Mitsubishi Outlander, появившийся в 2002 году, — автомобиль особенный. Это первый кроссовер марки, который к тому же состоит в родственных отношениях с Lancer Evolution. Большим хитом в нашей стране, как его наследники, Outlander не стал, но шума наделал. Много ли хлопот доставляет кроссовер 2004 года выпуска с пробегом в 260 000 км?
Вряд ли про экстерьер Аутлендера можно сказать — «шедевр на века». Но что-то в его внешности определенно цепляет даже сейчас. Может, крупный «клюв» на решетке радиатора? Или прозрачная оптика со множеством круглых линз? А может, отсутствие ненужной мишуры вроде хрома и всяких спойлеров? Видимо, все вместе. В атлетично сложенном кузове отчетливо проглядывают черты родственного Lancer, трудяги и спортсмена.
Оцените, во что питерские солевые ванны могут превратить приличный автомобиль. Черный Outlander на момент покупки три года назад имел вполне живой кузов и обработанное антикором днище. Видимо, сказались несколько лет жизни в более щадящем климате Кабардино-Балкарии. Но на третью зиму былой лоск померк. Сейчас найти место, не тронутое ржавчиной, довольно сложно.
Невезение? Нет, в случае с Outlander это скорее закономерность. Типичные слабые места — нижняя кромка дверей, капот и рамка лобового стекла. Пятая дверь ржавеет не только вокруг внешней ручки, но и по нижней кромке. Естественно, страдают задние арки и стык передних крыльев с бампером. Все это в той или иной мере присутствует на данном экземпляре.
К сожалению, это только «цветочки». В недрах кузова проблем с коррозией у Аутлендера обычно больше, чем снаружи. Под капотом этого кроссовера следов ржавчины не видать, хотя вздувшиеся швы «брызговика» и чашек подвески встречаются довольно часто. Могут проржаветь лонжероны и вся передняя панель целиком. Днище тоже не отстает. Для бензобака сквозная коррозия с протечкой — лишь вопрос времени. Особенно у машин, выезжавших на бездорожье. Этот Outlander не из таких, но горловина бензобака у него гниет. Вот почему хозяин никогда не заправляет полный бак, иначе будет протечка. Заменить его не проблема, только удовольствие это не из дешевых. Пластиковый бак питерского производства до Нового года стоил около 20 000 рублей. Полумера — поменять только горловину, взяв деталь, например, от Chevrolet Lanos.
Оборудование кузова не лучше. Слабоват пластик бамперов. Трещины, даже от незначительных контактов с сугробами и бордюрами, — обычное дело. Часто отказывает трапеция стеклоочистителя. Легко затираются фары и стекла, причем не только лобовое. Примеры на фото.
С салоном первому Outlander одновременно и повезло, и нет. На первый взгляд, это обычное серое царство, полное аскетизма и недорого пластика. Но интересных деталей тоже хватает. Белые шкалы приборов под круглыми козырьками — сама выразительность. Дефлекторы воздуховодов напоминают о старых Alfa Romeo. Без стрелочных часов на передней панели вполне можно было обойтись. Но они тут — и заметно оживляют черную полированную накладку под дерево.
Передние кресла с механическими регулировками просты на вид. Но сядешь — и выходить не хочется. Удачный профиль и цепкая боковая поддержка делают свое дело. Занять оптимальную посадку может помешать только отсутствие продольной регулировки руля и возможности менять угол наклона подушки. Зато какая обивка! Большая часть сиденья, включая подголовник, обита перфорированной тканью, которая по фактуре напоминает алькантару. Этим же материалом отделаны и дверные карты.
Стойкость материалов отделки к износу удивительная. Слегка затерты руль и рычаг «механики», немного изношены кресла, но в целом салон никак не выглядит на пробег в 260 000 км. «Сверчков» на ходу почти нет, хотя Outlander это дело любит. Часто скрипит соединениями пластика передняя панель, а к ней дружно присоединяются рулевая колонка, карты дверей и еще множество других элементов. Особенно заметно это зимой или на бездорожье.
Других слабых мест у салона практически нет. Чаще всего ломается механизм привода заслонки кондиционера. Интересно, что для версий с климат-контролем эта проблема не характерна.
Электрика проста, поэтому и проблем с ней мало. Гофры водительской двери и двери багажника могут стать причиной отказа кнопок на водительской двери. Может глючить приборная панель, выйти из строя блок управления вентиляторами радиаторов или износиться контактная группа замка зажигания. Все это устранимо, причем легко и недорого. Владелец же этого кроссовера долго морщил лоб, но так и не смог вспомнить о каких-либо поломках по части электрики.
Данный Outlander богат на опции, но комплектация все равно странная. Есть электропакет, подогревы сидений и климат-контроль с простеньким блоком управления, как на Lancer и Grandis (был такой минивэн у Mitsubishi). Люк в крыше — плод тюнингового творчества одного из прошлых владельцев. При этом изначально кроссовер был оснащен простой аудиоподготовкой. Зато какая свобода выбора при установке головного устройства! Здесь трудится процессорный Pioneer. Звук на родных динамиках, но с учетом дополнительной шумоизоляции дверей — очень достойный. К тому же под магнитолой стандарта 1 DIN имеется дополнительная полочка под мелочовку.
Задний диван Аутлендера полон удивительных открытий. Он просторен, места для ног и над головой предостаточно. По этому параметру Outlander, пожалуй, даже немного обыгрывает конкурентов, среди которых числятся Toyota RAV4 и Honda CR-V. К тому же задние кресла можно регулировать по углу наклона, а между ними примостился широкий и удобный подлокотник с парой подстаканников.
По части трансформации салона Outlander не оригинален. Предложен стандартный вариант со складывающимися вместе или по частям спинками задних сидений. Высота погрузки великовата, но это разумная плата за полноразмерную «запаску», которая спрятана в подполье.
Под капотом черного Аутлендера живет 160-сильный «атмосферник» 4G69 объемом 2,4 л. Мощнее был только наддувный 4G63t. Базовый 2,0-литровый 4G63 на 136 сил для «Аута» слабоват и встречается редко.
Разгон хорош. Кроссовер бодро срывается с места и, пожирая в среднем около 11 л на «сотню», уносится вперед. Жаль, что ест он не только бензин. На момент покупки «масложор» составлял почти литр на 10 000 км, что для пожилого 4G69 почти норма. После замены маслосъемных колпачков расход снизился. Вместе с регулировкой клапанов эта процедура обошлась в 10 000 рублей. Тем не менее сейчас, несмотря на эти процедуры, расход масла вырос. Смазка сочится из всех щелей, а не только из-под клапанной крышки. Уходит не меньше двух литров на 10 000 км, а если не стесняться давить на газ, то и больше. Глобальный ремонт уже запланирован, а пока — в багажнике всегда лежит запасная канистра с маслом.
Других проблем с 4G69, как и с родственным 2,0-литровым мотором, немного. Основная связана с ненадежными ремнями. Ремень балансирных валов склонен к обрыву. Из-за этого есть риск обрыва ремня ГРМ, что может привести к загибу клапанов. Не отличаются надежностью также натяжной ролик и привод навесных агрегатов.
Орудовать рычагом «механики» на Аутлендере одно удовольствие. Тут стоит старая добрая «пятиступка» W5M42, которая сделана с изрядным запасом прочности. Больших проблем с ней нет, а те, что есть, обходятся недорого. От возраста начинает подклинивать тросовый привод. После 350 000 км нередко требуют замены синхронизаторы и подшипники.
Бывают и более экзотические поломки. Как-то раз, остановившись на светофоре, хозяин этого «Аута» почувствовал, что провалилась педаль сцепления. Это сломалась вилка выжима. Деталь с разборки от девятого Лансера была куплена за 1000 рублей. Зато установка обошлась в десять раз дороже. В остальном никаких проблем — втулки, синхронизаторы и подшипники в полном порядке. И в движении тишина, а ведь «механика» Аутлендера любит повыть под нагрузкой, требуя замены подшипника первичного вала.
Будь у этого Аутлендера «автомат», проблем бы не стало больше. Чаще всего встречаются «четырехступки» W4A51/F4A51, хотя попадаются и родственные 5-ступенчатые коробки W5A51/F5A51. Независимо от количества передач это надежные агрегаты, которые способны пройти 250 000–300 000 км до первого ремонта. Поломки обычно случаются, если долго не менять масло и игнорировать перегрев.
На ходу Outlander мало отличим от Лансера. У кроссовера довольно острый руль, и он с радостью слушается его команд. На высокий центр тяжести «Аут» внимания не обращает. Кроссовер адекватно и предсказуемо ведет себя на любой скорости. Тип покрытия значения не имеет. Подвеска одинаково хорошо справляется с заплатками и швами на асфальте и разбитой грунтовкой. Водитель свое удовольствие в любом случае получит.
Удивительно, но такого эффекта японцы добились малой кровью. В ходовой части кроссовера использованы простые стойки МакФерсон и спереди, и сзади. Когда Outlander был молод, это обеспечивало ему довольно беспроблемную эксплуатацию. Ремонт обычно ограничивался заменой втулок и стоек стабилизатора поперечной устойчивости.
Но годы и вездесущая коррозия берут свое. Ржавеют сварные швы, точки крепления рычагов и подрамников, да и сами подрамники тоже, задний порой просто превращается в труху. Не радуют и оригинальные рычаги передней подвески. Они запросто сгнивают, а при покупке огорчают ценой.
За три года эксплуатации этот Аутлендер уже несколько раз заезжал на ремонт подвески. Почти сразу после покупки заскрипели еще родные опорные подшипники. Замена помогла ненадолго. Через месяц скрип вернулся. В итоге новая замена, побольше смазки — и до сих пор никаких проблем. Также менялись стойки амортизаторов. Когда пришло время менять «косые» рычаги, то, естественно, столкнулись с закисшими болтами.
Тормозит Outlander надежно и прогнозируемо, вот только тормоза работают почти на пределе возможностей. Роторы дисков слегка перегружены, что закономерно приводит к быстрому перегреву. Как правило, передних дисков хватает на 60 000–80 000 км. Нередко встречаются проблемы с тормозными трубками и шлангами. Все из-за коррозии. Недаром у многих машин родные тормозные трубки заменены на медные. Данный Outlander этого избежал. Беспокоили в основном мелочи вроде замены правого датчика ABS.
Постоянный полный привод для Аутлендера не только инструмент хорошей управляемости. Несложные препятствия кроссоверу с его клиренсом в 195 мм вполне по силам. Но при всей надежности постоянного полного привода ремонт раздатки — лишь вопрос времени. По сути, здесь это самый нагруженный узел. Задний редуктор и кардан тоже в зоне риска, но масштаб работ в случае проблем меньше. При износе крестовин и подвесного подшипника можно ограничиться просто заменой, а не менять кардан в сборе.Так и было сделано на этом «Ауте». Неоригинальный подвесной подшипник за 2000 рублей встал как родной.
«Масложор», коррозия…Странно, но несмотря на все эти возрастные болячки первый Outlander до сих пор вызывает уважение. Он удачно сочетает в себе управляемость, проходимость, полезный объем салона и нескучную внешность. Больше таких Аутлендеров в Mitsubishi не делали никогда.
Первое поколение Mitsubishi Outlander производилось с 2002 по 2008 год. Общий тираж модели составил более 300 000 экземпляров. Примерно 350 штук из них в данный момент продаются на Дроме. Также можно обратить внимание и на родственный Mitsubishi Airtrek. Несмотря на несколько иную внешность, это тот же Аут, только с правым рулем. И в том, и в другом случае в продаже преобладают экземпляры до 2005 года выпуска.
«Первый» Outlander мог быть передне- или полноприводным и предлагался с тремя бензиновыми двигателями: атмосферными 2.0 (136 л.с.) и 2.4 (139–160 сил), а также турбомотором от Лансера Evolution, который дефорсировали до 202 л.с. Двигатели агрегатировались с 5-ступенчатой «механикой» или 4-/5-диапазонным «автоматом». Несмотря на такое разнообразие, на рынке преобладают полноприводные Аутлендеры с двигателем 2.4 и автоматической коробкой. Аналогичная ситуация и с Airtrek. Турбированный кроссовер — редкость, но проще всего такой найти среди праворульных версий.
Расположение руля не сильно влияет на цену. Самые потрепанные жизнью Outlander/Airtrek стоят примерно 350 000 рублей. Наиболее ухоженные экземпляры — в два и более раза дороже. Кроссовер в приличном состоянии обойдется примерно в 500 000–550 000. Однако, инфляция. В 2019 году такие кроссоверы продавались за 300 000. Именно за эту сумму был приобретен герой нашего рассказа.