Кстати, о «бензинках». Тут кое-где в комментариях мелькала мысль, что электромобилеводы, дескать, типа автомобильных инвалидов — ездят медленно, недалеко, постоянно зависят от «электрокапельницы», еще и отдельные позиции в злачных местах для себя зарезервировали, рядом с какими-то непонятными сине-оранжевыми ящиками. И так с парковками проблема, еще и этим юродивым уступать! У нас далеко не всегда обращают внимание на разметку и знаки «парковка для людей с ограниченными возможностями» и смело ставят там свои полноценные машины, а на диковинные знаки автомобиля, обмотанного проводом с вилкой, не обращают внимание тем более. Поэтому подъехать на последних ваттах к колонке, плотно заставленной нецелевым транспортом, — страшный сон и печальная явь лифовода. Кстати, есть версия, что все эти люди просто хотят электромобиль, но пока не могут его себе позволить, поэтому просто сиротливо стоят возле электрозаправочных станций, тихо ненавидя свои повозки с ДВС. Это только предположение, если что.
Но вернемся к повозке с электродвигателем — дизельный оптимизатор (тот обогреватель, что делает Лиф теплым и уютным) не особо добавил автономности, к тому же вторую неделю шланги до сих пор попахивают, что тоже не добавляет желания проводить жизнь внутри Лифа. Похоже, «электричка» начинает мстить за то, что мы покусились на экологичность, и теперь вместо Zero Emission у нашего Leaf Зело Emission. Кстати, не дают покоя подкинутые читателями идеи сделать нормальный выхлоп от подогревателя — чтобы бу-бу-бу, как у нормальных людей. Кто-нибудь видел прямотоки на «вебасту»?
Ну да ладно — ребячество все это. На повестке дня куда более серьезный вопрос: как народными способами раздуть эго электромобиля и удлинить его путь до полного разряда. Поскольку непосредственные манипуляции с батареей и силовой установкой весьма времязатратные, есть вероятность, что все тюнинговые и сваповые хотелки до боя курантов установить не получится. А входить в год крысы разобранным Лифу никак нельзя — как встретишь новый год, так потом тебя весь год электрики добрым словом поминать будут.
Крыса, кстати, животное хитрое — почему бы не вооружиться законами физики и халявой, сэр? Автомобиль с точки зрения физики вообще устройство сильно нерациональное — начиная с неэффективного ДВС, заканчивая всеми остальными трущимися деталями. Электромобиль чуть лучше в этом плане, но тормоза также остаются бессмысленными транжирами кинетической энергии. Тепло от трения колодок об диски — да в нужное бы русло. Например, салон прогревать. Но Гестия (богиня домашнего уюта и тепла) уже отдала предпочтение дизельному ветродую.
Однако покуда есть у каждого обладателя Nissan Leaf буксировочный крюк, трос и Его Величество Рекуперативное Торможение — есть надежда на более эффективный драйв. Точнее, на менее неэффективный. Еще точнее — не драйв, а режим B.
Вообще, рекуперативное торможение применительно к транспорту — штука весьма интересная, и используется не только в Toyota Prius, как многие могут подумать. 😊 И речь даже не про гироскутеры, электросамокаты, электровелосипеды и даже не про железнодорожные электровозы (в которых рекуперативное торможение самое эффективное), а именно про автомобили. Электрогенераторы используются и в серийных машинах с ДВС, и даже в гоночных — в них энергетический кэшбэк тратится на питание вспомогательных систем.
Для гибридов и электромобилей рекуперативное торможение — это уже не просто «помогай», а реальный способ увеличить дальность хода на одной стационарной зарядке. В каких пределах? Все неоднозначно…
КПД у этого процесса не больше 60–70%, в зависимости от того, какой на электромобиле контроллер, какая батарея. Означает ли это, что рекуперативное торможение магическим образом увеличит пробег нашего Лифа с постыдных 80 км до 125–135 км? Поскольку у меня по физике была нетвердая и несистемная «четверка» (цвет и форма глаз решает), я бы с радостью сказал да. Но есть еще такая коварная штука, как эффективность, и с КПД, увы, она не связана напрямую. Вот эффективность рекуперативного торможения как раз определяет, насколько дольше электромобиль проедет до «черепашки низя». И тут в силу вступают вполне себе житейские факторы — ландшафт, условия передвижения, и масса и размеры подопытного электромобиля.
Мы хотели обратиться за консультацией к британским ученым и ведущим мировым НИИ, произвести точные математические расчеты, привлечь лучших специалистов к инструментальным замерам и все тщательно запротоколировать, но все они в голос сказали, что этого делать не стоит — бессмысленно! Ибо в комментариях к этому блогу мы найдем гораздо больше ценной и профессиональной информации. Поэтому обращаться мы не стали. И решили опытным путем замутить наш перпетуум-мобиле — электропоезд в составе Nissan Leaf, Nissan Leaf и, как ни странно, Nissan Leaf.
Руку приятно холодит буксировочная проушина из породистого металла, призывным люминесцентным отблеском переливается фал, мерзнут на морозном приморском воздухе подопытные лифоводы. А я пытаюсь прицепить крюк где-то внизу, без особой радости преклоняя колени пред низким задним бампером Лифа — конструктивно автомобильным Моисеем Лиф не рожден. Ему бы скорее покататься на галстуке — монтаж проушины спереди беспроблемный (главное, опять не посеять крышечку, на которую уже потрачено 800 рублей).
Программа представления следующая — в голове состава наш заряженный до 68% энергией и на 100% оптимизмом небесно-голубой дромолиф, который тянет 3,5-тонный дуэт из темно-синего, как приморская ночь, AZE0 и земельно-белого, как приморская зима, AZE0 (оба с почти полным зарядом 87–94%). Задача — сначала разрядить в ноль ведущего, рекуперативно зарядив середнячка и арьергард, потом поменяться местами, зарядив разряженное. И всем этим лифобратством доехать до Питера. Ну или хотя бы выехать из Владика, не создав пробку из удивленных буксировочной групповухой автомобилистов.
Потирая ладошки в предвкушении изобретения века (ну не от холода же — подогреватель все-таки работает!), мы стартанули. Причем очень бодро — за полтора километра жесткой сцепки (в переносном смысле) дромолиф отдал во Вселенную 60% своего заряда и предупредил всех соответствующей индикацией приборов, что километров через 15 завяжет со всеми тяговыми экспериментами. Но тянула лямку наша «электричка» не зря! Паразитные Лифы нарекуперативили по 8% заряда каждый! В среднем рекуперация варьировалась в пределах 4–5 кВт·ч, при скорости 50 км/ч даже возрастая до 10 кВт·ч. Можно было бы ехать и быстрее, тогда бы рекуперация была еще эффективнее. Но — страшно. Кузовной ремонт в программу блога не входит.
С включенной печкой рекуперация на белом Leaf даже достигала 15 кВт·ч, отчего стало даже немного обидно — мы тут его возим, видите ли, а он печкой на электромобиле балуется. Также выяснилось, что Лиф автомобиль неглупый и не дает рекуперативить на все деньги — эффективность регенерации энергии снижается при длительном использовании такого режима. Защита от экспериментаторов.
О'кей, 8% прибавилось. А когда дромолиф ушел на паразитарную передышку, темно-синий Leaf возглавил пелотон, и за то же расстояние (все-таки у него батарея посвежее и поживее), что он вез нахлебников, потратил пятую часть заряда. То есть на 100% потраченной энергии восстанавливается около 40%. Нормальный кэшбэк, выше, чем у Тинькова, и даже почти как в учебниках. Но до Питера такими темпами втроем мы не доедем. Сядем все.
Так что вечный двигатель пока ждет своих других изобретателей. А мы в это время подумываем о длительных пробегах, задумчиво глядя на буксировочный трос и проносящиеся мимо фуры…
Смотрите видеоверсию потягушек лифчиков. Подписывайтесь на канал, там будут регулярно новые видео. Вопросы от подписчиков тоже будем освещать!