства помогут простимулировать рост производства внутри страны.
Игорь упомянул о реакции «Москвича». Поясним, что речь идет о поддержке решения по повышению утильсбора, которую завод озвучил буквально сразу же после принятия правительственного постановления № 1118 от 7 июля 2023 года. В свое время мы не опубликовали это сообщение Московского автомобильного завода — делаем это сейчас: «В Правительстве РФ приняли решение индексировать утильсбор на ввозимые для продажи автомобили. Это важный и нужный шаг для развития автомобильной отрасли в России. Индексация утильсбора позволит защитить отечественных автопроизводителей и увеличить их долю на рынке. Принятое решение подкрепляется широкой мировой практикой. Яркий пример — Китай, где индексация работает уже давно и показывает высокую эффективность. Вместе с комплексом мер поддержки, реализуемым Правительством РФ, завод “Москвич”, как отечественный производитель, сможет нарастить темпы и объемы производства. Это позволит запустить новые модели, которые ждут потребители на нашем рынке». Судя по всему, менеджмент «Москвича» уверен, что на машины российской сборки утильсбор останется прежним. Интересно, что в этом не уверен ни один из кулуарно опрошенных нашей редакцией «топов» автоиндустрии. Не знает, как интерпретировать Постановление правительства № 1118 от 7 июля 2023 года и руководитель дилерского сообщества Алексей Подщеколдин, который открыто рассказал нам об этом во время общения на недавней пресс-конференции. Высказал свое мнение Алексей и по ситуации на рынке.
— Цены повысятся. Связано это с тем, что предложение на рынке вряд ли вырастет, притом что спрос все-таки есть. Минимальная емкость рынка — 1,5 миллиона, мы этот объем кушали всегда, в любом состоянии, то есть полтора миллиона автомобилей рынку нужно всегда. Собственно, правительство приняло решение о повышении утильсбора на основе неверной интерпретации статистики рынка, который пока растет, но вырос он совершенно недостаточно. В июле рынок продолжит рост, но в августе уже может возникнуть пауза. Но больше всего нас беспокоит слабый рубль, в этом смысле повышение утильсбора тем более несвоевременно. Чиновникам трудно включить заднюю передачу, они не автомобилисты. В общем, если решение о повышении «утиля» будет принято, то машины просто прибавят по 5–10% к цене. Сегодня спрос уперся в полку: за два миллиона и выше нет жизни на Марсе (массового спроса — ред.), если, конечно, мы не говорим о Москве и Санкт-Петербурге. В столице средняя зарплата уже выше 100 000 рублей, а в регионах она 60 000–70 000, а в некоторых и 45 000, там люди даже Ладу уже не могут себе позволить!
Другой наш эксперт — гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков не согласен с Игорем Моржаретто и считает, что сбыт новых машин в 2023 году может превысить и планку в один миллион единиц, но тоже предрекает неуклонный рост цен. «Введение утильсбора и ослабление рубля приведет к росту цен. В долгосрочном плане это плохо, а в краткосрочном плане может наблюдаться небольшая активизация спроса, потому что люди знают, что завтра будет дороже, и бегут покупать сегодня. Я ожидаю, что в июле и в августе будет продано по 100 000 машин, потому что склады полны и продолжается поставка машин, заказанных еще до ноября, когда рубль резко просел. Так что какое-то время продавцы смогут удерживать цены, но затем будет повышение, хотя цены и так высоки как никогда, фактически на грани. Но я уверен, что в целом по 2023 году цены вырастут на 20–30%. При этом по году рынок сможет легко преодолеть планку в 900 000 машин и даже миллион, потому что сейчас на рынке мы фиксируем очень большой отложенный спрос, который формировался последние три года. Я ради интереса рассчитывал доставку нескольких моделей из Китая: хочешь не хочешь, а надо китайскую цену умножать на 1,8–1,9, и это покроет только прямые затраты: таможня, логистика, утильсбор, пошлина и все дополнительные сборы. Вот, к примеру, Geely Monjaro: берем там за два миллиона, здесь он получается уже 3,8 миллиона, затем частные продавцы — скажем, знакомая тебе Лиса и другие выставляют его за 4,0–4,2 миллиона, а у официала он уже будет 4,6 млн, потому что накручивается гарантия, аппетиты дилеров и так далее. И я тебе могу несколько примеров таких привести. Прогнозировать что-то на 2024 год я вообще не возьмусь — дожить надо, мы сейчас живем одним днем. К утильсбору у меня исторически сложилось следующее отношение — это не совсем правильный налог. Утильсбор не идет на программы утилизации — это просто наполнение казны за счет покупателей автомобилей. Нам кто-то может ответить на вопрос, что создано по инфраструктуре утилизации автомобилей за те десять лет, что собирают этот налог? Очевидно, что ничего. Я уверен, что повышение утильсбора никоим образом не способствует стимуляции производства и локализации. В долгосрочной перспективе оно будет способствовать только росту цен».
— С “утилем” все просто: под удар в первую очередь попал целый ряд моделей с большими моторами. Они сразу покинут наш рынок — Паджеро-4 с мотором 3,8 л, Палисады 3,5 л, Санта Фе 3,5 л — даже на “физиков” “утиль” будет миллион рублей. Улетят с рынка “Прадики”, Toyota FJ Cruiser и другие. Что касается машин до двух литров — на них однозначно подрастут цены. Машины от двух до трех литров могут точечно остаться — тут все зависит от покупателей, но спрос на них в любом случае сократится. Естественно, сразу отвалится клиентура, покупавшая машины простые, но с большими моторами. Я даже не знаю, что им предлагать, если только Pajero Sport с 3,0-литровым мотором… Другое дело, что процент таких покупателей невелик. А что может предложить взамен отечественный производитель? Мы понимаем, что ничего, поэтому выпадение этого сегмента АВТОВАЗ никак не простимулирует, потому что эти люди на Лады не пересядут. Опять же, они точно не пересядут на “официальных китайцев” — они у нас и покупают машины именно потому, что у них есть принципиальная позиция — не ездить на “китайцах”.
О том, что повышение “утиля” противоречит параллельному импорту, я же первая и говорила! Такое впечатление, что правая нога не знает, что делает левая. Однако дело не только в утильсборе. Огромный пласт моих покупателей составляют любители корейских кроссоверов. Везли мы эти машины из соседних государств, однако курс того же тенге такой, что привезти оттуда ничего невозможно, поэтому будем везти эти модели из Южной Кореи, но там очень специфические силовые агрегаты — малообъемные, там единственная нормальная модификация — Tucson с 2,0-литровым дизелем, остальное нам просто не пригодится. Если ты хочешь мой прогноз, то в сентябре–октябре с ценами будет ж..па, потому что к тому времени закончится все, что было ввезено по старому “утилю”. Сейчас машины быстро расхватывают, опасаясь, что потом они будут вообще не по карману.
Открыто согласились высказаться по текущей ситуации лишь два автомобильных топ-менеджера. Вячеслав Галузинский, генеральный директор «Шинерей Моторс Рус» (бренд SWM), считает, что «для уверенного ведения бизнеса, связанного с импортом, не столь важно, по какому курсу товар завезен. Намного важнее, по какой цене будет новая партия. Иначе на растущем курсе на вырученные средства от продажи каждая последующая закупка позволит приобрести меньше товара, а значит, бизнес будет не растущим, а убыточным. Поэтому изменение курса по-любому скажется на всех! Что касается “утиля”: мы для этого и пришли на “Автотор” чтобы быть социально ответственными и играть по правилам нашего Минпромторга! А вот как на нас посмотрят, зависит, к сожалению, не от нас. Конечно, я надеюсь, что на автомобили российской сборки повышение “утиля” не будет распространено, а иначе зачем вообще нужна промсборка в России?». Вместе с тем Вячеслав не исключил достижения в нынешнем году объема рынка новых автомобилей в 800 000 единиц. Помешать этому, по его мнению, может только резкое падение рубля — как уже было в 2014 году.
Исполнительный директор российского представительства Livan Кун Шуай заверил нас, что повышение утильсбора никоим образом не скажется на планах компании. Напомним, что до осени компания намерена завести на российский рынок еще две модели — большой седан и SUV. Кроме того, г-н Кун сказал, что изменивший утильсбор и упавший рубль не повлияют на стратегию развития Livan в России: «Мы пока будем держать цены на прежнем уровне». Что касается в целом по рынку, директор Livan прогнозирует повышение цен, но поначалу небольшое, чтобы не обвалить продажи. «В дальнейшем цены будут реагировать на изменение ключевых факторов». Вместе с тем г-н Кун уверен, что повышенный утильсбор не будет распространен на машины российской сборки.
Стоит ли удивляться, что самые позитивные и спокойные комментарии мы получили именно от руководителей китайских автомобильных компаний?..
Ну что ж, сбудутся ли прогнозы наших экспертов, мы узнаем уже скоро, а пока отметим, что, по данным Дрома, дальневосточная «вторичка» уже отреагировала на сообщение правительства спекулятивным ростом цен — в среднем машины подорожали на 100 000 рублей…