1990-е годы — противоречивое время для нашей страны. С одной стороны, кругом развал и упадок, с другой — невиданные возможности для сколачивания состояний. Именно в это десятилетие в Карачаево-Черкесии братья Станислав, Вячеслав и Хаджи-Мурат Деревы создали и «раскрутили» с нуля свою компанию «Меркурий». Как тогда было принято, занимались всем подряд, но основные деньги приносило производство водки и минеральной воды. К началу нулевых бизнес «Меркурия» занимал настолько прочные позиции, что Деревы решили попробовать свои силы в крайне сложной и рискованной отрасли — производстве автомобилей.
Под эту затею в конце 2002 года они зарегистрировали новую фирму — ООО АК «Дервейс». «АК» — автомобильная компания, «Дервейс» — от корня фамилии и английского слова «ways» (пути, дороги). В то время формат отверточной сборки «чужих» автомобилей не отвечал амбициям братьев. Им хотелось создать первый национальный черкесский автомобиль — среднеразмерный внедорожник рамной конструкции.
Такой выбор был обоснован здоровым коммерческим расчетом. На Кавказе, где традиционно велика доля сельского населения, в начале нулевых начал нарождаться сельский средний класс. Вот ему-то и нужен был простой, но современный рамный внедорожник, который по потребительским свойствам занял бы нишу между УАЗом Хантер и иномарками.
Разработка внедорожника, впоследствии получившего имя Derways Cowboy и отраслевой индекс «Дервейс-3131», началась в январе 2003 года. Бизнес-модель строилась на том, что Derways закупает готовые шасси у румынской компании ARO и устанавливает на них оригинальный кузов каркасно-панельной конструкции. Шасси приходили из Румынии с мостами, коробками передач и «раздатками». Двигатели Derways монтировал сам — бензиновый ЗМЗ-409 (2,7 л, 128 л.с.) или французский турбодизель Peugeot DW-10TD (2,0 л, 90 л.с.).
В аграрной Карачаево-Черкесии никогда не было традиций машиностроения, поэтому создание нового кузова заказали у тольяттинской инжиниринговой фирмы «Автоконд», штат которой состоял из бывших сотрудников «АвтоВАЗа». Штампованные кузовные панели по аутсорсингу изготавливались на Опытно-промышленном производстве «АвтоВАЗа», но силовые каркасы из труб прямоугольного профиля варили в самом Черкесске. Все наружные панели отштампованы из стали, объемный капот сделан из пластика. Над дизайном «Ковбоя» работали Аркадий Ашрапов и Олег Шапкин.
Автору этих строк Шапкин рассказывал, что инвесторы проекта с самого начала поставили дизайнерам задачу ориентироваться на стилистику Mercedes G-класса. С одной стороны, это объяснялось тем, что бюджет проекта не позволял разгуляться с формотворчеством, а с другой, видимо, тем, что «Гелендваген» для большинства горцев — одна из самых желанных машин. Использование стилистики премиум-автомобиля на недорогом внедорожнике, безусловно, наделяло продукт определенными конкурентными преимуществами.
Из-за сжатых сроков разработку автомобиля вели сразу в цифровом виде, с помощью программного комплекса CATIA. Отказ от этапа создания пластилиновых макетов позволил сэкономить уйму времени. Параллельно с внедрением математической модели строили каркас первого кузова и заказывали у смежников изготовление утвержденных деталей. Проработку салона вели и в виртуальной среде — с помощью стандартных манекенов, которые есть в CATIA — и в реальной, имитируя посадку в каркасе автомобиля, который варили рядом.
«Первый кузов в Черкесске выколотили через два месяца с начала проектирования — рекордные сроки! Мы полетели на Кавказ, покатались, оценили. В результате выявились некоторые ошибки в формировании внешнего вида, которые мы в срочном порядке устранили», — рассказывает Шапкин.
Еще через два месяца весь коллектив конструкторов перебрался в Карачаево-Черкесию. В Черкесске состоялось символическое торжественное открытие завода. На мероприятие съехались руководители большинства северокавказских республик. Таким образом была продемонстрирована серьезность намерений. Первые 14 собранных образцов подарили тем же руководителям. После этого еще четыре месяца модель доводили до серийной кондиции, готовили комплект документации и производство.
«Работали шесть дней в неделю, с 8 до 20 часов: готовили цветовую гамму, подбирали материалы отделки и разрабатывали модификации. По выходным ездили в горы и в города с телохранителем. В полной мере вкусили кавказского гостеприимства», — говорит дизайнер проекта.
Серийный, вернее, мелкосерийный выпуск «Ковбоев» начался весной 2004 года. Машина с дизайном Шапкина/Ашрапова получилась практичной, вместительной и очень технологичной в изготовлении. Несмотря на кажущуюся простоту, экстерьер вышел весьма привлекательным и даже запоминающимся.
Фары, боковые повторители поворотов и дверные ручки унифицированы с ВАЗ-2110. Подфарники — сдвоенные от ВАЗ-1111 «Ока». Задние фонари — универсальные, от коммерческой техники (бортовая «ГАЗель», «МАЗ», «КАМАЗ» и т. д.) «Противотуманки» — от «Волги-3110», боковые зеркала — от Mitsubishi Pajero II. С обеих сторон автомобиля установлены одинаковые колесные арки-ниши, стекла и подножки.
В шасси ARO, как и в УАЗах, применялся полный привод типа part-time с понижающим рядом и рессорная задняя подвеска. Но были и более прогрессивные инженерные решения, которые обеспечивали «Ковбою» конкурентные преимущества. Передняя подвеска у Cowboy — независимая на двух поперечных рычагах (у УАЗа — цельная балка), а редуктор заднего моста снабжен механизмом блокировки. Кроме того, у «Ковбоя» — один топливный бак, который располагался внутри рамы за задней осью. Для справки: единый топливный бак и блокировка заднего дифференциала на УАЗах появились только в 2016 году, и устанавливаются они только на машины семейства Patriot.
В конце 2004 года у дилеров в Москве Derways Cowboy с бензиновым мотором продавался по цене от $14 000, а с дизелем Peugeot — от $18 500. В стандартное оснащение «Ковбоя» входили гидроусилитель руля, защита двигателя, люк в крыше, отдельный отопитель для задних пассажиров, электропривод стекол и наружных зеркал, подножки и противотуманные фары.
Вскоре после начала производства — в 2005 году — руководство «Дервейса» задумало провести рестайлинг своей единственной модели. С задачей по разработке обновления компания обратилась к двум инжиниринговым фирмам — «Бизнесфера» (Нижний Новгород) и Cardi (Москва). Предложения «Бизнесферы» отмели еще на этапе эскизов и продолжили работать с Cardi.
Работы по рестайлингу вел дизайнер Владимир Конопля. В рамках модернизации можно было коснуться только передней части кузова (капот, бампер), изменить задний бампер и добавить небольшие навесные детали. Столь суровые ограничения объяснялись тем, что изменение стальных панелей кузова потребовало бы замены пресс-штампов для их изготовления, а это слишком дорогое удовольствие. К тому же дизайнерам по-прежнему разрешалось использовать только серийную светотехнику.
В марте 2005 года Владимир проработал на эскизах три варианта рестайлинга, каждый из которых по-своему оживлял облик «Ковбоя». Все три версии были навеяны американскими автомобилями — Ford Flex, Chevrolet Camaro и классическим Ford Mustang. Последний в итоге и выбрали.
На основе эскизов построили математические модели новых деталей, по которым изготовили оснастку для опытного производства. На этой оснастке отформовали по одному экземпляру новых деталей и установили их на серийный образец «Ковбоя».
Совсем, казалось бы, небольшие штрихи — новый пластиковый капот, круглые 7-дюймовые фары и расширители арок — полностью изменили восприятие автомобиля. Вместо телячьей доброты «Ковбой» стал выражать агрессию и целеустремленность. Харизмы стало не меньше, чем у оригинального Mercedes G-класса, и уж точно больше, чем у китайских конкурентов. При этом по себестоимости новый вариант выходил не дороже «старого».
Опытный образец вместе с оснасткой и документацией передали заказчику, но… к моменту завершения работ по рестайлингу весь проект пошел ко дну. Причем по причине, которую трудно было заранее предусмотреть: поставлявшая «Дервейсу» шасси румынская компания ARO в 2006 году обанкротилась. Активы ARO выкупили американцы, которые прекратили поставки рам российскому автопроизводителю. Спешные попытки «переставить» кузов внедорожника на новую раму успехом не увенчались. К несчастью, в том же 2006 году от инфаркта в возрасте 58 лет умер самый влиятельный и предприимчивый из братьев Деревых — Станислав. Derways рассчитывал выпускать по 5000 «Ковбоев» ежегодно, но за два года производства фирма собрала лишь около 400 машин. В дальнейшем черкесский завод переориентировался на контрактную сборку китайских моделей.
В 2016 году, через десять лет после закрытия проекта, «Ковбой» неожиданно оказался востребован за пределами России — в Пакистане. Местная автосборочная компания Karakoram Motors выкупила у российских патентообладателей права на конструкцию кузова черкесского внедорожника, чтобы использовать ее для своей новой модели на китайских агрегатах. Силовой каркас у пакистанской модели будет аналогичен «Ковбою», а вот дизайн станет совершенно другим. Новый облик по заказу Karakoram Motors разработал белорус Андрей Трофимчук, который когда-то работал в нашумевшем проекте «Ё-Авто», а в последние годы трудится в китайско-израильской фирме Qoros, производящей недорогие компактные автомобили.