Когда мой коллега передавал мне новенькую Niva Travel, попутно рассказывая о своих открытиях по салону, я заметил, что рядом с машиной остановился молодой парень. Подумал, что хочет осмотреть «Жигули» изнутри, но нет, он спросил: «А под капотом здесь все тот же 1,7-литровый мотор?». Услышав утвердительный ответ, он тут же потерял интерес к машине и отправился восвояси. И тут я вспомнил, как десять лет назад разработчики машины уверяли меня, что уж во втором-то поколении у Chevrolet Niva будет ого-го какой сильный мотор, причем — отечественный!
Больше всех заливал тогда генеральный директор GM-Avtovaz Джеффри Гловер: в подробностях он рассказывал, как планирует набрать дополнительно 500 человек, как героическими усилиями поднял скорость сборки до максимальных 17,4 машины в час, как он будет договариваться с «АвтоВАЗом» об увеличении поставок кузовов. До того г-н Гловер разошелся, что рассказал про унификацию платформ для вторых поколений Chevrolet Niva и Lada 4х4, которые запустят в 2014 году! Между тем на дворе — 2021 год, и единственное, на что хватило наших инженеров — заменить капот, крылья, оптику и бамперы «Шнивы». И это называют «вторым поколением» — даже в Википедии страничку сделали с названием Lada Niva II. При чем здесь цифра «два», понять трудно, ведь речь идет о совершенно типовом рестайлинге, который сегодня в массовом сегменте проводят каждые три года, а не каждые 23…
С Джеффри Гловером мы беседовали в дальней дороге: уж не знаю, с какой целью, но GM-Avtovaz организовал тогда пробег из Иркутска в Шанхай, естественно, на «Шнивах». Я уже тогда понял, что этот внедорожник точно не предназначен для путешествий, по крайней мере по асфальту, при этом сопровождавшие нас «фирмачи» постоянно повторяли: «на УАЗиках было бы не так комфортно». Да, наверное, но и «Шнива» — это уж точно никакой не Travel — это самый настоящий «антитревел», если, конечно, не едешь по полям!
С той далекой поры, как гендиректор GM-Avtovaz рассказывал мне о скором выпуске новой «Шнивы», которое, с его слов, должно было стартовать в декабре 2014 года, появилось много усовершенствований, к примеру, в спинку водительского сиденья интегрировали регулируемый поясничный подпор. С одной стороны, это оказалось очень кстати, потому что в той поездке по Монголии и Китаю я постоянно что-то подкладывал под спину, с другой, совершенно недостаточно: ни сиденье в целом, ни валик, перемещаемый с помощью «барашка», на Lada Niva Travel долгого комфорта не дают. Для этого мне не понадобилось ехать в Китай через Монголию, как десять лет назад, хватило прокатиться до своей подмосковной дачи.
Эта короткая поездка напомнила мне, что одно время наши инженеры, занятые на проектировании внедорожников, почему-то засматривались на Японию. А иначе как объяснить спинку заднего сиденья, большая часть которой складывается не за пассажиром, а за водителем? Притом что багажная дверь открывается как раз с учетом загрузки «от бордюра». Вот мне, к примеру, понадобилось перевезти некий широкий длинномер, допустим, дверь. И это значит, что для этого нужно сложить не только правую, то есть короткую секцию спинки, но и левую. И на сей раз мне не удалось это с первого раза. Дело в том, что на нашем недавно приобретенном экземпляре не оказалось накладки на рычажок механизма складывания левой секции спинки! То ли на конвейере забыли поставить, то ли в салоне кто-то из менеджеров снял на память.
А еще Джеффри Гловер очень ругался на поставщиков «Шнивы», причем не только как генеральный директор, но и как автовладелец. Дело в том, что как и всякий уважающий себя автомобильный топ-менеджер, г-н Гловер сразу же по вступлении в должность принял ключи от машины вверенной ему фирмы. На третий же день вышел из строя электростеклоподъемник. Поставили новую деталь, которая продержалась уже три месяца. Короче говоря, Гловер начал нещадно менять поставщиков, но хороших результатов так и не добился: наши пытались диктовать условия, а заграничные с неохотой соглашались на небольшие объемы. Между тем с поставщиками у Lada Niva Travel до сих пор не ахти: скажем, на купленной нами машине подглючивает указатель уровня топлива, по крайней мере, такое создается впечатление. За тот час, что я ехал по субботней Москве к дому от места получения машины, стрелка несколько раз сбивала меня с толку, плавая в диапазоне одной восьмой бака то вверх, то вниз.
Кстати говоря, в том пробеге от Иркутска до Шанхая у нас случились две небольшие неприятности: во-первых, вышел из строя кондиционер, кроме того, в какой-то момент на приборном щитке загорелась пиктограмма check engine. Сопровождавшие нас техники довольно долго подозревали самое худшее, однако ларчик открылся просто. Из-за тряски — а передвигались мы отнюдь не только по магистралям и вообще не только по дорогам с твердым покрытием, надломился один из патрубков бачка адсорбера системы очистки паров бензина. Система эта не оказывает ровным счетом никакого влияния на работоспособность автомобиля, но «экологическую» функцию все же выполняет. Если раньше пары выводились в атмосферу через сапун, то с установкой бачка они, уже будучи очищенными, перенаправляются во впускной коллектор, вместе с очередной дозой воздуха и топлива поступая в цилиндр.
Вот еще что говорил мне Джеффри о несостоявшемся втором поколении «Шнивы»: «Мы хотим остаться в том же ценовом сегменте, поэтому сильно раздувать размеры не будем. Прочие вопросы находятся в стадии обсуждения, по крайней мере электромеханический привод раздаточной коробки мы внедрим с высокой долей вероятности». Жаль, что даже УАЗ смог внедрить «шайбу», а тольяттинцы — нет, а ведь на ульяновском внедорожнике инженеры, закрыв одну из «дырок» в полу, здорово уменьшили уровень шума! Потребитель «Шнивы» — сугубо утилитарен, как и сам автомобиль. Так стоило ли вкладываться в дорогостоящий рестайлинг, может быть, следовало повысить комфорт?
А еще была фраза Гловера о том, что «до столкновения с Renault Duster нам еще далеко». Не угадал — столкновение случилось сразу же, как появился «француз» и народ стал массово оттекать от «Шнивы». Это показывали не только многочисленные опросы покупателей в салонах, но и мои личные наблюдения. Даже спустя несколько лет, когда мы с коллегой начали вести трехчасовые автомобильные эфиры на одной из московских радиостанций, оказалось, что почти все, кто купил Дастер, прежде ездили на «Шниве» или ни разу не ездили, но рассматривали как альтернативную французскому кроссоверу покупку… Короче говоря, завершая кусок с воспоминаниями, уточню, что цитирую высокого менеджера отнюдь не по памяти, а по тексту интервью, опубликованного мной в номере журнала «Форсаж» в декабре 2011 года.
А, собственно, что изменилось за те десять лет, что мы со «Шнивой» не встречались? Во-первых, машина стала шоу-стоппером московских улиц, и вот по какой причине. К моему удивлению, как минимум половина подошедших — в том числе и студенческая молодежь, подозревали, что видят перед собой никакую не «Шниву», а самую что ни на есть настоящую Lada 4x4, только нового, второго поколения! Из этого я сделал вывод, что дизайнерам Niva Travel можно ставить высший балл.
Короче говоря, я завел мотор, услышав знакомое жигулевское тарахтение, вывернул руль, потому что иначе было не выехать с парковочного места, и… вспомнил слова доктора Ватсона, впервые ставшего свидетелем игры Холмса на скрипке: «Музыка? Я думал, это кошка застряла в трубе»… Да, я тоже подумал, что кому-то стало плохо или кошку действительно зажало под капотом. Но нет, все дело оказалось в «гидраче», насос к которому, кстати, некогда поставляла фирма ZF.
Niva Travel вообще может служить источником потусторонних звуков, и в этом смысле она очень пригодится на какой-нибудь киностудии. Здесь буквально все стонет и вопиет, особенно коробка с раздаткой на пару. Завывает мотор, и если опустить стекло водительской двери, то снаружи добавится его второй «голос», которым можно управлять через дроссель. С шумом работают «дворники», гулко, с ударом включается сцепление, а первая ступень, не говоря уже о реверсе, включается с трудом…
Хотя поясничный подпор, как я сказал, не решает проблему комфорта в дальней дороге, лучше все же ездить с ним, чем без него. Но, кстати, уже на первых километрах я понял, что главный ограничивающий фактор комфорта — регулировка подушки в продольном направлении. В это трудно поверить, но если водитель исповедует «правильную» посадку, ему просто будет неудобно сидеть — не хватит места для ног! В этой ситуации остается только заваливать спинку. Само собой, по наследству машине осталось много эргономических «косяков», скажем, при опущенном центральном подлокотнике очень трудно застегнуть ремень — пряжку нужно выносить выше, как это было сделано на Xray при запуске вариаторной версии.
Короче говоря, вместо запланированной недели я поездил два дня и отдал Niva Travel назад. Отдал и перекрестился. Кому нравится — пускай ездят и повторяют вслед за товарищем Новосельцевым — «она не старуха», а я, простите, воздержусь. Ну или если снова от Иркутска до Шанхая, но только не за свой счет. Надеюсь, что в следующий раз мы увидимся с этой замечательной машиной не раньше чем еще через десять лет.