С Лады и начнем. Любопытно проследить динамику ее продаж на протяжении прошедших девяти месяцев 2024 года. Дело в том, что именно в этом году — впервые с 2020 «пандемийного» года — рынок новых автомобилей демонстрирует свое обычное поведение — с весенними и осенними подъемами. А вот продажи Lada в общую картину не укладываются. Судите сами: если в сентябре весь рынок вышел на пик, то Lada начиная с мартовского весеннего оживления зафиксировала худший результат, повторив показатели июня. И если в апреле своих покупателей нашли 42 тысячи машин Лада, то в сентябре — менее 35 тысяч. При этом в апреле и мае доля продукции отечественного автогиганта приближалась к одной трети (30,8 и 31,5% рынка), а в сентябре опустилась ниже четверти (23%).
В III квартале все Лады продавались более-менее ровно — за исключением Гранты, которая в сентябре дала просадку в две с лишним тысячи машин относительно июля и августа. Классическая «Нива» с июля по сентябрь находила в среднем по 3,5 тысячи покупателей, Niva Travel — по 3,8 тысячи, Vesta — по 10,4 тысячи. Lada Aura, на которую должны в добровольно-принудительном порядке пересадить депутатов Госдумы (включая Валуева), в июле и августе встала на учет в количестве двух экземпляров.
Интересный момент: растут продажи Vesta с вариатором. В июле было продано 2,5 тысячи, в августе — 3,8 тысячи, в сентябре — уже 4,5 тысячи. Таким образом, в сентябре доля вариаторных Vesta достигла почти половины в продажах модели. А вот Granta с 4-ступенчатым «автоматом» пока буксует — 623, 699 и 732 машины в июле, августе и сентябре соответственно.
Логично задаться следующим вопросом — как чувствуют себя автомобили китайских марок — как импортных, так и выпускаемых в России? Оказывается, их доля в течение года росла, как и сбыт в штуках. При этом продажи этих машин повторяли (а, по сути, и определяли) кривую всего рынка: в марте было продано 84 тысячи «китайцев» с долей 57%, в апреле и мае, несмотря на спад сбыта до 75 и 72 тысяч соответственно, их доля оставалась на уровне 55–56%. В августе и сентябре было продано, соответственно, уже 90 и 93 тысячи машин китайских марок, а вот доля подросла до 61%!
Теперь посмотрим на продажи автомобилей, выпущенных только в Китае — всех марок, а не только китайских. Оказывается, они росли весь III квартал: в июле было продано 70 тысяч, в августе — 77 тысяч, в сентябре — 80 тысяч. И утильсбор им не помеха!
Очевидно, приведенные цифры вполне исчерпывающе объясняют усилия президента АВТОВАЗа Максима Соколова по лоббированию повышения утилизационного сбора в частности и усилению протекционистских мер в целом. Отвлечемся на секунду: существует тезис, что российский автогигант, выйдя на объем в 500 тысяч, «успокоится». Это не так! С уходом французов суммарная загрузка ижевской и тольяттинской площадок резко обвалилась, и не только на сборке, сварке и окраске. Напомним, что всю кузовщину для моделей Renault (Logan и Sandero) и часть — для московского завода изготавливали тут же, на штампово-прессовом производстве в Тольятти. Теперь все ранее задействованные мощности простаивают. По нашим данным, АВТОВАЗ кровно заинтересован в увеличении своих годовых продаж до 600–700 тысяч. И, естественно, по как можно более высокой цене.
Не будем далеко ходить и разберемся с отверточными Chery Tiggo 7 Pro, которые собирают на бывшем заводе Nissan, входящим в периметр АВТОВАЗа, и продают как Xcite X-Cross 7. Покупатели за ними пока явно не давятся: в июле реализовано 735 машин, в августе — 840, в сентябре — 1016 штук. Как мы писали раньше, на них совершенно свободно можно получить скидку в 100 тысяч и приобрести за 2,4 млн рублей. Насколько этот проект с нулевой локализацией окажется долгоиграющим при перспективе подъема утильсбора, пока неясно.
Оживший в этом году бывший завод Hyundai пока явно работает не на полную мощность: в июле купили 1971 автомобиль марки Solaris, в августе — 2128, в сентябре — 1994.
О былых продажах мечтать пока не приходится, тем более что львиную долю сбыта составляет седан HS (бывший Hyundai Solaris) — 95%. Остальных моделей — бывшей Креты и двух Rio — мы не видим ни в дилерских шоурумах, ни в статистике. К примеру, в III квартале бывшая Крета нашла только 182 покупателей, но не потому, что на нее нет спроса, а потому, что завод ее фактически не выпускает. Кстати, в начале октября пресс-служба «Автозавода АГР» отчиталась о реализации 13 779 автомобилей. Откуда взялись эти цифры — не совсем понятно, ведь на учет в этом году встали только 9834 Соляриса. Видимо, 13 779 — это количество машин, отгруженных дилерам, то есть сюда входят и уже законтрактованные («зеленые») экземпляры, и еще не нашедшие конечного покупателя, то есть «желтые». Если так, ситуация тревожная: получается, что реальные продажи здорово отстают от дилерских отгрузок, а ведь сегмент — самый ходовой! Впрочем, наши собеседники в АГР скорее настроены оптимистично, говоря о том, что остальные три модели вскоре появятся у дилеров, и первая на подходе — HC (она же — Hyundai Creta). От себя добавим, что трудности бесперебойного выпуска связаны с поставками комплектующих из Китая.
А как чувствует себя второй завод АГР, то есть бывший завод VW? Напомним, что недавно были получены ОТТС на несколько моделей местной сборки: тут и Chery Tiggo 7 Pro MAX, и Tiggo 8 Pro MAX, и Tiggo 4 Pro. Что касается Tiggo 7, речь совершенно точно идет о «дорестайле», ибо под капотом здесь 1,5 литра турбо и вариатор.
«Четверка» Chery в статистику пока не попала, а вот «семерка» и «восьмерка» благополучно добрались до дилеров, правда, объемы пока невелики: в III квартале своих покупателей нашли 117 калужских Tiggo 7 Pro MAX и 105 Tiggo 8 Pro MAX. Так что уточняйте перед покупкой, где собрана машина, если вам, это, конечно, интересно.
Если верить нашей статистике, ожил еще один завод — бывший «Мерседес», ныне принадлежащий «Автодому». В 2023 году предприятие принесло владельцу два миллиарда убытков — очевидно, и этот год будет минусовой. Сколько еще «Автодом» будет мириться с такими потерями? Так вот, в статистику августа попали четыре автомобиля «на агрегатах» Mercedes-Benz, собранные здесь в 2024 году! Мы постараемся узнать, что происходит с этими машинами, и через некоторое время сообщить читателям Дрома. Не исключим, что речь идет о попытке вывести на рынок самый настоящий Mercedes-Benz, только под другим названием: к примеру, на корме будет значиться не Beijing-Benz, как в Китае, а просто Beijing. Но да бог с ними, с Мерседесами, нам важно понимать, что на заводе уже вовсю идет контрактная отверточная сборка Exeed. Заявителем на ОТТС по этим машинам стало российское представительство Chery — «Чери Автомобили Рус».
В целом перспективы бывшего предприятия Mercedes-Benz оцениваются положительно, потому что у немцев остался опцион. По идее, востребовать они его могут только до апреля 2025 года, потому что на момент оформления сделки производитель недружественной страны мог рассчитывать на срок опциона не более чем в два года. Однако Mercedes-Benz — особый случай. Напомним, что условия Специального инвестиционного контракта в 2017 году для этого предприятия утверждал лично Владимир Путин, поэтому в данном случае Минпромторг и другие ведомства вполне могут проявить некоторую гибкость и продлить срок, в течение которого концерн сможет вернуться в Россию.
Ну что же, теперь — к заводам, которым всегда уделяем большое внимание, ибо они оказались в самом трудном положении. Впрочем, кажется, у «Москвича» ситуация начинает выправляться. Если во II квартале его продажи от месяца к месяцу падали и в июне составили 1041 автомобиль, то теперь пошли вверх.
В июле реализовано 1411 машин, в августе — 1648, а в сентябре уже 1953. Впрочем, пока не побит рекорд марта — тогда дилеры продали 2440 машин. Всего же за три квартала своих покупателей нашли 14 690 образцов. Напомним, что еще в 2022 году мэр столицы Собянин пообещал выпустить в 2023 году 50 000 машин, а в 2024-м — 100 000.
Собственно, в отчете за II квартал мы писали, что спад продаж у «Москвича» — вполне естественный: сварке кузовов, начатой в мае, предшествовала тотальная распродажа «отверточных» машин. Стало быть, понадобилось время для того, чтобы загрузить дилеров «Москвичами-3» со сваренными кузовами, в продаже которых, судя по всему, уже появился коммерческий смысл. Сейчас формально «Москвич-3» с ручной коробкой можно купить за 1,7 млн, а версию с вариатором — за 1,9 млн. Если не брать во внимание конструктивную особенность вариатора, заключающуюся в отсутствии гидротрансформатора между мотором и CVT, то это одно из самых выгодных предложений на рынке. А вот у «Москвича-6» продажи низкие — только 650 машин за III квартал: в июле — 241 шт., в августе — 225 и в сентябре — 184. В который раз обращаем ваше внимание, что при запуске модели мы не ошиблись с прогнозом: говорили, что она будет лишь формально присутствовать на рынке. С «Москвичом-8» пока тишина: завод обещал дилерам начать его отгрузки уже в августе, но на дворе — октябрь, а машин пока нет, да и вообще ни одного «Москвича-8» не встало на учет. Неужели модель подвисла?
В завершение темы отметим, что ключевой проблемой российской марки остаются низкие продажи, приходящиеся в среднем на одного дилера. Так, в III квартале в каждом шоуруме в месяц в среднем продавалось только 23 машины, а ведь «прожиточный минимум» для автосалона — 35-40 реализованных в месяц машин. Впрочем, на стыке сентября–октября перспективы московского завода выглядят уже не такими невзрачными, как прежде, хотя по итогам 2024 года предприятие, вне всякого сомнения, останется в тяжелом финансовом минусе. Напомним, в прошлом году завод потратил 8,5 лишних миллиардов.
Тревожная ситуация сложилась у BAIC, в июле и августе дилеры продали чуть больше, чем в конце II квартала — 1287 и 1152 машины соответственно, а вот в сентябре сбыт обвалился — только 476 образцов...
Такое ощущение, что изготовленные на «Автоторе» машины просто-напросто заканчиваются, а других там не выпускают. Кстати, 4 октября пресс-служба BAIC опубликовала релиз о снижении цен — по типу того, к какому прибегал «Москвич» в феврале–марте нынешнего года, чтобы освободить склады от машин отверточной сборки. Будем надеяться, что все-таки речь идет о признаках перестройки бизнеса, а не об уходе BAIC из России. Раньше мы писали, что и по BAIC, и по Kaiyi дистрибуция будет передана от дочерних структур «Автотора» ко вновь организованным представительствам с участием китайских штаб-квартир.
Собственно, с продажами и у Kaiyi похожая картина: в июле продано 700 машин, в августе — 642, в сентябре — 638.
Не забудем и про SWM — главного неудачника российского рынка. Мы много писали о проблемах бренда, тут цифры говорят сами за себя: за девять месяцев дилерам удалось сбыть только 1173 машины, при этом в июле и августе — 283 и 147, а в сентябре — всего 116. Из этого количества только 42 машины были собраны в Калининграде в этом году. Для полномасштабного производства, откровенно скажем, маловато.
Новой надеждой «Автотора» могла бы стать растущая марка Jetour, которая регулярно бьет собственные рекорды, но и здесь не все в порядке. Напомним, что еще в апреле было заявлено о начале сборки Dashing в Калининграде, однако в конце августа — начале сентября, объезжая московских дилеров, мы так и не увидели «русских Дашингов», не попали такие машины и в статистику по III кварталу. Так и что же — собирают их в Калининграде или нет?..
Собственно, сам Dashing — это один из «паровозиков» всей марки: в июле он нашел 1228 покупателей, в августе — 1443, в сентябре — 1464.
Ноздря в ноздрю с ним идет и среднеразмерный кроссовер T2, который в июле даже опередил Dashing, а в сентябре разошелся тиражом 1437 штук. Интересно, что в свете грядущего подъема утильсбора и сам Jetour не меньше нуждается в «Автоторе», тем более что первый «утилизационный» звонок уже прозвенел: запуск субкомпактного кроссовера Х50, уже представленного на российском потребительском сайте с ценой от 2 млн рублей, перенесен с октября на ноябрь. Состоится ли он вообще и сумеет ли менеджмент марки хотя бы частично покрыть полмиллиона рублей «утиля» в цене такой маленькой машины?..
Переходим к крупным «китайцам» российского рынка и сначала дадим общую диспозицию.
Chery набрала за III квартал 46 977 «покупательских голосов». Geely — 43 664, однако сюда же мы должны прибавить Belgee — это еще 10 858 штук. В сентябрьскую статистику попали даже шесть экземпляров свежевыведенного бренда Knewstar, который пока имеет в активе одну модель с индексом 001, то есть бывшую Geely Tugella. Haval повторяет результат белорусско-китайского импорта Geely и чуть-чуть недобирает до круглого числа с результатом 54 960 штук. Changan со своим бескрайним модельным рядом, где есть и конкурент Гранте, и конкурент Весте, уже заметно отстает от третьего места, то есть от Chery: 34 366 машин, реализованных с июля по сентябрь. В III квартале эта марка не показывала никаких колебаний — продажи шли ровно от месяца к месяцу.
Дилеры Chery в августе и сентябре продали на две тысячи машин больше, чем в июле. Haval в III квартале от месяца к месяцу уверенно рос. Также прибавляла в продажах и Geely.
Теперь давайте вернемся к началу нашего разговора: Lada падает — «китайцы» либо растут, либо как минимум не теряют. Что из этого следует? Из этого следует, что правительство продолжит предлагать новые способы по выводу Lada из конкурентной среды.
Что касается нашего прогноза на IV квартал 2024 года, то картина принципиально не изменится, за тем исключением, что спрос подстегнут традиционные предновогодние скидки и бренды КНР только прибавят: автомобилей, ввезенных по утильсбору, действовавшему до 1 октября, хватит не только до конца года, но, вероятно, и до марта–апреля 2025-го.
По традиции напоминаем, что детальные продажи по моделям крупных марок мы даем в табличном виде — под текстом.
№ п/п | Марка | 3 кв. 2024 | 2 кв. 2024 | 1 кв. 2024 | 1-9 мес. 2024 |
1. | Lada | 109 168 | 116 534 | 90 870 | 316 527 |
2. | Haval | 54 960 | 43 811 | 37 639 | 136 410 |
3. | Chery | 46 977 | 39 464 | 31 893 | 118 334 |
4. | Geely | 43 664 | 32 838 | 36 264 | 112 766 |
5. | Changan | 34 366 | 28 486 | 20 216 | 83 068 |
6. | Omoda | 14 662 | 14 703 | 10 423 | 39 788 |
7. | Jetour | 11 160 | 9392 | 5081 | 25 633 |
8. | Belgee | 10 858 | 9849 | 4260 | 24 967 |
9. | Exeed | 10 645 | 11 836 | 10 843 | 33 324 |
10. | Jaecoo | 8377 | 6813 | 4029 | 19 219 |
11. | Tank | 8287 | 6834 | 6312 | 21 433 |
12. | GAC | 6346 | 3730 | 3357 | 13 433 |
13. | Solaris | 6093 | 3567 | 174 | 9834 |
14. | Moskvich | 5012 | 4785 | 4893 | 14 690 |
15. | Toyota | 4973 | 3374 | 5216 | 13 563 |
16. | Hyundai | 4720 | 2637 | 3855 | 11 212 |
17. | Lixiang | 4509 | 4315 | 8049 | 16 873 |
18. | Kia | 4563 | 3132 | 5157 | 12 852 |
19. | JAC | 4122 | 2969 | 1909 | 9000 |
20. | BAIC | 2915 | 4219 | 2604 | 9738 |
Lada
Модель | Июль | Август | Сентябрь | 3 кв. 2024 |
Granta | 18 164 | 18 832 | 15 939 | 52 935 |
Niva Travel | 3756 | 3991 | 3728 | 11 475 |
Vesta | 9761 | 11 288 | 10 542 | 31 591 |
4x4 | 3416 | 3772 | 3667 | 10 855 |
Chery
Модель | Июль | Август | Сентябрь | 3 кв. 2024 |
Tiggo 4 Pro | 4917 | 5543 | 5550 | 16 010 |
Tiggo 7 Pro/7 Pro MAX | 6275 | 8132 | 7551 | 21 958 |
Tiggo Tiggo 8 Pro/8 Pro MAX | 2216 | 2142 | 2137 | 6495 |
Haval
Модель | Июль | Август | Сентябрь | 3 кв. 2024 |
Jolion | 8292 | 8955 | 9680 | 26 927 |
M6 | 3399 | 3977 | 3603 | 10 979 |
F7/F7x | 1538 | 1297 | 1793 | 4628 |
Dargo | 2452 | 2412 | 2176 | 7040 |
Н3 | 938 | 1513 | 1589 | 4040 |
Geely
Модель | Июль | Август | Сентябрь | 3 кв. 2024 |
Coolray | 2140 | 1943 | 2369 | 6452 |
Monjaro | 3853 | 3936 | 4938 | 12 727 |
Atlas | 2369 | 2994 | 3283 | 8646 |
Tugella | 1456 | 1567 | 984 | 4007 |
Emgrand | 727 | 1020 | 1012 | 2759 |
Okavango | 612 | 613 | 609 | 1834 |
Changan
Модель | Июль | Август | Сентябрь | 3 кв. 2024 |
CS35 Plus | 2202 | 2261 | 2486 | 6949 |
CS55 Plus | 4597 | 4785 | 3861 | 13 243 |
UNI-K | 1195 | 1160 | 1233 | 3588 |
Jaecoo
Модель | Июль | Август | Сентябрь | 3 кв. 2024 |
J7 | 1498 | 1729 | 1890 | 5117 |
J8 | 1000 | 1123 | 1137 | 3260 |
Jetour
Модель | Июль | Август | Сентябрь | 3 кв. 2024 |
T2 | 1434 | 1324 | 1437 | 4195 |
Dashing | 1228 | 1443 | 1464 | 4135 |
X70 Plus | 594 | 711 | 799 | 2104 |
X90 Plus | 272 | 211 | 203 | 686 |