Мы не раз в различных вариациях рассказывали о том, как из «морозных регионов» России люди перебираются на ее солнечный юг. А вот история об обратной релокации. Главный герой — Volkswagen Passat B5. На фоне перипетий с его эксплуатацией затронем вопросы, связанные с переездом и отличиями жизни в столь разных местах страны.
Когда в семью понадобился второй автомобиль, вариант приобретения Пассата рассматривался как приоритетный. Будущей обладательнице он нравился внешне, габаритами салона и багажника. Попробовав машину знакомых «в руле», она только удостоверилась в правильности своего выбора — хорошо держит дорогу, напористо, благодаря турбомотору, разгоняется. К тому же краснодарский автомобильный рынок давал широкое предложение Пассатов. Разве что на 2012 год «народный немец» в хорошем состоянии стоил порядка 350 000 рублей. Для семьи, когда-то приехавшей из Сибири на Кубань, долго мыкавшейся по съемным квартирам и наконец начавшей строить дом на собственной земле, это была неподъемная сумма. Зато загородный участок в силу не особой распространенности там огородничества (овощи-фрукты стоят копейки, у себя разбивать грядки нет смысла) предоставлял свободное машино-место для ремонта/восстановления. А рукастый муж все работы по последнему обязывался выполнить самостоятельно.
В общем, за половину рыночной стоимости был найден битый B5 2002 года, принявший удар в левое переднее крыло. Помимо этого кузовного элемента под замену просились бампер, капот, лобовое стекло, радиатор, «телевизор», рычаги подвески. Кроме того, вытяжки требовал лонжерон. В остальном на вид этот Passat с пробегом в 180 000 км выглядел довольно неплохо. Без ржавчины, с ухоженным салоном. Только двигатель без ОЖ заводить не рискнули. И тем не менее купили.
Надо сказать, что Краснодар как город европейской части страны имеет всю необходимую инфраструктуру по обслуживанию и ремонту «немцев». В том числе разборки. Почти все набрали там, хотя пару деталей (крыло да бампер) все же пришлось приобретать китайские. От «альтернативных производителей» покупали и различные решеточки. В оригинальном виде для десятилетнего автомобиля они чересчур уж дороги. Правда, китайские в итоге со временем поотлетали. На все про все, не считая личного времени, потратили 30 000 рублей.
После ремонта оказалось, что двигатель, «механика», подвеска — все в хорошем для своего возраста и пробега состоянии. Расход масла, правда, присутствовал. Но что такое 200 г на 1500 км? Мотор, бывало, глох. Как выяснилось, из-за слетавшего с промежуточного охладителя патрубка. Через год перестала эффективно дуть турбина. Заменили на деталь в сборе, что обошлось в 20 000 рублей.
На протяжении нескольких последующих лет Passat требовал к себе минимум внимания. По пробегу поменяли ремень ГРМ.
Двигатель начал работать с перебоями — заменили индивидуальные катушки зажигания. Однажды, сдавая задним ходом, владелица услышала странный щелчок. После этого движение вперед продолжалось как обычно. Назад же Volkswagen ехал так, словно потерял «сцепу». Потом уже появились звуки, будто металл шоркает по металлу. Демонтаж сцепления показал, что от корзины частично оторвался один из «лепестков». Отогнулся и «фрезеровал» колокол коробки, в итоге в одном месте протер его насквозь. Сцепление поменяли, колокол заварили.
Если предыдущая неисправность была неожиданной, то внезапно вспыхнувшая на панели приборов «гирлянда», как оказалось, для возрастных ВАГов типична. Причина в том, что в блоке управления с годами начинает растрескиваться компаунд. Вместе с ним от платы отслаиваются дорожки, сигнал между ЭБУ и подконтрольными ему органами пропадает. Новым блок стоил то ли 20 000, то ли 30 000. Восстановление обошлось в 8000.
Но ведь для машины, разменявшей полтора десятка, это мелочи, не правда ли? В ответ на эти траты Passat по-прежнему дарил удовольствие от вождения. Хоть на «дальняке» до Питера, хоть на серпантине до Сочи. Дуэт 1,8-литровой 170-сильной «четверки» серии EA113 с индексом AWM (у нас машина для США, там мотор развивает именно столько) и «механики», расположенных на том поколении, между прочим, еще продольно, во всей красе раскрывался именно на горных перевалах. И предсказуемо больше напрягал в городской краснодарской среде, где превалирует частный сектор, раскроенный улицами на маленькие прямоугольники. Вся эта уличная нарезка в часы пик становится буквально закупоренной.
От дома (который поначалу находился за городом, а по мере разрастания краевого центра вошел в городскую черту) до работы было около 25 км. Нормальное для «миллионника» расстояние. Но добираться приходилось по полтора часа в одну сторону. Левая нога от подобного трафика начинала ныть.
Без машины же, если дом на окраинах, в Краснодаре не жизнь. Особенно летом, когда уже в восемь утра на градуснике запросто может быть + 30 °C. Общественный транспорт с кондиционерами туда не ходит. На велосипеде или самокате, конечно, можно промчаться мимо всех пробок. Однако на рабочем месте будешь весь в мыле. Кто-то там применяет смешанную тактику — на автомобиле до ж/д станции и дальше, чтобы не стоять в пробках, на электричке.
Причем работу поближе к дому найти непросто. В большом городе рынок труда, безусловно, емок. Однако Краснодар — это не просто краевой центр с официальными 1,3 миллиона жителей (неофициально — в районе двух млн). Это большая агломерация с ближними и дальними станицами, в которых с трудоустройством очень туго. И все стремятся в столицу региона. «Понаехалов» опять же полно. К тому же Кубань — край аграрный, что также вносит свои коррективы. Например, владелице Пассата с «вышкой» и знанием графических программ найти работу было непросто. Хотя специальность, в принципе, универсальная. Есть у этого обратная сторона. Сервис в Краснодаре лучше с клиентами, за них держатся. В Сибири исполнитель может позволить себе, скажем, забухать — ничего, заказчик подождет. На югах такое, скорее всего, закончится сменой подрядчика.
А какой трафик до Черного моря! Едва ли не каждый наивный мечтатель думает примерно так — вот переберусь туда и буду каждые выходные проводить на «пляжах Краснодарского края». На деле получается так — «живу там несколько лет, а моря не видел». Наша героиня предпочитала выбираться на отдых в мае и октябре, когда туристический поток не столь напряженный, как летом. И то больше не на само море, а куда-нибудь в горы, по козьим тропам и на другом транспорте.
В жизни на югах объективно есть плюсы. Кто-то, разумеется, находит свои. К примеру, кого-то подкупают широкие возможности для сезонной работы. Но все они по большому счету проистекают из основного достоинства — восьми месяцев условного лета. Как минимум достаточного тепла. Бывает так, что люди приезжают на голое место, покупают землю, живут три-четыре года в сколько-нибудь утепленном сарайчике и строят дом. На каком Урале, в Сибири или на Дальнем Востоке такое возможно?
Наконец, Краснодар просто красивый и ухоженный город. Хотя его нередко ругают именно за разросшуюся частную застройку. И за то, что собственники прямо по месту жительства ведут бизнес. Ну а сауны и развлекательные заведения, выходящие прямо на центральные улицы, для столицы Кубани чуть ли не визитная карточка.
При этом ее архитектура не ограничивается кичем стихийной застройки.
В городе есть старая часть с дореволюционными домами и брусчаткой на улицах.
И тут же — вполне симпатичные жилые высотки и рестораны.
В Краснодаре всегда подстрижены газоны, нет мусора, хорошее освещение, фонтаны и милые летние кафешки. В свете последних событий это может настораживать, но еще недавно то, что на пьющего на улице или курящего на остановке человека обращает внимание полиция, представлялось нормальным и логичным. В сибирском city на четверть миллиона жителей неподалеку от центра города можно обнаружить такой «Гарлем», что реальный нью-йоркский район покажется оплотом цивилизации. Вон мужики на остановке бухают. Там далеко за полночь песни орут. Здесь пакеты с мусором прямо из окна и под свое же окно вышвыривают. И все такие хмурые, неприветливые, как будто с зоны только вчера. Да и зон вокруг города несколько. А людей в синей форме на улицах днем с огнем…
Правда, сибирский климат, если не учитывать эмоциональное «не люблю морозы», для прожившего в нем большую часть жизни человека привычнее, благоприятнее. Тем более если он сердечник или гипертоник. И вот он переезжает на юга. Но наслаждаться южным теплом получается, увы, недолго. Сгубили его жара и влажность, которых не было на прежней родине. Сценарий, конечно, худший. Однако, по словам знакомой, отнюдь не редкий. И все-таки ее покинуть Краснодар побудил ряд других причин.
Возвращаться в Сибирь решила на Пассате. Продавать его было откровенно жалко, ничем он того не заслужил. Да и вещи кое-какие перевозились, «самоходом» пересечь полстраны выходило дешевле. До вояжа сделала ТО, в ходе которого поменяла не только «расходники» — задние амортизаторы вместе с пружинами и один из передних нижних рычагов (всего на каждую сторону их по четыре).
Останавливаться на перегоне не будем — доехала без приключений, в том числе со стороны автомобиля. А вот сибирская жизнь, начавшаяся летом 2020-го, пошла не сказать чтобы счастливо. Еще один вояж (на сей раз по Сибири и за 2000 км) окончился вышедшей из строя турбиной, которая отработала не менее 100 000 км. Для неоригинального узла ресурс нормальный. Вот только в Сибири пришлось долго искать сервис, который бы его заказал, поменял и дал хоть какую-то гарантию. В итоге поставили некий китайский, купленный за 25 000 рублей.
Первые холода привели к отстрелу шланга гидроусилителя. Вернувшейся на родину автовладелице никто не сказал, что руль после низкотемпературного пуска нужно крутить осторожно, ожидая, когда Dexron в ГУРе станет пожиже. Оптимальным по цене и срокам доставки оказался вариант помощи краснодарских друзей, которые шланг купили и отправили. Зато сами пуски в морозы проходили на редкость успешно. Чего от 18-летнего на тот момент ВАГа, честно говоря, не ожидалось.
Другое дело, что любые возрастные недуги, будь то какие-то «баги» в системе или отказ термостата, воспринимаются сибирскими мастерами как сложный клинический случай в российской глубинке, где из медицинских учреждений только фельдшерский пункт. Если в Краснодаре с ремонтом возрастного «немца» никогда не отказывали, то в Сибири даже в областном центре есть четкая градация по уровню СТО, ориентированных на «европейцев».
Так вот в «дорогие» сервисы, где обслуживают всякие Cayenne да Touareg, ты не поедешь сам. А общение с остальными структурами происходит примерно по такому сценарию: «а где у вас эта штука расположена?». «Ах, там-то! Нет, глубоко (далеко, неудобно), не возьмемся». Та ситуация, когда общая репутация евромарок как сложных в обслуживании/ремонте, распространяется на все без исключения модели/двигатели/узлы. В случае с Passat B5 под капотом есть разные примеры. Скажем, чтобы добраться до воздушного фильтра, надо открутить массу деталей, непонятно зачем пристроенных поверх его короба.
А масляный фильтр (к слову, по сравнению с японскими моторами аналогичного литража просто огромный; да и вся система смазки объемная — 4,5 л), расположенный снизу, можно менять хоть из ямы, хоть сверху. Блок дроссельной заслонки именно на этом кузове и этом двигателе также легкодоступен. Как и клеммы аккумулятора.
Но общее понимание в сервисной среде на востоке страны все же таково: немецкий автомобиль — это синоним сложных работ. К примеру, за замену того же термостата так никто и не взялся.
Тем более когда мотор затроил (замена свечей и катушек не помогла), а потом начал дымить сизым и жрать до литра масла на 1000 км, хозяйка схватилась за голову.
Где в этом «антигерманском» регионе сделать «капиталку» не за бешеные 250 000–300 000 рублей!? После долгих мытарств все-таки нашла моториста, готового принять агрегат в работу. Тот измерил компрессию. Во втором и четвертом цилиндрах оказалось по девятке. В первом — 1,9 атм. А в третьем — ноль. Вскрытие показало, что поршень в последнем сильно зарос нагаром, сверху нашлись кусочки металла. Вдобавок сильно вытянутыми оказались болты «головки», а в поддоне обнаружилась трещина, которая вносила свою лепту в общий расход масла. Видимо, очень незначительную, поскольку из-за наличия защиты поддона течь была не видна.
Восстанавливался двигатель без расточки цилиндров и, судя по всему, без какой-либо инструментальной обработки. Подобный эконом-вариант не подразумевает никакой документальной гарантии (хотя мастер на словах пообещал, что «тысяч 100–150 походит»). Но около 60 000 рублей, отданных за такое восстановление, пожалуй, вполне адекватные деньги за возможность ездить дальше. Насколько долго, неизвестно. Скажем лишь, что короткий тест-драйв продемонстрировал — на свои 170 сил без малого полуторатонный Passat мотор все-таки везет, приятно подхватывая в районе 3000 об/мин.
К тому же расход масла на угар вернулся к психологически комфортным 200 г на 1500 км. Хотя в последнее время появилась еще одна проблема — на ходу загорается «гирлянда» на «приборке» и двигатель начинает работать с перебоями. Кое-как найденный диагност выдал вердикт — виноват БДЗ. Сняли, промыли — не помогло. Владелица ищет другого «шамана со сканером». Пока же научилась ездить, на ходу оперативно «обнуляя инфу». Попросту глуша и заводя мотор.
В плюсе у B5 до сих пор отлично переключающаяся коробка. Причем с довольно длинной по немецким меркам первой передачей. Кузов, несмотря на возраст и три «соленых» зимы в Сибири, все еще эффективно сопротивляется ржавчине. Однако хром его некоторые детали покидает очень активно.
Салон, конечно, заставляет вспомнить те последние времена, когда компании не экономили на материалах. Здесь в меру скрипят панели, а сиденья плотно обнимают тело местами полопавшейся кожей.
Возраст и пробег, конечно, не скрыть — 330 000 пройденных км выдает, например, облезший обод руля. Однако интерьер до сих пор ощущается как добротный.
В конце концов, за исключением подогрева одного сиденья работает вся периферийная электроника.
Выполняет свои функции и круиз-контроль, здорово пригодившийся на перегоне.
Основное же достоинство немецкого «пенсионера» в том, что он по-прежнему породисто едет. О связке двигателя и коробки сказали. Но и подвеска позволяет отлично держать прямую и проходить повороты. Мягкой ее не назовешь. Зато, в отличие от своих потомков, B5 обладает энергоемкостью, которая позволяет ему сравнительно безболезненно прыгать через «лежачих полицейских».
Поэтому хозяйка на распутье. С одной стороны, в моменты технических передряг ей хочется поменять Passat на что-то куда менее требовательное к обслуживанию и ремонту. Пусть это будет какая-нибудь Лада либо компактная «праворулька» вроде Toyota Ist. А с другой, прочувствовав в очередной раз турбоподхват, она утверждается во мнении — нужно устранять все недостатки и ездить на нем дальше.
К слову, подумывает и о повторном переезде на Кубань. Пожила в Сибири, прочувствовала снова все прелести «восьми месяцев зимы», пора и обратно в теплые края. Климат — лишь одна из причин. С работой по профилю на востоке страны туговато. Да, по возвращении удалось сразу ее найти. И в то же время пришлось столкнуться с тем, что местный рынок трудоустройства весьма ограничен — и в выборе места работы, и по уровню зарплаты. На югах он значительно обширнее. А общее количество населения края позволяет различным бизнес-структурам стабильнее обеспечивать себя заказами. Вот такие наблюдения.