Народную мудрость «Бери Solaris — не ошибешься» многие воспринимают как руководство к действию. В прошлом году так поступили почти 116 тысяч россиян. Вот и мы не стали изобретать велосипед: взяли на тест топовый седан с 1,6-литровым мотором и 6-ступенчатым «автоматом» и поставили ему ультиматум в виде хэтчбека Ford Fiesta и кроссовера Chery Tiggo FL. В итоге получилась еще одна разношерстная компания со схожими ценниками, но разными типами кузовов. Вдруг за те же деньги, что просят за «корейца», можно подыскать что-нибудь получше? Ведь не одним же Солярисом живет Россия.
Внешний осмотр начинаем с «корейца». Обходим седан кругом... К чему бы придраться? Стоило нам повысить рублевую планку теста на 100 тысяч и уйти от «бюджетников» типа Ларгуса и Sandero, как качество кузовов пришло в норму. Hyundai собран и покрашен на совесть. Взгляд цепляется разве что за куцые брызговики, которые защищают лишь краску внизу колесных арок, но никак не пороги. Да и пакет «Свет», как нам показалось, не стоит тех 30 000, что за него просят: ближний свет тускловат, а светодиодные фонари, напротив, горят слишком ярко, ослепляя едущих сзади.
У Фиесты ближний свет еще хуже, зато дальний светит отлично. За колесами висят внушительные «лопухи» брызговиков — за сохранность порогов можно не опасаться. А сам кузов собран и покрашен не менее качественно, чем у Соляриса. Из приятных мелочей — фонарики в корпусах зеркал, подсвечивающие зоны высадки из машины, и яркие полоски ходовых огней (версия Titanium). Но в ненастную погоду «дворники» оставляют сверху стекла внушительные непрозрачные зоны (особенно со стороны пассажира). Спрашивается, зачем ставить на маленький хэтчбек панорамную «лобовуху», если щетки очищают лишь три четверти ее площади?
Интересно, но и китайский Chery особо упрекнуть не в чем. Да, зазоры между кузовными панелями у него пошире, чем у Hyundai и Форда, особенно по периметру задней распашной двери, но общее качество сборки и окраски на твердую четверку. К тому же только на крыше Tiggo есть продольные и поперечные рейлинги для крепления грузов. Не ругать же высокий кроссовер за то, что каждый раз, загоняя его в гараж, приходится откручивать штыревую антенну, а утром возвращать ее на место. Тем более что радио неплохо ловит и без нее.
А вот тут уже заметны существенные различия между дуэлянтами. Hyundai сразу подкупает богатым оснащением: бесключевой доступ, система стабилизации и трэкшн-контроль, подогрев руля и лобового стекла, парктроники и камера заднего вида, упрятанная в салонное зеркало... Да, все это прерогативы дорогих версий или пакетные опции за дополнительные деньги, но ведь они есть! Тем более что и «фундамент» у Соляриса крепок. Обзорность отличная, водителя окружают крупные кнопки с понятной символикой, рулевая колонка регулируется в двух плоскостях. Еще бы подушку кресла подлиннее да наполнитель чуть помягче, и совсем было бы замечательно.
Впрочем, есть и шероховатости. Например, вентилятор печки работает шумно, а в перчаточном ящике нет подсветки. Сколько ни дергай за ручку, но открыть запертую автоблокиратором дверь не получится, не повернув неудобный «флажок» или не нажав на клавишу центрального замка. А вдруг понадобится срочно покинуть автомобиль?! И к «синюшной» иллюминации передней панели привыкнуть сложно. Зато на потолке есть очечник, а в нише рядом с селектором «автомата» — USB-разъем и две розетки. Корейцы знают, на что клюнет покупатель, а на что можно закрыть глаза.
На втором ряду Соляриса не просторно и не тесно: перед коленями и над головой стандартные для данного класса 10 см. Дверные проемы широкие, а сами двери распахиваются на достаточные углы. Да и задний диван в меру удобен. Но мы уже прониклись корейской щедростью и ищем на «галерке» подогревы подушки. Тщетно... Вот и «мобильник» тут зарядить негде, а кармашек есть только на спинке правого сиденья. Есть к чему стремиться.
Хэтчбек от Форда также радует неплохим оснащением: система стабилизации, обогрев кресел и лобового стекла, кнопка запуска двигателя, фоновая подсветка интерьера. Есть даже навигационная система! Но «теплый руль» нельзя получить даже за доплату, а навороченная медиасистема SYNC вгоняет в ступор количеством кнопок и логикой управления. Зато переднее кресло Фиесты удобней корейского, а рулевая колонка регулируется в большем диапазоне. Жаль, боковые зеркала подкачали: обрезанный нижний край лишает водителя самого информативного сектора обзора. И надеяться на салонное зеркало не стоит: заднее окошко — словно амбразура. Вот и камеры заднего вида нет, лишь графический парковщик.
При этом пластик на панели Фиесты преимущественно мягкий, а климат-контроль позволяет полнее распоряжаться тепловыми ресурсами, нежели в Солярисе. Подсветка перчаточного ящика есть — мелочь, а приятно. Хотя сам отсек невелик. И уж куда грамотнее в Форде работает блокировка дверных замков: дергаешь за ручку один раз – отпираются замки по всему салону, тянешь повторно — открывается дверь. Что может быть естественней?!
При попытке проникнуть на задний ряд Форда в ненастье обязательно испачкаешь брюки о порог: дверной проем узок, а дверь распахивается под таким малым углом, будто это не семейная пятидверка, а хот-хэтч с посадочной формулой 2+2. Ох и намучаются те, кто будет крепить детское кресло. Впрочем, и по запасу пространства, и по удобству посадки Fiesta и Solaris сопоставимы. А по оснащенности Ford даже чуть впереди: два кармашка в спинках передних кресел, плюс персональная розетка на 12V. Однако высокая подоконная линия хэтчбека ухудшает обзор невысоким пассажирам. Детишкам так и вовсе некуда смотреть.
Пересаживаешься после Форда и Hyundai в Chery и думаешь: а это точно новый автомобиль? На ретро-ассоциации наводит устаревший дизайн интерьера, как у японских кроссоверов восьмидесятых. Оснащение скудное: электропакет, кондиционер да люк в крыше. И пластик вокруг беспробудно жесткий. Но есть железный контраргумент — а чего вы, собственно, хотели за 700 тысяч рублей?! Тем более что по простору в салоне тягаться с Tiggo не могут ни Solaris, ни Fiesta.
Вообще союз «но» витает по салону Tiggo FL, как тополиный пух по окраинам города в начале лета. Комбинация приборов отлично читается и днем и ночью, но маршрутного компьютера нет. Подушка водительского кресла удобна, но спинка провалена. Руль хваткий, но не регулируется по вылету. Блок микроклимата простой и понятный, но крайние шайбы заедают. Подогрев сидений есть, но работает слабо. И список этот, увы, не полный. К чему нет ни одной претензии, так это к обзорности: стойки кузова тонкие, зеркала крупные — видно все! Особый «китайский шик» — компас и альтиметр, встроенные в зеркало заднего вида. Первый постоянно путает полюса, второй, напротив, неохотно меняет показания. Хорошо хоть, что все это хозяйство можно отключить.
Пробраться за задний ряд Tiggo также непросто: двери открываются на малый угол, а клиренс — высокий. Однако простора здесь побольше, чем в наших легковушках, особенно над головами. Высоко установленные передние кресла позволяют вытянуть ноги. Нет претензий и к удобству посадки. Но как сложить половинку спинки для размещения длинномеров? На поиски рычажка или петельки мы потратили добрых пять минут. Впустую! Оказалось, сложить задний ряд Tiggo можно лишь из багажника, дотянувшись до фиксаторов в дальних углах отсека. Ну что ж, полезли...
Багажные отделения
Заметили, как гоняют владельцы Солярисов? Потому что могут! 123-сильный мотор честно выдает заявленную мощность. При старте с места седан резковат, но с набором скорости чуткий акселератор позволяет ускоряться без заминок. Правда, «автомат» не очень любит перескоки вниз на две передачи — долго думает, разрывая процесс ускорения. Но если жать на газ аккуратнее, то вопросов к работе коробки не возникает. Тормоза? С одной стороны, хорошая эффективность и мягкая педаль, с которой совладает даже хрупкая девушка. С другой — привод неинформативен: блокировку колес можно распознать разве что по стрекоту ABS. Впрочем, в штатных режимах Solaris замедляется отлично.
У Форда 120-сильный «атмосферник» 1,6 л сопряжен с роботизированной трансмиссией PowerShift. Динамика у хэтча убедительная, но на малом ходу, например, в заторах, нелинейный акселератор конфликтует с «преселективом». Ровно катиться в потоке Fiesta не может: при постоянном положении педали газа то немного ускоряется, то проседает по оборотам. Зато переключается «робот» быстрее, чем «автомат» Соляриса, и не тушуется при падении на две-три ступени. Понравились и тормоза. Замедлением тут управляешь давлением на педаль, а не длиной хода, как у Hyundai. К тому же водитель отлично чувствует степень загрузки колес.
У Tiggo FL отдача мотора немногим больше, чем у легковушек, — 132 л.с. Однако кроссовер тяжелее того же Соляриса минимум на 200 кг. Так что особой прыти от Chery не ждите. Впрочем, поддерживать постоянную скорость легко, а при обгонах можно даже рассчитывать на вполне сносное ускорение. Зато у китайского мотора отменная эластичность. Третья передача везет уже с 30 км/ч. Четвертая — с 40-ка, а чтобы подхватила пятая, достаточно разогнаться до 60-ти. Хорошая отдача на низах позволяет не так часто орудовать разболтанным рычагом пятиступенчатой «механики» с длинными ходами.
Моторы
Hyundai, как всегда, усреднен по всем параметрам. По меркам класса плавность хода у Соляриса отличная, но ровно до тех пор, пока под колеса не попала рытвина с острым краем или поперечный стык — жесткий удар отчетливо ощущается в салоне. К тому же корейцы никак не могут справиться с излишней мягкостью задних амортизаторов. На провалах асфальта седан раскачивается, а если просадка покрытия случилась на дуге, то еще и спрыгивает в сторону. Дело усугубляется тем, что на шипованных шинах и без того пустоватый в околонулевой зоне руль опустел совсем. Ошибиться при малых углах поворота — проще простого. Правда, крены кузова небольшие, а дугу поворота седан проезжает стабильно.
Вот Fiesta — другое дело. Точный и информативный руль и хорошая сопротивляемость боковым нагрузкам помогают прописывать дуги виражей словно циркулем. А можно и зажечь! Шасси «с огоньком» позволяет балансировать в повороте на гране сноса/заноса, достигая предельных значений, но не переходя опасную грань. Там, где Hyundai уже безвольно скользит передком, требуя сброса газа, Ford продолжает ускоряться. Что называется, почувствуйте разницу! При этом и подвеска хэтчбека явно комфортнее. На мелких неровностях трясет чуть сильнее, чем в огненно-рыжем седане, но крупных ям амортизаторы не боятся. А, к примеру, проезды компрессионных стыков мостов озвучиваются лишь громкими шлепками шин.
Однако шумно... В Форде громче солирует мотор, а ветер путается в частоколе передних стоек и боковых зеркал. Но больше всего досаждает перестук камешков в задних колесных арках. Это при том, что полости здесь укрыты матерчатыми подкрылками. В колесных арках Соляриса — голый металл, но несмотря на это он тише Фиесты на всех типах покрытия.
А самый шумный в нашей компании — Tiggo FL. Салон обутого в шипованные покрышки кроссовера гудит, словно улей. И руль здесь всегда пустой вне зависимости от угла поворота. Встав на дугу виража, его можно беспрепятственно покачивать в пределах 20 градусов — автомобиль ни на йоту не собьется с курса. Но само шасси при этом настроено неплохо. При умеренных кренах кузова нагрузки между осями распределяются равномерно: задняя ось не подламывается, раскачки нет.
Tiggo FL ожидаемо жестче легковых соперников. Подробное повторение дорожного брака отчетливо ощущается в салоне в виде вертикальной болтанки. Особенно сильно кроссовер потряхивает седоков на крупных ямах. Но удары подвеска держит неплохо. Пробить ее до отбоя может лишь огромная рытвина. А раз так, можно «валить» по разбитым участкам, не снижая хода. Любопытно, но и комфортабельность подвески при этом вроде как повышается. Чем хуже дорога — тем лучше для Tiggo!
Комплектации и цены
Дельта цен на Hyundai Solaris 1.4 — от 619 900 до 792 400 рублей, а модификации с мотором 1.6 л стоят от 704 400 до 822 400 рублей. На выбор предлагаются три фиксированные комплектации и пакетные опции. Причем уже в базовой Active Solaris можно оснастить автоматической трансмиссией. Разница лишь в количестве передач. Версиям послабее положена 4-ступенчатая АКП (доплата 35 000 руб.), а 123-сильным — «автомат» с шестью ступенями (доплата 50 000 руб.).
Хэтчбек Ford Fiesta предлагается с одним мотором 1,6 л разной степени форсировки: 105 либо 120 л.с. Цены: от 691 000 за пятидверку с механической коробкой до 877 000 рублей за топовую версию с безальтернативным «Пауэршифтом». На выбор — три уровня оснащения. Ценники на седаны ниже: 597 000–867 000 рублей.
Китайский кроссовер Chery Tiggo FL со старым мотором 1,8 л (132 л.с.), «механикой» и передним приводом стоит 655 900–669 900 рублей. Доплата за вариатор 30 000 руб. Полноприводная версия с двухлитровым мотором оценена в 792 900 рублей. Однако чтобы приобрести Tiggo 4х4, нужно поторопиться, так как сейчас дилеры распродают последние остатки. Основной же упор сделан на модификацию с современным мотором 1,6 л (126 л.с.), за которую нужно отдать от 675 900 до 741 900 рублей.
Эдгар Аллан По как-то сказал: «общественное мнение — заведомо ложное мнение, так как большинство людей — полные идиоты». Оставим слова мастера ужасов без комментариев, но в случае с Солярисом солидарность большинства, похоже, оправдана. Берите и не ошибетесь! Единственный серьезный прокол «корейца» — недостаточный контроль в поворотах — сезонный. Обратная связь руля станет лучше после «переобувки» в летние шины. Да и прямых дорог в России куда больше, чем извилистых. В остальном — ровные, как стол, показатели. А по оснащению Solaris даст фору иным автомобилям более высокого класса. Однако есть одно «но»: Hyundai не любит неровных дорог, что ограничивает среду его обитания в основном крупными городами.
Ford Fiesta — тоже горожанин. Причем с кокетливой внешностью и очень талантливым шасси. Однако на роль семейного автомобиля хэтчбек сгодится лишь при условии, если ваша семья небольшая. Например, 2+2. К тому же 120-сильный мотор можно получить лишь в паре с «роботом» PowerShift, который вызывает нарекания как раз в «пробочных» режимах движения. На наш взгляд, оптимальная Фиеста — это пятидверка с двигателем в 105 сил и «механикой», которая дешевле «двухпедальной» версии на 50 тысяч рублей.
А если уж с деньгами совсем туго, а дороги вокруг вашего населенного пункта как после бомбежки — берите Tiggo FL. Да, примитивен. Да, шумен и со странностями в управлении. Но качество сборки Chery не вызывает отторжения, а просторный салон и непробиваемая подвеска помогут закрыть глаза на многие недостатки. Да и ценник божеский. Еще один аргумент — наличие модификации 4х4. Правда, полноприводные кроссоверы с двухлитровым мотором есть не у всех дилеров (распродаются запасы 2014 года), а их дальнейшие поставки не планируются. Наконец, Tiggo FL уверенно выиграл виртуальное сравнение с Lifan X60, который мы тестировали в прошлой серии антикризисного пособия.
Hyundai Solaris | Ford Fiesta | Chery Tiggo FL | |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип | Седан | Хэтчбек | Универсал (SUV) |
Количество мест/дверей | 5/4 | 5/5 | 5/5 |
Двигатель | |||
Тип | Бензиновый | Бензиновый | Бензиновый |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1591 | 1596 | 1845 |
Мощность, л.с. при об/мин | 123/6300 | 120/6000 | 132/5750 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 155/4200 | 148/4200–5200 | 170/4300–4750 |
Трансмиссия | |||
Привод | Передний | Передний | Передний |
Коробка передач | 6-АКПП | 6-РКП | 5-МКП |
Тормоза | |||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые | Барабанные | Дисковые |
Подвеска | |||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson |
Задняя | Полузависимая, пружинная | Полузависимая, пружинная | Независимая, пружинная, многорычажная |
Размеры, объем, вес | |||
Длина/ширина/высота, мм | 4375х1700х1470 | 3969х1764х1489 | 4390х1765х1707 |
Колесная база, мм | 2570 | 2489 | 2510 |
Клиренс, мм | 160 | 167 | 190 |
Снаряженная масса, кг | 1154 | 1136 | 1390 |
Объем топливного бака, л | 43 | 42 | 55 |
Объем багажника, л | 470 | 395–979 | 520–1365 |
Шины | 195/55 R16 | 195/55 R15 | 235/65 R16 |
Динамические характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 185 | 188 | 160 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 11,3 | 10,7 | 14,0 |
Расход топлива, л/100 км | |||
Комбинированный цикл | 6,5 | 5,9 | 8,5 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 155/Euro-4 | 138/Euro-5 | 197/Euro-4 |
Стоимость автомобиля, руб. | |||
Базовая комплектация | 744 400 | 877 000 | 655 900 |
Тестируемая комплектация | 958 800 | 950 500 | 669 900 |
Оснащение системами безопасности | |||
---|---|---|---|
Hyundai Solaris | Ford Fiesta | Chery Tiggo FL | |
Фронтальные подушки безопасности | + | + | + |
Боковые подушки безопасности | O | О | – |
Шторки безопасности | O | – | – |
Коленная подушка безопасности водителя/пассажира | –/– | –/– | –/– |
Надувные ремни безопасности для задних пассажиров | – | – | – |
Система стабилизации ESP | O | О | – |
Антипробуксовочная система TCS | O | O | – |
Антиблокировочная система тормозов ABS | + | + | + |
Brake Assist | + | + | + |
Камера заднего вида | O | – | – |
Парктроник | O | О | – |
Система помощи при парковке | – | – | – |
Светодиодные фары | – | – | – |
Ксеноновые фары | – | – | – |
Адаптивные фары | – | – | – |
Система помощи при перестроении | – | – | – |
Система слежения за разметкой | – | – | – |
Система предотвращения попутных столкновений | – | – | – |
Система распознавания дорожных знаков | – | – | – |
Система контроля усталости водителя | – | – | – |
Включение аварийной сигнализации при экстренном торможении | + | + | + |