ООО «Аурус», на которое возложен выпуск лимузинов для первого лица, с недавних пор сменило юридический адрес. Из Москвы, с улицы Автомоторной, где размещается и НАМИ, фирма переехала в Татарстан, а точнее — в Особую экономическую зону «Алабуга». Связано это с планами по началу промышленного выпуска лимузинов Aurus Senat и других моделей марки.
Хотя «Аурус» и сменил прописку, НАМИ остался его ключевым учредителем: научно-исследовательскому институту в ООО «Аурус» принадлежит 63,5%. А вот ПАО «Соллерс», который стал главным производственным партнером «Ауруса», в свое время сократил свою долю до 0,5%. Оставшимися 36% владеет «Фонд обороны, безопасности и развития Тавазун» из Объединенных Арабских Эмиратов. Переезд в «Алабугу» объяснить очень просто: это единственное место, где «Соллерс» может проводить грунтование кузовов такого размера. Сейчас в ваннах Алабуги проходят обработку кузова Ford Transit. Именно из-за наличия этих ванн Вадим Швецов (ныне — председатель совета директоров ПАО «Соллерс») уговорил менеджмент Ford сохранить в России сборку «Транзитов» при выводе всего остального бизнеса. Со своей стороны правительство РФ делает все, чтобы поддержать Ford: на госпрограммы, под которые подпадают «Транзиты», денег не жалеют.
Старт промышленной сборки «Аурусов» планируется на весну 2021 года, но скорее всего этот срок будет сорван и «Сенаты» продолжат изготавливать кустарным методом в НАМИ. Напомним, что Росстандарт по заявке института выдал Одобрение типа транспортного средства еще в сентябре 2019 года. По нему ООО «Аурус» может реализовать только 150 машин, выпущенных в рамках так называемой «малой партии». В 2020 году Росстандарт обновил документ. Кроме несущественного изменения габаритов все технические данные остались прежними. Скажем, длина базовой версии 4123-0000010 увеличилась всего на 1 мм (до 5631 мм), ширина — на 2 миллиметра. Сильнее всего изменилась высота: вместо 1717 мм — 1689, притом что шины все те же — 255/55 R20.
Продажи автомобилей выпуска НАМИ пока идут не слишком. Мы не можем в полной мере судить о масштабах производства (оно как раз ограничено примерно 150–200 экземплярами в год), потому что данные по количеству «Сенатов», переданных силовым ведомствам, закрыты. А вот по гражданским покупателям картина вполне ясная. В 2020 году продали всего семь Aurus Senat, причем не все машины были выпущены в 2020 году.
В 2020 году первый Aurus Senat нашел своего покупателя в марте, еще один — в апреле. Оба были проданы физическим лицам, живущим в Подмосковье: именно там «Сенаты» встали на учет ГИБДД. До конца года все следующие Aurus Senat ставили на учет только в Москве. В июне продали еще два экземпляра — один снова «физику», второй — уже юридическому лицу. В ноябре и декабре «юрики» востребовали еще один и два «Сената» соответственно.
Персональные данные частных покупателей нам, естественно, недоступны, но если машину приобрел кто-нибудь из крупных чиновников, мы узнаем об этом после публикации деклараций о доходах за 2020 год. За свой счет это обещал сделать как минимум министр промышленности и торговли Денис Мантуров. За 2019 год Денис Валентинович задекларировал 586 млн рублей, так что покупка «Сената» ему вполне по карману. Напомним, что машину планировали к реализации всего за 18 млн рублей в базовой версии.
Между тем про «юридических» покупателей Aurus Senat известно все. В июле обладателем экземпляра 2019 года выпуска стало Московское городское отделение ЛДПР, которое не имеет ровным счетом никаких прибылей. Однако сайт организации пестрит заметками о благотворительных акциях: неимущим старикам и инвалидам раздают продуктовые наборы, заботливо разложенные в пакеты с символикой ЛДПР. Вероятно, теперь партийцы будут объезжать потенциальных избирателей как раз на Aurus Senat.
В декабре обладателем Aurus Senat уже 2020 года выпуска стало ПАО «Газпром», которое за девять месяцев 2020 года отчиталось убытком в 592 миллиарда рублей. Не исключено, что на «Сенате» будет ездить лично председатель правления «Газпрома» Алексей Борисович Миллер. Кстати говоря, 60 процентов в нашем «национальном достоянии России» принадлежит частным лицам. Думается, в случае чего они в едином порыве поддержат отечественного автопроизводителя — что им 18 миллионов…
Названия еще двух «юриков», приобретших заветные лимузины, широкой публике ни о чем не скажут. В декабре 2020 года Senat 2019 года выпуска поставило на учет некое ООО «Каллир», показавшее в 2018 и в 2019 годах совокупный убыток в 125 млн рублей. До этого в 2016 году фирма осталась в прибыли на 22 млн, но до того — в 2014 и в 2015 годах — принесла своим владельцам ущерб еще на 300 млн рублей. И тем не менее деньги на Aurus нашлись. Анекдот заключается в том, что основной вид деятельности компании — «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления». Как можно консультировать других, если свой бизнес не в порядке?
Дополнительными видами деятельности «Каллира» записаны: «деятельность по управлению холдинг-компаниями», «исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения». Учредителем неприметного ООО «Каллир», равно как и еще нескольких фирм с плачевной финансовой ситуацией, числится Архипов Евгений Юрьевич. И это уже личность известная и весьма примечательная.
С 2008 года Архипов занимает пост президента во Всероссийской федерации гребли на байдарках и каноэ (ВФБГК). Он переизбрался на этот пост в декабре прошлого года, притом что выборы были безальтернативными, потому как все кандидаты снялись с «пробега» в пользу Архипова. Помимо этого Архипов занимал (или занимает) еще тьму-тьмущую должностей в самых различных сферах, далеких как от гребли, так и от бизнес-консультаций. К примеру, он был заместителем генерального директора «Балтнефтепровода», преобразованного позже в «Транснефть-Балтику», на той же должности трудился в «Автотранспортных технологиях», но все это не главное и вовсе не объясняет интереса ведомого им ООО «Каллир» к лимузину Aurus Senat. Дело в том, что Архипов — одноклассник бывшего премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. В школьные годы оба они занимались в секции по гребле (отсюда и должность главного по байдарком и каноэ), а спустя много лет, по данным некоторых СМИ, Дмитрий Медведев присутствовал на свадьбе Архипова. В этом смысле остается только догадываться, с какой целью фирма Архипова приобрела Aurus Senat: будет ли на нем ездить сам Архипов или кто другой…
Единственным прибыльным юридическим лицом, приобретшим Aurus Senat в 2020 году, стало ООО «СОЛТ», название которого расшифровывается как «Система оперативного лизинга транспорта». В истории фирмы были непростые времена, скажем, в 2015 году она принесла убыток в 330 млн рублей, в 2016-м — 84 млн, но в последнем своем отчетном периоде (2019 год) осталась в плюсе на 20,9 млн рублей. Что же это за «СОЛТ»? Основной вид деятельности компании — «торговля автотранспортными средствами», дополнительные — «деятельность транспортная вспомогательная», «деятельность такси», лизинг и перевозки. Среди самых крупных ее заказчиков — Государственное казенное учреждение города Москвы «Администратор московского парковочного пространства», АО «Рособоронэкспорт» и государственная корпорация «Ростех».
20% ООО «СОЛТ» принадлежит Андрею Николаевичу Павловичу, 80% — АО «Группа компаний Авилон», где тот же Павлович работает гендиректором. Он же трудится в должности гендиректора «другого Авилона» — АО «Авилон Автомобильная Группа», который, в свою очередь, фигурирует на сайтах госзакупок как крупнейший поставщик автомобилей для Управления делами Президента РФ.
Нам остается добавить, что учредителем АО «Авилон АГ» числится небольшая американская компания «New York Motors Corp.». Зарубежные сайты по проверке контрагентов указывают и на руководителя организации (Chief Executive Officer) — Александра Варшавского. В последний раз широкой российской публике о нем напоминал основатель «Рольфа» Сергей Петров — как раз после того, как летом 2019 года силовики возбудили дело против Петрова и провели выемку документов в нескольких дилерских центрах «Рольфа». Тогда в одном из интервью Петров назвал Варшавского «интересантом этого дела».
А мы и дальше будем следить за продажами Aurus Senat.