Старина Crown — долгожитель продуктовой линейки. Он появился в 1955 году и оказал немалое влияние на пытавшееся угнаться за западными грандами национальное автомобилестроение. В те сложные послевоенные времена земляки Тойоты организовывали альянсы с гайдзинами для локального выпуска «чужой» техники. Isuzu и Nissan подружились с британским Hillman и Austin соответственно, а Hino договорилась с Renault. Подобный расклад не устраивал «компанию номер один». Выражаясь словами главного героя драмы «Отступники», она не хотела, чтобы ее создавала окружающая среда — напротив, сама стремилась создавать эту самую среду. А потому не использовала сторонние разработки и спроектировала истинно японский седан — Toyopet Crown.
Основоположник клана соответствовал послевоенной моде и являл собой собирательный образ. При желании его можно разложить на пазл из дизайнерских «фишек» европейской и американской техники. Особый шик Крауну придавали задние двери, открывающиеся против направления движения. Что касается размеров, автомобиль занимал место в аккурат между «Москвичом»-403 и ГАЗ-21 «Волга». Его длина — 4285 мм, колесная база — 2530 мм, ширина — 1680 мм, высота — 1525 мм.
Конструкция рамная. Спереди независимая схема на двойных поперечных рычагах, сзади мост на рессорах. Бензиновая 1,5-литровая верхневальная «четверка» серии R (48 л.с. при 4000 об/мин) с цепным приводом газораспределительного механизма сочеталась с 3-ступенчатой механической коробкой передач. В октябре 1960-го компанию ей составил 1,9-литровый мотор 3R для Crown RS30. Годом ранее седан первым среди легковых «японцев» получил дизель — 40-сильный «один и пять».
Дебютировавшая в октябре 1962 года вторая генерация (S40) отличалась, причем весьма значительно. Начнем с того, что в гамму дополнительно включили универсал Custom, а также Toyopet Masterline — коммерческий вэн и пикап. От лонжеронной рамы временно отказались, решив поэкспериментировать с более жесткой X-образной.
На дизайн оказала влияние заокеанская эстетика. В обводах кузова можно увидеть черты компактного Ford Falcon, хотя с четырехфарным передком Toyota производила более статусное впечатление, усиленное подросшими размерами. Ее длина — 4610 мм/4690 мм в зависимости от типа кузова, колесная база — 2690 мм, ширина — 1695 мм, высота — 1470 мм.
Роль стандартного двигателя играл 3R объемом 1,9 литра (80 л.с. при 4600 об/мин и 90 л.с. при 5000 об/мин в зависимости от комплектации). Темпераментных драйверов пытались ублажить спортивным вариантом S. Модифицированная подвеска, 125-сильная рядная «шестерка» Type M объемом 2,0 литра, которую взбодрили двумя карбюраторами и распредвалом с измененным профилем кулачков, 4-ступенчатая «механика» с напольным селектором… Было чем соблазниться! Далеким от гонок и суеты предназначался Crown Deluxe с 6-цилиндровым мотором мощностью 105 л.с. и задними пружинами вместо рессор.
Особняком стоял Crown Eight, предтеча легендарного Century. Он напоминал тезку, но превосходил его по всем статьям и показывал раскатывавшим на «американцах» боссам местных корпораций, что в родном отечестве знают толк в роскоши. Машина задумывалась в качестве отдельной самостоятельной модели и потому ей не нашлось места на конвейере. Более того, Toyota делегировала полномочия по разработке и выпуску компании Kanto Auto Works.
Eight вымахал до 4720 мм в длину, а расстояние между осями прибавилось на 60 мм. Но самое интересное, ему первому среди массовых соотечественников выпала честь стать обладателем V-образной «восьмерки» — 2,6-литровой в тандеме с 3-ступенчатой автоматической КП. Соперники в лице Mitsubishi Debonair и Nissan Cedric Special довольствовались максимум 6-цилиндровыми моторами.
Третью итерацию (S50) представили в сентябре 1967-го. Слоган «The Beauty of Japan» («Красота Японии») совершенно не льстил эффектному, элегантному и по-своему оригинальному автомобилю. Особенно красивый лозунг уместен в адрес хардтоп-купе и утилитарных, но стильных легковых пикапов.
Toyopet Crown вернулся к лонжеронной раме и не расставался с ней в течение более чем 20 лет. На выбор предлагались 2,0-литровый «четырехкотловый» Type 5R (93 л.с.) и «шестерки» Type M того же объема (от 100 до 125 л.с.).
Четвертое поколение S60/S70 (1971–1974 годов) унаследовало шасси предшественника с 2690-миллиметровой колесной базой, основные типы кузова и начинку. Но брендирование сменилось на Toyota, а экстерьер кардинально трансформировался. С утопленной внутрь радиаторной решеткой и мускулистыми приливами в районе задних крыльев Crown выглядел еще более американисто. Особенно это относится к «двухдверке» с боковым остеклением а-ля поздний AMC Ambassador. Другое новшество — премиальная комплектация Super Saloon с 6-цилиндровым 4M объемом 2,6 литра.
Поставьте следующую генерацию S80/S90/S100 (1974–1979 годов) в один ряд с заокеанскими современниками, и увидеть разницу будет непросто. Дизайнеры сочли, что эксперименты могут выйти боком, и создали более консервативную строгую внешность. В итоге Crown выглядел вряд ли хуже американских источников вдохновения. Например, ниспадающие от переднего крыла и подоконной линии подштамповки делали облик запоминающимся и благородным.
Купе и величественный Crown Hardtop с оригинальным оформлением и увеличенной на 75 мм (до 4740 мм) длиной позволяли себе гораздо больше фривольностей и еще сильнее походили на исконного «янки». Согласно японскому законодательству, лайнер относился к размерному классу «3» («нормальные» пассажирские машины). В него допускается техника длиной свыше 4,7 метра, шириной более 1,7 метра и с двигателями объемом, превышающим 2,0 литра. Соответственно, обычный Краун числился в классе «5» для условно маленьких автомобилей.
Инженерия развивалась эволюционно. Во многом Toyota заимствовала решения прошлой серии. Колесная база — неизменные 2690 мм. В арсенал вошла 2,0-литровая «шестерка» (115 л.с. и 135 л.с.) и 140-сильная объемом 2,6 литра, а также дизель «два и два». Коробки передач — 3-, 4- и 5-ступенчатые механические (две последние с напольными рычагами переключения) либо «автоматы» с тремя ступенями.
Шестой Crown (S110) в форм-факторе седана, большого четырехдверного хардтопа (от носа до хвоста 4860 мм), купе и «сарая» — настоящая роскошь по-японски. Во-первых, в-пятых и в-десятых — это красиво! Модный граненый кузов по последней дизайнерской моде маскировал старое шасси с прежней подвеской и коробками передач. На это, в частности, указывает не поменявшееся расстояние между осями. А вот гамму моторов инженеры перетряхнули и расширили.
Компанию 2,0-литровым агрегатам составил 145-сильный 5M-EU объемом 2,8 литра. В октябре 1980-го разнообразие привнесла 2,0-литровая «турбошестерка» M-TEU. Годом позже появился 5M-GEU «два и восемь» (147 л.с. при 5600 об/мин и 211 Нм при 3000 об/мин) с двумя распредвалами от гран-турера Soarer и Celica XX. 2,0-литровый Type M сменили на одновальный 1G-EU того же объема. В августе 1982 года дошла очередь до апгрейда дизеля — Crown разжился 2,4-литровой «коптилкой».
Модель S120, с которой Страна восходящего солнца познакомилась в августе 1983 года, ознаменовала новое начало. Toyota замахнулась на «самую роскошную и престижную легковушку в мире», а потому держаться за старую конфигурацию более не могла. Базу увеличили до 2720 мм, что в свою очередь дало больше пространства в салоне. Палитру навсегда покинуло имиджевое купе.
Среди обширного набора двигателей внимания заслуживает 2,0-литровая двухвальная «шестерка» 1G-GZE с механическим нагнетателем (170 л.с. при 6000 об/мин и 226 Нм при 3600 об/мин) — первый японский агрегат подобного типа. А заодно 3,0-литровый 190-сильный двухвальный 6M-GEU с 12 клапанами, преемник мотора «два и восемь».
«Фарш» давал Toyota право претендовать на место среди лучших комфортабельных крейсеров в мире. Начальные вариации сохранили балку заднего моста. Остальные перешли на независимую схему. На седаны и хардтопы Royal Saloon ставили электронно-управляемые амортизаторы TEMS, антиблокировочную систему тормозов, двухзонный климат-контроль, CD-проигрыватель с шестью динамиками и другие опции. Часть из них можно встретить на втором по навороченности Crown Super Saloon Extra.
Восьмое поколение S130 стартовало в сентябре 1987 года и комбинировало консервативный антураж с регулярными апгрейдами. Хардтоп раздался вширь до 1745 мм. В оснащение вошли электронные девайсы, включая противобуксовочную систему, первую в мире навигационную систему на базе CD-ROM. Royal Saloon G с 24-клапанным 7M-GE объемом 3,0 литра комплектовались электронно-управляемой пневмоподвеской.
Спустя год после запуска эстафету 1G-E с двумя клапанами на цилиндр у большинства исполнений перехватил 2,0-литровый 1G-FE с двухвальной 24-клапанной головкой блока цилиндров. Большим событием стала модификация с «восьмеркой» 1UZ-FE объемом 4,0 литра в августе 1989 года, известной по Toyota Celsior/Lexus LS 400. Наконец, на рубеже десятилетий седаны, хардтопы и универсалы Royal Saloon вооружились легендарным 1JZ-GE объемом 2,5 литра.
Начало девяностых выдалось для Крауна жарким. Во-первых, хардтоп модернизировали и выделили в девятую итерацию S140 с 2,5- и 3,0-литровым «джейзетом» (180 л.с. и 230 л.с. соответственно), а также турбодизелем объемом 2,4 литра. Во-вторых, появилась люксовая Crown Majesta. С героем нашего рассказа ее объединяла лишь часть названия.
Индивидуальный дизайн, 50 мм к колесной базе, длина 4900 мм, несущий кузов вместо рамной конструкции, независимая подвеска на двойных поперечных рычагах спереди и сзади, пневматическая подвеска, опциональный 260-сильный 1UZ-FE, постоянный полный привод и полноуправляемое шасси (с 1992 года), проекционный дисплей, GPS-навигация, подогрев передних и задних кресел… Владельцам этого восхитительного оверинжиниринга можно лишь позавидовать.
Обнародованный в 1995 году десятый Crown (S150) в традиционном формате седана и удлиненного хардтопа последовал примеру Маджесты. Переход с рамного шасси на несущий кузов дал очевидные преимущества — просторный салон и снижение массы более чем на центнер. Расстояние между осями 2780 мм. Задняя подвеска независимая на двойных поперечных рычагах. В список опций включили постоянный полный привод. Двигатели — «джейзеты» объемом 2,5 и 3,0 литра (180 л.с. и 220 л.с. соответственно) с системой изменения фаз газораспределения VVT-i, 2,0-литровый 1G-FE (135 л.с.) и 2,4-литровый турбодизель 2L-TE (97 л.с.).
Параллельно Toyota запустила Crown Comfort. Как объясняет сам производитель, неказистый диспропорциональный седан с «пузырем» кабины предназначался прежде всего для такси и школ вождения, а в его основе фактически лежит Mark II (X80). Спереди стойки МакФерсон, сзади неразрезной мост на пружинах. Понятно, что никаких JZ не было и в помине. Только 2,0-литровые агрегаты. «Младший брат» с урезанной на 105 мм базой звался просто Comfort.
Majesta принарядилась в новый кузов с яркой харизматичной чертой — вертикальными и узкими задними фонарями. На полноприводные крейсеры начали ставить систему курсовой устойчивости. В 1997-м «восьмерку» 1UZ-FE дополнили фазовращателями VVT-i (отдача — 280 л.с.) и состыковали с 5-ступенчатой автоматической коробкой передач.
Когда речь заходит о дебютировавших в 1999 году Краунах S170, принято восхищаться дизайном и оформлением салона, а заодно шустрым и отлично тюнингуемым спортивными Athlete V с 2,5-литровым 1JZ-GTE с одной «улиткой» и системой изменения фаз газораспределения. А вот про универсалы, которые пришли на смену старым «сараям» S130, вспоминают не всегда. Кстати, они сошли со сцены лишь в 2007-м и пережили «четырехдверки» на четыре года.
12-е поколение S180 — это новый этап. Созданные с чистого листа экстерьер и интерьер, другая платформа с 2850-миллиметровой базой, электроусилитель руля. Кроме того, состоялся переход на V-образные «шестерки» семейства GR с алюминиевым блоком и четырьмя клапанами на цилиндр. Для японского рынка отрядили 2,5-литровый 4GR-FSE (215 л.с.), 3GR-FSE объемом 3,0 литра (256 л.с.) и 2GR-FSE «три и пять» (315 л.с.) с непосредственным впрыском топлива. Начальный мотор работает в паре с 5-ступенчатой автоматической КП, остальные — с «шестиступкой».
Сменившую имидж Crown Majesta S180 было не узнать! Колесная база идентична таковой у Крауна (2850 мм), длина относительно предшествующей модели выросла на 50 мм, до 4950 мм. В своем очередном воплощении величественный автомобиль завлекал аудиторию 4,3-литровым V8 3UZ-FE (280 л.с.), 6-ступенчатой автоматической коробкой передач, пневматической подвеской, опциональным полным приводом и набором ассистентов, включая функцию удержания в полосе движения.
13-й Crown (S200) 2008–2012 годов выглядит словно S180 после рестайлинга. С одной стороны, это недалеко от истины: линейка с роскошным вариантом Royal Saloon и динамично-агрессивным Athlete делит с ним шасси. С другой, новшеств хватало. В их числе бензоэлектрическая силовая установка с ДВС (2GR-FSE) и «электромеханическим вариатором» eCVT, суть планетарной передачей вместо обычной КП. Как отмечает производитель, гибрид обладал динамикой машины с 4,5-литровым мотором и аппетитом, как у 2,0-литровой. Что касается активной безопасности, то здесь Toyota вышла на новый уровень. В частности, водитель мог положиться на систему ночного видения с распознаванием пешеходов и функцию слежения за состоянием и усталостью «пилота».
База родственной Маджесты растянулась на 75 мм для лимузинного простора на заднем ряду. Полноприводную версию с 3UZ-FE дополнила заднеприводная, заряженная 4,6-литровым V8 1UR-FSE (347 л.с. при 6400 об/мин) и 8-ступенчатым «автоматом». Электронно-управляемая пневмоподвеска использовала данные GPS для оптимального превентивного изменения характеристик.
Стремительный и атлетичный S210 (2012–2018 годов) со здоровенной радиаторной решеткой а-ля Audi и «взглядом» готового разить врагов самурая возвестил о революции в дизайне. Столь острохарактерного, пышущего жизнью Крауна Япония еще не видела! Эффектному образу отлично подошел бы мотор мощностью свыше 400 л.с. в пику крутым «немцам». Мечтать, как говорится, не вредно… На красавца ставился максимум 3,5-литровый и вполне бодрый 2GR-FSE. На сей раз — с 8-ступенчатой автоматической КП. Гибрид перешел с двигателя «три и пять» на 2,5-литровый 2AR-FSE и стандартно оснащался «отстреливающимся» капотом. В случае наезда на пешехода его задняя кромка приподнимается, чтобы минимизировать травмы.
Боезапас восхитительной Majesta сильно расстроил поклонников V-образных «восьмерок»: седан распрощался с 3UZ-FE и 1UR-FSE. Их место заняли моторы 2,5 (2AR-FSE) и 3,5 литра (2GR-FXE) в составе бензоэлектрических систем.
Нынешний, 15-й по счету Crown (S220) в строю с 2018 года. Он поставил точку в истории Маджесты и имеет ряд серьезных отличий от S210. Дизайн более чувственный и «фастбековый». Впервые появившиеся в задних стойках треугольные оконца визуально разгружают силуэт. В основе адаптированное модульное шасси TNGA GA-L от Lexus LS (XF50) в укороченном и зауженном варианте. Таким образом, современный Краун — самый большой за всю историю. Его длина — 4910 мм, база — 2920 мм, ширина, как и раньше — 1800 мм, высота — 1455 мм.
А вот что действительно интересно: инженеры доводили ездовые свойства на Нюрбургринге и добились почти идеального распределения массы по осям. Роль флагмана отведена заднеприводному седану со сложной гибридной силовой установкой Multi Stage Hybrid System совокупной отдачей 359 л.с. Безнаддувный, работающий по циклу Аткинсона V6 8GR-FXS объемом 3,5 литра (299 л.с.), электромотор (180 л.с.), три планетарные передачи и 4-ступенчатый «автомат», но без гидротрансформатора. Ступенькой ниже бензоэлектрическая Toyota с 2,5-литровым A25A-FXS (184 л.с.), 143-сильным электромотором и опциональным полным приводом. Базовое исполнение с 2,0-литровой «турбочетверкой» 8AR-FTS (245 л.с.) и безальтернативным задним приводом.
Судя по инсайдерским сообщениям, радикально сменивший концепцию Краун выйдет на рынок осенью 2023 года. Шаг странный, но вынужденный. В 1990 году в Японии продали 205 000 экземпляров, а 30 лет спустя — 22 000. На алтарь европейского лоска и ездовых свойств инженеры положили высокий уровень комфорта и особый характер. Вот и получается, что Toyota не переманила адептов «немцев», а своих подрастеряла. Приходится формировать новую аудиторию. Производителю следовало бы завершить выпуск Crown или грядущие преобразования — не самая плохая идея? Делитесь мнением в комментариях!