В сражении за экологию современные автопроизводители всячески стараются сделать свои автомобили экономичнее и уменьшить вредные выбросы в атмосферу. Битва идет на всех фронтах. Кто-то совершенствует бензиновые моторы, кто-то изобретает малообъемные турбодизели, а некоторые добавляют в пару к двигателю внутреннего сгорания электромотор, практикуя гибридную схему. Мы решили взять по одному представителю от каждой «конфессии» и сравнить их экономичность в реальных условиях.
Турбодизель, малокубатурный бензиновый турбомотор или гибрид — что экономичнее и в каких условиях? Однозначного ответа на этот вопрос нет до сих пор, иначе все бы давно уже пришли к какому-то единому решению, и растиражировали его на все без исключения автомобили. Но — слава Богу! — на «экологических» фронтах до сих пор царит плюрализм, и именно это позволило нам провести данный тест.
Lexus CT 200h
Плясать начали от «Лексуса». Эта японская компания — самый авторитетный производитель автомобилей с гибридными силовыми установками. И пусть компактный CT 200h наименее успешен среди всей гибридной «армии» Lexus, нам он подходит идеально. Весьма скромный по литражу 1,8 литровый бензиновый двигатель на пару с электромотором выдают 136 л.с. и 142 Нм момента. Заявленный расход топлива в смешанном цикле — 3,8 л на 100 км. В арсенале имеется специальный Eco-режим движения.
|
Автомобиль в начальной комплектации Eco стоит 1 318 000 рублей. Но в топовой версии Luxury, дополненной кожаным салоном, ксеноновыми фарами со светодиодами, 16 дюймовыми литыми дисками, противотуманками, люком с электроприводом, аудиосистемой Mark Levinson, камерой заднего вида, датчиками дождя и света, круиз-контролем, подогревом сидений и руля, электроругулировками передних кресел и парктроником, самый маленький Lexus оценивается в совсем уже «недетские» 1 871 000 рублей.
BMW 116i
В качестве представителя бензиновой «расы» мы выбрали трехдверный хэтчбек BMW 116i. После тотальной замены всех двигателей баварского концерна на турбированные, с индексами моделей творится настоящая чехарда. Но это не относится к данному автомобилю: под капотом действительно 1,6 литровый бензиновый агрегат. Новый турбомотор N13 пришел на смену атмосферным 2 литровым двигателям N43 и N46. Отдача нового для 116i мотора — 136 л.с. и 220 Нм. Заявленный расход топлива в смешанном цикле — 5,6 л на 100 км. Предусмотрен специальный экономичный режим EcoPro, система Start/Stop и система рекуперации энергии при торможении.
Цены на BMW 116i стартуют от 895 000 рублей за автомобиль на «ручке». Но наш вариант оснащен 6-ступенчатым «автоматом», а также дополнительными опциями: 16-дюймовыми литыми дисками, пакетами для плохих дорог и холодного климата, биксеноном, противотуманками, подогревом передних сидений, отделанным кожей рулевым колесом, датчиками дождя и света, климат-контролем и навигационной системой Professional. Все это увеличило цену до 1 358 000 рублей. Предусмотрен специальный экономичный режим EcoPro, система Start/Stop и система рекуперации энергии при торможении.
Volvo V40 Cross Country D2
Честь турбодизеля будет отстаивать самая новая модель Volvo — хэтчбек-кроссовер V40 Cross Country. На ее борту — самый экономичный за всю историю компании четырехцилиндровый 1,6-литровый турбодизель D2. Привод для данной модификации — только передний. В качестве КП на нашем автомобиле используется шестиступенчатый «робот» PowerShift, позаимствованный у компаниии Ford во времена былого сотрудничества. Максимальная мощность V40 D2 — всего 114 л.с. Зато крутящий момент — целых 270 Нм. Заявленный расход топлива такой же, как и у Lexus — 3,8 л на 100 км. Для пущей экономичности автомобиль оснащается системами Start/Stop и рекуперации энергии при торможении.
Минимальная цена на Volvo V40 Cross Country D2 с механической коробкой передач в России — 999 000 рублей. Но тестовый автомобиль в топовой версии Summum упакован под завязку: пакеты «Чистый воздух», «Детский», «Практичность», «Охрана», «Обзор», кожаный салон, оптитронная приборная панель с тремя различными оформлениями, 18-дюймовые диски с резиной Pirelli P Zero, система бесключевого доступа, люк с электроприводом, навигация, камера заднего хода, премиальная аудио-система. Прибавьте сюда еще и целую россыпь систем безопасности: пакет «Активная безопасность» (BLIS, мониторинг усталости водителя, адаптивный круиз-контроль, система предупреждения об опасности столкновения с полным автоторможением), а также систему стабилизации DSTC и систему City Safety второго поколения. Итог — увеличение цены почти в два раза. Наш Volvo V40 Cross Country оказался лишь немного дешевле Lexus — 1 866 100 рублей.
Самым расточительным хозяином в московских пробках окажется владелец бензинового BMW 116i. К концу нашего маршрута бортовой компьютер «копейки» показывал расход в 7,9 литра Аи-95 на 100 километров. При этом радости от движения на задушенном режимом EcoPro BMW не так много. Двигатель «подтупливает», а коробка передач подтыкает передачи так неспешно, словно напилась снотворного. При каждой остановке автоматика глушит двигатель, и обитателям салона становится душно: климатическая установка работает на минимальной мощности. Заводится мотор с ощутимыми вибрациями. Есть мнение, что экономии от системы Start/Stop меньше, чем неудобств, возникающих при ее использовании.
Зато никакой EcoPro не способен отнять у «копейки» упругой, плотной подвески и «прозрачного» рулевого управления, не отягощенного приводами, как на двух других автомобилях. Управляется BMW приятнее «Лексуса» и «Вольво», чувствуется заднеприводная порода. Но, чтобы ощутить это, лучше выкинуть из головы всякие экологические предрассудки и перевести «автомат», рулевое и акселератор в спортивные режимы. Тогда почувствуешь, что 136-сильного двигателя с лихвой хватает даже для очень динамичной езды, автоматическая трансмиссия своими ударными переключениями не дает мотору поблажек, а руль наливается такой приятной тяжестью, что становится трудно поверить, что это всего лишь самый простой BMW. Но тогда нужно быть готовым и к расходу топлива в 12-13 литров…
Volvo V40, несмотря на то, что оснащен современным и сверхэкономичным турбодизелем, оказался не намного экономичнее BMW. Результат «шведа» — 7,2 литра на 100 городских километров. Где же хваленая дизельная экономичность? Возможно, свою негативную лепту внесло то, что V40 достался нам необкатанным, с почти нулевым пробегом. Но даже если скинуть с полученного результат еще литр, то цифры 6,2 все равно вряд ли поразят воображение. Признаться честно, мы ожидали лучших показателей. Зато система Start/Stop на «Вольво» работает лучше. Пуск двигателя менее заметен, а климатическая установка при заглушенном моторе работает также эффективно.
Если же не брать во внимание экологическую составляющую, то у Volvo получился очень приличный автомобиль, совсем не похожий на… все предыдущие «Вольво». Турбодизель — даром, что всего 114-сильный — очень неплох в зоне средних оборотов. Жаль только, что рабочий диапазон узковат. И «внизу» (до 1500 об/мин) и «вверху» (после 3000 об/мин) ощущается нехватка момента. Но для городского движения — то, что доктор прописал. «Автомат» (PowerShift, давно нам знакомый по автомобилям Ford) вполне адекватен, меняет передачи вовремя, не допуская излишней суетности или рывков. В спортивном же режиме к нему и вовсе нет почти никаких претензий. Но самое главное в новом Volvo V40 — настройки шасси. Автомобиль уже ничем не напоминает валкие и сверхкомфортабельные «Вольво» прошлых лет. Более того, это один из самих жестких Volvo в истории. Понравится это далеко не всем фанатам Volvo, но вполне сможет привлечь под знамена шведской марки новых покупателей, которые оценят способность V40 проходить повороты — почти без кренов, с сочным и понятным усилием на руле.
Рекордсменом нашей городской части испытаний стал Lexus. Его результат — всего 4,4 литра на 100 км. Это было ожидаемо. Дело в том, что гибридный CT 200h в пробках почти все время едет на электромоторе. Чтобы зарядить аккумулятор, ему достаточно движения накатом и плавных торможений перед светофорами. Если разгоняться плавно, то вполне можно достичь скорости в 60 км/ч лишь на электричестве. Моменты включения и выключения ДВС почти незаметны (если только по звуку), поведение автомобиля никак не меняется в зависимости от используемого источника энергии, а климатическая установка всегда работает с одинаковой интенсивностью.
Но управлять «Лексусом» пресновато. Volvo и BMW скрывают в своих спорт-режимах хоть какую-то искорку активного драйва. Lexus даже на спортивных настройках — когда ДВС вступает в работу гораздо чаще, электромотор почти постоянно помогает разгонять автомобиль, а вариатор работает в более «жестком» режиме — явно не преследует цели выдать феерический разгон или пройти поворот на огромной скорости. Это небольшой, но солидный автомобиль. Спорт ему чужд. Он идет от обратного, сохраняя покой своего владельца легким рулем, комфортом, тишиной и приятными объятиями удобных кожаных сидений.
Volvo V40 Cross Country, который удивил нас показателями расхода топлива в городе, отыгрался на загородной трассе. На 100 км пути «Вольво» потратил всего 5,5 литра солярки при средней скорости более 100 км/ч. Здорово! И опять же напомним про необкатанный автомобиль: если бы V40 пробежал до начала теста хотя бы пару тысяч километров, результат был бы еще лучше. К тому же, еще литр вполне можно скинуть, уменьшив скорость до 90 км/ч. А 4,5 литра — это уже очень достойный показатель. В очередной раз нам удалось доказать, что лучший автомобиль для поездок на дальние расстояния — это автомобиль с турбодизелем. Двигатель почти постоянно работает на малых оборотах, «жрет» ничтожно мало, но, в то же время, и моментом уже не обделен, всегда готов к хорошему ускорению.
Справедливости ради, стоит сказать, что V40 D2 хорошо ускоряется только на городских скоростях. Скромной мощности явно не хватает, чтобы шустро ускориться на 1300-килограммовом автомобиле после 100 км/ч. Обгон приходится обдумывать заранее. Но не забывайте — это же именно Эко-версия V40. Для тех, кто любит «позажигать», у «Вольво» найдутся более мощные полноприводные бензиновые модификации Т4 и Т5. Зато в скромном переднеприводном варианте D2 в V40 тоже тихо на шоссе, подвеска также радует своими настройками (хотя иногда все же потрясывает на ямах), а огромное количество систем безопасности облегчает жизнь неопытному водителю.
Lexus отстал от Volvo V40 всего на «полстакана». На 100 км Киевского шоссе его гибридная установка израсходовала 5,6 литра топлива, даже учитывая, что все это время электромотор никогда не работал в одиночку. Работающая по циклу Аткинсона 1,8-литровая «четверка» экономична сама по себе. При помощи электродвигателя удается достичь действительно впечатляющего результата. Такой расход не был бы возможен на обычном хэтчбеке с подобным бензиновым ДВС без присутствия гибридной схемы.
Но ехать в режиме Eco на «Лексусе» в дальнее путешествие сможет только человек с очень крепкими нервами. Динамика — откровенно вялая. Каждый обгон — приключение. Нужно заранее разогнаться, а потом обойти нужный автомобиль ходом. Никаких резких ускорений Eco не позволяет. Хотели экономить? Получите! Тем не менее, и за городом Lexus CT 200h остается самым комфортабельным автомобилем из нашей троицы. Плавно плывет по дороге, игнорируя разнокалиберные неровности, сохраняя абсолютное спокойствие под сочное звучание аудиосистемы Mark Levinson.
BMW и на шоссе оказался самым прожорливым. Хотя говорить так об автомобиле, потребляющем всего 6,1 литра топлива на 100 км пути, не совсем честно. Все же это очень неплохой результат. Выходит, что даже на бензиновом 116i можно доехать, к примеру, от Москвы до Питера на одном 52-литровом баке. А двух баков вполне хватит на дорогу до Краснодарского края или Крыма. Кстати, режим EcoPro на шоссе уже не досаждает недостаточной производительностью «климата», да и позволяет самое лучшее ускорение из всех протестированных автомобилей.
Управляемость BMW, которая так нравилась в городе или на извилистых дорожках, на наших неидеальных трассах выходит слегка боком. Автомобиль очень чувствителен к колейности, чувствует малейшие изменения дорожного покрытия. При перестроениях BMW двигается словно рывками. Ему бы на гладкие, как зеркало, немецкие автобаны да связывающие их петляющие дорожки калибром поменьше. У нас «копейка» воспринимается излишне нервной. К тому же, шумоизоляция нашей довольно простой версии оставляет желать лучшего. Чего не скажешь о навигационной системе — здесь BMW кладет на обе лопатки как архаичную систему Lexus, так и более свежую, но так же неприветливую систему Volvo.
Получили ли мы однозначный ответ на вопрос, какой автомобиль экономичнее — бензиновый, дизельный или гибридный и кто победил в Зеленой битве? Пожалуй, что да. А есть ли ответ на вопрос, какой автомобиль лучше по своей сути? Попробуем разобраться.
Результаты гибридного Lexus CT 200h (4,4 литра в городе, и 5,6 литров на шоссе), конечно же, впечатляют. В то же время, в Eco-режиме «Лексус» — самый флегматичный. Езда на нем превращается то ли в пытку для водителя, то ли в увлекательную игру под названием «Сэкономь еще хоть капельку». Если вы готовы в эти игры играть, все время нежно поглаживая педаль газа и наблюдая магические буквы EV (движение только на электротяге), то комфортабельный Lexus вам подходит. Он подходит вам вдвойне, если вы редко выезжаете из города, где он безусловный фаворит по экономичности.
Если же поездки за город для вас обыденное дело, то выбор уже не так однозначен. Да, Lexus показал хорошую экономичность и на шоссе. Но когда вам надоест тащиться на хвосте у грузовика, и вы решите пришпорить 1,8-литровый мотор в режиме Sport, расход легко достигнет стандартных 8-9 литров на «сотню». И здесь предпочтительнее Volvo. «Городской» результат в 7,2 литра — далеко не рекорд. Но 5,5 литров за городом — это великолепно. При этом V40 всегда сохраняет паровозную тягу своего хоть и малообъемного, но все же турбодизеля, и готов при необходимости ускориться вполне достойно. Кто за «Вольво» новой формации? Налетай!
Если смотреть на бензиновый BMW 116i со стороны расхода топлива, то он — однозначный аутсайдер. Напомним его результаты — 7,9 литра в московских пробках и 6,1 литра на свободном шоссе. С другой же стороны, 116i не претендует на звание Eco-автомобиля в модельном ряду BMW, тогда как CT 200h и V40 D2 — очевидные поборники новых экологических стандартов. BMW 116i — просто самая младшая «копейка», которая способна подарить весьма «взрослые» ощущения за рулем. И пусть в нашем тесте BMW на последнем месте. Но если абстрагироваться от строгости цифр, именно в BMW 116i идеально соблюден баланс между хорошей динамикой, управляемостью, работоспособностью трансмиссии и расходом топлива.
Технические характеристики:
Lexus CT 200h | BMW 116i | Volvo V40 Cross Country D2 | |
Кузов | |||
Тип | Хэтчбек | Хэтчбек | Хэтчбек |
Количество мест/дверей | 5/5 | 5/3 | 5/5 |
Двигатель | |||
Тип | Бензиновый + электромотор | Бензиновый | Дизельный |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди продольно | Спереди поперечно |
Кол-во и располож. цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1798 | 1598 | 1560 |
Мощность, л. с. при об/мин | 99/5200 + 86 (общая — 136) | 136/4400 | 114/3600 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 142/4000 + 207 | 220/1350-4300 | 270/1750-2700 |
Трансмиссия | |||
Привод | Передний | Задний | Передний |
Коробка передач | Бесступенчатый вариатор | 6-АКПП | 6-АКПП Power Shift |
Тормоза | |||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые | Дисковые | Дисковые вентилируемые |
Подвеска | |||
Передняя | Независимая, McPherson | Независимая, McPherson | Независимая, McPherson |
Задняя | Независимая | Независимая | Независимая |
Размеры, объем, вес | |||
Длина/ширина/высота, мм | 4320/1765/1430 | 4324/1765/1421 | 4370/1802/1458 |
Колесная база, мм | 2600 | 2645 | 2646 |
Клиренс, мм | 140 | 140 | 145 |
Снаряженная масса, кг | 1485 | 1310 | 1257 |
Объем топливного бака, л | 45 | 52 | 52 |
Объем багажника, л | 375-985 | 330-1150 | 335-1032 |
Шины | 205/55R16 | 195/55R16 | 225/40R18 |
Динамические характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 180 | 210 | 190 |
Разгон до 100 км/ч, сек | 10,3 | 8,7 | 12,1 |
Расход топлива, л/100 км | |||
Средний | 3,8 | 5,6 | 3,8 |
Выбросы СО2, г/км | 87 (Евро 5) | 134 (Евро 5) | 103 (Евро 5) |
Стоимость тестового авто, руб. | 1 871 000 | 1 358 000 | 1 866 100 |
Интерьер BMW 116i выглядит скупо. Пластик среднего качества, куцый козырек простой приборной панели, привычная строгость в расположении кнопок и клавиш, обычные «тряпочные» кресла. Немного оживляет обстановку экран на центральной панели с отличной графикой — подарок от старших моделей. В целом, только для фанатов BMW. Остальным здесь будет скучно
Объем багажного отделения BMW — почти такой же, как у Volvo V40 (330 литров). Зато, если сложить задний ряд, BMW станет рекордсменом: войдет уже 1150 литров поклажи. Докатки нет: 116i комплектуется шинами RunFlat
До недавнего времени у Lexus CT 200h был один из самых фешенебельных салонов в классе. Кожа, дерево, ворсистые ковры, экран навигации и мультимедиа. В комплектации Luxury «Лексус» по-прежнему очень хорош, но конкуренты из немецкой примиум-тройки уже вышли на другой уровень. И даже не такой дорогой VW Golf и то выглядит круче в дорогих комплектациях
Несмотря на то, что под полом багажного отделения частично расположена аккумуляторная батарея, объем здесь самый большой — 375 л. При сложенных спинках сидений второго ряда его можно увеличить до 975 л.
Интерьеры Volvo всегда были очень хороши по качеству и удобству. Но салон V40 — это настоящий прорыв. Облегающие кресла, отделка металлом или деревом, высококонтрастный дисплей, великолепное качество материалов и просто идеальная подгонка панелей. В зависимости от своего настроения владелец Volvo V40 может выбрать одно из трех оформлений приборной панели — Eco, Elegance и Performance. Они отличаются цветом, набором и расположением доступных приборов
Второй по величине багажник — у Volvo V40 (335 литров). Правда, часть его украдена подпольным органайзером. Со сложенными спинками объем возрастает до 1032 литров
Дмитрий Кротов, фото Андрея Бака и компаний-производителей |