Первые автомобили повышенной проходимости отправились штурмовать болота, поля и овраги еще до начала Второй мировой. Обычно принято воздавать почести машинам из гаража Николая II с гусеничными движителями французского инженера и личного царского шофера Адольфа Кегресса, трехосному Mercedes-Benz W31 type G4 (1934–1939 годов), модифицированному Ford от Marmon–Herrington того же периода и выпускавшемуся малыми партиями в военные годы ГАЗ-61 авторства советского гуру офф-роудной техники Виталия Андреевича Грачева.
Упоминания достоин преданный забвению прототип Mitsubishi PX33 1934–1937 годов с постоянным полным приводом и 6,7-литровым дизельным двигателем. На конвейер он так и не попал: фирме пришлось сконцентрировать свои силы на разработке грузовиков и автобусов. Очевидно, PX33 был непозволительно роскошным и технически сложным проектом, чего не скажешь про армейский разведывательный вездеход Kurogane Type 95 с V-образным двухцилиндровым «воздушником». С 1936 по 1944 год японский вояка разошелся тиражом порядка 4700 штук и не забыт до сих пор, в отличие от Willys MB. Именно «американец» стал образцом для подражания и референсной моделью, давшей мощный импульс как разработке вездеходов, так и лицензионной сборке.
Прадед всех Land Cruiser в определенном смысле тоже дитя войны. В 1950-м вспыхнул конфликт в Корее, и американцы поручили автопроизводителям оккупированной Японии разработку концептуально схожих с Виллисом армейских полноприводных машин. Год спустя родился Jeep BJ на доработанном шасси маленького грузовика Model SB с рядным 6-цилиндровым двигателем Type B нескромного объема 3,4 литра, подвеской легковушки Toyopet и мягким верхом поверх открытого кузова. Напомним, что американский внедорожник оснащался всего лишь 2,2-литровой «четверкой», но зато имел понижающую передачу, без которой обходилась Toyota.
Национальный полицейский резерв заказал 289 единиц, но в дальнейшем служба отказалась от новинки и выбрала Mitsubishi Jeep. В свою очередь Toyota увидела потенциал в своем творении и в 1953 году вывела его на рынок гражданской техники. Название Jeep было торговой маркой Willys-Overland Motors, поэтому пришлось придумывать другое. Вернее, позаимствовать. Неразрывно ассоциирующееся с японской маркой имя изначально носил… американский Studebaker Land Cruiser. В 1954-м он сошел со сцены, и в июне того же года в мир вышел новый «Крузак».
Разработку второго поколения японцы не стали откладывать в долгий ящик: Land Cruiser J20 Series увидел свет в ноябре 1955 года и продавался не только на исторической родине, но также в Штатах и на других внешних рынках. Автомобиль выгодно отличался от смахивающего на самоделку предшественника. Серьезное преимущество заключалось в вариативности. Покупателям предложили исполнения на любой вкус — с мягким складным верхом, двух- и четырехдверные версии, пикап и даже модификацию для пожарной службы. Колесные базы — 2285 мм, 2430 мм и 2650 мм. Агрегаты объемом 3,4 и 3,9 литра «двадцатка» унаследовала у BJ.
В 1958 году стартовало производство на территории Бразилии: Land Cruiser выпала честь стать первой собираемой за пределами Японии Тойотой. Параллельно шел захват Австралии. Когда J20 впервые появился на пыльных дорогах страны Оз, местные автовладельцы начали задумываться о целесообразности дальнейшей эксплуатации Land Rover. Так, например, Series II оснащался максимум 2,25-литровым мотором и позволял поддерживать чуть менее 90 км/ч по знойным пустошам. Тем временем более комфортабельная Toyota со своими огромными движками и доработанной подвеской могла развивать крейсерскую скорость свыше 100 км/ч.
Пришедшая на смену 20-й серии знаменитая и по-своему очень красивая «сороковка» (1960–1984 годов выпуска) лишь укрепила позиции модели. К трем вариантам колесных баз от 20 Series добавилась 2950-миллиметровая для пикапов и шасси. За четверть века вездеход примерил множество моторов — бензиновые рядные 3,8- и 4,2-литровые 6-цилиндровые, а также дизельные «четверки» и «шестерки» от 3,0 до 4,0 литра. Свойства на бездорожье повысила система подключаемого полного привода с понижающей передачей.
Благосклонность Австралии с ее крайне сложными эксплуатационными условиями стала великолепной рекомендацией для автомобиля, подтверждением его недюжинного потенциала и тараканьей живучести. Да что там Down Under — Тойота выстрелила в США! Уже на следующий после дебюта год она стала местным бестселлером бренда. К 1968-му с конвейера сошел 100-тысячный Land Cruiser. Четыре года спустя был взят 200-тысячный рубеж.
В 1967-м древо дало отросток, который спустя десятилетия превратился в могучую несгибаемую ветвь. Компания представила большой универсал J50 Series (FJ55) с 2700-миллиметровой колесной базой. Он пришел на смену FJ45V и комплектовался 3,9-литровым бензиновым 6-цилиндровым мотором (125–130 л.с. в зависимости от года производства) в паре с 3-ступенчатой «механикой» и полным приводом с понижающей передачей. В январе 1975-го «под ружье» встал модернизированный внедорожник с 4,2-литровым двигателем (135 л.с.) и 4-ступенчатой механической КП.
Интересно, что у себя на родине «пятидесятка» классифицировалась как вэн коммерческого назначения, а на экспортных рынках продвигалась в качестве обычного пассажирского автомобиля. Аналогичное позиционирование сохранилось и у Land Cruiser 60 Series (1980–1990 годов). Это тем более странно, учитывая цивильный внешний вид, передние раздельные кресла вместо прежнего «дивана», кондиционер, гидроусилитель руля, а позже автоматическую четырехступенчатую коробку передач и 4,0-литровый шестицилиндровый турбодизель.
Но вернемся к другой ветви родового древа Land Cruiser. Той, что ведет свою родословную от 40-й серии. В 1984 году Toyota сорвала покрывало с 70 Series. Этот автомобиль существует в многочисленных исполнениях и заслуживает отдельного материала. Одних только вариантов колесных баз у него пять — от 2310 до 3180 мм! Конструкция предельно традиционная. Передняя и задняя подвеска зависимая рессорная (с 1999 года спереди устанавливаются пружины). Полный привод с жестко подключаемой передней осью без межосевого дифференциала и понижающей передачей.
23 года спустя вездеход омолодили и продолжили выпуск по сей день. Изменилось оформление передней части кузова. В расширенном на 230 мм моторном отсеке разместился 4,5-литровый турбодизельный двигатель V8 1VD-FTV и известная по другим Toyota бензиновая «шестерка» 1GR-FE (4,0 л). На отдельных рынках по-прежнему предлагается древнейший, но сверхнадежный «атмосферник» 1HZ (4,2 л) на тяжелом топливе.
На сегодня гамма «семидесяток» включает четырехдверный универсал с индексом 76, пикапы (79) и модификацию Troop Carrier (78). Последняя отличается продольными лавками, двумя боковыми и задними распашными дверьми и 180-литровым топливным баком против 130 литров у собратьев. На вторичке эти короли офф-роуда стоят астрономических денег и при этом не являются, как наивно полагают верящие в сказки граждане, чуть более утилитарным вариантом 200-й серии. Land Cruiser 70 суров, словно сама Африка. Он существенно лучше едет по бездорожью, но настолько же хуже проявляет себя на дорогах с ровным твердым покрытием.
Ну а что же 60 Series? В октябре 1989 года она передала эстафету более крупному, цивильному и комфортабельному J80 длиной под пять метров. Тогда вряд ли кто-то догадывался, что на автомобильном небосклоне появился не просто еще один внедорожник, а настоящий объект культа и поклонения. «Восьмидесятка» сохранила раму и мосты, но сменила рессоры на пружины. Продвинутые версии получили систему постоянного полного привода с межосевым дифференциалом. К началу девяностых нижневальный 4,0-литровый 3F-E отправили в отставку. Его место занял рядный 6-цилиндровый 24-клапанный двигатель 1FZ-FE объемом 4,5 литра (215 л.с.).
Безнаддувный дизель 1HZ с механическим топливным насосом высокого давления продолжил свою славную карьеру. Великолепный «мул» для утилитарной эксплуатации развивает невысокую мощность в районе 130 л.с., но подкупает ломовой тракторной тягой на низких оборотах и нечувствительностью к загрузке. Обратная сторона медали — слабая динамика. С шинами увеличенного внешнего диаметра обгон фуры кажется вечностью. В этом отношении предпочтительнее турбокомпрессорные 1HD-T/1HD-FT аналогичного рабочего объема (166–170 л.с.).
Основных исполнений у J80 два: простенькое GX с задними распашными дверьми и люксовое VX с задним откидным бортом, весьма удобным для экспедиционных целей. Его можно использовать в качестве столика.
Знаете, почему «восьмидесятки» редко бывают в сервисе? Потому что не успевают затормозить! В народной шутке сокрыта огромная доля правды. Опытные пользователи называют эффективность тормозной системы с задними барабанами просто отвратительной и по этой причине иногда меняют «барабанный» мост на неразрезную балку с дисковыми механизмами.
В январе 1998-го дебютировала 100-я серия — эпохальный автомобиль, совершивший революцию в масштабах линейки. Тойотовцы проявили мудрость и разделили семейство надвое. Для обычной гражданской эксплуатации рекомендуется комфортабельная «сотка». Набившее оскомину понятие «премиум» в ее случае отнюдь не пустой звук. Вместо передней балки моста применили независимую конструкцию с двойными поперечными рычагами и торсионами. Некоторым комплектациям досталась гидропневматическая подвеска с регулировкой высоты дорожного просвета и жесткости. Статусность поддержал надежный бензиновый V8 2UZ-FE объемом 4,7 литра в паре с 4-ступенчатым (с августа 2002 года — 5-ступенчатым) «автоматом».
Утилитарные и экспедиционные задачи предпочтительнее решать вместе с заточенным под сложные эксплуатационные условия Land Cruiser 105. Внешне он дифференцируется от собрата более скромным декором и распашными дверьми вместо борта и подъемной половинки. Конструктивные отличия при этом глобальные. Грубо говоря, «стопятка» — это J80 с кузовом «сотки». Впрочем, и здесь не обошлось без нюансов.
У технически близких машин с зависимыми подвесками разные главные передаточные отношения. На J80 устанавливалась большая шестерня с 41-мя зубьями и малая с десятью. Диаметр шестерни у преемника такой же, но зубьев уже 43 и они более узкие. По этой причине неаккуратные водители «рвут» мосты с блокировками. Особенно передние. Передаточные числа в механических коробках передач тоже не одинаковые. А еще на панели приборов «105-ки» появилась лампочка, которая загорается при включении дополнительного топливного бака.
Другое отличие заключается в сверловке колесного диска. У LC 105 она 5х150, в то время как у машин восьмидесятой серии 6х139,7.
Достоинство, равно как и недостаток Land Cruiser 80 и 105 заключается в очень высоком ресурсе агрегатов и комплектующих. Это породило красивую легенду о том, что «Крузаки» не ломаются в принципе. На деле все не так красиво и романтично. Просто не каждый владелец утруждает себя ремонтом или хоть сколько-нибудь регулярным обслуживанием. В итоге честь вкладывать и чинить, чинить и вкладывать выпадает новому хозяину, который повелся на неплохой внешний вид и совершенно не учел руины по технической части. Поменять придется многое, и за немалые деньги. Зато, если хватит финансов, нервов и терпения, вы получите один из лучших автомобилей для смешанной эксплуатации и экспедиций — выносливый, живучий и вместительный.
Представленный в сентябре 2007 года Land Cruiser 200 заметно вымахал в длину и вширь — на 60 мм и 30 мм соответственно. Линейка моторов кроме доработанного старого 2UZ-FE в зависимости от рынка сбыта включила в себя полностью алюминиевые агрегаты V8 1UR-FE (4,6 л, 308 л.с.) и 3UR-FE (5,7 л, 386 л.с.) с фазовращателями на впускных и выпускных распредвалах, а также дизельную «восьмерку» 1VD-FTV (4,5 л, до 272 л.с.) с двумя турбокомпрессорами.
Автомобиль сделал качественный рывок относительно «сотки» с точки зрения технологий и уровня ездового комфорта, продолжив превращение в навороченный SUV. Значительно расширившийся арсенал ассистентов максимально упростил процесс преодоления относительно сложных внедорожных участков. Так, например, офф-роудный круиз-контроль Crawl Control позволяет двигаться с фиксированной предельно низкой скорости, не касаясь педали акселератора или тормоза. Функция Off-Road Turn Assist уменьшает радиус поворота в каверзных местах. С 2016-го Toyota в топовой версии Executive заполучила «угощение с барского стола» — гидропневматическую подвеску от родственного люксового Lexus LX 570. Она позволяет варьировать высоту дорожного просвета и жесткость в рамках режимов Comfort, Normal и Sport/Sport+. С обычными упругими элементами сочетается система кинетической стабилизации подвески (KDSS). На ровном твердом покрытии стабилизаторы поперечной устойчивости имеют жесткую связь с кузовом и подавляют крены. В случае скрещивания осей на пересеченной местности они отключаются, дабы не препятствовать ходам подвесок.
«Кажется, вы кого-то забыли», — заметит внимательный читатель. Нет, не забыли, а приберегли для финальной части нашего рассказа. В апреле 1990-го от 70-й серии отпочковался конкурент Mitsubishi Pajero с видоизмененной передней частью кузова, одновальным турбодизелем «два и четыре» 2L-TE (97 л.с.) и именем Prado. Три года спустя мотор сошел с дистанции, его место занял 130-сильный 3,0-литровый агрегат 1KZ-TE. Бензиновый 4-цилиндровый 2RR-E объемом 2,4 литра заменили на 2,7-литровый 3RZ-FE. Коробки передач — 5-ступенчатая механическая и 4-ступенчатая автоматическая.
Сенсационный Prado 90 Series дебютировал в мае 1996 года. Важнейшим новшеством стал переход с подключаемой бездифференциальной системы полного привода на схему с межосевым дифференциалом. Подвеска, по сути, та же, что и у Hilux Surf/4Runner — спереди независимая на двойных поперечных рычагах и мост сзади. К ранее известному 150-сильному бензиновому двигателю «два и семь» 3RZ-FE (150 л.с.) и турбодизельной «четверке» 1KZ-TE (140 л.с.) с интеркулером присоединился 3,4-литровый четырехвальный бензиновый V6 5VZ-FE (185 л.с.). Позже появился 3,0-литровый дизель 1KD-FTV с системой впрыска common rail (170 л.с.).
Prado третьей генерации (120 Series) увидел свет в октябре 2002 года. Среди технических апгрейдов — более жесткая рама, улучшенные ездовые свойства и шумоизоляция, новый самоблокирующийся межосевой дифференциал Torsen, задняя пневматическая подвеска, 4,0-литровый бензиновый мотор V6 1GR-FE. Интересно, что он, равно как и предшественники, существовал не только в пятидверном, но и короткобазном трехдверном форм-факторе.
Prado J150 выпускается с 2009-го, и по сей день с нами. Какие его годы!