Когда осенью прошлого года пришла пора делать ТО, я, сверившись с рекомендациями производителя, по привычке нарисовал в голове сумму в 10 000–15 000 рублей. Речь шла о базовом обслуживании, в народе именуемом «масло-фильтры». Беглый обзвон официальных дилеров ожидания оправдал — разница в цене между предложениями укладывается в пару тысяч. В случае с нашим прежним Kaptur удавалось дополнительно экономить, используя бюджетную линейку расходников под суббрендом Motrio, однако на Аркану с турбомотором таким способом воспользоваться не вышло: предлагаются только оригинальные детали. Дополнительно чистим задние тормозные барабаны от грязи и меняем засвистевший с приходом холодов ремень генератора. За все услуги платим без малого 23 000 рублей и утешаем себя тем, что прошлое ТО несколькими месяцами ранее обошлось в подобную сумму. Не подорожало — и на том спасибо! И, как вскоре выяснится, о таком «недорогом» техническом обслуживании мы будем только мечтать…
Перед зимой пришлось раскошелиться и на зимние шины — прежний комплект Michelin активно отходил две зимы и сгинул в процессе многократной смены мест дислокации автомобиля. Поэтому нам нужны новые шины, обязательно «липучки», из середнячков или топов, но по приемлемой цене. Подвернулся вариант Nokian Hakka R2 SUV XL в районе 10 000 рублей за шину — весьма демократично для размера 215/60 R17, даже учитывая российское производство. Купили их не раздумывая, попутно оставив комплект «лета» на хранение. Да, теперь у нас есть восемь шин одинакового бренда на каждый из сезонов, но рекламных интересов тут просим не искать — чеки о покупке прилагаем. Спустя год, кстати, этой в целом неплохой, но уже не новой модели шин в продаже не найти, а следующая генерация R3 оценивается в полтора раза дороже. Но и это не предел: на вершине «фрикционок» финского бренда стоит версия R5, цены на которую стартуют от 18 000 рублей за штуку — это 75 000 вместе с шиномонтажом! А ведь некоторые еще и второй комплект дисков покупают…
Итак, машину к зиме подготовили — можно кататься до следующего ТО и бед не знать? До поры до времени все так и было: Аркана в очередной раз посетила Волгоград, обильно колесила по Подмосковью, да и в целом не доставляла хлопот, кроме поющего уже больше года вариатора и периодически зависающей мультимедиа. Кажется, мы сдружились.
Я принимаю эту машину такой, какая она есть, не подвергая доработкам и своевременно обслуживая, а она, в свою очередь, терпит меня, прощая некоторые авантюры (впрочем, не чрезмерные). Зимой с ней особенно хорошо: полный привод, всеядная подвеска, много «теплых опций», включая штатный автозапуск и обогрев лобового стекла. Но в январе на пробеге 141 000 км в тыкву карета таки начала превращаться. Подъезжая к светофору неподалеку от своего дома в Химках, я ощутил вибрацию — мотор недвусмысленно троил. Спустя несколько секунд ловлю «гирлянду» ошибок, а дисплей по центру приборной панели выдал сообщение «риск повреждения двигателя». Риск, конечно, дело благородное, но судьбу не испытываю, а паркуюсь и глушу мотор. Под капотом без видимых дефектов, антифриз в уровне, а вот масло на минимуме, к тому же его следы есть на клапанной крышке в районе одного из датчиков. Завожу повторно — троит, хотя и не глохнет, ошибки прежние: «чек», гаечный ключ, «stop» и «проверьте сист. сниж. токсичности». До ближайшего дилера менее километра, но своим ходом ехать не отваживаюсь, заказываю эвакуатор и отправляюсь на диагностику.
Ожидание вердикта было хоть и недолгим, но нервы потрепало — что, если мотору пришел конец? Наш читатель знает, что современные малообъемные турбомоторы «передуты», задушены токсичностью и вообще Марка надо было брать одноразовые. К счастью, ДВС оказался жив, а «дискотеку» устроил отошедший на тот свет датчик давления топлива, установленный в топливной рампе. У дилера в наличии нет, и поставляется он только в сборе с рампой. Нет и на складах, срок поставки — более месяца. Это означает лишь одно: лезем на Дром в раздел «Запчасти» и ищем деталь с номером 175220286R — благо дилер нам любезно этот артикул предоставил. Цена приятно удивляет — всего 5000 рублей за новую деталь, хотя мне по факту нужен лишь датчик. И как выяснилось уже в магазине, рейка снята с нового мотора, который прибыл… напрямую с московского завода Renault! С подобным мы уже сталкивались, когда покупали запчасти для системы кондиционирования. 300 000 рублей — и новое «сердце» для Арканы (или для Мерседеса A-, С- или CLA/GLA-классов) станет вашим. Правда, без навесного оборудования, а лишь так называемый «столб». И без документов.
Но радоваться результатам ремонта было преждевременно. После замены рампы дилер рапортовал, что свое отжил и топливный насос высокого давления. Его цена для внезапного ремонта не самая приятная — около 23 000 рублей вместе с толкателем, прокладкой и нашей скидкой 15%. Но на фоне того, что детали оказались в наличии на центральном складе, это уже не имеет значения — заказываем! К тому же из-за удобного расположения на клапанной крышке замена оказалась недорогой (относительно дилерских расценок, конечно). Всего этот инцидент отнял у нас почти две недели времени и без малого 42 000 рублей. В эту сумму вошла замена масла — оно прошло к тому моменту 8000 км, и сделать ее мы решили досрочно, чтобы со спокойной душой ездить до очередного техобслуживания.
Следующие три месяца и 8000 километров Arkana преодолела с достоинством и без приключений, едва напомнив о своей уязвимости лишь при сезонном шиномонтаже. В процессе замены одного «Нокиана» на другой обнаружилась вмятина на внутреннем ободе переднего правого колесного диска. Удивительно, насколько мягким оказалось штатное «литье», укутанное в более чем 15-сантиметровый профиль шины! На моем личном автомобиле с «изолентой», которая вдвое тоньше, ничего подобного не случалось в принципе. Впрочем, эксплуатацию кроссовера щадящей не назовешь, поэтому досталось и лицевой стороне дисков, алмазная проточка которых покрыта глубокими царапинами. Их, в отличие от вмятины, устранять дорого и нецелесообразно, посему — прокатываем один диск, надеваем «лето» и отправляемся навстречу новым километрам.
Очередное, десятое ТО настигло нас с Арканой аккурат в разгар майских праздников. Машина была в Москве лишь пару дней проездом с юга России в Минск, поэтому я записался заранее и обозначил фронт работ. Завод-изготовитель, который к тому моменту уже успел закрыться, на пробеге 150 000 километров помимо базовых работ рекомендует менять только свечи. Я подозревал о кончине передних колодок и дисков, а также задних барабанов (колодки в них живут как раз примерно столько). Разбор последних ожидаемо показал большую выработку, но, учитывая их крайне медленный износ, решили все же пока не менять — тем более что замена передних дисков и колодок увеличит стоимость ТО минимум вдвое.
Дилер по классике перед летним сезоном рекомендует мыть радиаторы, и делать это имеет смысл ежегодно, особенно учитывая интенсивную эксплуатацию нашего испытуемого. Разбор «бутерброда» показал незначительное загрязнение сот — кажется, тут все же можно было сэкономить, ведь такую процедуру одновременно с заменой радиатора кондиционера мы делали в прошлом июле, 30 000 км назад. Зато убедились, что основной радиатор герметичен и, похоже, прослужит дольше, чем на Kaptur, где его пришлось поменять при пробеге 160 000 км. На удивление автомобиль удалось забрать в тот же день, а не бегать по Москве в поисках нужных запчастей, к чему мы, кажется, уже стали привыкать.
На следующий же день после обслуживания Arkana взяла курс на Минск — одно из немногих оставшихся туристических «окон». Пара тысяч трассовых километров, поездка в Гродно и в местные замки не выявили каких-либо проблем и даже не требовали бы написания этих строк, если бы не сигнальная лампа, отобразившаяся почти сразу после пересечения границы с Белоруссией. Это все тот же гаечный ключ (почему-то изображен в виде разводного) в паре с красной лампой ESP и сообщением «Проверьте сист. стабилизации». Перезапуск машины и скидывание клеммы проблему не решили, однако и изменений в поведении машины, в том числе при торможении, замечено не было, посему путешествие решили продолжить. Ошибку удалили уже по возвращении в Москву, и больше она никак себя не проявляла.
Наступил июнь, а значит, вместе с трехлетием с момента покупки пришло время в очередной, уже четвертый раз страховать машину по ОСАГО и каско. И это тот редкий случай, когда сотрудники страховой компании не достают тебя назойливыми звонками, а высылают на почту конкретное предложение по продлению обоих полисов. В нашем случае цены такие: ОСАГО — 10 380 рублей, без ограничений по водителям, что на 1400 рублей дешевле, чем в прошлом году (да, мы тоже удивились), каско — 61 230 рублей, что больше не только прошлогодней цены аж на 13 500, но даже цены на момент покупки автомобиля новым! Тогда мы заплатили за спокойствие «лишь» 59 193 рубля. Деваться некуда: плачу́, пла́чу и прощаюсь с Арканой примерно на месяц, передав ее коллегам для командировок.
За это время машина посещает Санкт-Петербург и Краснодар, смущая неким чирикающим скрипом под капотом. Каюсь, он появился еще зимой, но был незначительным, а периодически и вовсе пропадал. «Наверное, какой-то ролик, при случае надо глянуть», — безрассудно заключал я. А ведь это была помпа, которую к замене нам приговорили аж 40 000 километров назад! Когда скрип стал громче и начал привлекать внимание даже прохожих, стало ясно — тянуть с заменой уже нельзя. Снова запахло деньгами, покидающими наш банковский счет.
Итак, мы в буквальном смысле со скрипом дотянули до очередного ТО в надежде, что кроме помпы дополнительных расходов там не светит. Как бы не так! Дилер констатирует люфт рулевых наконечников, меняем из наличия. Автоматически «попадаем» и на регулировку углов установки колес (именно так правильно называется привычный нам «сход-развал») — кажется, уже в пятый раз за три года. То, что углы у Арканы убегают чаще, чем хотелось, мы уже упоминали. А что же помпа? «Извините, в наличии нет, заказывать негде, если привезете деталь — поставим». Это стало уже классикой общения с дилером. Мы люди не гордые, найдем, конечно. Но что делать тем, у кого машина еще на гарантии? В сегодняшних реалиях идея покупки нового автомобиля, чтобы «не париться», потеряла смысл. Во-первых, новый, ввезенный официально, еще надо найти. Во-вторых, смириться с ценой более трех миллионов за машину в не самой богатой комплектации. И наконец, искать на нее детали самостоятельно даже в гарантийный срок. Испытание для сильных духом и кошельком!
Но мы отвлеклись — где помпа? Поиск новой оригинальной детали стал настоящей проблемой. Ее нет нигде! Каталог по заменителям выдает соответствие какому-то дизельному коммерческому Мерседесу. Решаем не рисковать и продолжаем поиски оригинала, пока в итоге не находим нужную деталь, ввезенную профильным московским сервисом с незамысловатым названием Renault Remont. Сама запчасть обходится в немалые 24 000 рублей, замена — еще в 5000, плюс антифриз и ремень привода навесных агрегатов (старый срезается при замене помпы). Его, кстати, пришлось купить у дилера — в сервисе в наличии не оказалось. Также в процессе замены выяснилось, что шкив коленчатого вала, который нам приговорили еще год назад, сам себя не починил, имеет нездоровый люфт, и его тоже нужно менять. Но, как вы уже догадались, в наличии нет! Машина нам нужна в очередную поездку, поэтому обещаем себе разобраться с этим вопросом сразу, как представится возможность. Промежуточный итог недельного визита в два сервиса — 74 500 рублей. Безумие!
Собственно, шкив не стал дожидаться, пока мы вновь про него вспомним, и таки вышел из строя спустя 5000 километров после замены помпы. Удивительное дело: признаки скорой замены он (как и помпа) начал подавать, когда на одометре не было еще и 120 000, после чего проехал еще 50 000! У нас же ресурсный тест — меняем, только когда сломается 🙂 Как мы поняли, что шкиву конец? Очередным утром завел машину и почуял запах жженой резины из-под капота. Съело приводной ремень. Ехать нельзя: он крутит не только генератор с кондиционером, но и собственно помпу, и может порваться в любой момент. Телефон эвакуатора я, кажется, знаю уже наизусть, как и он — мой адрес. Интриги добавило полное отсутствие охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Но почему? Неужели потекла новая помпа? С этим вновь предстояло разбираться химкинскому дилеру «Автомир», который к тому моменту сменил вывеску Renault на более соответствующую реалиям Geely. Но сервис по-прежнему работает и запчастей там по-прежнему нет. Нужен нам, кстати, не только шкив, а еще и патрубок теплообменника, из которого сочился антифриз. Еду на разборку в Реутов, покупаю почти новую деталь за 5000 рублей, везу дилеру. Вопрос решен? Как бы не так — у нас течет еще и термостат! Хорошо хоть помпа живая.
Шкив коленвала отыскал на очередной разборке. Он новый, с хитрым демпфером и весит по ощущениям под килограмм. Но главное, шок-цена — 25 000 рублей! И плюс десять процентов, если оплата производится по безналу. В другое место еду за почти новым термостатом (16 000 руб.) и в третье — за прокладкой термостата (еще 2000). Бесконечный шоппинг-квест «собери из Арканы снова машину и угадай, на сколько ее хватит». В последнем месте, где по забавному совпадению раньше располагался дилер Renault, мне сказали что шкив и система охлаждения — слабое звено моторов H5H. «Мы для каршеринговых Мерседесов эти детали чуть ли не оптом возим», — поделился продавец. И добавляет: «Обычно они сдаются после 70 000 пробега, вам крупно повезло проехать так много». Не уверен, что трату 83 500 рублей можно назвать везением, но это наш добровольный эксперимент, и пусть он будет для вас полезен.
После ремонта системы охлаждения я отправился в отпуск и решил дать отдых Аркане, оставив ее на три недели во дворе. И вы ошибетесь, если решите, что он пошел ей на пользу. По возвращении она не завелась — села АКБ. «Прикурили», поездили, на следующий день та же история. Спустя пару дней и вовсе заглохла сразу после снятия спасительных «крокодилов» — аккумулятору точно пришел конец, спустя 40 месяцев службы и 170 000 пробега. Примерно столько же служили батареи на Rio и Kaptur. Замена элементарна, но тут до кучи высыпались ошибки, для устранения которых пришлось ехать опять к дилеру. Вновь на эвакуаторе. После их удаления и калибровки положения руля мы забираем машину, выдыхаем и подводим промежуточный финансовый итог.
С момента последней публикации прошло 14 месяцев, за которые мы потратили на ремонт и обслуживание этой машины чуть более чем 340 000 (да, триста сорок тысяч!) рублей. Еще 55 500 на шины, шиномонтаж и хранение, и еще 72 500 — на страховки. Итого почти 470 000 рублей, и это без учета топлива! Надо менять задние тормоза, мы ни разу не лазили в подвеску, а вариатор продолжает подвывать. Доколе мы будем терпеть Аркану, а она нас? Сегодня владение этим автомобилем сродни езде на BMW года эдак девяностого: ты знаешь наизусть адреса и телефоны всех разборок, официальные сервисы — дорого и бесполезно, а вложить треть стоимости машины в ее ремонт без заметных улучшений не является чем-то сверхъестественным.
Кстати, что со стоимостью? За машину в июне 2019-го мы заплатили смешные по нынешним меркам 1 458 000 рублей. Сейчас «трехлетки» с таким мотором стоят примерно столько же! Впрочем, наш экземпляр ввиду большего пробега все-таки подешевел, но точную цену определять рано — планов по продаже этой машины у нас пока нет. Ведь таких больше не выпускают!