О выпуске антисанкционного Тревела стало известно в конце апреля. Предполагали, что эти машины лишатся антиблокировочной системы тормозов, подушек безопасности и комплекса ЭРА-ГЛОНАСС, а экологический класс двигателя понизят до уровня «Евро-2». В общем, примерно так же, как было сделано с антисанкционными версиями Lada Granta и Lada Niva Legend. Первую партию Niva Travel Classic’22 собрали в конце июня, а в дилерских центрах упрощенный Тревел появился в конце августа.
Для начала вспомним, что представляла собой начальная комплектация Тревела до СВО. А была это достаточно простая машина, с одной (водительской) фронтальной (то есть в руле) подушкой безопасности, без кондиционера, без штатной аудиосистемы, без подголовников сзади и без электроподогрева передних кресел и лобового стекла. Однако в ней присутствовали антиблокировочная система тормозов с системой распределения тормозного усилия (ABS + EBD), электростеклоподъемники спереди, обогрев заднего стекла, наружные зеркала с электроприводом и обогревом, задний стеклоочиститель, гидроусилитель руля, сам руль с регулировкой по высоте и даже светодиодные задние фонари! Внешне такая «Нива» отличалась черными корпусами наружных зеркал, отсутствием колпака запасного колеса и стальными 15-дюймовыми колесными дисками. Стоила такая версия 747 900 рублей. Ниже — фотографии такой машины, сделанные на старте продаж, в конце февраля 2021 года:
Антисанкционная Niva Travel, как нетрудно заметить, выглядит ровно так же. В частности, здесь остались и наружные зеркала без окраски,..
…и стальные колесные диски с «базовыми» шинами Barguzin (для справки: Баргузин — это байкальский топоним: так называется река, впадающая в Байкал, а также один из самых известных байкальских ветров, приносящих штормовую погоду).
Вместо передних противотуманных фар — заглушки.
Внешние нюансы на этом заканчиваются, поэтому переходим в салон. И вот тут, наконец, появляется первый признак именно антисанкционной версии — четырехспицевый пластиковый руль без подушки безопасности.
Если в отношении «упрощенного» руля для «Нивы» Легенд мы признаем более подходящую стилистику именно «нового» варианта, то здесь не все так однозначно, поскольку и прежний руль был вполне неплох как внешне, так и «по рукам».
В остальном салон соответствует прежней комплектации Classic — даже блок ЭРА-ГЛОНАСС присутствует (изначально предполагали, что его уберут вовсе, однако эта система числится в списке оснащения официально).
Также в упрощенной версии нет центрального подлокотника и подголовников заднего дивана.
Также официально в списке оснащения указана и защита двигателя. Однако во время подготовки этого материала мы объехали более половины официальных дилеров Lada московского региона, и везде защиту двигателя указывали в списке дополнительного оборудования!
И не только ее. В материале про упрощенную «Ниву» Легенд мы упоминали про заводские «наборы аксессуаров», которые дилеры предлагают в виде «допов». Для Тревела есть два таких «официальных» набора: «Набор автомобилиста», представляющий собой, по сути, обязательный для любого автомобилиста комплект из знака аварийной остановки, огнетушителя, аптечки, светоотражающего жилета, буксировочного троса и х/б перчаток, и «Набор аксессуаров», состоящий из защиты картера, набора ковров в салон и багажник, комплекта дефлекторов дверей и защитной сетки радиатора. Их официальная стоимость 2400 и 18 000 рублей соответственно.
Кстати, те же коврики и сетку дилеры также преподносят как «установленное на машину допоборудование», от которого «нельзя отказаться». К нему могут добавить сигнализацию с автозапуском, антикоррозионную обработку, видеорегистратор и что-нибудь еще, благодаря чему переплата от рекомендуемой розничной цены автомобиля (РРЦ) может составлять хорошо если 250 000 рублей, а то и того больше.
Впрочем, о ценах мы поговорим ниже. А сейчас просто обратите внимание на два нюанса. Первый — для комплектации Classic’22 второй (более дорогой) набор аксессуаров официально не предлагается (по крайней мере на момент подготовки материала на официальном сайте в списке доступного оснащения для «упрощенной» «Нивы» Тревел таковой не числился). Второй же нюанс в том, что для всех остальных комплектаций этот набор доступен, и, получается, что та же «защита картера» идет и как штатное оснащение, и как дополнительное, в рамках отнюдь не дешевого пакета аксессуаров.
Вернемся к нашей «упрощенке» и заглянем под капот. На первый взгляд, здесь все как и прежде. За исключением отсутствия блока антиблокировочной системы тормозов.
Большая часть мелких элементов маркирована отечественными производителями (причем мы не исключаем, что часть из них в процессе выпуска модели может меняться без особого уведомления). Но некоторая маркировка вызывает удивление: к примеру, то, что, оказывается, «Ниву» Тревел АВТОВАЗ выпускает по… лицензии ЗАО «АВТОВАЗ»! А еще в Тольятти весьма оптимистично предписывают менять воздушный фильтр двигателя через 30 000 км (кто заботится о здоровье своего автомобиля, знает, что в наших условиях этот интервал крайне желательно сократить хотя бы вдвое).
Снизу также ничего нового не увидеть. Откат до эконорм «Евро-2» оставил каталитический нейтрализатор на привычном месте (но без второго кислородного датчика). Нет датчиков ABS (и проводки к ним). А в тормозной системе вместо электроники прописался механический «колдун».
Однако мы бы обратили внимание на другой нюанс. Редакционная «Нива» Тревел уже с рождения обзавелась рыжим налетом на многих элементах крепежа не только в ходовой части, но и под капотом (об этом подробно рассказал наш любимый механик «дядя Вася» в своем блоге). И это не следствие недельной эксплуатации машины в условиях московских дорожных реагентов: рыжий крепеж хорошо виден на фото нашего автомобиля, когда тот еще стоял в салоне дилера в качестве демонстрационного образца:
Однако на осмотренных нами нескольких экземплярах «антисанкционной» «Нивы» Тревел ничего подобного не наблюдалось (даже на тех машинах, что мы осматривали на улице)! Хотелось бы знать — это такой вот неожиданный эффект импортозамещения или просто тщательная предпродажная подготовка? 😊
Подводя итог, необходимо отметить что «антисанкционная» Lada Niva Travel принципиально отличается от прежней базовой комплектации Classic только отсутствием подушки безопасности, ABS и другим рулем. Смену производителей некоторых комплектующих владелец вряд ли заметит (если, конечно, импортозамещенные детали не начнут ломаться слишком рано). Рискнем предположить, что некоторым владельцам такое упрощение может оказаться даже на руку — ведь когда основной ареал эксплуатации подразумевает плохие дороги или вовсе их отсутствие, наличие подушки безопасности и ABS вряд ли огорчит. Хотя штатные шины к езде вне дорог не располагают совсем. Вот только, как показывает статистика, большинство покупателей Тревела предпочитали комплектацию Comfort, в которой появлялся кондиционер. К сожалению, альтернатива ей, а равно и топовым комплектациям Luxe и Luxe «Off-road», в ближайшее время не предвидится…
А теперь, как и обещали, поговорим о том, сколько реально просят за упрощенную «Ниву» Тревел официальные дилеры в Москве и ближнем Подмосковье. Напомним, что рекомендованная розничная цена (РРЦ) на такую машину сегодня составляет 998 900 рублей (против 1 066 900 за прежний Classic). Еще 12 000 может потребовать доплата за цвет (всего доступно пять вариантов окраски, из которых только один — белый — не требует доплаты).
При этом сегодня мы не будем высчитывать скидки за кредит (в том числе и по госпрограмме) или за trade-in, поскольку слишком много индивидуальных нюансов возникает в этих случаях, что не позволяет сделать полностью релевантное сравнение цен у разных дилеров. Зато мы параллельно узнавали, остались ли в продаже машины из старых запасов, и если таковые есть, сколько просят за них?
И для начала отметим, что в столичной агломерации Ладу представляют сразу 20 (!) официальных дилерских центров. Так что не стоит говорить о том, что в Москве Ладу не считают за машину — иначе не было бы такого количества дилеров 😊
При этом сразу по шесть ДЦ принадлежат двум крупным сетям: «Техинком» и «АвтоГЕРМЕС». Соответственно, здесь есть не только площадки дилеров, но и «центральные» склады, где могут найти машину в наличии. Только в салонах этих дилеров еще можно приобрести «богатые» комплектации Тревела — Luxe и Luxe «Off-road». Правда, по совсем не божеской цене, даром что машины откровенно «застоялись» в продаже. А скорее всего, именно цена и является причиной долгой продажи. Вот, к примеру, белый Тревел в комплектации Luxe «Off-road» за 1 770 400 рублей:
Или его серебристый собрат, за который просят еще больше — 1 810 900 рублей:
Хотя и это не предел: всего двумя неделями ранее еще в одном ДЦ «АвтоГЕРМЕС» нам встретился Тревел в комплектации Luxe «Off-road» за совсем уж космические для столь древнего, по сути,внедорожника 1 991 900 рублей, в то время как официальная стоимость такой комплектации сегодня составляет 1 232 900 рублей. То есть переплата составляет добрую половину цены машины!
А вот за базовый Classic (да-да, из тех, что без префикса ’22 — то есть также из периода до СВО) в еще одном ДЦ «АвтоГЕРМЕС» просят всего 1 131 452–1 196 700 рублей. Причем более дорогой вариант, как можно заметить, напичкан дилерскими «допами» по самые помидоры (на фото справа именно эта машина):
А что с упрощенным Тревелом? Такой вариант в «АвтоГЕРМЕСЕ» тоже нашелся: всего за 1 099 800 рублей. Правда, не в салоне, а на том самом центральном складе сети.
В дилерских центрах «Техинком» Travel Classic’22 оценен в более весомую сумму. Так, в одном из салонов этой сети за машину зеленого цвета просят 1 250 000 рублей (естественно, с «допами», самыми значимыми из которых были защитная сетка радиатора, антикоррозионная обработка и сигнализация с автозапуском). Именно этот автомобиль можно видеть на заглавной фотографии.
Однако в другом ДЦ «Техинком» за аналогичного цвета машину запросили еще больше — 1 314 500 рублей. Из допоборудования здесь установлены упоры капота, защитная сетка радиатора, ковры в салон и багажник, сигнализация с автозапуском, а также сделаны тонировка задней части салона и многослойная антикоррозионная обработка. Причем показать конкретный экземпляр нам не смогли, сославшись на его отсутствие на площадке дилера (то есть, получается, дилер устанавливает «допы» на центральном складе?).
«Аппетит» ДЦ «Major LADA» еще круче: там при отсутствии машин в наличии предложили вариант из ближайшей поставки (примерно через одну–две недели) за… 1 490 000 рублей. Причем без предоставления официального коммерческого предложения (рекомендовали сразу внести предоплату для заказа машины). Зато за эту стоимость мы можем получить машину совсем без «допов»! Вот даже не знаю, радоваться этому факту или огорчаться…
На этом фоне предложение дилерского центра «LADA Кунцево», где мы, кстати, в прошлом году купили редакционный Тревел, выглядит почти подарком (почти — потому что выше мы уже упомянули более выгодное предложение) — всего за 1 140 000 рублей и с «допами» в виде сигнализации с автозапуском Pandora, антикором днища, тонировкой задней полусферы салона, акустикой и магнитолой Nakamichi, плюс защитная сетка радиатора и набор ковров в салон и багажник. Вот только здесь никак не подтвердили наличие заявленного автомобиля: ни «живым» экземпляром в салоне, ни коммерческим предложением на бумаге…
Самый короткий визит получился в ДЦ «ТОРГМАШ»: «Нивы» Тревел в наличии нет с февраля, и раньше ноября у них эта модель не ожидается. Цены, соответственно, предсказать также нет возможности ☹
В ДЦ «Брайт Парк», что в подмосковной Щербинке, в наличии «свободных» антисанкционных машин тоже не было, однако несколько таких Тревелов ожидались в ближайшее время. Среди них оказался внедорожник из спецсерии [BLACK]. На сайте Лады РРЦ на «черную» версию Тревела составляет 1 159 900 рублей. Нам же предложили машину стоимостью… 1 088 900 рублей. Почему дешевле? Потому что эта машина не просто в «черном» исполнении, а в версии [BLACK]’22 — то есть тоже антисанкционная. Здесь нет кондиционера (и, соответственно, охлаждаемого вещевого ящика), центрального замка с дистанционным управлением, подогрева передних сидений, подушек безопасности, ABS + EBD, а также охранной сигнализации и иммобилайзера — то есть практически всего того, чего нет и на «Классике» 22-го года. Но есть черные сиденья, черный потолок, черные колесные диски, а также рейлинги на крыше, цвет «металлик» и…зеркальце в противосолнечном козырьке пассажира (последняя опция отсутствует в списке оснащения обычных «Блэков»). Вот только нужны ли эти стилистические акценты на подчеркнуто упрощенной комплектации?
Надо брать? К сожалению, за указанную стоимость эту машину не получить: даже при ее бронировании «в пути» придется согласовать какие-то «допы», и этот вопрос — сугубо индивидуальный, на основании «фейс контроля» собеседования с руководителем отдела продаж.
Вместо резюме мы хотим отметить три момента. Первый — дилерские наценки на антисанкционную версию Тревела на фоне других марок в большинстве своем (но не всегда!) достаточно скромны (в том числе и исходя из отношения к РРЦ). Второй момент — все еще можно найти машины в полноценных комплектациях, выпущенный до введения санкций. Но в этом случае переплата (или стоимость допоборудования, если хотите) будет существенно выше. Наконец, третье: за стоимость нынешней Lada Niva Travel Classic’22 всего полтора года назад можно было купить эту же модель, но в максимально возможной для нее комплектации. Вот такая получается товарная инфляция в отечественном автопроме…