Внедорожник сегодня — вымирающий вид автомобиля. Большинство моделей либо переходят в новомодный класс паркетников, либо обрастают жирком опций и становятся не средствами покорения направлений, а показателем статуса владельца. Тем удивительнее, что у нас все еще остается возможность приобрести более-менее приличный «джип» за относительно умеренную стоимость. И именно такие автомобили мы собрали в нашем очередном сравнительном тесте.
Самой свежей новинкой в этом сегменте является обновленный в конце прошлого года UAZ Patriot (да-да, именно так, непатриотично — латиницей — до сих пор официально именуется эта модель). От него и «плясали», подбирая конкурентов. Китайский Great Wall Hover H3 New выбрали как наиболее доступный (и при этом более или менее зарекомендовавший себя в наших условиях) импортный аналог. «Совместный» Chevrolet Niva (хотя чего там совместного-то? — американцы, по сути, только подтянули качество сборки да повесили свою эмблему на разработку АвтоВАЗа) — в принципе, один из самых доступных внедорожников на нашем рынке. И пусть ставший безработным Кларксон язвит над горожанами за рулем таких машин — мы-то знаем, в чем сила «джипов», не правда ли?
Рестайлинг Патриота сродни косметической операции для комбайнера: сделать-то можно, но зачем? Автомобиль получил новую светотехнику с модными «наплывами» на боковины кузова. Попутно поменялась решетка радиатора и бамперы, а также защитный пластиковый чехол запасного колеса. Многим, впрочем, такие перемены понравились: Patriot стал чуть современнее, моднее и, главное, лишился наконец чудовищных зазоров между кузовными панелями и бамперами. При этом внедорожник потерял площадку на переднем бампере (стоя на ней, легче дотягиваться в глубину подкапотного пространства, куда, к сожалению, владельцам русских машин по-прежнему приходится лазить чаще желаемого) и возможность простой замены штатных бамперов на специальные «силовые». Обновились также штатные подножки, а боковые стекла в районе багажника стали вклеенными. Вот, по большому счету, и все внешние изменения.
Ладные пропорции кузова Great Wall Hover — наследие прообраза (Isuzu Axiom), а вот обновленный, с огромной хромированной решеткой радиатора (особенно заметной на фоне темного кузова) дизайн — заслуга китайцев. Новый стиль, кстати, ставит крест на силовом обвесе передней части обновленного Ховера: силовой бампер потребует срезать половину радиаторной решетки. Штатный же слишком сильно для внедорожника свисает, рискуя быть поврежденным на крутых перегибах или крупных препятствиях. Зато с зазорами кузова и подгонкой декоративных элементов тут получше, чем на обоих отечественных внедорожниках. И в целом в городе Ховер выглядит наиболее органично.
Маленькая Нива рядом с простоватым, несмотря на рестайлинг, Патриотом и «пафосным» Ховером выглядит наиболее задорно и весело: рестайлинг 2009 года от знаменитого ателье Bertone вкупе с внедорожными аксессуарами версии LE (шноркель, защитные накладки на бамперах и бортах из некрашеного пластика и черные колесные диски) визуально именно этот автомобиль «делают» наиболее «внедорожным» и наверняка добавляют несколько плюсов к карме владельца. Хотя силовой тюнинг кузова и здесь требует «хирургических» работ. Подгонка кузовных деталей и обвеса чуть лучше, чем у «китайца» и явно лучше, чем у Патриота.
Интерьеры наших подопытных различаются не менее кардинально. По сути они — принципиально разные.
В обновленном Патриоте видимых перемен практически нет. Владельцы дорестайлинговых машин сразу увидят новую комбинацию приборов, обновленные материалы отделки и мультимедийную систему с семидюймовым сенсорным экраном на ОС Android. Соответственно, никуда не делись и основные недостатки: большой по современным меркам и нерегулируемый по вылету руль (во время теста мне постоянно хотелось отодвинуть его чуть дальше), неудобство регулировки наклона спинок передних сидений, тугие замки дверей, а также грубая подгонка и низкое качество изготовления некоторых деталей интерьера. Хотя, безусловно, в сравнении с утилитарным Хантером эргономика Патриота — просто прорыв. Не говоря уже о комфорте. Впрочем, об этом чуть позже.
О всех достоинствах и недостатках интерьера обновленного Ховера мы в целом уже рассказывали в блоге редакционного внедорожника. Однако турбированный вариант получил несколько отличий. Во-первых — кожаная отделка кресел добавила некоторые специфические ощущения «дешевой роскоши»: вроде и солидно, но кожа реально недорогая. Во-вторых, на приборной панели вместо простенького информационного окошечка с одометром и часами появился более солидный дисплейчик бортового компьютера. В-третьих, стало больше клавиш на руле: в списке оснащения теперь есть круиз-контроль. Но штатной навигации в системе все так же нет (хотя клавиша для ее «активации» присутствует — китайцы такие китайцы).
После Ховера садиться за руль Нивы — все равно что путешествовать на машине времени. Back in USSR! Вернее, не в СССР даже, а в то, что от него осталось в самом начале 90-х. Округлые формы передней панели в модном лет двадцать назад стиле биодизайна, чудовищные зазоры в сопряжениях салонного пластика, широкое и кажущееся почти вертикальным лобовое стекло, отсутствие не то что мультимедийной системы — даже простенького бортового компьютера… Зато здесь есть старый добрый рычаг управления полноприводной трансмиссией, а не новомодные «шайба» и кнопки, как в Патриоте и Ховере — единственное, что в интерьере Нивы напоминает о классовой принадлежности.
В чем особенно сильно проявляются различия у наших внедорожников — так это в посадке за рулем. Патриот, будучи самым высоким в троице, и посадку предлагает соответствующую. Во всех смыслах. Только в нем можно подмигнуть дальнобойщику и свысока посмотреть на пассажиров Ленд Круизера. Оборотная сторона высоты — неудобство работы педалями (особенно сцеплением) для водителей роста среднего и ниже: бедра упираются в передний край подушки, а дальше приходится работать ступней. Последнее, учитывая усилия на педалях Патриота, не самое приятное занятие. Ховер, напротив, воспринимается обычной легковушкой с соответствующей низкой посадкой за большим рулем. Непривычно только ощущать при этом довольно высокое положение над дорогой. Ну а Нива где-то посередине. На почти золотой середине — будь у нее ближе к водителю рычаг КП и чуть меньше усилия на органах управления, ее эргономику можно было бы признать близкой к идеалу даже несмотря на нерегулирующийся по вылету руль и самые простенькие кресла без регулировки по высоте.
У задних пассажиров свои нюансы и особенности посадки. Здесь преимущества получают те, кто сядет в Патриот. Места достаточно и по высоте, и по ширине, и для ног. Есть отдельная печка и карманы в спинках передних сидений и дверях. Не хватает только подлокотника в центре, который есть у Ховера. Вместе с ним задние пассажиры «китайца» получают еще и два подстаканника. В целом — тоже хорошо. Неудобно только попадать внутрь: пол высокий, а подножки отсутствуют. В Ниве такой проблемы нет. Однако и никаких удобств для пассажиров тоже нет. Какие там кармашки-подлокотники, если отсутствуют даже подголовники, а вместо электростеклоподъемников — вращающиеся рукоятки-«мясорубки».
Багажники у наших внедорожников прямо отражают внешние габариты. Самый вместительный — у Патриота. Он же самый примитивный по обустройству: для крепления груза нашлось всего две петли, да и те на полу (да еще и под ковриком). Карманов или подпольных отсеков нет в принципе: запаска висит снаружи, а инструмент закреплен под откидной подушкой заднего дивана. Багажник «китайца» тоже прост, но здесь есть крючки для сумок-пакетов и даже 12-вольтовая розетка! Однако сильнее всего удивила Нива, в которой штатный инструмент (домкрат/баллонник) упакован в неприглядный чехол и прикреплен ремешком прямо на полу в углу. Зато на тыльной стороне багажной двери присутствует штатная… лопата! Точнее лопатка, являющаяся частью «внедорожной» комплектации LE.
Проверить внедорожные качества мы решили в подмосковных полях и перелесках. Но до них еще надо доехать. Как ведут себя наиболее доступные внедорожники на асфальте?
Патриот — русский мужик. Он не привык к хорошим дорогам, ему на них неловко и даже немного страшно. Уже к 60 км/ч Патрик начинает заметно «гулять» по своей полосе, пугая легковушки в соседних рядах. Безопасно настроить радио или навигатор можно только стоя перед светофором. При этом от работающего на холостых двигателя по всему кузову проходит такой бриз вибраций, что мы с коллегами независимо друг от друга задавались вопросом: «здесь точно бензиновый мотор?». Бензиновый, точно. Как и на двух других машинах.
Зато у Патриота самый доброжелательный к водителю тандем педалей сцепления и газа: уверенно тронуться с места, без рывков и риска заглушить мотор, получалось даже у девушки (!) с автошкольным опытом вождения на МКП. Первая передача короткая, поэтому поначалу Патриот кажется медлительным. Зато такая характеристика помогает стартовать с выездом из ряда припаркованных машин: есть время для вращения «длинного» и тугого руля. Далее надо потратить еще одно лишнее мгновение при переключении на вторую: если не задержать рычаг в нейтрали (или не сделать двойной выжим сцепления), коробка отзовется грубым лязгом металла — словно нет здесь синхронизаторов. Зато потом Патрик становится неожиданно резвым и начинает тягаться в разгоне с Логанами и Солярисами, иногда даже «уделывая» их! Правда, длится это недолго: переключение на третью вновь требует задержки рычага в нейтрали, а на высших передачах мощности двигателя становится недостаточно для продолжения разгона с прежней динамикой.
Ховер с турбомотором по сравнению со своей атмосферной версией — просто «гонка». Если бы не одно «но» — затыки при активном разгоне. Помнится, и атмосферный вариант при резком старте и переключениях на мгновение терял тягу. Здесь же этот эффект усиливается провалом в «турбояму». Автомобиль делает рывок вперед на первой, переключение на вторую и… на секунду-полторы мотор словно «умирает». Потом еще одну-две секунды раскручивает турбину, после чего, наконец, делает второй рывок вперед. Третья передача — и опять провал. В результате разгон до 100 км/ч так и не вышел за 15-секундный лимит. Обидно: ведь по ощущениям турбомотор способен разогнать Ховер до «сотни» секунд за 10-11. Впрочем, быстро на «китайце» лучше не ездить: в поворотах рамный внедорожник заметно кренится (даже сильнее более высокого Патриота), а при торможении останавливается немного дальше ожидаемого, чем поначалу здорово пугает. Ничего удивительного: ведь подвеска и тормоза на турбоверсии остались прежними.
Нива — вот кто нас удивил! Разгоняется так себе (с трудом удалось «выехать» из 17,5 секунды), шумит, вибрирует… Зато полный контакт и взаимопонимание с машиной! Никаких искусственных ощущений на руле, «пустых» педалей и «отвязанности» от дороги. Все так, как было раньше, до изобретения активной подвески, электроусилителей руля и систем стабилизации: ты управляешь автомобилем, а не намекаешь ему, куда хочешь поехать. При этом совсем не обязательно лавировать между колдобинами или притормаживать перед «лежачими полицейскими» — подвеска Нивы прекрасно справляется со всеми сюрпризами российских дорог. Конструкторам остается доработать сущие мелочи: снизить усилия на педалях и рычаге КП, улучшить четкость включения передач, немного добавить остроты в рулевое управление и как следует улучшить шумоизоляцию салона. К сожалению, на нынешнем поколении Нивы это невозможно в принципе, а нового поколения модели, скорее всего, уже не будет.
Может, вне дорог Патриот покажет класс? В какой-то степени эти ожидания оправдываются: по разбитому проселку и грунтовке Патрик прет с уверенностью танка. Его таскает в колее, в подвеске что-то постукивает, лобовое стекло ловит брызги из-под колес, а тряска в салоне мешает пассажирам разливать чай из термоса (к тому же им не за что держаться — поручней нет в принципе). Зато ни одного пробоя в подвеске! А уверенности передвижения по грязи и снегу даже дорожные по рисунку протектора шины не мешали. Там, где Ховер и Нива рисковали забуксовать и встать в ожидании трактора, Патриот, благодаря своим наилучшим в троице геометрическим параметрам, двигался с наглой уверенностью.
Гонять «китайца» по грязи, так же как и отечественного «проходимца», психологически сложнее: мало того что у Ховера визуально самая низкая посадка над дорогой, так еще и подсознательно от этого автомобиля ожидается подвох. Однако за все время наших покатушек Ховер не дал повода усомниться в своих качествах и способностях. Постепенно мы перестали скромничать и оказалось, что по разбитой грунтовке Ховер едет не менее уверенно, чем Патриот. В нем меньше трясет, и только энергоемкость подвески хотелось бы увеличить: мягкие торсионы спереди и такие же пружины сзади слабее держат жесткие удары и допускают слишком сильную раскачку кузова — так немудрено и низко (для внедорожника) свисающий передний бампер оторвать.
Высокая посадка и короткие свесы Нивы не дают повода усомниться в ее внедорожных возможностях. Однако так понравившаяся нам на асфальте подвеска на грязных ухабах оказалась жестковатой и слишком шумной: на нашей машине на особо крупных колдобинах из-под днища регулярно доносился металлический лязг. Кроме того, Ниве очень сильно не хватает тяги двигателя на малых и даже средних оборотах: для уверенного движения в глубокой грязи или снегу мотор приходится сильно «раскручивать». В трансмиссии есть понижающий ряд, но эффект от него недостаточный — тяги все равно маловато. Зато не надо заблаговременно подключать передний мост: привод всегда полный.
Вдоволь нарезвившись в грязи и снегу, мы принялись проверять возможности трансмиссий при диагональном вывешивании. И тут нас ждал сюрприз на грани шока: едва только мы загнали Патриот на пригорок, имитирующий диагональное вывешивание, как наш «джип» беспомощно забуксовал вывешенными по диагонали колесами. И Нива, и Ховер в этой ситуации также одинаково беспомощно вращали разгруженными колесами. Получается, что перед кроссоверами у всех трех внедорожников преимущества только в больших ходах подвесок и лучших геометрических параметрах.
Больше всего плюсов по сумме впечатлений набрал Ховер. Он хоть и не лишен мелких недостатков, в целом неплох: в здоровой степени консервативен, достаточно симпатичен внешне, комфортен внутри — даже не верится, что это «китаец». Однако с точки зрения водителя интереснее ездить на Ниве: она натуральнее, живее и честнее. Что касается Патриота, то лично я так и не смог до конца понять его «душу»: он не стал городским жителем, но и в деревне франтоватый Патрик уже не сойдет за «своего парня». Его пытаются сделать современнее, оснащают новыми опциями, но по-прежнему сохраняют два раздельных топливных бака и рессоры сзади. Тем не менее есть в этом автомобиле своя харизма, за которую его любят даже «черненьким».
УАЗ Патриот
Основных комплектаций у обновленного Патриота три: базовая «Классик» (в которой есть светодиодные ходовые огни, электростеклоподъемники и боковые зеркала с подогревом и электроприводом) за 699 000 руб. (указанная на официальном сайте минимальная стоимость от 559 000 руб. действительна только при покупке автомобиля в кредит по программе утилизации), «средняя» комплектация «Комфорт» (дополнительно появляются ABS+EBD, кондиционер, электроподогрев передних кресел и легкосплавные 16-дюймовые диски) за 769 990 руб., и топовая «Лимитед» (мультимедийная система с навигацией и камерой заднего вида, зимний пакет и 18-дюймовые колеса) за 829 990 руб. Основной двигатель — 2,7-литровая бензиновая «четверка» мощностью 128 л.с. Однако в исполнении «Лимитед» также предлагается 2,2-литровый дизель мощностью 113 л.с. (с ним стоимость автомобиля без учета скидок и дополнительных опций составит 899 990 руб.). А с марта этого года доступны еще три спецверсии: «Анлимитед» (отличается специальной отделкой кузова и салона) за 859 990 руб., «Трофи» (также спецотделка, плюс защита днища и двигателя) за 799 990 руб. и «Экспедишн» (оснащена мультимедийной системой с навигатором, экспедиционным багажником на крыше и радиостанцией) за 829 990 руб. Все Патриоты оснащаются пятиступенчатой КП и полноприводной трансмиссией с подключаемым передним мостом и раздаточной коробкой Dymos.
Great Wall Hover H3 New
Основных комплектаций для обновленного Ховера предусмотрено две. Начальная Luxe (фронтальные подушки безопасности, ABS, цвет «металлик», легкосплавные 17-дюймовые диски, велюровые сиденья, климат-контроль, подогрев передних кресел, мультимедиасистема с сенсорным дисплеем, противотуманные фары, рейлинги на крыше и др.) стоит от 940 000 руб. за машину с двухлитровым атмосферным мотором (116 л.с.) и от 989 000 руб. за турбированный вариант (150 л.с.). Версия Super Luxe (дополнительно оснащается датчиками света и дождя, мультифункциональным рулем с кожаной отделкой, камерой заднего вида, задним парктроником и шторкой багажника) доступна от 939 000 и 989 000 руб. за атмосферную и турбированную версии соответственно. Кроме того, есть еще специальное исполнение Super Luxe + Кожа (кожаная отделка сидений), которое пока доступно только с атмосферным двигателем по цене от 969 000 руб. Все исполнения Hover H3 New предлагаются только с МКП (пятиступенчатая у атмосферников и шестиступенчатая на турбоверсиях) и классической полноприводной трансмиссией с подключаемым передним мостом и демультипликатором. На некоторые автомобили, имеющиеся в наличии, или 2014 года выпуска, предлагаются скидки 40 000–60 000 руб.
Chevrolet Niva
Сегодня Нива предлагается в единственном безальтернативном исполнении по технической части: только старый 1,7-литровый четырехцилиндровый бензиновый мотор (80 л.с.), постоянный полный привод и пятиступенчатая «механика» с демультипликатором и блокируемым межосевым дифференциалом. Минимальная стоимость за исполнение L (центральный замок, сигнализация, иммобилайзер, передние электростеклоподъемники, ГУР, аудиоподготовка, некрашеные наружные зеркала и бамперы) составляет 519 000 руб. Комплектация LC (дополнена кондиционером) обойдется уже в 550 000 руб. Версии GLS и GLC (улучшенная отделка интерьера, окрашенные в цвет кузова бамперы, наружные зеркала и ручки дверей, подголовники заднего дивана, передние сиденья с подогревом, рейлинги на крыше, ABS, фронтальные подушки безопасности и система крепления детских кресел Isofix), также различающиеся между собой только отсутствием/наличием кондиционера, оцениваются в 592 000 и 619 000 руб. соответственно. Кроме того, есть еще специальные исполнения LE (кронштейн для установки передней лебедки, шноркель, внедорожные шины Continental, задний бампер с фаркопом и кондиционер),и LE+ (с фронтальными подушками безопасности, ABS, отделкой салона искусственной кожей и подогревом передних кресел) которые стоят 580 000 и 624 000 руб. соответственно.
Оснащение системами безопасности | |||
---|---|---|---|
УАЗ Патриот | Great Wall Hover H3 New Turbo | Chevrolet Niva | |
Фронтальные подушки безопасности | – | + | – |
Боковые подушки безопасности | – | – | – |
Активные подголовники | – | – | – |
Система курсовой устойчивости (ESP) | – | – | – |
Парктроник | – | + | – |
Камера заднего вида | + | + | – |
Brake Assist | – | – | – |
Ксеноновые фары | – | – | – |
Датчик дождя | – | + | – |
Датчик света | – | + | – |
«Аварийка» при экстренном торможении | – | – | – |
Адаптивный круиз-контроль | – | – | – |
Система помощи при перестроении | – | – | – |
Система помощи движения в полосе | – | – | – |
Система предотвращения столкновений | – | – | – |
Система распознавания дорожных знаков | – | – | – |
УАЗ Патриот | Great Wall Hover H3 New Turbo | Chevrolet Niva | |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) |
Количество мест/дверей | 5/5 | 5/5 | 5/5 |
Двигатель | |||
Тип | Бензиновый | Бензиновый, с турбонаддувом | Бензиновый |
Расположение двигателя | Спереди продольно | Спереди продольно | Спереди продольно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 2693 | 1997 | 1690 |
Мощность, л. с. при об/мин | 128/4600 | 150/4200 (177/4200*) | 80/5000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 209/2500 | 250/2400–4200 | 127/4000 |
Трансмиссия | |||
Привод | Подключаемый полный | Подключаемый полный | Постоянный полный |
Коробка передач | 5-МКП | 6-МКП | 5-МКП |
Тормоза | |||
Передние | Дисковые | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Барабанные | Дисковые | Барабанные |
Подвеска | |||
Передняя | Зависимая, пружинная, с неразрезным мостом | Независимая, торсионная, двухрычажная | Независимая, пружинная, двухрычажная |
Задняя | Зависимая, рессорная, с неразрезным мостом | Зависимая, пружинная, с неразрезным мостом | Зависимая, пружинная, с неразрезным мостом |
Размеры, объем, вес | |||
Длина/ширина/высота, мм | 4785х1900х2000 | 4650х1800х1745 | 4056х1800х1690 |
Колесная база, мм | 2760 | 2700 | 2450 |
Клиренс, мм | 210 | 240 | 220 |
Снаряженная масса, кг | 2125 | 1905 | 1419 |
Объем топливного бака, л | 2х36 | н.д. | 58 |
Объем багажника, л | 1200–2300 | 860–н.д. | 320–650 |
Шины | 235/70 R16 | 235/65 R17 | 215/65 R16 |
Динамические характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 150 | н.д. | 140 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | н.д. | н.д. | 19 |
Расход топлива, л/100 км | |||
Городской цикл | 11,5** | н.д. | 14,1 |
Загородный цикл | – | н.д. | 8,8 |
Стоимость, руб. (по состоянию на начало апреля 2015 года) | |||
Тестируемая комплектация | 829 990 | 939 000 | 580 000 |
*Данные тестируемого автомобиля (сборка — КНР) **Условный средний расход |