Не сказать, чтобы Курминский залив — самый крупный на Иркутском водохранилище — сейчас туристическая Мекка. Потрясающих воображение пейзажей я здесь не увидел, вода (по крайней мере, в том месте, где были мы) закисшая, из мелкопакостной живности — пауты со слепнями да мошка.
Сюда ездят на подледный лов и летнюю рыбалку. Места рыбные — хариус, таймень, говорят, именно Курминский залив богат на щучку. Парни, надеясь на легкую внедорожную прогулку, взяли надувную «моторку» и спиннинги. Ну что такое несколько километров… Даже на карте расстояние кажется смешным.
Тем более что у нас нормальный такой «эвакуатор» — TLC 80 с двухдюймовым лифтом подвески пружинами Tough Dog, амортизаторами KYB Skorched. С лебедкой и на 33-й китайской «резине» Comforser CF3000, уже заслужившей доверие джиперов.
Представим и второго участника — Land Rover Defender 110. Он один из тех автомобилей, что принимали участие в Camel Trophy Siberia 1990 года. Остался здесь и с тех пор полтора десятилетия был в одних руках. Эксплуатировался немного, а подготовки и вовсе не получил никакой. Но и в стоке невооруженным глазом отчетливо видна выдающаяся off-road генетика. Короткие свесы, серьезный угол рампы, несмотря на колесную базу в 110 дюймов.
Плюс впечатляющих размеров балки мостов, штатная лебедка — так называемая Warn-«вертикалка» с редуктором и мотором над барабаном. И демультипликатор с понижением почти 3,3:1.
Практически полностью алюминиевый кузов поддержан изнутри каркасом безопасности, завязанным на раму. А за штатные буксирные «пальцы» Defender при желании можно вздернуть на ближайшей сосне. Да и в салоне он — настоящий брутал.
Разве что турбодизель объемом 2,5 л с отдачей в 87 «лошадок», как и сам автомобиль, из тех времен, когда бездорожье покоряли ездой внатяг, а не ходом.
Плюс выяснилось, что у Land Rover не втыкается блокировка межосевого дифференциала. И Bridgestone Dueler A/T явно знавал лучшие времена. Хотя оцените его боевой размерчик — 235/85R16, что в переводе на внешний диаметр без малого 32 дюйма. И это штатные покрышки «Защитника»! Однако цепляться-то в колее чем-то нужно. Товарищ, предложивший курминский маршрут и увидевший такую «обувку», заметно погрустнел.
На фоне «Дефа» и «восьмидесятки» «Нива» выглядит игрушечной. Колесики здесь всего лишь 26-дюймовые. Cordiant All-Terrain с мелкой нарезкой протектора не чета «Комфорсеру» — в грязи наверняка быстро замылится. Наконец, главное отличие Travel — развитые пластиковые бамперы — заставляет вспоминать о «паркетниках».
Но ведь с точки зрения техники — это настоящий внедорожник! Понижающий ряд увеличивает тягу в 2,135 раза, есть принудительная блокировка «центра». Передняя подвеска хотя и независимая, зато двухрычажная. А сзади и вовсе мост, заявленный клиренс под которым 220 мм (на TLC и Defender в представленных исполнениях по 250 мм). Правда, по сравнению с тойотовской и британской вазовская балка опять же словно в масштабе.
В чем-то Travel даже сродни Cruiser и Land Rover — по тому, что своей конструкцией скоро разменяет полвека. Классика не стареет? Однако ее можно испортить тем же пластиком. Пытаемся засунуть в проушины шакл обычных внедорожных размеров, а туда лезет только его компактный строительный аналог. И то с трудом. На АвтоВАЗе не знают, что такие устройства существуют? Неужели трос по-дедовски в скобах фиксировать гаечным ключом? Так и тот того и гляди выломает посеребренную пластмассу бампера.
Может, не пригодится? Увы, от дождей грунтовку на самом деле порядком расквасило, и Niva начинает «присаживаться».
Пока хватает клиренса — прешь. В таких условиях только ходом, поскольку «резина», превратившаяся от грязи в слик, не дает идти внатяг. А так, возможно, даже как-то там самоочищается. Прыгаешь по кочкам, уповая на энергоемкую подвеску, и бьешься передним подрамником.
К сожалению, дорожный просвет в колеях, протоптанных серьезным колесным размером, заканчивается довольно быстро. И если мостовые внедорожники чиркают лишь корпусами редукторов, то Lada садится всерьез и порой надолго. В одном месте угнездились так, что нас кое-как вытащил УАЗик на 37-й тракторной «белочке».
Мужики ехали мимо и, оказавшись ближе наших машин, любезно дернули.
Правда, получилось не с первого раза и только динамической стропой.
«Нива» хоть и самая легкая в нашем трио, за грунт, еще раз отметим, «якорится» не компактным редуктором — подрамником и нижними рычагами подвески. Словили и «диагоналку».
Ходы колес, конечно, не чета кроссоверным. И все-таки у всего есть объективные ограничения. Когда колеса по диагонали остались без опоры, артикуляция подвески уже не имеет значения — выбрана! И блокировка межосевого дифференциала в такой ситуации не панацея. Помнится, Haval, загнанный в такие же условия, трещал тормозными механизмами и ехал. А Travel беспомощно вращает катками и просит эвакуации. Системы стабилизации на «Ниве» уже не будет. Да и блокировки межколесных дифференциалов просто так не поставишь. По уму, чтобы не остаться без переднего или заднего редуктора, без приводов или полуосей, необходимо все это глобально дорабатывать. Это, считай, серьезная инженерная работа, по многим позициям выполняемая штучно.
В общем, помыкались мы и с помощью лопаты и двух человеко-сил не без труда закатили Travel в лесной тупичок. Пусть постоит, одумается. Подождет «взрослых дядек» до завтра.
Как выяснилось чуть позже, мы приняли правильное решение. Даже «восьмидесятке» было тяжко — где-то шла поперек колеи и частенько «лебедилась».
Лужи оказывались такой глубины, что, например, Defender, плюхаясь в них рамой, потом стравливал из полостей воду.
Вообще оказалось, что старый вояка — боец еще хоть куда. Мосты за счет пружинной подвески и заднего А-образного рычага крестит с энтузиазмом. Имеет демпфер рулевого управления и защиту тяг.
Дизелек все еще способен на динамические подвиги — на верхнем ряду трансмиссии позволяет разогнаться и взять засадное место штурмом.
Однако фактическое отсутствие блокировки дифференциала и лысый Dueler нивелируют эти преимущества. Когда в колее вращается одно колесо, а три неподвижны, в голову поневоле лезут мысли о «потерянном» переднем мосте.
Другой пример — видно, что клиренса хватает с запасом. Но мы идем в небольшой подъем, перед колесами собрались бугорки грязи, и «Деф» просит размотать трос лебедки.
Так и шли, часто на «лебеде» и где-то накидывая гати.
В какой-то момент догнали помогавший нам в начале маршрута УАЗ. Бежавший в этом месте ручей разбух от ливней, и образовавшаяся на месте русла болотина буквально всосала и тракторную «обувь», и портальные мосты.
Передняя лебедка еле тянет, задняя не подключена, хай-джек не взяли. Очевидно, что и в этом экипаже поездку на Курму воспринимали легкой прогулкой. Cruiser «якорится» за дерево, и «козлик» вытягивается двумя «винчами», причем трос одного цепляется через блок.
В итоге эти шесть километров мы ехали девять часов. Хотя завсегдатаи маршрута отмечают — посуху можно пронестись минут за 45. Увеселительная поездка (сейчас как промчим на «Ниве» по off-road!) превратилась в серьезный трофи-рейд. Благо пригревшее на следующий день солнце конкретно подсушило грязевые хляби и в цивилизацию возвратились в полтора раза быстрее. Правда, тоже не без приключений. TLC однажды подсел так, что с его вызволением провозились часа полтора. Тягавшая Тойоту «буханка» еще одних любителей экстрима и рыбалки отстрелила в бампер Cruiser гаечный ключ, проделав пробоину. Вот этот момент на видео:
Не обошелся без потерь и «Защитник» — поплавился частью проводки. Хорошо, что турбодизель на нем безо всяких электронаворотов — запустился и вывез. Потом, впрочем, оказалось, что вместе с коробкой потек маслом. Не самые страшные потери для ветерана Camel Trophy, которому по заслугам стоять бы в каком-нибудь «зале славы», а не перенапрягаться пуще, чем в молодости. Показательно, что владелец собирается восстановить его в оригинале — безо всяких лифтов и подрезок кузова. Только ребилд агрегатов и нормальная «резина». Уверен, престарелый джентльмен себя еще покажет.
«Ниву» нашли там, где оставили. Ну, одумалась? Подсохло ведь многое! Может, помчишь? Разве что до первой кочки, на которую плотно сядет передком.
Другое дело, что при столь коротком вояже обошлись почти без потерь. Первая и задняя передачи нормально не включались и раньше. Бамперы, прыгая в колеях, умудрились не оторвать. Только от тряски, похоже, слетела трубка отвода конденсата кондиционера. И теперь в ногах переднего пассажира образуется лужа.
Ну а что касается возможностей «Нивы» на бездорожье, то к ним нужно подходить здраво. В одном из предыдущих постов ее ходовые и внедорожные качества нашим респондентам в целом понравились. Однако там, где с трудом идут «взрослые» джипы, ей делать нечего. Безусловно, есть варианты ее off-road подготовки. Которые, если увеличивать надежность трансмиссии, слишком уж сложны и дороги. Проще купить тот же Cruiser и относительно малым бюджетом — лифтом подвески и установкой 33–35-х колес — довольно серьезно увеличить его потенциал. А Travel пусть остаются легкие направления — те, куда ездят с рассадой и откуда возвращаются с урожаем. Даже «турист» из нее никакой. Мы в машине были семьей с двумя маленькими детьми и ездили всего на ночь. При этом багажник набили едва не битком. После чего почти всю поклажу умудрились переложить в «восьмидесятку», в которой, между прочим, еще был смонтирован спальник и лежала лодка со всем необходимым рыболовным оборудованием.
Либо Niva — это начальный вариант для знакомства с бездорожьем. Покатался и быстро поменял на что-то куда более вместительное и с вариантами элементарного тюнинга. Но за цену нового автомобиля (напомним, сейчас от 797 000 до 959 000 рублей) подобный первый шаг в off-road, признаться, делать не хочется. Не лучше ли сразу за аналогичную сумму купить ту же «восьмидесятку» и постепенно привести ее в порядок. Так, например, поступил обладатель нашего «эвакуатора». И не жалеет. На «Ниву» же смотрит как на недоджип.