В первой половине шестидесятых годов японские марки активно разминали костяшки и готовились к серьезному поединку в премиум-сегменте. На Токийском мотор-шоу 1963 года на стенде Toyota блистал Crown Eight. Не путать с более компактным и доступным Крауном. Разработкой и сборкой занимался подрядчик Kanto Auto Works. С одной стороны, Eight давал отпор Nissan Cedric Special и Mitsubishi Debonair, а с другой — переманивал высокопоставленных чиновников японских корпораций, облюбовавших пышные американские дредноуты.
Crown Eight имел пару-тройку весомых козырей перед своими соперниками. Он подавлял их размерами, величием и пафосом, словно император. По основным, влияющим на восприятие статусности параметрам он превосходил конкурентов. Длина — 4720 мм, тогда как у обычного четырехдверного Crown между бамперами 4610 мм, а у Mitsubishi Debonair 4670 мм. Щедро декорированный хромом экстерьер грел душу бизнесменам, платившим за Eight свои кровные иены. Истинным символом превосходства был первый восьмицилиндровый двигатель на массовой модели из Страны восходящего солнца — V-образный объемом 2,6 литра в тандеме с 3-ступенчатым «автоматом». Богатое оснащение и скромный тираж — около тысячи штук в год — также набивали цену.
Toyota рассчитывала на то, что Crown Eight заинтересует императорскую семью, но, увы, не вышло: Агентство императорского двора предпочло грандиозный лимузин Nissan Prince Royal длиной свыше шести метров и с 6,4-литровым V8.
Рождение «восьмерки» подстегнуло гонку вооружений: осенью 1965 года Nissan представила наследника Cedric Special со звучным именем President. Тойота по сравнению с ним тихонечко раскуривала в сторонке большую кубинскую сигару. Вторичность дизайна очевидна — в ту эпоху японские художники с благоговейным трепетом смотрели на сухопутные баржи из США и старались воспроизводить их наиболее яркие черты в своих творениях. В облике «Президента» при очень сильном желании можно разглядеть цитаты американских и европейских машин, однако назвать его копией затруднительно. Скорее это собирательный образ. Притом весьма удачный.
Нередко японцы накладывали заокеанскую стилистику на компактные размеры и получали в итоге довольно симпатичный, иногда чуточку наивно-комичный результат. Ниссановцы же раздухарились не на шутку: President контрастировал с соперниками и Cedric Special, как Токио и деревушка. На момент дебюта Его Величество с внутризаводской маркировкой H150 мог похвастаться самым большим кузовом и самым объемистым мотором среди легковых «японцев». «Президент» длиной, равной 5045 мм, с 2850 мм между осями и шириной 1795 мм не склонял голову даже перед длиннобазным Mercedes-Benz W108/W109, предшественником S-Class.
Начальным комплектациям, так называемой «спецификации A» и «спецификации B», полагался рядный шестицилиндровый H30 объемом 3,0 литра (125 л.с.) с одним нижним распредвалом. Коробки передач 3-ступенчатые — механическая и автоматическая соответственно. Прерогативой исполнения C и дорогущего топового D за три миллиона иен стал 4,0-литровый нижневальный V8 Y40 мощностью 180 л.с. и безальтернативный «автомат». Подвеска одинакова для всех President. Спереди конструкция на двойных поперечных рычагах, сзади балка моста на рессорах. В оснащение включен первый гидроусилитель руля для JDM, обогрев заднего стекла, электропривод зеркал заднего вида и кондиционер для задних пассажиров.
До почетной отставки в 1973 году седан несколько раз точечно обновлялся. Цветовая палитра расширена серебристым и белым цветом, вместо автоматической коробки передач BorgWarner установлена своя собственная ниссановская, зеркала заднего вида перенесены ближе к переднему краю кузова и изменено расположение «дворников», чтобы увеличить очищаемую площадь стекла. Пожалуй, самый интересный апгрейд — это опциональная антиблокировочная система тормозов EAL (Electro Anti-lock System) от компании Denso. Таким образом, President первым среди японских автомобилей разжился ABS.
Большой Nissan частично выполнил свою задачу: сам премьер-министр и лауреат Нобелевской премии мира Эйсаку Сато использовал его в качестве личного транспорта. Источники в Стране восходящего солнца также утверждают о применении «Президента» в качестве полицейского перехватчика. Кстати, японские копы также использовали Cedric в специальной версии с 4,0-литровым V8.
Хромированные бамперы и окантовки вокруг головной оптики, знакомый рельеф боковин. Американский стиль сквозь призму национального восприятия красоты и гармонии… Окажись с любовью нарисованный долгожитель второго поколения (H250 1973–1990 годов) в Штатах на слете владельцев олдскула семидесятых годов, и он не смешается с толпой.
Благородный H250 — это результат эволюции первого «Президента». Колесная база и ширина прежние, но длина достигла 5280 мм. Американистость проявляется не только в эстетике и размерах. 3,0-литровая «шестерка» перекочевала с прошлой генерации, а старый V8 сменил Y44 объемом 4,4 литра мощностью 200 л.с. То что надо для крейсера массой от 1,6 тонны! На первых порах ставилась система питания с карбюратором, а в 1975 году ее вытеснил электронный впрыск топлива.
В 1982 году состоялась масштабная модернизация. Nissan примерил видоизмененную переднюю часть с новомодными в те времена прямоугольниками передних фар а-ля Chevrolet Caprice и Ford LTD Crown Victoria, а также новую панель приборов. Задняя подвеска с рессорами отправилась на свалку истории, ее место заняли пружины, четыре продольных рычага и тяга Панара. Заодно увеличен запас хода: топливный бак вмещал 95 литров бензина против 75 литров до рестайлинга.
Поклонники неслучайно считают восьмидесятые расцветом JDM. С дизайн-студий спала пелена американизма и на японские дороги потянулись караваны оригинальных самобытных моделей. Символично, что именно тогда — в 1985-м — «президентскую» линейку дополнил роскошный, ориентированный на задних пассажиров Sovereign VIP. Образчик настоящего восточного эпикурейства! Для абсолютного комфорта и умиротворения предлагалось переднее кресло со сдвижной центральной частью спинки, чтобы можно было вытягивать ноги и использовать подушку как подставку. На полке между спинок сидений — кассетная магнитола. Впервые на японской машине в задних потолочных фонариках для чтения применены галогенные лампы.
В третьем поколении (1990–2002 годов) американской помпезности поубавилось. На смену ей пришла британская аристократичность с легким налетом снобизма. Не правда ли, частокол прутьев радиаторной решетки, продолговатые прямоугольники передних фар и обрамленное хромом боковое остекление напоминает Jaguar XJ40? Схожесть дозирована ровно настолько, чтобы у критично настроенного зрителя с уст не сорвалось слово «плагиат». Все-таки у Ягуара заметно сильнее наклон линии капота и более длинного багажника, а также приземистее силуэт, не говоря уже о детализации и повернутой к водителю центральной консоли. Налицо ставка на более прогрессивный внешний вид, сильно контрастирующий с застывшей во времени и потому очень притягательной Toyota Century.
Техническое оснащение расставляет все точки над i: перед нами серьезный усовершенствованный продукт высокого уровня. Nissan стремилась удивить клиентов и закрыть все их потребности, чтобы те даже не помышляли обратить свой взор на ключевого соперника и зарубежные марки.
В основу легла новая платформа с задней независимой подвеской. Регулярно проводилась модернизация, а линейка насыщалась новыми модификациями. В 1992 году вариант со стандартной базой (3030 мм) дополнили «коротышом» JS (2880 мм, как у его клона Infiniti Q45) и предложили активную гидравлическую подвеску. Годом позже придворное ниссановское ателье Autech выкатило королевский лимузин Royal длиной 5725 мм и базой 3530 мм.
У всех вариаций алюминиевый двигатель V8 VH45DE мощностью 270 л.с. Агрегат в корне отличается от архаичных нижневальных «восьмерок». Четыре распредвала, четыре клапана на цилиндр, система изменения фаз газораспределения VTC (Variable Valve Timing Control) с фазовращателями на впускных распредвалах, красная зона на тахометре после 6900 об/мин — серьезный инжиниринг для начала девяностых с форсировкой на уровне передовых моторов из Европы и США. Плюс противобуксовочная система и блокировка заднего дифференциала вискомуфтой.
Финальный President (PGF50, 2003–2010 годов) неоднозначен, а мнения о нем заметно разнятся, подтверждая тем самым старую истину о красоте в глазах смотрящего. Кому-то он кажется безликим и недостаточно статным. Их оппоненты находят линкор элегантным и величественным. Из интересных деталей — «пулеметные стволы» прожекторов в головной оптике и отлогая, словно позаимствованная у минивэна передняя панель с висящей в воздухе центральной консолью. Невольно вспоминается Toyota Camry XV30… Оформлению не откажешь в оригинальности, но ему явно недостает монументальности и дороговизны, соответствующей уровню автомобиля. Кроме того, салон сильно зависит от цветовой гаммы. Светлые тона явно не для него.
Впрочем, все это сущие пустяки на фоне обидного имиджевого прокола. Если раньше «Президент» представлял собой самостоятельную ветвь, то последнюю итерацию разжаловали в роскошный вариант полноразмерной Cima. Отличить их можно по радиаторной решетке и креплению заднего номера — у лакшери-версии табличка размещается в бампере, а не между фонарей, как на Cima.
Колесная база 2870 мм, длина чуть за пять метров. Всем членам семейства полагался один двигатель — 4,5-литровый V8 VK45DE, который развивал 280 л.с. (максимум согласно некогда действовавшим джентльменским соглашениям японских автобрендов) и 340 лошадиных сил на Infiniti Q45, слегка перелицованном исполнении для рынка США. Полносильный «финик» произвел относительно положительное впечатление на строгие и придирчивые американские СМИ, но его продажи не выдерживали никакой критики. Лучший результат та генерация записала на свой счет в 2001-м, на заре карьеры — 5726 экземпляров. Тем временем Lexus LS продавался в пять раз лучше…
Но вернемся к President. Разумеется, его создатели сделали все возможное, чтобы его владельцы ощущали себя в привилегированном положении. Дополнительный слой шумоизоляции оберегает салон от звуков окружающего мира и гула дорожного полотна надежнее, чем в Cima. Комплектаций с общим названием Sovereign две — пятиместная и более комфортабельная четырехместная, которая стоила примерно на миллион иен дороже. В стандартный набор включены DVD-плеер для задних пассажиров и акустическая система Bose с восемью динамиками.
Toyota Century — не единственный седан для внутреннего японского рынка с подогревом и массажем сидений. В Nissan President вы вдобавок получаете еще и функцию памяти. Для регулировки переднего пассажирского сиденья необязательно обращаться за помощью к водителю. Задний пассажир тут главный, поэтому переднее кресло регулируется с помощью электропривода в центральном заднем подлокотнике. Можно использовать его в качестве подставки для ног или опустить подголовник для лучшей обзорности.
Такие функции, как телефон в заднем подлокотнике, могут показаться бесполезными, но в шестидесятые и семидесятые это были передовые технологии. Вероятно, вы никогда не будете ими пользоваться, но они определенно создают ауру машины для крутых мафиози.
Динамика Nissan President вряд ли поразит, зато реакции на нажатие педали акселератора очень плавные. Поставьте чашку с кофе на переднюю панель, и он не прольется. Если вы поклонник спортивного вождения, то Toyota Mark II или Nissan Gloria доставят больше удовольствия. Решив приобрести Nissan President, убедитесь, что езда на заднем сиденье приносит вам наслаждение. Комфорт заставит почувствовать себя младенцем, которого убаюкивают. Вероятно, вы тоже заснете.
Шумоизоляция отличная: дорожный шум слышен только при движении со скоростью свыше 60 миль в час. В 1990 году появилось адаптивное шасси с двумя комфортными режимами и одним спортивным. Последний делает подвеску более жесткой и уменьшает крены. При открытии автомобиля дорожный просвет увеличивается, чтобы облегчить посадку, и опускается при выходе.
А вам нравится Nissan President или вы бы предпочли Toyota? Делитесь своим мнением в комментариях!