Весь этот перегон казался одним большим дежавю: начиная от предложения вновь стать перегонщиком «Нивы» и заканчивая «переобувкой» машины перед стартом с зимней резины на летнюю, причем во все те же «атешки» Cordiant All Terrain. Да, сибирские испытания две покрышки истерли не менее чем наполовину, но два других колеса выглядели «почти как новые». Соответственно, их поставили спереди — чтобы первыми вступали в борьбу с аквапланированием и лучше удерживали отечественный внедорожный болид в скоростных поворотах федеральных трасс 😊
Как и в прошлом году, пока шла «переобувка», осмотрел подвеску и тормозные механизмы — перед дальней дорогой эта процедура совсем не лишняя. И как год назад, никаких особых замечаний осмотр не выявил: передние тормозные колодки в норме (задние на «Ниве», напомню, барабанные, поэтому без разбора ступицы их не осмотреть), чехлы шарниров целые, амортизаторы без потеков…
В Сибири «Ниву», напомню, активно испытывали грязевым таежным бездорожьем, а поездка на Байкал и вовсе закончилась повреждением одного из карданных валов. Поэтому как мог заглянул и под днище…
Кстати, несмотря на то что «Ниву» считают одним из прародителей современных кроссоверов, в шиномонтажках ее относят к внедорожникам! А потому стоимость «переобувки» составляет немалые 2600 рублей (в прошлом году в Москве за те же услуги отдал 2500). Однако абсурдность этого видна и сотрудникам шиномонтажа, поэтому запросив поначалу как за внедорожник, в итоге с меня взяли как за кроссовер, за что еще раз говорю спасибо.
Проверил и уровни техжидкостей. И если моторное масло было чуть выше середины между метками на щупе, то вот тосол плескался ниже отметки «Min.». Охлаждающую жидкость сразу пополнил из найденной в багажнике початой литрушки с тосолом. Масло на долив также нашлось, но его решил долить, если в том возникнет необходимость, в дороге, поскольку в масляном аппетите наша «Нива» до сих пор замечена не была.
Что до внешности, то здесь к «Ниве» тоже есть замечания. Во-первых, никуда не делось топорщение переднего бампера в районе прилегания к крыльям. Однако за год потерял идеальное прилегание и задний бампер.
На правой задней боковине, стекле и фонаре остались следы скотча, которым фиксировали поврежденную дверь багажника.
Ну ладно, скотч так или иначе оттирается (надо только захотеть этим заняться тому, кто будет ездить на машине). Но почему мои коллеги не заявили по страховке замену лобового стекла? Ведь мы обращались в нашу (бывшую нашу — вряд ли мы будем новый полис оформлять там же…) страховую компанию по поводу повреждения кардана. Заявить о сколах и трещине на лобовом стекле — дело пары лишних строчек на бумаге, причем повреждение стекла в дороге полностью соответствует понятию «страховой случай»…
Ну и, конечно, как не обойти вниманием плафон салонного освещения?! Он стал выпадать практически сразу, как только я пригнал машину в Иркутск и передал ее коллегам. Я не знаю, что послужило причиной его первого «падения», но вот нормально закрепить его обратно не получается сразу по двум причинам: слишком слабые защелки-фиксаторы и податливость панели потолка, не позволяющая должным образом их защелкнуть. Причем кто-то из сибирских тестеров попробовал зафиксировать плафон двусторонним скотчем. Удачей это не завершилось и скотч остался на обрамлении потолочной рамки уродливым «колхозом» ☹
А вот в движении «Нива» неожиданно порадовала. Нет, принципиально быстрее и динамичнее она не стала: разгон до «сотни» по-прежнему занимает около двух десятков секунд, передачи надо «вдавливать» и даже «вбивать», а руль все так же не знает четкого «ноля», при этом требует немалого усилия при вращении на парковках и ноет гидроусилителем при доворотах «в упор». Мало того, при движении по прямой он весьма заметно отклонен вправо.
Однако былой тугости в машине уже нет. Проведенный «чип-тюнинг» избавил двигатель от значительных колебаний температуры и повысил эластичность мотора на низах. Не заметил я только обещанного снижения оборотов холостого хода на прогретом двигателе: после бодрого движения по трассе остановка перед светофором или в пробке даже без допнагрузки в виде работающего кондиционера заставляет мотор молотить в районе тысячи оборотов.
А вот что надо делать точно, так это менять трансмиссионную жидкость в коробке, раздатке и редукторах. С той, что залита с завода, машина откровенно не едет: на трассе доходило до того, что на затяжном спуске можно даже не на передаче — на «нейтралке»!!! — катиться за фурой, идущей на моторном тормозе! Соответственно, одна только трансмиссия добавляет не менее литра к расходу топлива «Нивы».
Кстати, что с расходом у нашего Тревела? Да все примерно так же, как и год назад: по трассе чуть менее десяти литров, если пытаться ехать «быстро» (то есть держать хотя бы 90-100 км/ч), и около девяти литров (а то и того меньше), если расслабленно катиться в пределах 80 км/ч. Но с таким темпом все равно приходится то и дело уворачиваться от обгоняющих его торопыг, которым медленная «Нива» мешает успевать к очередным родам хомячка. Да, я много раз помогал себя обогнать, подсказывая возможность такого маневра «поворотником» (или смещаясь правее, если позволяла ширина асфальтированной проезжей части), но кто от легковушки такой помощи-подсказки ждет заранее, если даже грузовики редко помогают обогнать себя? К слову, чаще всего подсказывают возможность обгона фуры в Сибири, реже на Урале, и совсем этого не делают на юге — на Ставрополье и Кубани: видимо, близость к Кавказу не позволяет снизойти до лишнего взгляда в зеркало и движения пальцем по левому подрулевому рычажку ☹ Ну а беда «Нивы» в том, что ее не боятся так же, как большую фуру и, соответственно, чаще подрезают при обгонах или делают обгон впритирку к левому борту — как на видео ниже:
Кстати, еще до старта, в Иркутске, «Нива» подверглась «агрессии» со стороны Ford Kuga, который не рассчитал боковой дистанции. По счастью, сложившееся зеркало Форда уберегло и его, и зеркало «Нивы» от повреждений, поэтому разошлись сразу, как только стало понятно, что ущерба нет. Еще бы водитель Форда извинился за инцидент — можно было бы и совсем не вспоминать о нем…
К слову, еще один эпический торопыга попался на выезде из Волгограда: он также не совсем корректно опередил «Ниву», после чего едва не впилился в остановившийся на светофоре автобус…
Теперь немного о дороге. В первый день удалось проехать около 1200 км — во многом из-за того, что в Восточной Сибири дороги приведены в хорошее состояние и очень мало тормозящих движение ремонтируемых участков. Даже три железнодорожных переезда удалось пройти практически без ожидания.
На второй день стали появляться ремонтируемые участки с реверсивным движением, из которых самым проблемным представлялся участок на границе Кемеровской и Новосибирской областей. Накануне навигатор даже предлагал объехать этот участок через Юргу, но 1 мая, когда я доехал до этого места, здесь обошлось без серьезных заторов.
А на подъезде к Новосибирску я на «Ниве» умудрился поймать первый и пока, к счастью, единственный штраф за превышение скорости. Но не надейтесь: «Нива» не стала спорткаром: зафиксированная камерой-треногой скорость составила всего 75 км/ч при лимите в 50.
Но и это — настоящая «засада», не имеющая ничего общего с безопасностью движения. Как раз на этом участке я сделал фотографию происходящего: в преддверии ремонта на бетонку проезжей части нанесли временную оранжевую сплошную разметку, которая будет разграничивать встречные потоки, и, конечно, поставили временные знаки ограничения скорости. При этом ремонт еще не был начат, движение осуществлялось по штатной схеме, а камера, настроенная на временное ограничение, уже работает!
Что интересно, о штрафе я узнал через два дня в установленном на смартфоне приложении «Дром Штрафы». А вот на официальном сайте ГИБДД опять проводились какие-то работы (или админ начал праздновать майские праздники?), и информация о нарушении так и не появилась...
Вообще, хочется еще раз высказаться по поводу временных ограничений и их соблюдения. Когда эти самые ограничения выставляют заранее или оставляют надолго после окончания работ на дороге, водители видят, что причина ограничений еще не наступила или уже устранена. Соответственно, смысла в соблюдении требований временных знаков, по сути, еще или уже нет. Их начинают игнорировать и привыкать к этому игнорированию. В итоге, когда ограничение на самом деле требуется соблюсти, то его уже почти никто не соблюдает — потому что до этого было слишком много неоправданных ограничений, ненужных, бессмысленных. И пока не будет строгого контроля со стороны ГИБДД за установкой временных знаков, будет продолжаться и их дискредитация там, где они действительно нужны…
И еще пара слов про организацию и предупреждения на дороге. На Ставрополье массово применяются контурные фигурки детей возле пешеходных переходов. Увидев такое впервые, я интуитивно топнул по тормозам — так как фигурка школьницы на краю «зебры» из-за едущего впереди автомобиля появилась по-настоящему неожиданно. Потом был еще переход с фигуркой, потом еще и еще… А я поймал себя на мысли, что однажды вместо фигурки может оказаться настоящий ребенок. Как быстро водитель поймет, что у края «зебры» не очередная «обманка», а человек? Скажете, надо всегда проявлять внимательность у перехода! Согласен. Только делать это надо и без фигурок-манекенов, которые очень быстро начинают только увеличивать опасность для пешеходов-детей ☹
Но вернемся к нашей «Ниве». В первые три дня пути удалось суммарно проехать порядка 3700 км, после чего темп движения заметно снизился. Во-первых, я понял, что график движения соблюдается и даже немного опережается, поэтому можно снизить темп для более комфортной езды. А во-вторых, начиная с Урала стали попадаться наиболее масштабные участки ремонта и реконструкции дорог, а также откровенно разбитые места, до которых ремонт еще не добрался.
Некогда самый разбитый участок транссибирской трассы между Курганом и Ишимом теперь отремонтирован и никаких проблем не доставляет. Настала очередь трассы М5 через Уральские горы, где начаты работы по прокладке новых участков дороги, со срезкой гор и возведением путепроводов. Много ремонта на участке между Уфой и Самарой. Но самая разбитая дорога встретилась после съезда с М5 на дорогу к Саратову и Волгограду в районе Сызрани — там даже на «Ниве» надо сбрасывать скорость и выбирать траекторию движения, где поменьше ям и колдобин. Однако надо отдать должное машине: пробить подвеску не получилось ни разу! И это — самый большой плюс «Нивы», за который ее любят в российских регионах. Даже славящийся своей подвеской Дастер не сможет так же уверенно и долго штурмовать подобные разбитые дороги!
В калмыцких степях удивили… продавцы патриотических сувениров, которые ходят вдоль ожидающих зеленого сигнала перед реверсивной полосой машин. И все это — посреди степи, где до ближайшего поселения не один десяток километров!
На Ставрополье и Кубани попробовал использовать штатный навигатор «Нивы» (до этого я лишь изредка поглядывал в смартфон, так как почти всю дорогу от Иркутска как минимум до Тольятти знаю уже наизусть). Но быстро отказался от этой затеи, поскольку штатная навителовская навигация «Нивы» то и дело теряла связь со спутниками. Можно было бы списать все на ограничения в работе GPS, да только подобное было и в прошлом году, когда в отношении России еще не вводили столь жестких санкций.
В последний — шестой — день пути мне оставался всего лишь доезд от Армавира (где была очередная ночевка) до Новороссийска — менее 400 километров. До сих пор для подобного расстояния требовалось порядка ¾ объема топлива в баке. Однако после заправки «до полного» в Армавире в Новороссийск удалось приехать с доброй половиной бака! Скорее всего, связано это с относительно невысокой скоростью движения через кубанские станицы и, возможно (только не смейтесь!), благодаря отсутствию встречного ветра! Да, до сих пор почти весь путь ехать приходилось согласно небезызвестному «Закону езды на велосипеде», гласящему, что «куда бы вы ни поехали, это всегда в гору и против ветра» 😊
Итог перегона: пройдено примерно 6200 км за пять с половиной дней, потрачено на бензин 30 979 рублей, «потеряно» около полулитра охлаждающей жидкости, масло в двигатель не доливалось, серьезного износа шин не отмечено, иногда начинает негромко резонировать салонный пластик в районе блока управления «климатом» и разъема прикуривателя и по-прежнему не держится потолочный плафон освещения. Про штраф я уже говорил. На постах ДПС машину остановили лишь однажды — на въезде в Тольятти (стандартная проверка документов). К слову, больше всего постов дорожной полиции встретилось в последний день пути, в Краснодарском крае.
Что ждет нашу «Ниву» дальше? Точные планы мне неизвестны. Я вновь прощаюсь с машиной, но теперь уже без уверенности, что не придется с ней встречаться вновь. К тому же в нынешних условиях может так статься, что, будучи одной из наиболее локализованных моделей на российском авторынке, «Нива» окажется и самой востребованной. Плохо ли это? Скажем так, Niva Travel — не самый печальный вариант в случае вынужденного автомобильного импортозамещения. По крайней мере, эта машина, на мой взгляд, не сильно хуже Весты и однозначно комфортнее и надежнее Патриота… то есть UAZ Patriot. Главное, чтобы в Тольятти не остановились на имеющемся и несмотря ни на что продолжали не только локализацию старого, но и создание нового. Ну и, конечно, всем ровных дорог! 😊
«Нива» и ОСАГО
Пока Нива восстанавливалась физически, истекал срок действия ее «бумажной» составляющей, а именно страховых полисов по ОСАГО и каско. Собственно, после того как машина покинула кузовной сервис, ездить на законных основаниях ей оставалось недолго — считаные дни. Но поскольку конкретных планов на «житье-бытье» в ближайшую перспективу еще не складывалось, решено было пока с этими делами повременить (а в гараже можно постоять и без страховок).
Правда, теперь возникали препоны другого рода — бюрократические. Сам факт того, что полисы не были пролонгированы, а после перерыва должны были заключаться заново, уже мог привнести определенные сложности с необходимостью предоставления машины на осмотр, обязательного наличия доверенности-оригинала и так далее. Но главное — это «логистика» в документообороте. Дело в том, что опыт покупки дромокаров в Москве на юридическое лицо, офис которого «с печатью» находится на другом конце страны, в свое время мог подразумевать кучу хлопот и отнимать немало времени. В частности, при страховании Renault Arkana оформленный полис на оригинальном бланке нужно было отправлять по почте в офис собственника автомобиля (на кого он зарегистрирован), где ставили печать и потом уже отправляли бланк обратно.
Сейчас все «разрулилось» по-другому, достаточно ровно и быстро. Во-первых, по команде «сверху» программу страхования упростили только до оформления обязательного полиса ОСАГО — для перегона машины в другой регион это сочли достаточным минимумом. Во-вторых, страховать разрешили в той же компании, в которой был оформлен полис ОСАГО после покупки автомобиля, то есть в САО «РЕСО-Гарантия». Да, в той самой, где после ДТП с дверью досадно насчитали и выплатили денежную сумму меньше, чем понадобилось в натуральных условиях ремонта. И в третьих, в этой компании новую процедуру страхования провели все же без проволочек.
Только по звонку, основываясь на прежней базе данных, выставили счет на сумму 8544 рубля. После оплаты выслали электронный пакет документов в составе заявления, полиса ОСАГО и копии, со своими печатями, после чего они были конвертированы в офисе владельца автомобиля, где поставили печати, сделали цветные сканы и переправили обратно в страховую. После всего надо было только прибыть в офис регионального отделения страховой компании и забрать копию полиса с их «синей» печатью. Причем никаких документов от «забирающего» лица как представителя владельца автомобиля не требовалось: ни паспорта, ни доверенности. «Ну а кто еще может приехать за этим полисом?».