Во второй половине 2024 года ключевая ставка ЦБ скакнула сначала с 16% до 18%, потом до 19% и в итоге до 21%. А от этого показателя, как известно, напрямую зависит ставка по кредитам, которые банки дают населению. Последний раз рынок автокредитования мы изучали в марте 2024-го. Что изменилось с тех пор?
Для начала пробежимся по состоянию непосредственно автомобильного рынка. С тех пор, как из Китая существенно снизился объем альтернативных поставок, можно было бы предположить, что у официальных продавцов спрос пойдет вверх. Увы, девальвация рубля и повышение ставки ЦБ сильно сказались на покупательской способности потенциальных клиентов. В большинстве дилерских центров отмечают — по сравнению с летом этого года продажи снизились до 30–40%. Причем это нельзя объяснить только традиционной декабрьской просадкой спроса.
В отдельных и редких случаях все же отмечается, что падения продаж ни в ноябре, ни в декабре не произошло. То ли сказалась агрессивная рекламная политика, то ли щедрость дистрибьютора, позволяющая удерживать розничные цены и делать условия покупки привлекательными.
И все же нынешняя ситуация не из тех, когда идущие на автовозах машины уже заранее раскуплены. Хотя по некоторым недавно появившимся маркам можно отметить, что, скажем, в октябре еще машин не было, а в ноябре и декабре склады стали заполняться. Поэтому у большинства дилеров из тех, что мы посетили, автомобили либо есть в наличии, либо, если чего-то нет — вот-вот будет («поставки ежемесячные»).
Еще одна устойчивая примета времени — отсутствие навязываемого (как в былые времена) дополнительного оборудования. Исключение составляют только автомобили, которые стоят в шоу-румах и уже заряжены «допами» — сигнализацией, металлической защитой, антикором, ковриками. Когда хорошо изучен прайс бренда со всеми комплектациями, такие дооборудованные автомобили легко заметить. Вот, например, Москвич, где максимальное из двух оснащений, оценивается в 1 900 000 рублей.
В принципе те же коврики могут и снять. Однако, повторимся, те автомобили, что есть в наличии, обычно не нагружены допоборудованием. Конкуренция между автосалонами сейчас особенно высока, и дилер, скорее всего, предложит покупателю какие-то подарки. И это не касается только ДЦ одной марки (даже в областных центрах может быть по два-три дилера бренда), а в целом у «китайцев». Поэтому борьба за потребителя идет, и, реально выбирая автомобиль, стоит проехаться по шоу-румам — прицениться и получить индивидуальные предложения. В редких случаях денежную скидку даст непосредственно дилер (нам предлагали 169 000 и 200 000 рублей). Но, как правило, речь идет именно о подарках — зимней резине, «сигналке», разной защите и прочем.
Наконец, существуют официальные маркетинговые скидки. По trade-in — от 100 000 до 300 000 рублей. Правда, с определенными ограничениями — сдача автомобиля либо той же марки, которую приобретаешь, либо того же концерна (Chery, Exeed, Jaecoo и т. д.), либо определенных брендов. Есть бонусы (читай, скидки от рекомендованной розничной цены) при оформлении кредита — в пределах 100 000–220 000 рублей. И прямые от дистрибьюторов (80 000–220 000).
Во многом эти цифры относятся к конкретному периоду и определенным моделям. Как и в марте 2024 года, условия нашего эксперимента следующие: нам нужен кредит на три года, в наличии миллион рублей или 50% от стоимости (в районе 1,5 млн). Покупаем второй автомобиль в семью с детьми (по этой причине бонусы за trade-in не учитываем). Прицениваемся к кредиту на покупку среднеразмерного кроссовера в пределах трех с небольшим миллионов рублей. Но по отдельным маркам рассмотрим автомобили дешевле — просто потому что такие предложения есть на рынке. Модели те же, что и весной 2024-го. Посмотрим всю динамику изменений — цен, скидок, ставок, ежемесячных платежей и переплат.
Прежде всего, предоставим слово кредитному менеджеру, который расскажет об основных принципах автокредитования.
Юлия, специалист кредитования и страхования Changan/Exeed/Geely центра «Иркут»:
— В принципах получения автокредита ничего не изменилось. Справка о доходах не нужна. Достаточно двух документов, удостоверяющих личность — паспорта и, например, водительского удостоверения. Другое дело, что у банков имеются некоторые ограничения. В любом случае проверяется кредитоспособность клиента, то есть его возможность погасить задолженность перед банком. Возраст заемщика ограничен 21–75 годами. Определяется закредитованность клиента, его официальные доходы, состав семьи и доход на каждого. Безусловно, учитывается кредитная история. От результата зависит, какой банк откликнется на запрос заемщика и какая будет ставка по кредиту.
При автокредитовании можно получить ставку значительно ниже, чем при потребительском кредите, где она уже дошла до 30–32% годовых. Надо лишь понимать, что автокредит — это набор программ, разработанных банками совместно с автопроизводителями и дистрибьюторами. Поэтому само понятие «автокредит» неразрывно связано с разнообразными продуктами банка, среди которых только один неизменный — каско. Ведь купленный в кредит автомобиль остается в залоге у банка, и тот должен заботиться о своей собственности. Стоимость каско привязана к марке, модели автомобиля, его стоимости и, в первую очередь, к кредитной программе. Вилка типичных цен на каско — от 30 000 до 100 000 рублей. И его можно либо оплатить отдельно, либо включить в тело кредита. Другие продукты — это страхование жизни, ДМС (добровольное медицинское страхование), «помощь на дороге», «назначь свою ставку». Или, к примеру, предоставляемая дебетовая карта рассрочки «Халва», с которой нужно в месяц тратить 10 000 рублей, совершая не менее пяти покупок. Все эти продукты обязательно снижают процентную ставку. Так что к ним стоит относиться именно как к механизму, позволяющему экономить. Тренд последнего времени в том, что раньше ставку среднего уровня можно было получить без этих дополнительных продуктов. Сейчас — только с ними.
Сроки автокредитования также не изменились — от года до восьми. Программ от банков с учетом марок и моделей по-прежнему масса. В каких-то случаях можно получить рассрочку под 0,01% на год или дольше. И практически всегда ставка снижается при увеличении первоначального взноса. Существуют программы, предполагающие комфортный (небольшой) ежемесячный платеж и погашение при закрытии кредита остаточного платежа. Как правило, сравнительно крупного, который в случае невозможности погашения можно растянуть, скажем, еще на два года. То есть перекредитоваться. Либо погасить его при помощи сдачи автомобиля по trade-in. В последнем случае выходит хороший способ по завершении срока кредитования обновить автомобиль.
При этом до сих пор не существует каких-то штрафных санкций за досрочное погашение кредита. А большинство автомобильных брендов, как и раньше, дают скидку за покупку машины в кредит, которая может достигать двух–трех сотен тысяч рублей.
Иными словами, автокредит — это совместное творение банка и российского дистрибьютора, не исключено, при участии китайского автопроизводителя. В большинстве своем включает дополнительные продукты (скажем, еще один такой — GAP или фиксация стоимости автомобиля на момент покупки каско). Их стоимость, обычно включенная в тело кредита, зависит от многих факторов — первоначального взноса, срока, в итоге программ банка. Поэтому лежит в широких пределах — от 30 000 до 350 000 рублей. От обычного потребительского автокредит отличают именно «допы» и сниженная ставка. При этом есть примеры, когда банковские продукты дополнительно не предлагаются. Тогда ставка будет выше, но все-таки не такая, как при потребительском кредите. Еще один нюанс — у некоторых брендов можно отказаться от скидки за покупку машины в кредит. Зато получить по этому кредиту сниженный процент. То есть — так называемое субсидирование от дистрибьютора. Именно последнее на данный момент позволяет сэкономить на ежемесячных платежах и существенно в итоге не переплачивать. Без подобной поддержки на рынке кредитования, как и в целом автомобильном, было бы печально.
Напомним еще раз — преимущественно будем рассматривать те же автомобили и в тех же комплектациях, что и весной 2024 года. Все цены того периода — в скобках.
Сейчас в максимальной комплектации UNI-S, который недавно называлася CS55 Plus, стоит 2 959 900 рублей (2 749 900).
Прямая выгода (скидка от рекомендованной розничной цены) — 180 000 (100 000). Каско стоит порядка 70 000.
В базовом оснащении компактный Exeed стоит 3 090 000 (3 460 000).
При этом ранее на него действовала скидка по кредиту в 300 000. И еще прямая скидка от рекомендованной розничной цены в 200 000. Сейчас только по кредиту — те же триста тысяч. Каско обойдется в 80 000.
На данный момент идет ребрендинг Atlas Pro, который отныне будет продаваться как Belgee X70. Тем не менее этот кроссовер Geely до сих пор есть на официальном сайте, и банки дают по нему кредитный расчет. В предмаксимальной комплектации Flagship он стоит 3 431 990 (3 388 990). Даже значатся скидки — прямая от рекомендованной розничной цены в 110 000 и по кредиту в 220 000 (раньше суммарно 370 000). К слову, Belgee X70 в сопоставимом оснащении продается за 3 321 190 с 200 000 бонусов за кредит. За каско попросят 70 000.
У Chery по крайней мере касательно Tiggo 7 Pro Max можно выбирать — использовать ли бонус по кредиту (сейчас 200 000, весной 2024-го 175 000) или отказаться и получить минимальную ставку по нему. Относительно «вэдовой» модификации изменилась скидка по trade-in — 170 000 сейчас против 250 000 тогда. Зато появилась «семейная программа», по которой для 4WD минусуют 150 000, если в семье есть хотя бы один ребенок младше 18 лет. То есть, это скидка от Chery, которая раньше достигала 200 000 и даже 235 000 рублей.
Топовая комплектация восемь месяцев назад стоила 3 085 000 рублей. Теперь — 3 370 000. Мы рассмотрим предпоследнее оснащение Prime (3 220 000). За каско надо будет заплатить от 80 000 до 100 000.
В прошлый раз мы приценивались к Bestune T55, который тогда у местного представителя в «максималке» стоил 2 555 555 (на сайте дистрибьютора сейчас 2 494 000). На момент подготовки материала этой модели в продаже не нашлось. А более крупный T77 (4525 мм против 4437 мм длины) обнаружился за 3 433 333 рублей в верхней комплектации. Притом что цена на официальном сайте за такое оснащение — 3 016 000.
Там же видим, что прямая скидка от рекомендованной розничной цены — целых 350 000. По кредиту дополнительно — 200 000. Но местный продавец за кредит скидывает всего 50 000. И не может даже приблизительно оценить, сколько будет стоить каско. Расчет автокредита также очень приблизительный. Можно лишь отметить, что субсидирование от дистрибьютора/производителя здесь отсутствует. А банковский продукт «назначь свою ставку» оценивается в 100 000–150 000 рублей.
Новичок нашего обзора и в целом российского рынка. Переднеприводный кроссовер длиной 4825 мм в топовом оснащении стоит 3 149 900 рублей. Бонус дают только за trade-in. Каско стоит 80 000.
За кроссовер в максимальной комплектации Supreme придется отдать 3 309 900 рублей (3 309 900, цена за девять месяцев либо никак не изменилась, либо пришла к тому же значению).
Но на автомобиль 2024 года не дают скидок. Хотя прошлой весной бонус достигал почти полумиллиона (490 000).
Под наши условия подходит максимальное оснащение переднеприводного J7 за 3 459 900 рублей (3 549 900). С учетом скидки в 320 000 (прямая плюс за кредит) он попадает в «три с хвостиком».
Правда, ранее за эту комплектацию давали скидку в 370 000 рублей. За каско попросят в пределах 80 000–100 000.
В прошлом материале мы рассматривали F7 предыдущего поколения. В средней комплектации он стоил 3 000 000. F7 новой генерации примерно в том же оснащении оценивается в 3 099 000.
Скидки по нашим условиям нет (только по trade-in за сдачу автомобиля Great Wall и Haval). Каско стоит 80 000. Банковских продуктов также не предлагается. И процентная ставка сравнительно высокая.
Кроссовер в оснащении Luxury официально оценивался в 3 130 000 рублей. Но дилер весной назначал специальную цену в 2 700 000. С нынешних 2 809 000 рублей ценник благодаря салонной скидке также снижается — до 2 640 000.
К тому же имеется бонус по кредиту и прямая скидка — 100 000 + 100 000.
Цена за переднеприводный кроссовер в среднем оснащении Elite при бонусе в 300 000 весной 2024 года составляла 2 789 900 рублей. Теперь — 2 839 900.
В конце декабря скидка составляла 370 000 рублей (150 000 от дистрибьютора и 220 000 за кредит). Но тут есть выбор. Если использовать бонус по кредиту, то не будет субсидирования. Ставка в таком случае достигает 25%. Однако если отказаться от скидки, то процент снизится до 17,3. Каско стоит 70 000, 50 000 из которых компенсируется в качестве подарка.
Со скидкой в 320 000 топовое оснащение «тройки» ранее стоило 2 158 000. На момент подготовки материала бонусы отсутствовали. Но и сам кроссовер подешевел — до 1 900 000 рублей.
Правда, бюджетникам по кредитной программе ВТБ полагается скидка в 20% от стоимости при ставке в 25%. Средние условия в других банках будут следующими:
Как мы видим, ситуация на рынке автокредитования не патовая. Спасают ее дистрибьюторы/производители, готовые компенсировать повышение ключевой ставки и процентов по кредитам. К слову, 20 декабря состоялось заседание ЦБ, на котором, по мнению многих финансовых экспертов, должно было быть принято решение об очередном повышение ставки. Этого не произошло. Очередная дата рассмотрения ключевой ставки — 14 февраля 2025 года.