С тех пор как на нашем рынке появился первый Renault Logan, в сегменте B произошли значительные изменения. Если раньше «француз» конкурировал с отечественными одноклассниками, то теперь в классе — настоящие «бюджетные войны». В оппозиции Rio, Solaris, Polo, Rapid, не говоря уже о «китайцах». Тем не менее пара Logan/Sandero держится молодцом. Впереди нее лишь «корейцы», дешевая Гранта и совсем не намного по итогам минувшего года — Веста. Принципиально, что автомобили первого поколения подкупали не только ценой, но и надежностью. С того момента стоимость выросла в разы. А остались ли новые модели столь же неприхотливыми, приспособленными к эксплуатации в России и не обременительными в обслуживании?
Несмотря на то, что Logan и Sandero досталась платформа B0, некоторые изменения в конструкцию автомобилей все же внесли. Главным образом это коснулось моторов. Правда, ничего принципиально нового, того, что уже не встречалось на других Renault, мы не увидели. Старый 1,4-литровый 8-клапанный K7J отправили на покой. Вместо него до начала 2016 года базовой на Sandero (на Logan не устанавливалась) стала «четверка» D4F объемом 1,1 л, известная в Европе по Clio, Twingo, а также по Dacia Logan.
Моторы объемом 1,6 л — 8-клапанный (82 л.с.) K7M и 16-клапанный K4M (102 л.с.) — остались фактически без изменений. Лишь обзавелись электронным БДЗ, за счет чего стали отвечать нормам «Евро-5». Наконец, с середины 2016-го Logan и Sandero начали получать 1600-кубовый 113-сильный H4M. Под таким индексом у Renault проходит ниссановский HR16DE.
К реношным моторам практически никаких претензий (D4F оставляем за скобками, слишком мало с ним было продано хэтчбеков; хотя и эти проблем не доставляют). Ну, шалят изредка датчиками валов. Потеют по стыкам поддона и клапанной крышки. Фильтр топливный у них выполнен как единое целое с насосом и меняется только вместе с ним. ЭБУ расположен под капотом, поэтому мыть моторный отсек под давлением крайне нежелательно.
Ремень ГРМ надо менять через 90 тысяч км. Лишь последнее не укладывается в современные тенденции (двигатели-то теперь сплошь и рядом цепные). А текут и глючат нынче почти все моторы — без оглядки на бренд, класс, технологии и стоимость автомобиля. В плане надежности агрегаты бюджетных Logan/Sandero выглядят получше, чем большинство установок из «премиума». Масло на угар не расходуют, задирами цилиндров не страдают, хорошо пускаются в морозы, «соблюдают» температурный режим. При этом известно, что в такси двигатели серии K отхаживают по несколько сотен тысяч км, иногда более 500–600. Вот вам другой «ресурсный пример» — на севере страны «всплыл» экземпляр, купленный «за копейки» с пробегом 1,2 млн км. От предыдущего владельца «досталась» информация — на 700 тысячах менялись поршневые кольца… Хотелось бы, конечно, увидеть собственными глазами, но то, что моторы феноменально ресурсны — факт. На этом фоне необходимость заливать бензин октановым числом не менее 95 выглядит форменным издевательством.
H4M или HR16DE также вроде бы неплохой, но с поправкой на то, что выпущен совсем недавно. По мелочам не досаждает. Разве что потеет по крышке ГРМ.
Сам привод способен проработать не менее 150 тысяч км или при сокращении вдвое интервалов замены масла весь срок службы мотора. Последняя величина, увы, ограничена. Если K4M/K7M вполне реально купить в хорошем состоянии с пробегом 250 тысяч км, то ниссановская «четверка», отбегав столько же, скорей всего, будет почти на издыхании. Но и до того может огорчить — расходом масла. Еще до окончания гарантии были случаи, когда HR16DE потреблял до 200 мл/1000 км. Встречались и другие «показатели» — более 500 мл/1000 км, что превышало допуски производителя. Дилеры вскрывали те моторы, разбирались. Выяснилось, что при сборке замки поршневых колец расположили в один ряд, что, само собой, не могло не привести к угару масла. Кольца сдвинули, попутно отметив, что стенки цилиндров в порядке. Больше подобной халатности не повторялось, однако щуп ради профилактики масляного голодания периодически все-таки вытаскивать нужно.
Приглядывать необходимо и за уровнем смазки в механической коробке передач. Вернее, посматривать, нет ли под машиной масляных пятен. Так о себе заявит течь сальника левого привода, который на коробке JH совмещен с пыльником. Эта «механика» устанавливается на все Logan/Sandero, включая машины с HR16DE. Но на Stepway коробка другой модели — JR. У нее конструкция герметизирующего узла традиционная (сальник и пыльник отдельно), и он не течет.
Коробки не проблемные, хотя некоторые жалобы на них имеются. Владельцы пеняют на дребезг в корпусе, при выжимании сцепления, когда агрегаты прогреются. Кто-то указывает на затрудненное включение задней передачи. Но претензии единичны, а завод все это считает нормальной работой. На самом деле та и другая «механика» способна продержаться даже дольше мотора.
Пару лет (с середины 2015-го по середину 2017-го) с 8-клапанным двигателем соседствовала роботизированная трансмиссия. Она была выполнена на основе коробки JH и помимо указанной возможности течи по левому приводу хлопот не доставляла. Бывало, что сцепление меняли на 120 тысячах км. Это для «роботов» чуть ли не рекорд. И все-таки от коробки отказались. Дело, скорей всего, не в том, что потребителю не нравился алгоритм работы или вибрации при трогании (у «роботов» с одним сцеплением — обычное явление). Просто французы не отказались от «автомата», а японцы для Logan/Sandero предложили вариатор.
«Автомат» — это, само собой, хорошо знакомый DP2, который трудится только в паре с K4M.
Как показывает наша эксплуатация Kaptur (там стоит полноприводная вариация DP8, но в остальном коробки идентичны), более сотни тысяч км он отработать может. Пинается, но едет. Даже при наплевательском отношении к замене ATF и довольно жестком использовании. И тем более на сравнительно легких, лишенных полного привода седане и хэтчбеке. Глядишь, при соблюдении элементарных правил DP2 проживет 200 и более тысяч.
На момент подготовки статьи этого еще не случилось, однако было достоверно известно — вариатор Jatco JF015E появится и на Logan/Sandero. Правда, исключительно на «лифтованной» (из-за того, что его корпус висит ниже, чем у «механики» и «автомата») модификации Stepway. Коробка хорошо изучена, поскольку очень популярна. При щадящей эксплуатации (отсутствии пробуксовок, резкой остановки вращения колес, длительного движения на малых и больших скоростях) и своевременном обслуживании и ее пробег может перевалить за две сотни.
Подвеска осталась прежней, хотя некоторые небольшие изменения в ней произошли. Речь как минимум о шаровых опорах, в которых изменилась проточка на пальце.
Именно с ними связаны основные претензии владельцев. Стучат, дилеры признают это гарантийным случаем и меняют. Причем в сборе с рычагами, поскольку опоры в них запрессованы, а оригинальных на Logan/Sandero II пока нет. Настораживают пробеги, на которых это происходит, — менее 20 тысяч км, 25, чуть за 30, 50, несколько меньше 80. Бывает, что выдерживают больше сотни. Напрашивается вывод о колебании качества. Или об особенностях эксплуатации конкретных автомобилей. Но, заметим, в предыдущем поколении подобной разницы в ресурсе шарниров не было.
По другим составляющим подвески из разряда «железа» вопросов не возникало — все надежно и ресурсно. Вот пыльники передних стоек иногда рвутся. В арки нужно посматривать и обращаться к дилерам — гарантийный случай. Что еще необходимо отметить, так это неплохую подготовку моделей к нашим условиям, доставшуюся по наследству. Не кроссоверы-«паркетники», однако снизу — никаких выступающих элементов.
Если подвеску губит в основном вера владельцев в ее возможности (энергоемкости хватает, можно «валить» ходом), то в рулевом имеется место для отдельных конструктивных просчетов. Не исключено — брака. Во всяком случае были примеры замены рулевых тяг из-за скрипа при поворотах. И датчика гидроусилителя, у которого по завальцовке на входе разъема текло масло. Зато ступичные подшипники, подобно моторам Renault, не следуют современным тенденциям — способны пройти более 150 и даже более 200 тысяч км.
Возвращаясь к рулевому управлению — с ним связан один любопытный, беспокоящий иных обладателей момент. Внутри ступицы руля что-то брякает. Дилеры причину ищут и не находят. Хозяева же борются с посторонними звуками вот таким лайфхаком (фото ниже).
Подобно двигателю, механической трансмиссии и подвеске, Logan с Sandero неприхотливы по части салонного оборудования и бортовой электроники. Есть неприятные моменты, но их по нынешним меркам немного. Так, двери могут вдруг перестать открываться изнутри или снаружи. Это оттого, что под обшивкой ломается пластиковый ограничитель и слетает соответствующая тяга. На потолке (в плафоне освещения либо у дверей) скапливается конденсат. После мойки под давлением кто-то мог обнаружить воду в багажнике (отсутствовал герметик в сопряжении панелей). Гудит и вибрирует вентилятор отопителя, на крыльчатке которого осела дорожная пыль. Подрулевые переключатели в морозы, пока салон не прогрет, не возвращаются в исходное положение. А тот, что отвечает за свет, выйдя из строя, может спровоцировать отказ другого электрооборудования — «потухнут» габариты, «туманки», ДХО, ближний и дальний, комбинация приборов и звуковой сигнал. Ну и не стоит допускать, чтобы мойщик близко подносил сопло аппарата к стыку левой передней двери. Там под передней панелью спрятан блок, управляющий бортовой электроникой. Может попасть влага…
Так что «бюджетниками» эти модели можно назвать не только по статусу и стоимости, но и по тому, насколько рачительно на свое обслуживание они готовы расходовать бюджет владельцев. Особенно если говорить о варианте со старыми реношными моторами и механическими коробками передач.
Кажется, французы смогли сделать невозможное — придать утилитарной, непритязательной машинке аристократическую внешность. Конечно, преувеличиваем, но по сравнению с предшественниками нынешние Logan/Sandero выглядят отпрысками крестьянина, выбившегося в дворяне. И пусть нет ярких, запоминающихся черт, как на той же Весте. Так от трудяги служб такси, прочих «доставок» и любимца среднестатистической российской семьи не ждешь дизайнерского прорыва в стиле Renault Vel Satis или Safrane.
Внутри тоже определенный шик — двухцветная передняя панель. Правда, только в верхней комплектации. Впрочем, и без этого интерьер текущей генерации на фоне предшественника — что современный рабочий «комбез» в сравнении с фуфайкой и ватниками. Удобно и в то же время радует глаз. По крайней мере, не отталкивает нарочитой экономией как раз на дизайне. Ну а то, что материалы из разряда «нам не до жиру», простительно. Хотя бы не скрипят со временем, не дребезжат.
Из бюджетного же — закрывающиеся не с первого раза двери. Замки вроде бы работают нормально, а хлопать нужно посильнее. Благо, что «консервная» озвучка этого процесса осталась в прошлом. Водительское сиденье стало удобнее, хотя с точки зрения профиля и боковой поддержки по-прежнему не идеально. Но сзади в Logan/Sandero несколько теснее, чем в Гранте и тем более в Весте.
Багажник «француза» крупнее, чем у российских «коллег» по концерну, — как в формате седана, так и хэтчбека. Пусть всего лишь на несколько десятков литров, однако для кого-то такая прибавка окажется решающей.
А какие преимущества дает 113-сильный HR, если проводить аналогии с K4M? Забавная ситуация — дилер дал Logan на тест-драйв, сказав, что в нем реношный мотор. И автор, не раз тестировавший Renault с родным 16-клапанником, пребывал в полной уверенности, что это именно так. Пока не заглянул под капот. Да здесь система изменения фаз и воздушный тракт скомпонованы по-другому! Иными словами, насколько в связке с механической трансмиссией похожи эти «четверки»! Отлично тянут на низах, почти превращая «механику» в «автомат». Живы на средних оборотах. И только на верхах HR16DE показался более отзывчивым. Другое принципиальное отличие — у K4M на пятой передаче при 100 км/ч на тахометре уже 3000 об/мин. В салоне шумно. Ниссановский двигатель в тех же условиях выдает 2500 об/мин (может, с этими агрегатами работают все-таки разные МКП или у них как минимум другие передаточные отношения?). В подобном Logan тише? Не особо — все равно хочется перейти на несуществующую шестую ступень.
Подвеска именно такая, какая нужна для российских дорог. Всеядная, энергоемкая, прощающая манипуляции с педалью газа и на разбитом асфальте, и на аналогичном проселке. В общем-то, еще со времен первого поколения Logan/Sandero доказали — отныне для того, чтобы добраться по гравийке до дачи, вовсе не обязательно нужен кроссовер. Вторая генерация ничуть в этом не хуже. Правда, плавности хода, как на ином бизнес-классе, здесь нет. Подвеска работает грубовато, к тому же на «волне» Renault подпрыгивает. Да и в поворотах кренится, что компенсируется рулевым управлением с хорошей обратной связью.
Начальный уровень Access за 544 000 рублей включает в себя минимум оборудования (ABS, водительская подушка безопасности, подогрев заднего стекла и центральный замок). Такой Logan бывает только 8-клапанным, с «механикой».
С оснащением Life модель предлагается в аналогичном техническом исполнении (617 990 руб.), а также с реношным 16-клапанным мотором и «автоматом» (707 990 руб.) и ниссановским двигателем и МКП (677 990 руб.). В нем владелец обнаружит бортовой компьютер, передние электростеклоподъемники, регулировку руля, указатель забортной температуры и вторую подушку безопасности.
Logan уровня Drive с теми же агрегатами стоит, соответственно, 692 990, 762 990 и 732 990 рублей. Отличить такой седан можно по зеркалам и ручкам дверей, окрашенным в цвет кузова, по накладкам на порогах, легкосплавным колесам и «противотуманкам». Внутри у Drive круиз-контроль, регулируемое по высоте водительское сиденье, задние электростеклоподъемники, кондиционер, подогрев передних кресел и аудиосистема.
Верхнее оснащение Style предлагается за 742 990, 812 990 и 782 990 рублей. В нем двухцветное оформление передней панели, кожаная оплетка руля, климат-контроль, обогрев лобового стекла, боковые подушки и наконец-то ESP с системой помощи при трогании в гору.
Sandero последнего оснащения лишен. Все имеющееся оборудование у седана, за исключением системы стабилизации, перераспределено по трем уровням. В итоге хэтчбек в сопоставимых комплектациях может стоит немного дороже Logan. Получается так: Access (1,6 л, 8 кл., МКП) — 554 000 руб. Life с этим же агрегатом — 629 990 руб. С 16-клапанником и «автоматом» — 719 990 руб. С HR16 — 689 990 руб. То же самое в Drive: 719 990, 789 990 и 759 990 рублей.
Помимо фиксированных позиций доступно допоборудование. ESP за 11 990, «музыка» за 10 990 и кондиционер за 29 990 рублей. А также три пакета: «Зимний» (подогрев сидений, лобового стекла, зеркал; 16 990), «Мультимедиа» (аудиосистема с навигацией и подрулевой джойстик; 19 990) и безопасности (ESP плюс парктроник; 15 990). Правда, ничего из этого нельзя докупить на оснащение Access.
На момент подготовки статьи в продаже еще оставались Logan/Sandero до рестайлинга выпуска 2017–2018 гг. Седан предлагался в пределах 534 000–789 990 руб.. Хэтчбек — за 534 000–767 990 руб. Sandero Stepway — 649 990–811 990 руб.
Технические характеристики и комплектации Renault Logan (седан, второе поколение, 03.2014 — 06.2018)
Типичные цены на подержанные Renault Logan/Sandero в сравнении с конкурентами (тыс. руб.):
Автомобиль/год выпуска | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Renault Logan/Sandero | 250–470 | 260–550 | 290–600 | 425–750 | 540–700 |
Volkswagen Polo | 360–650 | 380–700 | 460–750 | 475–900 | 540–880 |
KIA Rio | 350–700 | 400–800 | 385–850 | 510–1 100 | 655–1 150 |
Hyundai Solaris | 340–750 | 320–820 | 365–800 | 500–1 000 | 600–1 100 |
Lada Vesta | 450–665 | 400–680 | 445–790 | 515–855 |
Выбор разнообразен, как по Logan/Sandero, так и по их одноклассникам. При этом подержанные «французы» иногда заметно дешевле корейских конкурентов и Polo. Даже Веста на их фоне может неприятно удивить ценой. Другая отличительная черта, на сей раз всего бюджетного сегмента, а не только Renault — сильный ценовой разброс. Это объяснимо — автомобили продавались в разных комплектациях, с «допами» и без. К тому же часто приобретались под такси и другие службы, где накатывали приличный километраж и в итоге больше потеряли в стоимости.
На что обращать внимание при покупке подержанных Renault Logan/Sandero:
• Отпотевание по стыкам крышек и поддона;
• Расход масла на H4M;
• Замена ремня на K7M и K4M;
• Герметичность механической трансмиссии;
• Менялась ли ATF в «автомате» и вариаторе;
• Состояние сцепления у «робота»;
• Шумы в подвеске, состояние шаровых опор;
• Герметичность датчика ГУРа;
• Менялись ли рулевые тяги;
• Проверить всю бортовую электронику.
Стоимость технического обслуживания в дилерских центрах, руб.
K7M | K4M | H4M (HR16DE) | |
ТО-1 | 5600/7400* | 7400/8500* | 8200/9200* |
ТО-2 | 7000/8400* | 9000/9700* | 10 400/12 200* |
ТО-3 | 5600/7400* | 7400/8500* | 8200/9200* |
ТО-4 | 7000/8400* | 9000/9700* | 10 400/12 200* |
ТО-5 | 5600/7400* | 7400/8500* | 8200/9200* |
ТО-6 | 7000/8400* | 9000/9700* | 10 400/12 200* |
Замена масла | 3400 | 4100 | 4800 |
* В зависимости от выполняемых процедур.
Именно как Renault в EuroNCAP модели не испытывали. Зато проводили краш-тесты Dacia Sandero и Dacia Logan MCV. В первом случае из отличий лишь облицовка передней части, что не принципиально. Во втором — кузов универсал, который тяжелее хэтчбека почти на 240 кг. Видимо, как раз эти лишние центнеры сказались на конечном результате. Иначе как объяснить четыре звезды у Sandero и всего три у MCV.
Взгляните на цветовые маркеры нагрузки на водителя Sandero (слева) и Logan MCV (справа). Грудная клетка, колени и ступни последнего в большей опасности, чем у его «коллеги» в хэтчбеке. При том, что силовая структура автомобилей идентична (на видео обратите внимание, как характерно подломилась левая передняя стойка крыши). Но рассчитана ли она на гашение энергии дополнительных килограммов? Вместе с тем, можно заметить, что нагрузка на грудную клетку пассажира Sandero выше. А при боковом ударе и ударе о столб хуже защищена голова опять же водителя универсала.
• Renault Logan (2016 г., 1,6 л., МКП)
• Renault Logan (2014 г., 1,6 л., МКП)
• Renault Sandero Stepway (2017 г., 1,6 л., МКП)
• Renault Sandero Stepway (2016 г., 1,6 л., АКПП)
• Renault Sandero Stepway (2015 г., 1,6 л., МКП)
• Renault Sandero Stepway (2014 г., 1,6 л., МКП)
• Renault Sandero Stepway (2015 г., 1,6 л., МКП)
• Renault Sandero (2014 г., 1,2 л., МКП)