Чего мы только не услышали за время нашего очередного объезда дилеров, выпавшего на конец второй декады декабря! «На заводе “Москвич” работают три человека: один снимает шильдик JAC, второй отгоняет машину к третьему, который и клеит шильдик “Москвич”», «машины Xcite приходят на бывший завод Nissan в 40-футовом контейнере на паллетах уже собранными — остается только наклеить шильдики». Часто говорят и про себя. В салонах Лады нам «по секрету» сообщили, что Веста, даже с ручной коробкой, «локализована только на 70%, поэтому покупайте сейчас, после 1 января цена взлетит».
Да, сколько раз мы слышали это за последние два года — «цена взлетит»! Однако нынешняя ситуация действительно отличается от всех предыдущих, хотя бы потому, что впервые с лета 2022 года рынок начал падать.
Для начала отметим, что информация по всем скидкам в нашем материале представлена без учета покупок в кредит и трейд-ин, ибо наша цель рассказать о реальных прямых выгодах для покупателя и «живых» ценах на машины, а не о мнимых преференциях «автомобильной ипотеки» и заведомо проигрышной для покупателя схемы трейд-ин.
Итак, уже не только наша статистика, но и ситуация на местах показывает, что первой жертвой индексации утилизационного сбора и ужесточения таможенных правил стал параллельный импорт: площади, которые прежде занимали автомобили Hyundai, Kia, Mazda в столичных автосалонах, постепенно и неуклонно отходят «китайцам». При этом модели новых поколений этих брендов, которые появились уже после февраля 2022 года, или не были представлены в России до этой даты, или имеют чрезвычайно ограниченный спрос в первую очередь из-за высокой цены относительно большинства китайских моделей. Вот живые примеры: Mazda CX-50 предлагают за 4,8 млн рублей (да еще и с передним приводом), Mazda CX-60 — от семи миллионов. За обычную и хорошо знакомую CX-5, ввезенную до 1 октября, в любом случае придется отдать более четырех миллионов. Да и что это за машины: русификации — нет, гарантия — не заводская, доставка запчастей — опять же втридорога?
Kia Seltos на снимке ниже когда-то стоял здесь среди сородичей, но теперь вокруг одни «китайцы». Кстати, машина выпущена еще в 2022 году в Калининграде, но приехала в Москву совсем недавно: недокомплект по чипам и мелочевке удалось закрыть только осенью 2024 года. Продавцы рассчитывают на тех покупателей, которые принципиально не хотят «китайцев», поэтому в связи с ограниченным предложением устанавливают повышенные относительно моделей китайских брендов цены: за переднеприводное исполнение просят почти 3,3 млн рублей. Китайские одноклассники, как мы увидим ниже, в основном стоят дешевле.
Этот «параллельный» автомобиль с 2,0-литровым турбомотором и 4WD вряд ли способен отобрать покупателей у того же Geely Atlas: с полным приводом, таким же мотором, только с 8-ступенчатой «гидромеханикой» Aisin против DSG у VW, Atlas в базовой комплектации Luxury и безо всяких скидок обойдется почти вдвое дешевле!
Около месяца назад пресс-служба Solaris неожиданно начала активно продвигать Solaris HC, то есть Крету: после долгого ожидания машина все-таки пошла с конвейера, притом, что с момента его перезапуска на бывшем заводе Hyundai около 95% продаж приходилось на седан HS (он же — Hyundai Solaris), потому что собирали только его.
Мы много раз писали, что седан у дилеров находится в свободном доступе, и «живые» цены на него вполне вменяемые и конкурентоспособные — около двух миллионов рублей (можно найти даже ниже). А вот с Кретой все иначе: с высокими ценами машина фактически выпала из конкурентной среды, да и самих машин у дилеров в наличии пока немного. К примеру, ее безальтернативная (у китайцев таких нет) версия с 2,0-литровым атмосферником и полным приводом пока в сильнейшем дефиците: мы не нашли ее ни у одного из трех дилеров, которых посетили: такие исполнения приходят штучно и быстро улетают, несмотря на цену в 3,8 миллиона рублей в комплектации Prestige Smart. Интересно, что это почти на 400 тысяч рублей выше официального ценника АГР, то есть рекомендованной розничной цены!
За Крету 1,6 4WD нужно отдать «только» 3,2 миллиона в верхней комплектации Lifestyle, хотя по ценам АГР она должна стоить всего три миллиона, причем с тремя штатными дополнительными пакетами опций! Спросил у менеджера — а почему так дорого? Ответом было: «Нам трудно соревноваться с “китайцами”». Впрочем, я сговорился и на три миллиона при том условии, что оформлю покупку в день посещения. Короче говоря, покупателям Креты рассчитывать на скидки не приходится — хорошо, если удастся купить нужную версию!
Высокие цены на Крету объяснить очень просто: у марки Solaris, в отличие от практически всех «китайцев», склады не затоварены, а количество машинокомплектов для сборки — ограничено. Новых комплектов, судя по всему, не предвидится, так что имеет смысл заработать на любителях корейского бренда. Напомним, что и летом-осенью 2022 года именно Крета показала свою высокую ликвидность, правда, тогда ее продавали на миллион дешевле, чем сейчас, а вот седаны находили своих покупателей с огромным трудом.
Вместо Креты можно приобрести свеженький Tucson 2024 года выпуска, прямиком из Южной Кореи всего-то за 4,2 млн рублей, но желающих немного. Отметим, что автомобили Hyundai китайской сборки по параллельному импорту возить практически перестали: Mufasa и Lafesta у столичных дилеров найти уже трудно. Эти модели себя не оправдали и своего российского покупателя в новых реалиях не нашли. Что касается Santa Fe и Palisade, цены на них достигли отметок в 6 и 9 млн рублей соответственно, и трудно представить себе настолько мотивированного покупателя.
Теперь — к прямым конкурентам Креты. Новую Chery Tiggo 4, которая выглядит существенно интереснее, чем «пенсионерская» Tiggo 4 Pro, отдают в базовой комплектации Active всего за 2,2 миллиона с допами (зимняя резина, защита картера, сетка на бампер и пр.), причем это уже версия не с вариатором, который может взбрыкнуть на гарантийном сроке из-за активно образовывающейся стружки, а с более-менее надежным «автоматом» с двумя сцеплениями. Таким образом, выигрыш здесь более двухсот тысяч рублей.
На дорестайлинговый Tiggo7 Pro Max в комплектации Prestige с силовым агрегатом 1.6Т DCT нам предложили сразу более двухсот тысяч скидки, уменьшив цену до 2 350 000 рублей. Кстати, модель уже убрали с потребительского сайта Chery, но у дилеров запасов еще много — спрашивайте. При этом прямые скидки на рестайлинговую Tiggo7 Pro Max с теми же мотором и коробкой чуть ниже, но все равно существенные — 180 000 рублей. Таким образом, новая модель, правда, уже в базовой комплектации Active обойдется в 2,6 млн рублей.
Здесь логично уточнить цены на Xcite X-Cross 7 — суть перелицованную Chery Tiggo 7 Pro со слабым для нее 1,5-литровым двигателем и вариатором, надежность которого ниже, чем у DCT, устанавливаемых на Chery. Напомним, что автомобилями марки Xcite торгуют дилеры Lada. Оказывается, прямых скидок на машину производитель не предусматривает, но некоторые дилеры готовы поделиться своей маржой, которая, по их словам, составляет 80 тысяч рублей. Таким образом, базовая комплектация Enjoy при самых благоприятных раскладах обойдется примерно в 2 420 000 рублей. В одном из салонов нам предложили цену 2 345 000 рублей, объяснив, что экземпляр был поставлен несколько месяцев назад по старой закупочной цене. В общем, все усилия по продвижению X-Cross-7 пока не приносят ощутимых результатов: статистика показывает, что сбыт слабый, да и продавцы на местах, в салонах Lada говорят, что покупателю тольяттинских машин, который приходит к ним за Грантой и Вестой, этот непонятный Xcite просто не нужен. Вполне может быть, с Xcite X-Cross 8 (читай, с Chery Tiggo 8 с минимальными стилистическими изменениями) дело идет лучше — это мы увидим в статистике продаж за IV квартал.
А что Haval? Оказалось, что покупатели Jolion могут рассчитывать на сто тысяч скидки от производителя, а некоторые дилеры готовы добавить от себя еще «полтинник» — либо в виде подарков (в частности, зимних шин), либо в виде прямой выгоды. Само собой, как и подавляющее большинство моделей рынка, за последнее время Джолион подорожал, однако не так сильно, как иные соперники. Еще в середине сентября реальная цена на базовый Джолион с ручной коробкой составила бы всего на 50 тысяч меньше, чем сегодняшние 1 950 000 рублей. Другое дело, что в феврале нынешнего года покупка была еще выгоднее. Тогда у дилеров стояли и новые, и дорестайлинговые Jolion, и суммарная прямая скидка на обновленную версию, на которую были готовы продавцы, доходила до 300 000 рублей. В то же время менеджеры посещенных нами салонов в декабре уточнили, что в последние дни перед Новым годом начальство может дать сигнал «быстро сбросить склад». В этом случае машины будут продавать «в минус», так что ловите момент.
Другим хорошим предложением в бюджетном сегменте у Haval остается «ветеранский» М6, на который только прямая скидка составляет 250 000 рублей, при этом от себя скидку может добавить и дилер. Очевидно, что в преддверии февральского запуска Haval M6 на калужском заводе ПСМА машину активно проталкивают в массы, в том числе и за счет скидок.
Что касается новой линейки Нaval Pro, куда помимо хорошо знакомого нам H9 попал и новичок нынешнего года, «технический близнец» Джолиона кроссовер H3, на него в салонах Москвы с легкостью можно получить сразу двести тысяч, правда, не везде: официальная скидка от представительства здесь только сто тысяч, но еще столько же нам предложили у всех дилеров, которых мы посетили, присовокупив подарки. Само собой, финальная цена на H3 выйдет дороже Джолиона, но соревнуется H3 не с ним, а с Chery Tiggo 7 Pro, оказываясь в итоге дешевле конкурента на сто, а то и двести тысяч. К примеру, мы без труда договорились на базовый H3 в комплектации Premium за 2,5 миллиона рублей. Очевидно, что если Haval поставит H3 на конвейер российского завода в Тульской области, это позволит сдерживать дальнейший рост цен, и здесь позиции H3 выглядят предпочтительнее, чем у импортных Chery.
В такой ситуации упомянутому Xcite X-Cross 7 придется нелегко, тем более, что недавно на рынок вышел еще и современный Geely Cityray. За последний квартал Haval H3 подорожал примерно на 100 000 рублей, так что прямая скидка фактически покрывает этот рост.
В Jaecoo предчувствуют трудные времена и уже сейчас предлагают на компактный кроссовер J7 минус триста тысяч: можно вписаться в три миллиона и еще на комплект зимней резины останется, которую тоже отдадут «по себестоимости». Между тем, за последний квартал модели Jaecoo подорожали на 200–250 тысяч, так что скидка фактически компенсирует этот рост, однако дальше, примерно со II квартала 2025 года, импортные Jaecoo будут дорожать весьма динамично, о чем покупателей и предупреждают в салонах, пытаясь уговорит на покупку. Посмотрим, сохранит ли J7 покупателей, которые клюют на оригинальный экстерьер и хорошую эргономику.
В торговых залах марки «Москвич» оживления не наблюдается, да и сами менеджеры не в лучшем настроении. Дело в том, что новый «Москвич-8» был обещан дилерам еще в августе, затем в октябре, затем в ноябре, затем — к Новому году, однако до сих пор машины нет, а ведь модель была сертифицирована по «Заключению об оценке типа ТС» больше года назад! К слову, «Москвич-5» получил свой сертификат примерно в то же время, однако этот проект, похоже, уже сдали в архив. Что касается «Москвича-8», дилеры говорят, что о нем — ни слуху, ни духу. Нет ни общих вводных, ни графика обучения технических специалистов, ни прайс-листов, ни дилерских презентаций, вообще ничего. Между тем, наши собеседники на заводе уверяют, что проект еще не закрыт. На наш запрос весьма оперативно откликнулась и пресс-служба завода «Москвич», уточнив, что планы на выпуск «Москвича-8» сохраняются, при этом стартовать проект будет со сборки DKD, то есть с крупноузловой сборки из машинокомплектов, которые в Китае сначала стали полностью собранными машинами, а затем были частично разобраны и упакованы в ящики. Вероятно, «Москвич-8» нужен в основном для того, чтобы загрузить людей до появления некоего другого проекта с новым партнером. Сейчас этот проект прорабатывается заводчанами в усиленном режиме и — внимание — это не «Атом».
Что касается действующих моделей, на «Москвич-3» прямых скидок мы не обнаружили, притом что реальные цены на этот кроссовер и без того ниже на 200 тысяч, чем на конкурентов и, самое главное, соответствуют указанным в официальных прайс-листах позициям. Базовая версия «Стандарт Плюс» с ручной коробкой и мотором в 136 л.с. идет от 1,7 млн рублей, а исполнение с вариатором всего на 70 тысяч дороже. Вариаторный «Комфорт» можно купить совершенно свободно за 1,9 млн рублей. Собственно, не только за счет расширения дилерской сети, но и за счет низких цен, сброшенных еще в марте нынешнего года, «Москвич» начал набирать покупателей.
Другой фактор, который способствовал росту аудитории — насыщение торговой сети образцами, выпущенными на московском заводе по полному циклу.
Между тем, «Москвич-3» пока остается единственным «паровозиком продаж» бренда, ибо «Москвич-6» не пользуется спросом. Цена на машину — вполне конкурентоспособная (от 2,2 млн рублей), но интерес покупателей ограничивают слабые возможности базового силового агрегата, позаимствованного у «Москвича-3». К слову, в этот объезд нам не встретились версии с мощным 174-сильным мотором и «автоматом» с двумя сцеплениями. Посмотрим по статистике продаж за IV квартал, не упала ли по ним динамика и вообще, есть ли они в наличии. Дело в том, что цена на них существенно дороже, и эти версии уже вступают в прямую конкуренцию с Geely Preface, Chery Arrizo 8, где шансы у «Москвича-6», откровенно скажем, невелики.
В свою очередь, электрический «Москвич-3е» находит покупателей с еще большим трудом: в основном у дилеров образцы, собранные еще в 2023 году, что совпадает и со статистикой.
Вывески Soueast в Москве уже появляются, но пока машины не выставлены в шоу-румах и мерзнут на открытых складских площадках. Впрочем, недавно в Казани первый салон Soueast открылся официально, так что вскорости «магазины» этой марки начнут работу и в столице.
А вот малоизвестный китайский VGV свои продажи уже начал, правда, в Москве всего два салона — в том, куда мы заехали, в наличии только две машины. «Живая» цена за среднеразмерный кроссовер U75Plus белорусской сборки завода «Юнисон», оснащенный 2,0-литровым турбо мотором и 8-ступенчатой «гидромеханикой» — 3 379 900 рублей, то есть на 230 000 рублей выше, чем на сайте… В сентябре машину выбрали всего 45 «физиков».
Процесс образования полноценных представительств Kaiyi и Baic с участием китайских штаб-квартир, о котором мы писали еще в середине лета, до сих пор не закончен и в каком-то смысле даже застопорился. Как нам подсказывают наши собеседники в брендах, скорее всего, подчиненная Автотору «Каи Рус» первой передаст эстафетную палочку китайскому дистрибьютору, потому что в Baic до сих пор идет процесс согласования бизнес-проекта на 2025 год. В связи с этим маркетинговая активность у брендов фактически не ведется, на что и жалуются дилеры: с одной стороны, действующий дистрибьютор бренда «Баик Рус» дает огромные скидки, с другой — покупатели о них просто не знают и не идут в салоны.
На седан Baic U5 Plus с ходу скидывают 350 000 рублей. Большую часть здесь дает дистрибьютор. Наши собеседники в самом бренде подтвердили, что уменьшение цены они продавцам согласовали, при этом от конкретного дилера зависит, как он распорядится бонусом: то ли даст покупателю как прямую выгоду, то ли только за кредит или трейд-ин. В общем, ручную версию Baic U5Plus нам предложили всего за 1,4 млн рублей! На Baic U5Plus с вариатором можно уехать из салона, заплатив 1,9 млн рублей в верхней комплектации Honor. Фактически такие цены означают прямую конкуренцию с Ладой Вестой. В этом смысле организация представительства Baic с дальнейшим выстраиванием работы может и впрямь нести непосредственную угрозу тольяттинской модели. Кстати, седан U5Plus с механикой придется отлавливать — в свободном доступе только вариаторные версии. При этом резервирование исполнения с CVT обойдется всего в 5 тысяч рублей, а резерв версии с ручной коробкой уже составит 200 000 рублей!
Те, кто покупал Baic X35 в ноябре — прогадали! Нужно было ждать до декабря: этого конкурента «Москвича-3» в версии Luxury вместо 2 370 000 рублей нам предложили как раз по «москвичевской» цене — за 1 750 000 рублей, да еще и добавили допов — сетку в радиатор, защиту картера, брызговики, коврики салона и багажника, набор автомобилиста, упоры капота, тонировку задних стекол и антикор. Собственно, самая большая скидка, которую мы обнаружили в этот объезд дилеров — тоже на Baic, только на X55. Цену верхней комплектации Elite нам предложили сократить на…1 050 000 рублей! Таким образом, обладателем этого переднеприводного компактного кроссовера можно стать всего за 2 миллиона рублей. Продавцы в салонах Baic говорят, что получили команду «очистить склад», и желательно — по всем моделям.
Возникает вопрос: а что будет, если случится форс-мажор и представительства Kaiyi и Baic так и не будут организованы, что станется со сборкой этих моделей в Калининграде? В любом случае сам Автотор гарантированно остается на плаву, поскольку помимо пикапов, выпуск которых пока не ведется, и грузовиков различной грузоподъемности, у завода намечается еще как минимум два проекта по легковым машинам, о которых мы детально расскажем уже в январе-феврале. Кроме того, продолжает действовать и соглашение с Jetour. Напомним, что официально сборка Jetour Dashing пошла в Калининграде еще в апреле, но живых образцов в салонах в течение года мы так и не увидели. Дилеры бренда сообщают нам, что проект не заморожен, но первым на конвейер в Калининграде встанет среднеразмерный кроссовер Jetour T2, и лишь затем возьмутся за изготовление Дашинга.
Собственно, в салонах Jetour нас тоже попытались напугать резким повышением цен с января, при этом, по словам продавцов, те же Дашинги сейчас в основном продаются «в минус» — без этого не будет скидки, а без скидок не будет продаж. В зависимости от комплектации, только представительство дает выгоду до 300 000 рублей, и дилер тоже добавляет что-то от себя. В нескольких салонах самую дорогую комплектацию Dashing 2WD — с мотором 1,6 Турбо и 7DCT — вместо 3 189 900 рублей «по номиналу» нам предложили взять за 2,7 млн рублей. С одной стороны, выгода приличная, с другой — все равно чуть дороже, чем прямые конкуренты из Chery и Haval. Кстати, один из продавцов нам показал прайс-лист на 2025 год — эта версия подорожает до 3,6 млн рублей, то есть более чем на 400 тысяч, а ведь у столичных дилеров до сих пор в наличии Дашинги 2023 года выпуска: не случится ли затоваривания?..
Полноприводные версии Dashing, выход которых недавно был анонсирован, получили еще не все дилеры Москвы. Похожая история с маленьким Jetour X50, который был обещан к выходу еще в октябре: исполнение на ручной коробке пока стоит чуть менее двух миллионов рублей, вот только купить его нельзя — товарных образцов не найти днем с огнем, есть только тестовые.
В линейке Changan самая большая скидка, обнаруженная нами, составила 500 000 рублей на кроссовер CS55 Plus. В итоге нам предложили машину всего за 2 450 000 рублей. Впрочем, причина такой щедрости имеет свою логику: модель выводят с российского рынка и ее уже убрали с потребительского сайта.
Автомобили Geely с 1 октября ощутимо подорожали. К примеру, реальные цены на Atlas у московских дилеров в промежуток с 1 октября до 1 декабря выросли на 200 000 рублей. При этом мы в который раз обращаем внимание, что ни в салонах Geely, ни у Belgee рассчитывать на скидку не приходится — и такая ситуация остается неизменной весь год. В крайнем случае, дилер может сделать какие-то подарки. Таким образом, по ценам Geely и Belgee не просто выше, чем у конкурентов, так еще и дилеры прибавляют к цене за счет допов дополнительные сто тысяч! В итоге Cityray в базовой комплектации дешевле 2,9 миллионов мы не нашли, зато дороже — пожалуйста! Верхняя комплектация Flagship Sport и вовсе обойдется почти в 3,3 миллиона.
Belgee X70 с передним приводом (бывший Geely Atlas Pro) в комплектации Style (вторая снизу из пяти) мы не нашли дешевле 3 150 000 рублей, притом, что по номиналу она обязана стоить 2,95 млн — продавцы нагружают ее все тем же дополнительным оборудованием. Как ни странно, на этом фоне весьма выгодно смотрится новый Atlas: по размерам он больше указанных машин, современнее, мощнее (200 л.с.), да и преимущества 8-ступенчатой гидромеханической коробки никто не отменял. Правда, в верхней комплектации он уже вываливается за 4 миллиона…
А что у Lada? В целом — не очень. АВТОВАЗ не готов делиться с будущими владельцами своей маржой, и за него это должен делать дилер. Как нам сказали в нескольких салонах, прибыль продавцов на Гранту составляет 30 тысяч, на Весту — 70 тысяч. Частично или полностью из дилера в этих пределах скидку выбить можно. На вопрос, как же вы живете, отвечают: перебиваемся допами.
Понятно, что цены на все модели у АВТОВАЗа — самые низкие на рынке. За миллион рублей можно купить Гранту, если добавить сто тысяч — будет классическая «Нива». Веста пересекается с конкурентами, но в основном только в вариаторном исполнении, которое активно «пушат», правда только по схеме «кредит плюс трейд-ин». За Vesta 1.8 CVT нам пообещали скидку 300 000 рублей, притом что за исполнение на «ручке» — только 70 000 рублей. Неужели вариаторы не берут? Имеется и скрытый резерв: по госпрограмме поддержки кредитования можно получить скидку в 200 000 рублей, правда, набор профессий ограничен: врач, ветеран СВО.
Фаворитом нашего нынешнего объезда стал GAC GS3. Базовую модификацию этого кроссовера В-класса нам предложили всего за два миллиона. Оказалось, что закрывается один из салонов: представительство GAC требует больших вложений — просторный зал, обильное фирменное брендирование, поэтому хозяин решил не вкладывать деньги, а отказаться от дилерства и распродать склад. В общем, это лишний раз говорит, что имеет смысл поколесить по московским дилерам — предложения зачастую встречаются самые лакомые и неожиданные.
Итак, подведем итог нашего большого объезда столичных дилеров в конце года. Констатируем очевидное: цены на все машины выросли, скидки на самые популярные модели либо сократились, либо обнулились. Самой частой фразой, услышанной нами от московских продавцов стала: «Продаем в ноль». Действительно, как говорят опрошенные нами участники рынка — в представительствах, в агентствах, в автосалонах — склады забиты под завязку буквально у всех. Из этого следует, что в январе вряд ли стоит ожидать лавинообразного повышения цен, однако продажи будут ниже, чем в ноябре-декабре просто потому, что в январе машины покупают не так охотно — это многолетняя статистика. А вот по-настоящему трудным для рынка будет второй квартал. Один из наших собеседников — директор крупного салона — предположил, что в 2025 году из-за обвала продаж дело дойдет до массового закрытия дилеров. По его мнению, в Москве останется всего семь крупных сетевых игроков. Ну что ж, если это произойдет, значит, в первую очередь пострадают крупные китайские импортеры. Вопрос в том, будут ли в этом случае вместо китайцев активнее продаваться Лады или просто наступит спад продаж? Пишите в комментариях свои соображения на сей счет — обсудим.