50 лет Caterham: британский стиль, японские деньги и долгожданная новая модель
06.08.2023 | 9611 просмотров

50 лет Caterham: британский стиль, японские деньги и долгожданная новая модель

Автор: Антон Лисин
Фото из открытых источников
Источник: Дром
Вам нравятся эти автомобили?
600 (89%)
76 (11%)
В этом году британская компания Caterham Cars отмечает свой полувековой юбилей. К круглой дате она подошла в хорошей форме и с прототипом полностью новой модели, о которой давно мечтала. В этом обзоре мы расскажем, как появилась компания Caterham, какой путь прошла и что планирует делать в ближайшие годы под крылом своего нынешнего владельца — японской автодилерской сети VT Holdings.

Компанию Caterham основал в 1959 году британский предприниматель Грэм Неарн, до 1973 года она была просто дилером компании Lotus Cars и продавала ее спорткары. Название Caterham происходит от города Катерхэм в английском графстве Суррей, где изначально базировалось предприятие Неарна (в 1987 году компания переехала в город Дартфорд, графство Кент). В 1973 году основатель и гендиректор Lotus, легендарный Колин Чепмен, решает снять с производства одну из своих ранних моделей — родстер Lotus Seven, а Грэм Неарн покупает на него права и сам становится автопроизводителем. Таким образом, летопись Caterham как автомобильной компании начинается именно с 1973 года — отсюда и полувековой юбилей.

Колин Чепмен (слева) и Грэм Неарн

Оригинальный Lotus Seven был запущен в производство в 1957 году и до своей отставки несколько раз модернизировался. Грэм Неарн сначала взялся производить наиболее позднюю версию Series 4 с грузной кормой, но в 1974 году переключился на более элегантную на вид Series 3 с округлыми задними крыльями — эта версия уже в 70-х считалась канонической и нравилась клиентам больше, чем Series 4. Caterham Seven бережно пронес через десятилетия стиль исходного родстера Lotus и считается его главным правопреемником. Из альтернативных реплик Lotus Seven наиболее известным стал нидерландский Donkervoort, но он за годы эволюции далеко ушел от оригинального дизайна «семерки» и сегодня предлагает, так сказать, спорткар по мотивам, с довольно агрессивным на вид углепластиковым кузовом и мощным турбомотором Audi.

Почувствуйте разницу: слева — Lotus Seven Series 3, в центре — современные Caterham Super Seven 600 и Super Seven 2000, справа — новейший Donkervoort F22

Компания Caterham тоже регулярно модернизировала модель Seven, но работала преимущественно с технической начинкой и намного меньше — с дизайном. Так, в 2000 году у «семерки» появилось более длинное и широкое шасси для располневших за годы сытой жизни джентльменов. Изначально зависимая задняя подвеска в середине 80-х уступила место полузависимой «Де-Дион», а в 2000-х стала полностью независимой на двойных поперечных рычагах. Сегодня в зависимости от версии модели используются все три варианта задней подвески. Год за годом Caterham Seven становился жестче, точнее в управлении и быстрее, но при этом решительно игнорировал современные средства комфорта и безопасности, чтобы сохранить легкость и историческую связь с Lotus Seven.

Основным поставщиком моторов для Caterham Seven была и остается компания Ford, а всего за прошедшие полвека на спорткар ставили более 35 различных вариантов двигателей, в том числе от Rover, Vauxhall, Cosworth и Honda. Сегодня младшие версии — Seven 170 (на фото) и Super Seven 600 — оснащаются 660-кубовым трехцилиндровым турбомотором Suzuki мощностью 85 л.с., его достаточно, чтобы разогнать 440-килограммовый родстер до первой «сотни» за 6,9 секунды и до максимальных 170 км/ч. Топовый Caterham Seven 620 с 2,0-литровым компрессорным мотором Ford Duratec мощностью 314 л.с. при снаряженной массе 610 кг разгоняется до 100 км/ч за три секунды, максимальная скорость — 240 км/ч

В 90-х Caterham предпринимает первую попытку создать новую модель, потому что было ясно, что делать бесконечно реплику Lotus Seven невозможно и надо думать о будущем. Дебютировавший в 1994 году родстер Caterham 21 в техническом плане ничем принципиально не отличался от Caterham Seven, но имел усиленное шасси и современный кузов с колесами внутри, а не снаружи. Публика встретила новинку тепло, однако из-за ограниченного бюджета на проектирование Caterham 21 имел массу компромиссных решений или, проще говоря, был сделан на коленке с использованием деталей от других машин — например, задние фонари у него от Ford Mondeo. Наладить ритмичный выпуск Caterham 21 компания не смогла и изготовила за пять лет лишь около 50 экземпляров.

Caterham 21

В 2005 году семья Грэма Неарна решает продать автомобильную компанию консорциуму во главе с инвестиционным фондом Corven Ventures. Новые собственники помогают Caterham оптимизировать бизнес-процессы, модернизируют производство и активно развивают спортивную программу, но без новой модели финансовые успехи компании оставляют желать лучшего.

В 2011 году компанию Caterham Cars покупают у Corven Ventures амбициозные малайзийские бизнесмены Тони Фернандес и Камарудин Меранун, владевшие на тот момент гоночной командой Формулы 1 Team Lotus Enterprises — она не была связана напрямую с компанией Lotus Cars, но имела права на имя Lotus в гонках. В 2012 году эта команда была переименована в Caterham F1 Team и провела в Формуле 1 три сезона, но не добилась успеха, не заработала ни одного очка и в 2015 году была расформирована.

В сезоне 2012 года одним из пилотов Caterham F1 Team был российский гонщик Виталий Петров

Другая неудачная авантюра малайзийских владельцев Caterham Cars — основанное в 2012 году совместное предприятие с Renault, которое должно было разработать легкий среднемоторный спорткар Caterham C120/Alpine A110 (марка Alpine принадлежит Renault Group). Уже в 2014 году эта перспективная коллаборация распалась из-за того, что сильно поиздержавшиеся в гонках владельцы Caterham просто не смогли выполнить взятые на себя финансовые обязательства, после чего Renault продолжила работу над проектом нового спорткара самостоятельно и в 2017 году выпустила на рынок весьма успешное купе Alpine A110.

Alpine A110 в наиболее мощной 300-сильной версии R

После неудач в Формуле 1 и остановки разработки нового спорткара компания Caterham просто продолжала «штамповать» модель Seven, придумывая для нее все новые и новые вариации вплоть до курьезного Super Seven 1600 образца 2020 года, в котором к 1,6-литровому «атмосфернику» Ford Sigma прикрутили «головы» карбюраторов Weber 40 DCOE с воздушными фильтрами K&N для имитации характерного всасывающего звука на впуске — мол, ценители классики должны понять и оценить. На более содержательные инженерные работы денег у компании в конце прошлого десятилетия не было, тогдашний гендиректор Caterham Cars Грэм Макдональд даже думал диверсифицировать бизнес в сторону тюнинга, то есть Caterham должен был заняться доработкой автомобилей других марок и тем самым получить новый источник дохода.

Двигатель Caterham Super Seven 1600

К сожалению или к счастью, но создавать на базе Caterham Cars тюнинг-ателье не пришлось, потому что весной 2021 года британскую компанию у Тони Фернандеса и Камарудина Мерануна купила японская автодилерская сеть VT Holdings. Президент и гендиректор VT Holdings Казухо Такахаши — большой фанат автогонок и британского автопрома, в 2009 году его компания стала официальным дистрибьютором спорткаров Caterham в Японии, так что Такахаши очень хорошо представлял, с чем имеет дело, и бодро взялся за развитие бизнеса Caterham Cars.

В 2021 году Caterham Cars добилась рекордных продаж, реализовав в мире 670 автомобилей, а всего на данный момент совокупные продажи компании за всю ее историю превысили 22 000 автомобилей, причем бо́льшая часть этого объема пришлась не на готовые машины, а на комплекты для самостоятельной сборки.

Новая штаб-квартира Caterham Cars в городе Дартфорд, графство Кент

Объем финансовых вливаний в Caterham Cars со стороны VT Holdings не афишируется, но последние новости от компании говорят о том, что вливания эти очень щедрые. В нынешнем, юбилейном году Caterham Cars въедет в полностью новую штаб-квартиру в Дартфорде и запустит здесь же новый завод, мощность которого по сравнению со старым увеличена на 50% — до 750 машин в год.

В мае Caterham Cars представила прототип электрической версии «семерки» — EV Seven, но в ближайшие годы не собирается запускать его в производство, потому что острой необходимости в этом нет — на данный момент лишь единицы из числа клиентов Caterham изъявляют желание приобрести электрический Seven. Но в свете грядущего запрета на продажу новых машин с ДВС в Великобритании, континентальной Европе и Японии разрабатывать такую версию нужно, и отрадно, что новый японский собственник Caterham Cars дает такую возможность — это инвестиции в будущее компании.

Прототип Caterham EV Seven массой 700 кг оснащен единственным электромотором на задней оси, его максимальная отдача — 179 кВт (243 л.с.) и 250 Нм. Батарея емкостью 51 кВт·ч расположена вертикально под капотом и в центральном тоннеле, ее ячейки имеют иммерсионное охлаждение и рассчитаны на экстремальную эксплуатацию спорткара на гоночном треке. Полной зарядки должно хватить на 20 минут езды в боевом режиме, зарядить батарею на максимальной мощности 152 кВт можно всего за 15 минут. До 60 миль/ч (96,56 км/ч) EV Seven разгоняется за четыре секунды, максимальная скорость — 209 км/ч. К моменту старта производства EV Seven где-то в конце текущего десятилетия многие его характеристики могут быть улучшены, потому что прогресс в области электропривода и аккумуляторов не стоит на месте

В июле на Фестивале скорости в Гудвуде компания Caterham Cars показала прототип электрического купе Project V, его планируется запустить в производство в конце 2025-го — начале 2026 года, имя серийной версии может быть иным. Project V — не замена культовой «семерки», а его более современная, комфортная, всепогодная альтернатива. Вместе с тем новый спорткар будет обладать всеми основными ценностями Caterham, а именно легкостью, конструктивной простотой и отменной управляемостью.

Caterham Project V

Caterham Project V весит менее 1190 кг, кузов с посадочной формулой 2+1 (единственное пассажирское место во втором ряду расположено по центру) изготовлен из углепластика и алюминия. Габаритная длина — 4255 мм, ширина — 1893 мм, высота — 1226 мм, колесная база — 2581 мм. Облик Project V разработал новый шеф-дизайнер Caterham Cars, француз Энтони Джаннарелли, у которого есть и собственная автомобильная компания — Jannarelly Automotive.

Caterham Project V

В кузове Project V можно увидеть черты Caterham 21 и Alpine A110, то есть новая модель разрабатывалась в контексте истории Caterham. В лаконично оформленном салоне с плоской передней панелью и круглыми приборами тоже чувствуется преемственность с прежними моделями компании. Щиток приборов на самом деле электронный и лишь имитирует аналоговый, в центральную консоль врезан сенсорный экран мультимедийной системы, в оснащении заявлены высококлассная аудиосистема, электрические стеклоподъемники и кондиционер, в отделке много замши, кожи и углепластика — никогда прежде автомобили Caterham не были такими изысканными и удобными.

Caterham Project V

Подвеска у Caterham Project V регулируемая, пружинная, на двойных поперечных рычагах «по кругу». Все колеса снабжены мощными перфорированными дисковыми тормозами и обуты в шины Michelin Pilot Sport 4S размерности 235/35 R19 спереди и 285/30 R20 сзади. 400-вольтовая батарея емкостью 55 кВт·ч расположена в полу и разделена на два модуля, проем между ними нужен для максимально низкой установки передних кресел. Расчетный запас хода на одной зарядке — 400 км по циклу WLTP, максимальная мощность зарядки батареи — 150 кВт. Электромотор мощностью 200 кВт (272 л.с.) вместе с редуктором расположен на задней оси, первую «сотню» Caterham Project V набирает менее чем за 4,5 секунды, максимальная скорость — 230 км/ч.

Серийная версия Caterham Project V в базовой комплектации будет стоить менее 80 000 фунтов стерлингов. Впоследствии у нового спорткара появятся более дорогие модификации и всевозможные спецверсии. В свою очередь Caterham Seven с бензиновыми двигателями будут производить до тех пор, пока это будет позволять законодательство на ключевых для компании рынках.

Фотобонус

Комментарии

Андрей
Новочеркасск
Новости из параллельного мира
122
26
Ответить
     
Брянск
Сообщений: 2451
Это скорее хобби, клуб по интересам. К полноценному автомобильному производству имеет слабое отношение.
82
26
Ответить
24998628
Новости из параллельной вселенной! А у нас, в это время, вместо того, чтобы хоть как-то развивать свое производство, все мечтают о чужих, не слишком надкусанных, объедках!(
56
58
Ответить
Сорок пятый
Томск
Покатался бы на любой
Из тех на фото
37
6
Ответить
ДИВАНИО Диванный X Перд
Первый раз слышу про такую марку авто.
20
79
Ответить
     
Екатеринбург
Сообщений: 2148
Как я другие британские марки, катерхам способен только генерить убытки
Lada Legend, Tundra 2012, Genesis 2021
38
28
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 1234
Bentley и Rolls-Royce не убыточные давно. Но там заслуга немецких владельцев скорее...
Audi A8
Nissan Murano
Mitsubishi Pajero
Honda CR-V
47
1
Ответить
13035703
Артём
Ябывзялы будут?
20
11
Ответить
Пилот беспилотника
Санкт-Петербург
13035703
Ябывзялы будут?
Не.Это ж не Веста,и не китайцы.
21
11
Ответить
  
Сообщений: 13110
24998628
Новости из параллельной вселенной! А у нас, в это время, вместо того, чтобы хоть как-то развивать свое производство, все мечтают о чужих, не слишком надкусанных, объедках!(
Так со времен ельцинской эпохи разгула демократии у нас в стране воспитывали потребителя, а не создателя, вот теперь и хлебаем го8но полной ложкой...
Дайте мне хорошую рекламу и я буду продавать болты, как средство от головной боли.
Г. Форд
28
31
Ответить
13035703
Артём
Пилот беспилотника
Не.Это ж не Веста,и не китайцы.
А хотелось бы посмотреть...)
6
3
Ответить
  
Сообщений: 13110
Интересно какова разница в стоимости покупки готового автомобиля и кит-кара? Если разница приличная, то продажа кит-каров и у нас была бы выгодна для ПОКУПАТЕЛЕЙ которые любят и умеют с железками возиться, купил к примеру УАЗик в виде набора деталей и собирай себе потихоньку так как ТЕБЕ надо, а не на отвяжись.
Дайте мне хорошую рекламу и я буду продавать болты, как средство от головной боли.
Г. Форд
28
2
Ответить
  
Сообщений: 13110
"К моменту старта производства EV Seven где-то в конце текущего десятилетия многие его характеристики могут быть улучшены, потому что прогресс в области электропривода и аккумуляторов не стоит на месте"

Хмм, что-то этот обещанный прогресс всё наступает, наступает, но никак не наступит )))
Дайте мне хорошую рекламу и я буду продавать болты, как средство от головной боли.
Г. Форд
11
8
Ответить
Михаил
Rats
Это скорее хобби, клуб по интересам. К полноценному автомобильному производству имеет слабое отношение.
Спорткары в основном так и делаются :)
21
3
Ответить
12614281
24998628
Новости из параллельной вселенной! А у нас, в это время, вместо того, чтобы хоть как-то развивать свое производство, все мечтают о чужих, не слишком надкусанных, объедках!(
Смотри пикап патриот и хантер металхартгараж двигатель 8 Горшков, отечественный. Задние колёса Спарка
11
2
Ответить
     
Чебоксары
Сообщений: 2532
Rats
Это скорее хобби, клуб по интересам. К полноценному автомобильному производству имеет слабое отношение.
Не соглашусь! Это мелкосерийное производство эксклюзивных автомобилей. Не для каждого.
9
4
Ответить
28841875
zogar-zag
"К моменту старта производства EV Seven где-то в конце текущего десятилетия многие его характеристики могут быть улучшены, потому что прогресс в области электропривода и аккумуляторов не стоит на...
Ты глаза продери и оглянись.... Даже в России местами заметно
5
2
Ответить
Ааа
Уссурийск
Странно, сначала было интересно читать, а когда дошли до модернизации 2000гг. вдруг стало неинтересно, как только увидел фото с "EV" и закрыл страницу...
Видимо машина с мотором и машинка на батарейках это разные вещи..
8
5
Ответить
     
Брянск
Сообщений: 2451
IgorWar
Не соглашусь! Это мелкосерийное производство эксклюзивных автомобилей. Не для каждого.
Это если бы были выдающиеся характеристики, а так M,RS,AMG уделают этот Катерхэм не поперхнувшись и в обычной жизни они более универсальны
4
12
Ответить
Skuchno
Камень-на-Оби
Задний ряд(скорее сиденье)забавно сделали.
6
1
Ответить
Cucumber Owl
Rats
Это скорее хобби, клуб по интересам. К полноценному автомобильному производству имеет слабое отношение.
В GB достаточно много (было и есть) подобных маленьких автопроизводителей. Есть спрос - есть предложение. TVR, Jensen, MG и т.д.
13
3
Ответить
Cucumber Owl
Rats
Это если бы были выдающиеся характеристики, а так M,RS,AMG уделают этот Катерхэм не поперхнувшись и в обычной жизни они более универсальны
Подобные автомобили это не про "кто кого уделает". Это легкий вес, достаточной мощности двигатель и настроенная управляемость. Это так сказать основа британских спорткаров. Все для получения удовольствия от управления небольшой машиной на извилистых дорожках.
17
3
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 18701
Другая недоступная планета
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
16
4
Ответить
LEA
 
Новосибирск
Сообщений: 4112
Jazz Cat
В GB достаточно много (было и есть) подобных маленьких автопроизводителей. Есть спрос - есть предложение. TVR, Jensen, MG и т.д.
ТВР даже купил россиянин - можно сказать отечественный автопром
на самом деле в наших реалиях - комплекты для сборки машин хорошо бы продавались - у многих автолюбителей есть гаражи или частные дома - можно продавать гранту собери сам за полцены
продам leaf 2016 гв 806 тр Новосибирск https://auto.drom.ru/novosibirsk/nissan/leaf/432436345.html
5
3
Ответить
6391114
Москва
А смысл в нём если он электрокар? Раньше тачки строились от-двигателя, у кого хороший мотор тот и мог диктовать цену, аргументируя недоступной другим динамикой и секундами до ста. А сейчас это неудобный форм-фактор, который едет как какой-нибудь китайский универсал BYD
3
3
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 4072
Загнивают и замерзают
10
3
Ответить
     
Омск
Сообщений: 3357
Симпотный. -Пусть на его базе кабриолет с жёстким верхом сделают - будет ещё круче!
Universe.Laniakea Supercluster.Virgo Supercl.Milky Way Galaxy.Orion Arm.Solar System.Earth.RF.Omsk.
4
1
Ответить
Петр
Красноярск
24998628
Новости из параллельной вселенной! А у нас, в это время, вместо того, чтобы хоть как-то развивать свое производство, все мечтают о чужих, не слишком надкусанных, объедках!(
И много у Вас было Caterham , до того, как жили в одной Вселенной?
13
1
Ответить
   
Walkumei
Сообщений: 19917
знаменитые "махинаторы" (Эдд Чайна и Марк Брюер) не чинили этот катерман в одной из своих серий ?
Времена не выбирают,
в них живут и умирают.
5
 
Ответить
Андрей
Томск
Мне не понравился, у них прикольный дизайн был под старину, новую модель могли нарисовать старина+киберпанк было б супер, а так обмылок получился как кайман от порше
2
4
Ответить
Storm_777
pazik124
Другая недоступная планета
как будто 3 года назад это было тебе доступно ; )
5
1
Ответить
31824263
Казань
Похож на Ягуар C-X75.
2
 
Ответить
da-fomin
Новосибирск
zogar-zag
Так со времен ельцинской эпохи разгула демократии у нас в стране воспитывали потребителя, а не создателя, вот теперь и хлебаем го8но полной ложкой...
Люди, готовые создавать, просто уезжали из страны, где инженерам платят копейки. И дело не в демократии, а в тотальной коррупции и откатной системе, где рыба гниет с головы.
10
3
Ответить
    
Сообщений: 1048
ДИВАНИО Диванный X Перд
Первый раз слышу про такую марку авто.
А вауксхол знаете? )
Honda Bros 400 > Toyota bB > Honda VFR800 > Ford Focus Coupe-Cabriolet > Ford S-MAX > BMW F800R
1
 
Ответить
Отец Валерьян
Грозный
В России есть подобный проект, машина называется шорткарт, двс приоро шеснарь на дросселях, едет как ужаленная
 
1
Ответить
Камри
Новосибирск
da-fomin
Люди, готовые создавать, просто уезжали из страны, где инженерам платят копейки. И дело не в демократии, а в тотальной коррупции и откатной системе, где рыба гниет с головы.
Куча примеров, когда гос-во вбухивало кучу денег в "новое" и "современное" производство...которое было неконкурентоспособным, например, наш родимый Лиотех facepalm
Такое чувство, что целью было не создание передового предприятия, а бабло разбазарить :-(
1
 
Ответить
    
Сообщений: 1134
24998628
Новости из параллельной вселенной! А у нас, в это время, вместо того, чтобы хоть как-то развивать свое производство, все мечтают о чужих, не слишком надкусанных, объедках!(
 
 
Ответить
    
Сообщений: 1134
zogar-zag
Так со времен ельцинской эпохи разгула демократии у нас в стране воспитывали потребителя, а не создателя, вот теперь и хлебаем го8но полной ложкой...
Демократии у нас не было не разу, а мещанство воспитали верно и культ денег тоже, поскольку целей у страны нормальных давно нет
1
 
Ответить
    
Сообщений: 1134
LEA
ТВР даже купил россиянин - можно сказать отечественный автопром
на самом деле в наших реалиях - комплекты для сборки машин хорошо бы продавались - у многих автолюбителей есть гаражи или частные дома - можно продавать гранту собери сам за полцены
А налог на сборку и сертификат безопасности, атестация оборудования и места сборки....................................................... и другие чиновники и их члены
 
 
Ответить
    
Сообщений: 1134
Storm_777
как будто 3 года назад это было тебе доступно ; )
Но было ближе и в одном направлении....)
 
1
Ответить
  
Сообщений: 13110
fomichu
Демократии у нас не было не разу, а мещанство воспитали верно и культ денег тоже, поскольку целей у страны нормальных давно нет
Демократии так как она рекламируется никогда и нигде не было за всю писанную историю.
Дайте мне хорошую рекламу и я буду продавать болты, как средство от головной боли.
Г. Форд
2
 
Ответить
LEA
 
Новосибирск
Сообщений: 4112
fomichu
А налог на сборку и сертификат безопасности, атестация оборудования и места сборки....................................................... и другие чиновники и их члены
вот представь на сколько дешевле бы вышло
продам leaf 2016 гв 806 тр Новосибирск https://auto.drom.ru/novosibirsk/nissan/leaf/432436345.html
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром