Шутки шутками, но автомобиль на самом деле вызывает интерес. Правда, у москвичей этот интерес пока не спешит перерастать в желание купить такой же себе. Да и любопытствуют в основном люди в возрасте, еще помнящие настоящие «Москвичи» — 2141, 2140, а то и 412-й. Или работники из сферы автопродаж/автоуслуг, к которым эти машины рано или поздно приедут на обслуживание или ремонт. Хотя у шиномонтажа к машине подошел любопытный владелец 150-го Прадо в последнем рестайлинге, а позже, глядя на «Москвич», чуть не сломал себе шею пассажир 200-го Крузера с якутскими номерами. Да что они нашли в этом сером кроссовере на несуразно маленьких (даром что 17-дюймовых) колесиках?
А вот в дилерских центрах «Москвича» такого ажиотажа мы пока не заметили.
— Что-то у вас народу совсем нет. Не берут «Москвичи»?
— Ну почему, покупают потихоньку. Но чаще посмотрят и говорят: «Так это же “китаец”, мы лучше пойдем Чери возьмем»…
Впрочем, вялый старт продаж «Москвича» — не только потому, что, по сути, это на самом деле «китаец», к тому же не особо раскрученного бренда JAC. Еще в начале года, делая обзор предлагающихся в Москве электромобилей, мы заглядывали и к дилерам «Москвича». Потом был другой обзор дилерских центров Москвы, в рамках которого мы также заходили в шоурумы нового-старого отечественного бренда. Но и тогда, и позже, уже в середине февраля, дилерские центры «Москвича» оставались безликими. Хорошо если у входа поставили демонстрационные машины.
Но даже те не всегда присутствовали. Видите здесь дилерские центры «Москвича»? А они есть…
И как потенциальные клиенты должны узнавать, что именно здесь можно не только посмотреть, но и купить автомобиль возрожденного отечественного бренда?
Только в начале марта шоурумы наконец-то стали получать фирменный брендинг и тестовые машины.
Однако нам пройти тест-драйв никто не предложил. В лучшем случае интересовались, знаем ли мы что-то про эту модель. Чаще же просто позволяли самостоятельно осматривать машины, стоящие в шоуруме. Причем иногда сотрудников автосалона лучше не слушать: в одном из столичных дилерских центров «Москвича» девушка-смотритель в шоуруме на голубом глазу утверждала, что «Москвич 3» — полностью отечественная разработка. Да, именно так: не просто собранная (точнее, дособранная) у нас, а и сконструированная! И даже маркировки JAC под капотом не смогли убедить ее в обратном: «Это китайцы собирают наши машины»…
В общем, прицениваться к новинке «отечественного» автопрома мы начали буквально с момента старта продаж. Но окончательное решение о покупке приняли в начале весны. Отмашка на покупку пришла в понедельник, 13 марта. А уже в четверг мы выехали на нашем «китайце»… то есть «Москвиче», на улицы Москвы. Через три дня после первого визита к дилеру в качестве реальных покупателей. Могли бы и раньше, если бы пришли к нему с «котлетой» денег. А так потребовалось делать банковский перевод. Но и без этого дилер готов был выдать машину уже в среду вечером…
Впрочем, хорошо, что не в среду: в день выдачи, пока мы подписывали все необходимые документы, еще не полученный нами «Москвич» попал под свою первую сервисную кампанию! 😊
Нет, ничего серьезного: просто обновление электронного софта из-за выявленной некорректности русификации. Выдача задержалась на полчаса. Вот только исправлять все еще есть что. Например, вот тут:
Или в глубинах меню мультимедийной системы, где некоторые пункты названы не совсем общепринятыми терминами и формулировками.
Впрочем, к программным вопросам мы вернемся чуть ниже, а пока закроем все аспекты выбора и приобретения. И самый главный вопрос — во сколько же обошелся нам новый «Москвич»?
Для начала вспоминаем рекомендованные розничные цены (РРЦ), которые для бензиновой модификации составляют от 1 970 000 рублей за версию с МКП, и от 2 035 000 — за машину с вариатором. Комплектация одна — «Стандарт». Зато цветов кузова пять на выбор: белый, серый, черный, красный и голубой — выбирай себе любой 😊
Изначально подумывали о белом — как наиболее универсальном варианте. Но сравнение «живых» машин разных цветов предопределило выбор в пользу яркого и симпатичного оттенка «влажный асфальт», который, согласно данным всезнающей статистики, самый популярный и самый любимый цвет среди автомобилистов. Причем не только в России.
Сделав трудный выбор цвета, запросили у нескольких дилеров коммерческие предложения на нужную нам машину. И вот тут начинается самое интересное: арифметика скидок и переплат за «допы».
Еще зимой мы обратили внимание, что «Москвичи» продают без наценок. А при желании — и без набивших оскомину еще полтора года назад «допов»! Однако «Москвичу» это не сильно помогает, так как этой зимой дилеры других китайских брендов также перестали навязывать покупателям допоборудование. Нет, они его, конечно, предлагают, а на машины в шоуруме даже ставят по своему разумению. Но с началом продаж «Москвича» хоть Haval Jolion, хоть Chery Tiggo 4, хоть Geely Coolray, хоть Changan CS35 Plus можно было приобрести и за РРЦ. По крайней мере в Москве.
В нашем случае самое дорогое из озвученных нам коммерческих предложений выходило в 2 136 350 рублей с учетом некоторых «допов» (зимние шины и коврики в салон) и страховки (ОСАГО + каско). Был вариант вообще без «допов» — ровно за два миллиона. Однако мы выбрали третье предложение: те же 2 000 000, но с «допами» в виде дополнительной шумоизоляции днища (изначально была озвучена как антикоррозионная обработка), тонировки задней полусферы, металлической защиты двигателя (которая практически не влияет на дорожный просвет), сетки в бампер, комплекта ковров в салон и багажник, а также комплекта «брызговиков».
Страховка подняла стоимость машины до 2 123 199 рублей, а приобретенный самостоятельно комплект зимних шин — до 2 156 419. Да, это суммарно дороже, чем первое предложение. Однако не забываем, что вместе с машиной мы фактически бесплатно получили несколько очень полезных аксессуаров (кто ремонтировал пробитый поддон двигателя или пострадавший от камней радиатор — поймет 😊), а шины выбрали исходя из собственных предпочтений, а не дилерского предложения.
Так что нет, мы не считаем, что переплатили или выбрали не самый выгодный вариант. За вычетом страховки, шин, ковриков, сетки, защиты, «брызговиков», антикора/антишума и тонировки — то есть учитывая только автомобиль и ничего более — наш вариант получается самым недорогим. Другой вопрос: а стоит ли вообще «Москвич» запрашиваемой за него цены?
Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего надо посмотреть, сколько сегодня стоят конкуренты. Так, упомянутые выше Jolion, Tiggo 4, Coolray и CS35 Plus в схожих модификациях (передний привод, автоматическая коробка, двигатель объемом плюс-минус 1,5 литра) оцениваются от 1 999 000, 2 139 900, 1 879 990 и 2 099 900 рублей соответственно. Причем Чери и Чанган за эту сумму представлены в еще дорестайлинговых версиях и с более слабыми (113 и 128 л.с.) «атмосферниками». При этом самый доступный здесь — Coolray с турбомотором и преселективным «роботом». И он отнюдь не в «барабанной» комплектации (даром что это «база»): в нем хоть и нет удобств для задних пассажиров (откидного центрального подлокотника и дефлекторов вентиляции), однако есть подогревы передних кресел, наружных зеркал и лобового стекла — то есть присутствует некий «паритет» с «Москвичом», где, наоборот, нет подогревов, но есть обдув и подлокотник сзади.
Да, народу пока сложно принимать компактный китайский кроссовер по таким ценам — ведь всего два года назад в такую сумму обходился топовый Skoda Karoq. Впрочем, сравнение «Москвича» с конкурентами заслуживает отдельного материала (и мы к этому постараемся вернуться). Я же хочу рассказать о своих… нет, даже не впечатлениях, а скорее вопросах к машине, связанных с ее конструкционными особенностями. Каких? В первую очередь вопросы у меня вызывает мультимедийная система. Про нюансы русификации я уже упоминал. Теперь же пройдусь по проработке меню и работе системы в целом.
Во-первых, мне долго не удавалось подключить свой смартфон через Android Auto: испробовал несколько кабелей, но все безрезультатно. Получилось только с оригинальным кабелем Samsung. Однако вывести навигатор на экран «Москвича» не вышло: система потребовала… подписки на некий сервис неназываемой нами IT-компании. Да и ладно: в дороге так даже лучше. Почему? А все просто: подключенный смартфон не будет занимать единственный спереди USB-разъем, который можно использовать для более продуктивного подключения флешки с музыкой или аудиокнигами.
Кстати, чтение файлов с флешки в «Москвиче» тоже сбоит. И ладно бы те были некорректно записаны — система отказалась их читать спустя некоторое время, при начале очередной поездки. Проверил флешку на компьютере — все нормально. Подключаю к машине — музыки по-прежнему нет, но появились картинки-обложки записанных музыкальных альбомов…
Но больше всего раздражает отсутствие на большинстве вкладок иконки «назад» — после завершения настройки всякий раз приходится уходить в главное меню. Как так: заставку с анимированным логотипом «Москвича» сделали, а такую простую мелочь упустили?
Ну а вишенкой на торте считаю вот такой двойной баг, случайно попавший в одно видео: вначале система посчитала слишком слабым радиосигнал выбранной радиостанции (причем та была зафиксирована в списках избранного!) и самостоятельно переключилась на другую волну. И тут же на экране выскочила анимация работы климатической системы, которая таким вот образом информирует обо всех изменениях своей работы (увеличение/уменьшение скорости обдува или переключение потоков воздуха). И вручную, быстро, это всплывающее окно не убрать — надо ждать, пока оно уйдет само…
Ладно, электронные недоработки несложно исправить выпуском новой прошивки. Но что делать с некоторыми конструктивными особенностями машины? К примеру, пассажир не может даже дважды дернув за рычажок отпирания открыть свою дверь, если машина не стоит в «паркинге» (при кратковременной остановке): надо вручную переключать «флажок» блокировки или просить водителя разблокировать центральный замок. Хотя, наверное, даже это можно исправить прошивкой.
А вот узкий проем задних дверей программно не исправить. И все бы ничего, если бы не толстая дверная карта: когда дверь нельзя открыть максимально широко (например, в тесном паркинге), то эта самая карта будет мешать ногам пассажиров при выходе. Это тем досаднее, что сзади сидеть вполне удобно и есть приятные мелочи вроде дефлекторов обдува, подлокотника с подстаканниками, карманов для вещей и USB-разъемов.
Багажник также неоднозначен. С одной стороны, в него свободно помещается комплект собственных колес (складывать спинки заднего дивана не требуется — достаточно только убрать шторку), а его отделка — из приятного ворсистого материала. С другой — из удобств есть только плафон подсветки и вышеупомянутая шторка. Дополнительных отсеков, полочек или крючков, не говоря уже о 12-вольтовой розетке и тем более электроприводе, тут нет.
К слову, всего в «Москвиче» три USB-разъема (один спереди и два для пассажиров сзади) и одна розетка на 12V. Это именно розетка, не прикуриватель. Она работает, однако сидит неплотно и очень плохо коннектится со штекером докупленного в составе дорожного набора шинного компрессора.
Вообще, поначалу «Москвич» вызывает достаточно позитивные впечатления. Лично я в первые дни отвечал всем любопытствующим, что машина, на мой взгляд, не хуже Креты. Но после первых двух сотен километров стал сомневаться — точно не хуже? Все дело в слишком высокой шумности «Москвича». Или Джака? Шумят шины (в нашем случае — шипованные Nokian Nordman 7), шумит вариатор, а иногда к этому добавляется слабая вибрация от работы двигателя на холостом ходу и шум от компрессора кондиционера… Да, по отдельности эти шумы слабы, но вместе становятся слишком серьезной акустической нагрузкой на уши и нервы. Особенно при движении по скоростным дорогам.
Зато машину нельзя назвать тряской — даже достаточно крупные колдобины подвеска глотает лучше ожидаемого.
В общем, у меня нет однозначного ответа на вопрос, купил бы я такой автомобиль себе? Если брать — то как минимум с учетом мнения моей второй половинки.
В целом машина скорее понравилась: мне она показалась очень отзывчивой и послушной. Располагают к себе резвость при разгоне за городом и мягкость хода на разбитых дорожках стародачного подмосковного поселка. К сожалению, есть и два существенных для меня недостатка. Первый — шумность: на городских скоростях еще терпимо, однако за городом гул при движении стоит такой, что иногда не разобрать, что говорит пассажир справа. Второй недостаток — слишком сильно выступающий вперед подголовник водительского кресла: долго сидеть в такой позе не могу. Поэтому я считаю «Москвич» исключительно городским автомобилем: для поездок с невысокими скоростями и относительно недалеко.
В целом я согласен со своей половинкой: «Москвич 3» даже в бензиновой ипостаси автомобиль городской, не для длинных поездок. Именно в городе его минусы становятся менее заметными (или вообще несущественными), а плюсы проявляются полнее. Но если все же вдруг потребуется поехать на «Москвиче» куда подальше? Что ж, достаточно скоро мы проверим его в по-настоящему дальней дороге!
P. S. Кстати, наш «Москвич» мы купили там же, где покупают… Аурусы! Если «случайно» открыть не ту дверь, можно увидеть машину, как у Майкла… точнее, как у президента. Ну, или как у главы Минпромторга. Красивое…